Содержание
1 Национальная экономика и кругооборот доходов и продуктов
2 Основные макроэкономические показатели
3 Практическое задание
4 Библиографический список
Выдержка из текста работы
Поднациональной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупностьвсех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многостороннимиэкономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексевыступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ,услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данногообщества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальнаяэкономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1.Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежнойединицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2.Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общимвоспроизводственным контуром.
3.Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняетрегулирующую и координационную роль.
Внациональной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион илигосударство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес.Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами:каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствуетдостижению наибольшего блага для всех.
Национальнаяэкономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости черезобеспечение:
1.Стабильного роста национального объема производства;
2.Высокого и стабильного уровня занятости;
3.Стабильного уровня цен;
4.Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названныецели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономическогорегулирования.
Имиявляются:
— фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговуюсистему и расходы государства);
— денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставкупроцента, резервную норму и другие инструменты);
— политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы ицен до декретного контроля);
— внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменногокурса).
Общими конечным результатами функционирования национальной экономики являютсяприращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществутоваров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских иматериальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатахэти показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась характеристика каждому изних.
Общейзакономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъемак спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия),который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторятьсяначиная с 1825 г.
Цикличностьрыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основойцикличности является физическое обновление основного капитала, хотянепосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и преждевсего, денежно-кредитные потрясения.
Еслипериодичность обычных кризисов составляет — 7- 12 лет, коротких циклов — 3-4года, то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны соструктурным обновлением технологического способа производства.
Кризисысопровождаются безработицей, расстройством денежной системы, банкротствами,ухудшением жизни населения.
Нарядус теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономическогоравновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки(А. Смит, Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современныхэкономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономическогоравновесия и его поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения,накопления и потребления, а также между производством средств производства ипроизводством предметов потребления. Главным механизмом самонастройкиэкономических связей считается механизм свободной конкуренции.
2. Сущность и функции финансов
Современныймир — это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Имипронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность намеждународной арене.
Впроцессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончаянациональной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежныхсредств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виденаличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихсяна банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Системаобразования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечениипроцесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупностьэкономических отношений, возникающих между государством, предприятиями иорганизациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи сдвижением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны,разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которуюосуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ междуэкономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организмафинансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своихестественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойтидо этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупностьхозяйственных связей и экономических отношений.
Финансоваясистема включает три основных звена: государственные финансы, финансы населенияи финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансыпредприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.
Государственныефинансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета ивнебюджетных фондов. Государственный бюджет — это годовой план доходов ирасходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнятьэкономические и социальные функции (а в последнее время и политические).Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов(области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждениегосударственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер.Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставитьбольше средств в своем распоряжении.
Внебюджетныефонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются внесистемы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионныйфонд, фонд социального страхования и др.
Бюджетсостоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночнойэкономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов спредприятий и населения.
Остальнаячасть поступает от использования государственной собственности,внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает всебя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение,социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону,государственное управление.
Вусловиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится напринципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей сполучением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции «Об экономическойроли и функциях современного государства». В Украине налоговая системанаходится еще в стадии становления.
Соотношениедоходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть инеравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией, при которой расходыпревышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегдасуществует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательныеявления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением,другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшаетусловия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит недолжен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% ипокрывается за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов — 33%, внешних займов- 44%. Естественно, эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от нихнезначительны.
3. Фискальная политика государства и ее влияние наобъем национального производства
Подфискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянноевмешательство государства в экономические процессы и явления с цельюрегулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сференалогообложения, направленных на формирование доходной части государственногобюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики,обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежногообращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год снулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения, а, следовательно, и свысоким его платежным спросом, что в свою очередь обеспечивает экономическийрост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективнаяфинансовая политика государства, которая всегда подвижна и нацелена наразрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственнойактивности предпринимателей, мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, синфляцией и т.п.
Вразвитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валовогонационального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такиесредства позволяют проводить структурную перестройку производства, осваиватьновейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-техническиепрограммы.
Процессстановления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивойобстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль захозяйственной деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основуналоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестициив сферу материального производства, капитал сосредоточился вторгово-посреднической сфере, которая приняла криминальный характер.Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджетусумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньшепоступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной, чтоначинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственногореестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларированиедоходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологиюнаселения, непривычной к четкой записи своих доходов и расходов, а такжестарушек и инженеров, торгующих семечками в местах массового прохода ископления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около нихналогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.
Воснову фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:
— основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю,имущество, капитал, доходы физических и юридических лиц и прибыль юридическихлиц;
— косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственногопроизводителя, ограничения потребления отдельных видов товаров, а также напредметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
— применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости отвеличины получаемого дохода;
— ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.
4. Влияние потребления и инвестиций на объемнационального производства
Теоретическоеобоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английскогоученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошлакак теория государственного регулирования экономики, основными элементамикоторой являются потребление, сбережение, инвестиции, то есть модельсовокупного спроса.
Совокупныйспрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы накапиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных ипотребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов,расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические)факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход — больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличениюпотребления по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходовскрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельнаясклонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет наприрост потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов иприбыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестицийоказывает существенное воздействие на объемы производства и национальногодохода.
Сбереженияи инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор итот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда источником инвестицийявляются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основныминвестором стало само населения, а источником их инвестирования являются егосбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты такактивно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.
Носбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит отнормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала вэлектронную промышленность обещает 15% прибыли, а покупка Государственныхценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине), то кудапойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государствоза счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и лататьсвои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае небудет.
Сбережения- это возрастающая функция процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем вышеуровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения,тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.
Ростинвестиций ведет к росту производства и национального дохода, вызываетвовлечение в производство дополнительных рабочих, увеличивается занятость, а сней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключаетсяв том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального доходаобщества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций, тоесть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости.Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращениюзанятости.
Намакроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением приростанационального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установленииэффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровьенаселения.
Рыночнаяэкономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. Всложной развитой экономике это функция государства, при этом его вмешательстводолжно быть обсчитано как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то естьнаучно обоснованно.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.aup.ru/