Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Основные положения учения В. Дильтея………………………………………4
2. Значение понимающей психологии…………………………………………….6
3. Основные положения учения Э. Шпрангера………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………………………….16
Выдержка из текста работы
Возрастная психология, или психологии раз¬вития, изучает возрастную динамику развития чело¬веческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющихся во времени. Таким образом, объектом возрастной психоло¬гии (ВП) являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.Задачи ВП: 1 )научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций; 2 )определение эталонов зрелости индивида, лично¬сти; 3) выявление актуальных и потенциальных возможно¬стей человека в разные периоды его жизни.
Кроме того, как и любая другая наука, психология развития выполняет функции описания, объяснения, прогноза и коррекции.Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полно¬те. К сожалению, очень многое в психологии разви¬тия находится именно на уровне описания. Объяснение развития предполагает выявление при¬чин, факторов и условий, повлекших за собой насту¬пившие изменения в поведении и переживании.
В основе объяснения лежит механизм причинно¬ следственной связи. Объяснение отвечает на вопрос почему это произошло раскрывая причины уже имеющегося следствия, и определяет факторы, его(следствие) вызвавшие.I Прогноз отвечает на вопрос «к чему это приведет?», указывая на следствия, вытекающие из данной при¬чины. Прогноз развития всегда имеет гипотетический характер. Коррекция развития есть управление им че¬рез изменение возможных причин.
И поскольку раз¬витие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качест¬венных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически не ограничены. Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возраст¬ной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся: онтологический, хронологический, структурно- динамический и каузальный.С онтологической позиции объект возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.
Хронологический аспект характеризует психи¬ческую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Возраст¬ная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и на¬правленность Хро¬нологический подход позволяет выявить не¬равномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.При структурно динамическом подходе раскры¬вается процесс структурообразования на разных уров¬нях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляются преемствен¬ность и качественные преобразования в развитии психики.
Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих раз¬витие движущих сил и условий индивидуальной эво¬люции человека. 1 )возрастная психология (делает акцент на воз¬растных особенностях психики); 2) психология развития (изучает сам процесс пси¬хического развития); Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного воз¬раста в другой; при этом изменения могут быть раз¬личными.
Среди них: 1) количественные — увеличиваются словарный за¬пас, объем памяти; 2) эволюционные — накапливаются постепенно, плав¬но, медленно; 3) качественные — усложняются грамматические кон¬структы в речи (от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию); 4) революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; , 5) ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении. Понятие возраста определяется как специфиче¬ское сочетание психики и поведения человека.
Возраст, или возрастной период это цикл детского развития, имеющий свою структуру и дина¬мику. Психологический возраст (Л. С. Bыгoтcкuй)¬ — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением ново¬образования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возрастная психология имеет академическое и практическое значение.Она позволяет, изучая эта¬пы развития, успешно реализовать прикладные на¬правления педагогики, социальной психологии, пси¬хологии личности.
В общей психологии исследуются психические функции восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.В психологии человека рассматриваются такие лич¬ностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, миро¬воззрение и так далее, а возрастная психология от¬вечает на вопросы, когда эти образования появляют¬ся у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной пока¬зывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, под¬ростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрос¬лого с разных сторон: возрастная психология — с точ¬ки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физио¬логией, педагогикой.
Стратегии исследования и методы возрастной психологии В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии: 1. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста.Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится). 2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента.
Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным); Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым); Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов.
Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы. 3. Стратегия формирующего эксперимента.
Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: — постановка цели; — планирование хода эксперимента; — проведение эксперимента (сбор данных); — анализ полученных экспериментальных данных; — выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных; В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа: 1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы. 2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы); 3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
История. Разделы. Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований В настоящее время разделами возрастная психология являются: детская психология, психология юности, психология. зрелого возраста; геронтопсихология.
Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида.Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.
Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л.С. Выготского.Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (П.Я. альперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.