Содержание
I. Научное и практическое значение криминологии
II. Структура личности преступника
1. К числу видных отечественных криминологов относятся (выберите несколько вариантов):
2. Какие из перечисленных идей принадлежат Протагору?
3. Что относится к факторам криминальной эволюции?
4. Вычислите коэффициент преступно на 10 тыс. населения в городах «А» и «Б». Определите где показатели выше. Обоснуйте свой ответ.
5. Прочтите описание преступления. Проведите виктимологический анализ:
— совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые повысили его виктимность?
— какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?
Гражданин Егоров продает квартиру, доставшуюся ему по наследству от матери. Он договорился с покупателями: оформляем за 17 тысяч рублей (такова оценочная стоимость по справке БТИ), а потом покупатель доплачивает еще 10 тыс. долларов.
При заключении договора купли-продажи нотариус внимательно следила, все ли деньги передали Егорову.
– Да, все в порядке. Получил все 17 тысяч рублей.
– Но квартиру можно продать дороже. Не хотели бы вы изменить цену?
– Нет, эта сумма меня вполне устраивает.
Когда все документы были оформлены и договор был должным образом зарегистрирован, покупатели пожали Егорову руку и пожелали успеха.
– А 10 тысяч долларов?
Какие 10 тысяч?
Выдержка из текста работы
4. Соотношение биологического и социального в личности преступника…………………………………………………………………………………….19
5. Особенности личности осужденного………………………………………………..24
6. Заключение……………………………………………………………………………………..28
7. Список использованной литературы…………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Криминология — учение о преступлении, о чем свидетельствует буквальный перевод слова (сrimen — преступление, logos — учение). Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?
Объектом криминологического изучения являются:
1) отдельные лица, совершающие преступления;
2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние, рецидивисты, т.п.;
3) различные криминологические типы преступников.
Одновременно криминологией изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях. Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Такого человека называют для краткости «преступник».
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
Понятие «преступник» используется только как формальное, т.е. отражающее не наличие у человека каких-то особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие важно отличать от другого: «преступный человек», используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике. В понятии «человек» воплощено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность — это «социальное лицо человека», то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия «личность преступника» следует иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление. Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Именно изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука «криминология». Криминология изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как закономерность преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.
Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности.
Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов. При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и этико-правовым исследованием.
Целью моей работы является изучение личности преступника с криминологической точки зрения, рассматриваются следующие вопросы: понятие личности преступника, соотношение социального и биологического в личности преступника, криминологическая характеристика личности преступника.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Личность преступника с точки зрения криминологии — это термин, предназначенный для обозначения человека, совершившего общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, но не только. Сам факт совершения преступления, безусловно, характеризует личность как антиобщественную. Но он не исчерпывает и не объясняет всего ее содержания. «В человеке, совершившем преступление, необходимо видеть, — писал К. Маркс, — … нечто большее, чем правонарушителя… Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв?”
Объяснить поведение преступника, раскрыть причины, которые привели его на скамью подсудимого, найти эффективные пути и средства предупреждения преступления можно только при глубоком изучении того, что характеризует преступника как личность. Вот почему проблема личности преступника составляет важную часть предмета криминологии, а также педагогики и психологии.
Следует заметить, что криминология изучает личность преступника на 3 уровнях:
— обобщенный (общее понятие личности преступника);
— групповой (различные категории и типы преступников);
— индивидуальный, здесь изучается конкретный субъект преступления.
На обобщенном уровне разрабатывается общее понятие личности преступника — как личности, виновно совершившей общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовного наказания. Общее понятие личности преступника характеризует все социально-психологические черты и признаки, связи и отношения свойственные всем преступникам.
На групповом уровне рассматриваются общие признаки и свойства, связи и отношения, присущие различным категориям и типам преступников (например, личность вора, убийцы, хулигана, грабителя, вымогателя и т.д.).
На индивидуальном уровне изучается конкретная личность, как лицо, виновно совершившее данное преступление. На этом уровне, имеется возможность влиять больше индивидуальных признаков личности преступника, разобраться в механизме совершения преступления.
Изучая признаки, которые в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами повлияли на совершение данным лицом общественно опасного посягательства, мы получаем возможность наиболее полного выявления и устранения причины такого поведения. Здесь уместно вспомнить слова известного русского юриста Познышева С.В., который писал: «Для того чтобы мстить и пугать, не надо много изучать человека, но для того, чтобы воспитательным образом серьезно повлиять на преступника, нужно знать многое такое о его личности, что дается лишь систематическим научным наблюдением».
При этом решаются следующие задачи:
1) установление условий нравственного формирования личности (в семье, школе, на производстве, среди ближайшего бытового окружения, связей, знакомств и т.п.) и оздоровление этих условий;
2) выявление криминологических обстоятельств конкретной жизненной ситуации, повлиявшей с учетом особенностей данной личности на совершение преступления, и устранение подобных обстоятельств;
3) анализ социально-психологических свойств субъекта (взгляды, навыки, привычки, содержание и уровень интересов и потребностей, особенности характера и т.п.) и индивидуальное перевоспитание данного лица.
Что дает такой уровневый подход к изучению личности преступника? Он помогает дифференцировать задачи, пределы и методы криминологического изучения личности преступника. Поэтому необходимо изучение:
а) для решения теоретических проблем криминологии — причин преступности, классификации преступников, системы мер предупреждения преступности и критериев их эффективности и т.д.;
б) для разработки методики анализа состояния преступности и мер борьбы с ними для практических органов (прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и др.);
в) для непосредственного планирования и организации борьбы с преступностью или преступлениями определенных видов в пределах определенной территории, отрасли, отдельного объекта и т………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю.М. Курс лекций по криминалогии. М.: ИГУМО, 2013.- 235с.
2. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.: Наука, 2011.- 263с.
3. Алексеева А.П. Криминология. Общая часть. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.- 132с.
4. Долгова А. И. Криминология. М.: Норма, 2012.- 59с.
5. Криминология. Учебник для юридических вузов / Под общей редакцией А.И. Долговой — М.: НОРМА-ИНФРА, М.: 2013.-124с.
6. Курганов С.И. Криминология: Учебно-методические материалы. М.: Юристъ, 2014.- 215с.
7. Криминология / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. — М.: изд Московского университета, 2012.- 157с.
8. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2013.-215с.
9. Ларичев Э.А. Васильев Ю.Г. Касперович А.Я. Казаков. Проблемы исследования личности преступника: Научный доклад. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012.- 72с.
10. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Зерцало, 2011.- 67с.