Содержание
Задача №1. Написать уравнения зависимости напряжения и силы тока от времени для электроплитки сопротивлением 50 Ом, включенной в сеть переменного тока с частотой 50 Гц и напряжением 220 В.
Задача №2. При каких фазах в пределах одного периода мгновенное значение напряжения равно по модулю половине амплитудного?
Задача №3. Неоновая лампа начинает светить, когда напряжение на ее электродах достигает строго определенного значения. Какую часть периода будет светить лампа, если ее включить в сеть, действующее значение напряжения в которой равно этому напряжению? Считать, что напряжение, при котором лампа гаснет, равно напряжению зажигания.
Задача №4. Конденсатор переменной емкости включен в цепь последовательно с лампочкой от карманного фонаря. Схема питается от генератора звуковой частоты ЗГ. Как изменяется накал лампочки, если: а) не меняя емкости конденсатора, увеличивать частоту переменного тока; б) не меняя частоту, увеличивать емкость конденсатора? ЗГ звуковой генератор источник переменного тока, частоту которого можно плавно изменять от 20 до 20 000 Гц.
Задача №5. Каково сопротивление конденсатора емкостью 4 мкФ в цепях с частотой переменного тока 50 и 400 Гц?
Задача №6. Конденсатор включен в цепь переменного тока стандартной частоты. Напряжение в сети 220 В. Сила тока в цепи этого конденсатора 2,5 А. Какова емкость конденсатора?
Задача №7. Последовательно с лампочкой карманного фонаря к ЗГ подключена катушка. Как изменится накал лампочки, если: а) не меняя частоту, поместить в катушку железный сердечник; б) уменьшить частоту?
Задача №8. Каково индуктивное сопротивление катушки индуктивностью 0,2 Гн при частоте тока 50 Гц? 400 Гц?
Задача №9. Катушка с ничтожно малым активным сопротивлением включена в цепь переменного тока с частотой 50 Гц. При напряжении 125 В сила тока равна 2,5 А. Какова индуктивность катушки?
Задача №10. Лампы (рис. 107) питаются от ЗГ. При некоторой частоте накал ламп одинаков. Как изменится их накал, если частоту: а) увеличить; б) уменьшить?
Выдержка из текста работы
Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психология, психология взрослого человека, а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
Обратимся к возрастной периодизации. С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются, прежде всего, конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют саморазвитие и принципы обучения.
Объективные, исторически обусловленные реальности существования человека по-своему влияют на него на разных этапах онтогенеза в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления».
Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального развития» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью. Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.
В современном обществе молодые люди вступают в трудовую деятельность в различном возрасте. Достаточно часто этот период — подростковый, когда психологически личность еще не сложилась. Именно в этот период подросток учится осмысливать складывающиеся ситуации, как в учебной, так и в трудовой деятельности. Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворения этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания.
Глава 1
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст — самый короткий по астрономическому времени период. Именно в этом возрасте подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности.
Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают.
Конечно, вещи — среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.
Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров (не только данайцы были опасны своими дарами); под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные) и тому подобные трансформации мира вещей.
В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии.
Современный «отроческий бизнес» не только не решает проблемы «Подросток в мире вещей», но по-своему порабощает подростка.
Отрочество — период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм — первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы».
Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.
Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает.
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения — со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.
До инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию;
моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления.
Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели- весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели.
Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства — и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.
Ранняя юность — это начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Ранняя юность — это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни: между нормами морила, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни.
Ранняя юность — это период осознания и принятие человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей. Это — начало подлинно взрослой, сложной как внутренне, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации.
Все это представляет обучающегося как уже вполне взрослого человека, способного самостоятельно принимать важные для себя решения.
1.2 Психологическая характеристика работоспособности
Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:
— инженерно-психологических
— гигиенических характеристик
— средств (орудий)
— содержания
— условий и организации конкретной деятельности
— системы психолого-физиологического прогнозирования
— формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.
Работоспособность человека — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Уровень работоспособности отражает:
потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;
мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период
Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.
Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.
Динамика работоспособности
В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.
Динамика работоспособности имеет несколько стадий:
· Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.
· Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.
· Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.
· Стадия восстановления работоспособности — характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:
— текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов
— срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы
— отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы;
— медико — психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.
Психологическая проблема туда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди «Зачем мне трудиться?» Сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.
Ответ на обозначенный вопрос каждый человек ищет для себя самостоятельно. Определив какой-то смысл трудовой деятельности, человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс.
Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Более того, даже представители творческих профессий, вызывающие восхищение , а иногда и зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым сеть, чем гордиться. И дело не в том, что им не всегда удается реализовать свои творенья, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества и коллег не всегда бывает справедливой… В итоге труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась.
Получается, что неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих психологических, жизненных проблем.
Профессиональная деятельность — это, прежде всего трудовая деятельность. Полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные «предрассудки» о труде.
Идеал «легкого труда». Таким идеалом мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе, не напрягающий свою память, не переживающего и не волнующегося за свою работу и т. п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Ведь именно способность переживать, мучиться, рисковать, мобилизовывать волю отличает человека от машины, от робота.
Наивный антиэнтропизм. Проявляется в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые схемы. Но тогда не остается места для творчества. Любая реальная общественная и психологическая система находится в движении, а части этой системы находятся в противоречии. Это и обеспечивает настоящую жизнь с ее проблемами и сложностями.
Душевная «слепота». Проявляется в неспособности «сопереживать и совеселиься другому человеку» (по А.Н. Радищеву).
Презумпция превосходства «ученого» над «практиком». Проявляется в том, что те, кто считают себя «учеными» начинают учить «практиков». Хотя последние часто имеют гораздо больший опыт решения тех или иных человеческих проблем.
С возникновение в социалистические времена коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (самостоятельная цель), что позволяет выделить новую единицу — отдельное трудовое действие.
В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия. Для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык.
На основании представлений К. Маркса о специфичности труда человека В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности:
ь Предметно-действенный (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»)
ь Физиологический (как «функции человеческого организма»)
ь Психологический (как осуществление сознательной цели, появление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.)
Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:
§ Образ объекта труда
§ Образ субъекта труда
§ Образ субъетк-объектных и субъетк-субъектных отношений
Также им были выделены психологические признаки труда:
Ш Сознательное предвосхищение социально ценного результата
Ш Сознание обязательности достижения заданного результата
Ш Сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности
Ш Сознательная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях
Если человек за рамками своих непосредственных обязанностей совершает какое — либо полезное действие, соответствующее всем намеченным выше признакам, то этот человек трудится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания.
Важно выделить «золотое правило психологии труда» — это правило организации взаимосоответствия элементов системы: «человек — предмет труда — средства труда — среда». Различные «исходы2 при реализации «золотого правила психологии труда» отражены в таблице.
Примерное соотношение человека и объективных требований труда, работы, профессии.
Уровни Самостоятельности человека в труде |
Возможные «исходы» соответствия (несоответствия) человека и труда |
||||
Согласование имеющихся возможностей |
Формирование потребных возможностей |
||||
Профотбор |
Подбор труда для человека |
Формирование ПВК человека |
Создание средств труда |
||
Самостоятельная активность без помощи специалистов |
«естествен ный» отбор кадров |
самостоя тельное профессион ное самоопре деление человека |
профессиональное саморазвитие и самообразование |
самостоятельное улучшение и рационализа ция условий и средств труда |
|
Самостоятельная активность в условиях оптимального научного обслуживания |
профотбор на научной основе |
профконсультация |
специально организован ное профессиональное образование |
специальное проектирова ние эргатических систем(инженерная психология) |
|
Человек рассматривается как некомпетентный и пассивный |
профотбор как «отсев» непригодных |
профконсультация с позиций «жесткого» управления человеческим фактором |
направлен ное «жесткое» формирова ние ПВК |
Проектирова ние эргатических систем как «вытеснение» человека из этих систем |
При создании средств труда при самостоятельной активности человека в условиях оптимального научного обслуживания достаточно часто применяют специальное проектирование — инженерную психологию.
Инженерная психология — научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина». В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы. Как отмечает Ю.К. Стрелков, «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда, но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности.
Выделяют следующие основные задачи инженерной психологии:
· Методологические задачи — определение предмета и задач исследования; разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке
· Психофизиологические задачи — изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора
· Системотехнические задачи — разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ
· Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепление связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
v Принцип гуманизации труда
v Принцип активности оператора
v Принцип проектирования деятельности
v Принцип последовательности
v Принцип комплексности
Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии, по А.А. Крылову. Согласно основной концепции инженерной технологии на первом этапе в основном использовался опыт других наук «для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда». На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах.
Главная идея основной концепции инженерной — общность закономерностей процессов управления живых и неживых системах. Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а реализация этих функций — преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру, количество информации выражается через ее разнообразие.
Выделяют разные уровни информационных отношений:
· «натуральный» обмен информации
· речевой уровень
· общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют.
Существуют следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:
1. гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека
2. высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ
3. быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ
4. сложность ремонта и обслуживания компьютерной техники
5. тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека
6. компьютеризация человеческого мышления
1.3 Психологическая характеристика утомления
Утомление.
Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе
Умственное утомление — физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.
Физическое утомление — физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.
Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.
Биологическая роль утомления чрезвычайно высока. Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.
Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности, например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения. Чтобы повысить работоспособность можно применить способ релаксации — расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.
Быстрота утомления зависит от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (например: при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и. т. д.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.
Существует классификация клинических проявлений утомления по Волкову В. Н.:
Легкое утомление — состояние, которое развивается даже после незначительных по объёму и интенсивности мышечной работы;
Острое утомление — состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке;
Перенапряжение — остро развивающее состояние после однократно предельной нагрузки на фоне снижения функций организма;
Переутомление — это уже патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.
Переутомление
Переутомление — накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления — это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма
Переутомление — это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.
Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости — это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.
Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Длительная напряженная умственная работа снижает возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам — только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Объект наблюдения |
Утомление |
|||
Незначительное |
Значительное |
Резкое |
||
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное; реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют |
|
Поза |
Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула |
|
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
|
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
работоспособность утомление учебный подростковый
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.
Глава 2. Исследование
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности обучающегося. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В подростковом периоде такая негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение требует от обучающихся значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность обучающихся.
Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1) противоречия между большим объемом учебной информации и дефицитом времени на ее освоение;
2) между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
3) между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии обучающихся.
Подростковый возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Подростковый возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в училище связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии обучающихся.
К ним относятся целый ряд обстоятельств, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но, в совокупности, дающие отрицательный эффект.
В числе причин такого явления следующие:
1) Резко отличающиеся от школьных, методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива
3) Ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового.
На психофизическом состоянии обучающихся отражаются также субъективные и объективные факторы.
К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.
Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка.
Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность обучающихся претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день
Учебный день обучающиеся, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 — 3 часа, в процессе чего функциональное состояние обучающихся характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.
Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность обучающихся характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, лабораторные занятия, практические занятия и другие)
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
Учебные занятия |
Отдых |
Самоподготовка |
Работоспособность обучающихся в течение учебного дня
Учебная неделя
Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, подготовка и сдача зачета.
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
Работоспособность обучающихся в учебной неделе. Пунктиром отмечено явление конечного порыва
Полугодие и учебный год
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце полугодия, когда обучающиеся готовятся и сдают зачеты, пишут контрольные срезы, работоспособность начинает снижаться. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления
начало |
конец |
каникулы |
середина |
экзамены |
||||||
середина |
экзамены |
начало |
конец |
каникулы |
1 полугодие |
2 полугодие |
Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности обучающихся в учебном году.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
В образовательном учреждении ГОУ НПО НП-50 г. Новокузнецка мною были проведены исследования, где была рассмотрена взаимосвязь работоспособности обучающихся от утомляемости в течение учебного дня, дня производственной практики, учебной недели.
Исследования были проведены в группе №217 3 курса профессия «Ремонтник горного оборудования». В группе 27 человек (юноши 1994 — 1991 годов рождения).
Расписание учебного дня:
1. Горное дело
2. Горное дело
3. Ремонт горного оборудования
4. Ремонт горного оборудования
5. ТБ
6. ТБ
7. Физическая культура
8. Физическая культура
Работоспособность на уроках в течение учебного дня
Работоспособность в течение дня производственной практики в мастерских училища
Работоспособность обучающихся в течение учебной недели
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменов является своего рода испытанием организма обучающихся. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Заключение
Проанализировав взаимосвязь работоспособности и утомления, можно сделать следующие выводы.
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление , конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.
В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности обучающихся в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.
Литература
1. Мухина, В.С. Возрастная психология, [Текст] / учебник для студентов вузов — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 456 с.
2. Немов, Р.С. Психология, [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд.цнтр ВЛАДОС , 2001. — кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
3. Абдурахманов, Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию, [Текст] / — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 303 с.
4. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческое достоинство, [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 480 с.
5. Технологии личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] /tehnology.com.ru. — Режим доступа : htpp: // www.tehnology.com.ru. — 01.11.2011/
6. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М. : Мастерство, 2002. — 282 с.
Размещено на