Выдержка из текста работы
Сбалансированность бюджета является главным и основным принципом построения бюджетной системы в целом. Сбалансированность — это равенство его доходной части и его расходной частей, если же равенство не будет достигнуто, то появится дефицит или же наоборот профицит бюджета. H
Бюджет любого государства должен быть сбалансированным, а значит расходы бюджета не должны превышать доходов. Тем не менее, в силу воздействия различных социально-экономических, природных и иных факторов, возникает ситуация, когда расходы превышают доходы.
В условиях реформирования бюджетной системы России проблема оценки сбалансированности бюджета приобретает особое значение. Построение сбалансированного бюджета является основой поступательного и стабильного развития экономики России и одним из приоритетных направлений бюджетной политики, реализуемой на федеральном уровне.
Для целей анализа сбалансированности бюджета в работе необходимо опираться на показатели структуры и структурных сдвигов, расчет которых осуществлялся по данным о состоянии доходов и расходов федерального бюджета.
По сути, причиной несбалансированности является и государственный долг, который государство должно выплачивать. Обслуживание государственного долга (оплата процентов заимодателям) является очень тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
РФ реализует поиск действенных путей реформирования межбюджетных отношений. В настоящее время, бесспорно, есть необходимость создания научно-обоснованного финансового механизма балансирования бюджетов. При этом большое значение обязательно должно иметь качество сбалансированности их бюджетов.
В актуальности выбранной темы данной курсовой работы, нет сомнений, она заключается в том, что бюджет по сути инструмент регулирования государства, который воздействует на хозяйственную деятельность, а также необходим для осуществления государством мероприятий, которые занимаются стимулированием экономики, разработкой антикризисных мероприятий и решением возникших социальных проблем, поэтому сбалансированность бюджета является одной из важнейших задач финансовой политики страны.
Целью данной курсовой работы является: изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов, значения сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть такие понятия как «сбалансированный бюджет», «профицит бюджета», «бюджетный дефицит».
2. Изучить бюджетный дефицит и какие источники его финансирования существуют.
3. Проанализировать причины возникновения профицита бюджета в начале 2000-х годов.
Объектом исследования является бюджет.
Предметом — сбалансированность бюджета.
Базой для написания курсовой работы послужили нормативные акты, регулирующие деятельность бюджета РФ, учебники авторами которых являются: Нешитой А. С., Поляк Г, Б., Маркина Е. В., Князев А. Г., Чернецов С. А. и другие выдающиеся деятели, а также статьи в специализированных изданиях, посвященные проблемам бюджетной политики и сбалансированности бюджета.
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Основные понятия сбалансированности бюджетов
Сбалансированность бюджета — по сути равное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Это обозначает, что все расходы бюджета компенсированы его доходами, можно сказать, расходы уравновешены доходами.
В случае, когда доходы значительнее расходов, то это именуется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Но на деле чаще всего расходы превосходят доходы. В этом случае появляется дефицит. Бюджетный дефицит, образовывает отрицательное сальдо. Происходит превышение расходов над доходами.
Дефицит бюджета может быть вызван разнообразными причинами. В одном случае государство может намерено идти на увеличение дефицита бюджета. Это совершается в целях стимулирования экономической активности и повышении спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В целом, мы видим, что повышаются расходы бюджета или снижаются его доходы, появляется дефицит. Но этот дефицит умышленно создан государством. Такой дефицит именуется структурным дефицитом. HA
Есть и циклический дефицит. Это спад производства, он случается на стадии кризиса и является по сути плодом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства и все это ведет к дефициту.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, в свою очередь пассивный — в результате снижения налоговых ставок и иных поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат.
Таким образом, сбалансированность бюджета — один из важнейших принципов формирования и исполнения бюджета, заключающийся в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета, вот к чему должно пытаться стремиться всякое государство в мире, а также РФ.
1.2 Сбалансированность бюджетов для экономики и финансовой системы
Как было выше сказано сбалансированность бюджета является одним из важнейших принципов бюджетной системы любого государства и РФ.
Данная проблема рассматривается в экономической теории с трех сторон. В соответствии с первой концепцией, пропорциональность должна быть ежегодной. В целом стремление всеми способами бороться с отрицательным сальдо, не делая государственных займов, может спровоцировать отрицательные последствия для экономического состояния любой страны. К примеру, можно взять предполагаемое увеличение безработицы. Снижаются доходы населения, сокращаются налоговые отчисления. Стремясь получить сбалансированность бюджета, правительство должно или повысить налоговые ставки, или сократить расходы страны. Как вариант, могут быть применены обе этих меры. Вследствие данных мероприятий возникнет еще большее уменьшение совокупного спроса и продолжающийся экономический спад. Такого рода бюджетно-финансовая политика направлена исключительно на решение текущих затруднений. При этом она не позволяет решить перспективные задачи. В 1992 году правительство Гайдара проводило политику, которая основывалась на концепции значительного снижения госрасходов на социальные нужды, таким образом пытаясь уменьшить дефицит бюджета. В результате не удалось ни устранить отрицательное сальдо, ни прекратить спад производства.
Пропорциональность в течение экономического цикла. Согласно этой концепции, сбалансированность бюджета достигается совместно с осуществлением антициклического воздействия. Во время спада правительство проводит стимулирующую политику. Она состоит в снижении налогов и увеличении госрасходов. Другими словами, правительство сознательно повышает дефицит, стимулируя рост совокупного спроса и экономический подъем. В период прироста государство осуществляет сдерживающую политику, повышая налоги и снижая расходы. В результате возникает профицит. Положительное сальдо идет на покрытие дефицита во время спада. Но такое обеспечение сбалансированности бюджета имеет и отрицательную сторону. В частности, в данном случае не учитывается неодинаковость подъемов и спадов по продолжительности и глубине. Такие периоды достаточно сложно спрогнозировать. К примеру, глубокий и продолжительный спад может сменяться незначительным и коротким подъемом. В таком случае устранить бюджетный дефицит не удастся, он станет цикличным.
Третья концепция: второстепенность. Сторонники этого подхода считают, что в первую очередь необходимо стимулировать экономический рост. При этом сбалансированность бюджета отодвигается на второй план, выступая в качестве следствия основных мероприятий. Реализация данной идеи может сопровождаться как стойким профицитом, так и устойчивым отрицательным сальдо. Такая картина, например, типична для финансовой системы некоторых стран Европы и США.
Можно сказать, что незначительное отрицательное сальдо выступает в качестве «лекарства», стиму……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 3.12.2012 г. №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». РФРФ
3. Бюджетное Послание Президента РФ от 28.06. 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
5. «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (утв. Министерством финансов РФ).
6. Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.
7. Барулин, Г.В. Финансы: учебник / Г. В. Барулин. — М.: Кнорус, 2011. — 640 с. РФ
8. Бюджетная система РФ: Учебник / под ред.Д.Б. Поляка. — 3-е изд.; перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 703 с.
9. Изабакаров, Л.Г. Бюджетная система Р.Ф.: учеб. пособие / Л. Г. Изабакаров, Ф. И. Ниналалова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. — 272 с.
10. Кабанцева, О.Г. Финансы: учеб. пособие / О. Г. Кабанцева. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 348 с.
11. Колесов А.С. О сущности эффективной финансовой политики // Финансы . — 2012.- №9. — с.57-60.
12. Курченко, Л.Ф. Бюджетная система РФ. Субфедеральный и местный уровни: учеб. пособие / Л. Ф. Курченко. — М.: Дашков и К, 2012. — 252 с.
13. Лупей, Н.А. Финансы: учеб. пособие / Н. А. Лупей, В. И. Соболев. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. — 400 с.
14. Малиновская, О.В. Финансы РФ: учеб. пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 320с.
15. Мнацакаян А.Г., Рябцев С.В. Перспективы реформирования системы финансирования общего бюджета Европейского Союза. // Финансы и кредит. 2013. №1 — С,2-13.
16. Нешитой, А.С. Бюджетная система РФ: учебник / А. С. Нешитой. — 10-е изд.; испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2012. — 336 с.
17. Федоров В.А., Бурик О.В. Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса. // Финансы и кредит. 2010. №15 — С.24-28.
18. Финансы РФ: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 735 с. — (Золотой фонд российских учебников).
19. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — 2-е изд.; перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. — 496 с. Р
20. Финансы: учебник / под ред. В.Г. Князева, В.А. Слепова. — 3-е изд.; перераб. и доп. — М.: Магистр, 2012. — 656 с. РФ
21. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд.; перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 735 с.
22. Чернецов, С.А. Финансы: учеб. пособие / С. А. Чернецов. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. — 576 с.
23. Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе РФ в экономической литературе. // Финансы и кредит. 2010. №43 — С.53-62.
24. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов. // Финансы. 2012. №3 — С.60-63.
25. Федеральная службы государственной статистики РФ: [Официальный сайт]. — URL: /www.gks.ru>. Доступ свободный.
26. Министерство финансов РФ: [Официальный сайт]. — URL: /www.minfin.ru>. Доступ свободный.