Содержание
1.Назовите характеристики совокупного товарного потока
2.Назовите и охарактеризуйте объект и субъекты сбытовой логистики
3.Задача
Специализация склада оптовой компании – хранение продовольственных товаров. Годовой грузооборот склада составляет 34 000 т при среднем сроке хранения пять дней. Площадь склада составляет 880 м2, высота потолка – 3 м, зона хранения составляет 60% от общей площади склада. Помещение склада не оборудовано стеллажными конструкциями, товар складируется на полу на паллетах евростандарта. Габариты европалеты – 1200х800 мм, высота паллеты с товаром – 1.8 м. При данном виде укладки нагрузка на 1 м2 площади складирования равна 0,5 т.
Руководство компании приняло решение об увеличении объема продаж до 50 000 т.
Вопросы:
1.Сможет ли склад торговой компании поддерживать увеличение объема продаж?
2.Определите требуемые дополнительные складские площади.
Выдержка из текста работы
Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне нее.
Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.
Возможно, опираться на ряд параметров финансового потока: доступность и ликвидность финансовых ресурсов, упорядоченность и подконтрольность движения финансовых средств, число и конкурентоспособность источников и потребителей финансовых ресурсов.
Чем крупнее логистическая система, тем более многочисленные и разветвленные в ней логистические цепочки и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления финансами дополнительно усложняется. Актуальными становятся структурирование потоков, определение их характеристик, факторов влияния, прозрачности.
К характеристикам финансового потока относятся объём, стоимость, время и направление.
Объем потока указывается в его документарном, электронном или каком – либо другом сопровождении в денежных единицах.
Стоимость потока определяют затратами на его организацию.
Время, как и направление финансового потока, определяют по отношению к организующему его предприятию. Различают входящие и исходящие потоки. Например, предоплата – входящий поток, а оплата поставок – исходящий поток.
Перечисленные характеристики финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах и движении материальных потоков. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики, потребностей предприятия и его места в логистической системе.
Следует ввести понятие финансовая операция – совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации – финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.
Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько эффективны воздействия на потоки. Можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходят неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока в единицу времени. При организации закупок, можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (входящий финансовый поток).
Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов в логистической системе.
Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обуславливает необходимость проведения их подробной классификации.
В основе классификации финансовых потоков лежат следующие признаки:
— отношение к логистической системе;
— направление движения; назначение;
— форма расчета;
— вид хозяйственных связей;
— способ переноса авансированной стоимости.
По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.
По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:
— Входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
— Выходящий финансовый поток начинается внутри логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.
По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:
— Обусловленные процедурами закупки товаров;
— Инвестиционные потоки;
— Материальные затраты, связанные с рабочей силой;
— Материальные затраты, обусловленные производственной деятельностью предприятий;
— Возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:
— Денежные потоки, характеризующие движение наличных средств
— Информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных средств.
По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые – между дочерними и материнскими коммерческими организациями.
1.2 Характеристика информационных потоков
Информационные поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций. Информационные потоки делятся на внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистической системой и внешней средой).
По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий – на магнитных носителях, в виде электронных программ и т.п. По времени возникновения и периодичности использования, информационные потоки бывают регулярные, периодические, оперативные, online, offline. По степени открытости и уровню значимости информационные потоки бывают открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.
По способу передачи данных:
— курьер,
— почта,
— телефон,
— телеграф,
— радио,
— телевидение,
— электронная почта,
— факс,
— телекоммуникационные сети.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, потребителю важна информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др., она является необходимым элементом потребительского логистического сервиса. Во-вторых, наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе. И, наконец, в-третьих, информация повышает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.
1.3 Характеристика сервисных потоков. «Три стороны в логистике фирмы»
Сервисные потоки – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Сервисные услуги могут оказываться, например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю. Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике.
Для фирм-производителей или торговых компаний эти стороны слудующие:
1-я сторона – поставщики материального ресурса или готовой продукции
2-я сторона – потребители готовой продукции
3-я сторона – логистические посредники
В зарубежной практике даже появился специальный термин ThirdPartyLogistics (3PL) – «третья сторона в логистике» или логистический посредник. Основными логистическими посредниками (третьей стороной), для фирм-производителя или торговой компании являются например, перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы. Вспомогательные логистические посредники – это страховые и охранные предприятия, таможенные брокеры, сюрвейера, банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и др.
Несмотря на важность оказываемого сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками материального потока. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:
— Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.
— Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
— Сервис – деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
— Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.
— Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».
При этом могут возникнуть две ситуации:
1) если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик действительно может убедить покупателя в высоком качестве сервиса;
2) если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.
2. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита
2.1 Основные управленческие функции администрирования логистической системы
Логистический менеджмент в компании (когда она является «хозяином» логистического процесса) — это процесс администрирования логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (преимущественно с применением информационно – компьютерных технологий) для достижения целей логистической системы.
Перечислим основные управленческие функции администрирования логистической системы (они схожи с функциями менеджмента, любой компании):
— Планирование (стратегическое, тактическое, оперативное);
— Организация;
— Регулирование (принятие решений);
— Координация (межфункциональная и межорганизационная);
— Анализ;
— Аудит (внутренний и внешний);
— Контроллинг;
— Ценообразование.
2.2 Функции логистического анализа и аудита
Персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в общем по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.
С позиции логистики нас, прежде всего, интересует экономический и финансовый анализ. Данные такого анализа позволяют оценить принимаемые логистическими менеджерами решения, которые сказываются в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.
На уровнях фирмы можно выделить следующие задачи логистического анализа, например:
— Выполнение стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
— Соответствие логистического плана маркетинговому и производственному;
— Качество продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
— Эффективность выполнения отдельных логистических функций и работы отдельных подсистем, звеньев и элементов логистической системы;
— Эффективность использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, материальных ресурсов, живого труда;
— Производительность (продуктивность);
— Уровень технологической и технической базы логистического менеджмента;
— Эффективность логистической информационной системы и применяемых информационно – компьютерных технологий;
— Финансовый аудит;
— Составляющие логистических издержек;
— Влияние логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
— Логистические риски и разработка мер по их снижению;
— Поставщики, потребители, посредники с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
— Уровень координации, интеграции и взаимодействия фирмы и логистических посредников и т.д.
Простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке. В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и др. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико–экономического анализа производственно–хозяйственной деятельности. Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику логистической системы и ее внешней экономической среды.
Логистический анализ можно классифицировать по ряду признаков:
— По целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение комплексных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;
— По аспектам выделяют экономический, финансовый, технико– экономический, функционально–стоимостный, проблемно– ориентированный и другие виды анализа;
— По содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования логистической системы) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, звенья логистической системы) анализ;
— По уровню объектов анализ может охватывать логистическую систему в целом, отдельную подсистему, звено, элемент логистической системы; логистическую сеть, канал, цепь и т.п.;
— По субъектам логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;
— По периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;
— По характеру принимаемых решений анализ может быть предварительный, оперативный, текущий, итоговый, перспективный.
При проведении логистического анализа в фирмах применяется широкая гамма различных методов и приемов. Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики.
Среди наиболее распространенных в логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать:
— методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно– регрессионные модели, спектральный анализ и др.);
— функционально – стоимостный анализ;
— методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;
— различные эконометрические методы и модели;
— методы экспертных оценок.
Важную роль в администрировании логистической системы играют процедуры аудита, под которыми понимаются периодические проверки состояния отдельных компонентов логистической системы и эффективности выполнения логистических функций/операций. Система контроллинга может функционировать недостаточно эффективно, если допущены неточности в информационной базе. В этих случаях информация, полученная в ходе аудиторских проверок, служит как для корректировки базы данных контроля, так и для установления новых границ параметров настройки и контроля.
В логистическом менеджменте применяются разные виды аудита:
— общий функциональный аудит;
— аудит спроса и уровней логистического сервиса;
— аудит характеристик производительности и ресурсоотдачи;
— аудит логистических издержек и общий финансовый аудит;
— аудит запасов;
— аудит товарно-транспортной документации и т.д.;
Основой проведения аудита являются, прежде всего, данные бухгалтерского и корпоративного учета, финансовой и статистической отчетности фирмы. Для проведения аудиторских проверок в логистической системе применяются специальные документы, доклады персонала логистического менеджмента, периодические отчеты и т.п.
К числу наиболее важных для проведения аудита регулярных логистических отчетов относятся:
— отчет о затратах и сервисе (cost – service statement);
Отчет о логистических затратах и сервисе похож на финансовый отчет о прибылях и убытках фирмы. Этот отчет показывает соотношение годовых затрат в функциональных областях логистики: закупках и дистрибьюции, а также уровень логистического сервиса в текущем периоде времени по сравнению с предыдущим периодом и относительно конкурентов (средней отметки в данной отрасли промышленности). Уровни логистических издержек в представленной отчетности форме текущего года сравниваются с атратами предыдущего года и бюджетом. В результате проведения аудита определяются направления сокращения затрат прибыли.
— отчет о производительности /ресурсоотдаче (productivityreport);
Вторая ключевая форма, необходимая для ведения различных видов аудита, представляет собой отчет о производительности/ресурсоотдаче и характеризует эффективность логистического менеджмента. В данной форме дополнительно, как правило, отражаются следующие ключевые показатели:
* общие логистические издержки по отношению к объему продаж;
* отдельные составляющие логистических затрат по отношению к общим издержкам;
* логистические затраты (по группам) по отношению к стандарту или среднему уровню в данной отрасли;
* логистические затраты по отношению к соответствующим статьям бюджета фирмы;
* логистические ресурсы бюджета на текущий момент по отношению к прогнозирующим затратам.
* диаграмма выполнения логистического плана (performancechart).
Графики (диаграммы) выполнения логистического плана используются в основном для контроля и аудита в логистике поддержки производства, контроля качества сервиса, управления запасами. Они характеризуют динамику относительных показателей выполнения плана (индексы, оборачиваемость, процентные соотношения) методами математической статистики.
Кратко охарактеризуем некоторые основные виды аудита, применяемые при логистическом администрировании.
Общий функциональный аудит производится, как правило, не регулярно, чаще всего один раз в год для оценки правильности выполнения персоналом логистического менеджмента своих функций. В этом случае обычно назначается экспертная комиссия из персонала высшего менеджмента фирмы и сторонних консультантов. Комиссия оценивает выполнение персоналом своих должностных инструкций, результаты работы отдельных подразделений службы логистики за отчетный период времени, уровень качества и эффективности работы функционального персонала.
Специальный функциональный аудит осуществляется, как правило, сторонними логистическими консультантами и высшим менеджментом фирмы для оценки:
— соответствия логистической стратегии фирмы корпоративной (маркетинговой) стратегии;
— уровня удовлетворения требований потребителей к качеству логистического сервиса;
— соответствия характеристик логистического сервиса запросам и ожиданиям покупателей;
— уровня общих логистических издержек и их составляющих и т.п.
Для контроля эффективности управления запасами применяется специальный аудит запасов. Типичные системы контроля запасов (мониторинг) отслеживают уровни запаса для оценки спроса, пополнения, возврата, учета сверхнормативных и устаревших запасов. Однако могут быть случаи несовпадения между регистрирующими (вручную или автоматически) уровнями запасов и их текущими фактическими значениями на складе. Это может быть обусловлено ошибками персонала, сбоями компьютерных программ и другими причинами. Поэтому периодически (обычно в конце года) осуществляется аудит запасов, подобный процедуре инвентаризации.
Аудит товарно-транспортной документации и расчетов за операции транспортировки (включая собственно перевозку, экспедирование, погрузку-разгрузку и др.) осуществляется по определенным процедурам, принятым для бухгалтерского аудита, и вызван возможными ошибками персонала при оформлении документов, неправильным занесением данных в компьютеры и другими причинами.
Наконец, финансовый аудит проводится традиционными методами с привлечением сторонних аудиторов. В процессе этого аудита (обычно общего для всей финансовой деятельности фирмы) выделяются специальные разделы, связанные с проверкой финансовых результатов (затрат, цен, прибылей, убытков, рентабельности, ликвидности, устойчивости и т.п) работы логистического менеджмента.
Список используемой литературы
1. Логистика: Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А. — М.: ИНФРА-М, 2005.
2. В.И. Сергеев. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов М.: Инфра-М, 2005.
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. — М.: ИНФРА-М, 2001.