Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Органистическая и пантеистическая натурфилософия ренессанса…………4
2. Натуралистичность принципа тождества микро- и макрокосма у Парацельса………………………………………………………………………6
3. Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио………………………….8
4. Неоплатоническая натурфилософия Патриции……………………….……..11
5. Материалистическая натурфилософия Джордано Бруно……………………13
6. Жизнь и борьба Кампанеллы………………………………………….……….16
Заключение……………………………………………………………….……….18
Список использованной литературы…………………………………………….19
Выдержка из текста работы
Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. Для философии это время стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма(от греч. theos — Бог и лат. centrum — центр круга — теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага) к рационализму (франц. rationalisme, от лат.ratio-nalis-разумный, ratio -разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей, к исследованию мира средствами научного познания.)
Возрождение — период в истории культуры Западной и Центральной Европы XIV — XVI вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной» картины мира, отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения.
Возрождение — глубоко противоречивая культура, вобравшая в себя крайности: это увлечение Античностью, но и вместе с тем тщательнейшее изучение Библии. Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, является одной из особенности философии Кузанского.
Николай Кузанский — крупнейший европейский мыслитель XV века, родоначальник ренессансного платонизма, последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания. Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные и религиозные течения.
Философия Николая Кузанского представляет интерес и в наши дни. Ведь в своем творчестве он соединял культурное наследие Средневековья и зарождавшуюся культуру Ренессанса; значение его философских и научных идей имеют огромное значение для истории мировой культуры. Этим обуславливается выбор творчество Кузанского для анализа и рассмотрения в работе.
1. Общая характеристика эпохи
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, — Возрождения — стала Италия.
Термин «Возрождение» (фр. Renaissance — возрождение — период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.)) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.
Основными чертами культуры Возрождения являются:
— антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;
— гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; культурное движение эпохи Возрождения.
— модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности — возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.
Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.
Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение) — (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
Почему классическая страна Возрождения — Италия? На Апеннинском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали складываться новые экономические отношения. Благодаря своему географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Итал……..
Список использованной литературы.
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
2. Гребенник Е.А. Николай Коперник. — М.: Наука, 1973;
3. История философии в кратком изложении: пер. И.И.Богута, — М., 1991.
4. Кузанский Николай. Избранные философские сочинения. М., 1937.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975. стр. 322.
6. Николай Коперник. О вращении небесных сфер, М.,1964. — 534с.
7. Перевезенцев С. В. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2001.
8. Ревякина, Н.В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения [Текст]/Н.В. Ревякин — Иваново, 2009.
9. Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. М., 1972.
10. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
11. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
12. Энциклопедия юриста. Энциклопедический словарь. -М.: 2005.