Выдержка из текста работы
Курсовая работа посвящена изучению темы налога на прибыль и перспективы его развития в России. Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня каждое предприятие выбирает для своей деятельности оптимальную систему налогообложения. В большинстве случаев им приходится уплачивать налог на прибыль.
Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Получение прибыли — непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация —рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и
финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.
Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.
Цель работы — изучить налог на прибыль и перспективы его развития в России.
Задачи для достижения поставленной цели следующие:
— разобрать историю возникновения и развития налогообложения прибыли в России, его экономическую природу, характеристику и плательщиков данного налога.
— проанализировать основные перспективы развития налогообложения прибыли в РФ, современные проблемы.
1. История возникновения и развития налогообложения прибыли в России
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.
Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.
Налог на прибыль предприятий и организаций — основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г.
Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий.
Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».
Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы — годы военные.
Налогу подлежали:
— предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % наосновой капитал;
— подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
— лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.
Не подлежали налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.
Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.
Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.
В действовавшем на 1916-17 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.
Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.
Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).
Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:
1. с предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. — 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч — 60%;
2. с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% — ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала — 50% суммы прироста прибыли.
Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.
1.2 Характеристика налога на прибыль, его место в доходах бюджета
Налог на прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю. Доход каждого производителя облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятия необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, культуры и т.п.
В Российской налоговой системе налог на прибыль организаций и предприятий занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из самых главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля налога на прибыль уступает лишь доле налога на добавочную стоимость.
Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2012 год прогнозируется в сумме 253313,8 млн. рублей (0,5 к ВВП).
В основу расчета поступления налога на прибыль организаций принят прогнозируемый на 2012 год объем прибыли в целях налогообложения, сформированный исходя из отчетных данных Федеральной налоговой службы о налоговой базе за 2010 год, ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2010 году и объема прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, представленного в составе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Общий объем прибыли для целей налогообложения на 2012год прогнозируется в сумме 8853239,4 млн. рублей (17,57% к ВВП).
В расчет налога на прибыль организации указанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (168477,3 млн. рублей). С учетом корректировки прибыли для целей налогообложения составит 8684762,1 млн. рублей (17,24% к ВВП).
Поступление налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20%, 15% и 9%, прогнозируется на 2012 год в сумме 83036,5 млн. рублей. Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставки, отличающимся от общеустановленных, произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
В результате сумма налога на прибыль организаций с учетом уровня собираемости (93,4%), сложившегося в 2010 году, и дополнительного поступления налога по перерасчетам, произведенным по итогам за 2011 год, планируется в размере 228 176,4 млн. рублей.
1.3 Плательщики, ставки налога, их характеристика и сроки уплаты налога в бюджет
Налогоплательщиками являются российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, а также занимающиеся игорным бизнесом.
Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получают доходы от источников в РФ.
Кроме того, к плательщикам налога на прибыль не относятся:
- иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи — в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных мероприятий;
- организации, являющиеся официальными вещательными компаниями — в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:
- производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
- производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» — в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация. По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации.
Согласно Налоговому кодексу РФ, прибылью признается:
- для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
- для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
- для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определены ст. 309 Налогового Кодекса РФ).
Определение доходов и расходов.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией.
Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета и т.д.
Доходы, которые учитываются при налогообложении, подразделяются:
— на доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
— и на внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, и т.д.).
С января 2011 г.:
— бюджетные и автономные учреждения не учитывают в доходах предоставленные им субсидии, а казенные учреждения — выделенные им бюджетные ассигнования;
— казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания ими государственных или муниципальных услуг;
— затраты казенных учреждений, осуществленные в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
Расход — это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, указан в ст.251, а расходов, не учитываемых при налогообложении, — в ст. 270 гл. 25 НК РФ.
В 2012 году:
Применяется новая редакция ст. 262 НК РФ. В частности, в ней появился перечень затрат, относимых к расходам на НИОКР.
Не облагаются налогом на прибыль денежные средства, недвижимое имущество и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала некоммерческих организаций и возвращенные жертвователю или его правопреемникам.
Суммы возмещения работникам затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на покупку или строительство жилья можно учитывать в расходах и в 2012 г.
Затраты, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы, включаются в прочие расходы.
Налоговый период — календарный год.
Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.
Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.
Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).
Предусмотрены особенности определения налоговой базы по:
- банкам (НК, ст. 290-292);
- страховщикам (НК, ст. 293, 294);
- негосударственным пенсионным фондам (НК, ст. 295, 296);
- профессиональным участникам рынка ценных бумаг (НК, ст. 298, 299);
- операциям с ценными бумагами (НК, ст. 280, 281, 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);
- операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, ст. 301-305);
- клиринговым организациям (НК, ст. 299.1, 299.2)
- а также в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и видов полученных доходов.
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов.
Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (ст. 272, 273 НК РФ).
Налоговые ставки
Общая налоговая ставка составляет 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ.
Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. Однако в этом случае размер ставки не может быть ниже 13,5%.
Порядок исчисления и уплаты налога, авансовых платежей:
1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По общему правилу сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
2. По «умолчанию» сумма авансового платежа исчисляется, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала до окончания отчетного периода.
Суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате:
- в первом квартале текущего налогового периода принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода;
- во втором квартале — равной 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;
- в третьем квартале — равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа по итогам полугодия и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала;
- в четвертом квартале текущего налогового периода — равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа по итогам полугодия.
Если рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются не позднее 28-го числа каждого месяца данного периода.
Исчисленные ежемесячные авансовые платежи отражаются в налоговой декларации.
Декларация представляется по итогам каждого отчетного периода в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансовых платежей (например, за январь — до 28 февраля).
3. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, с которого он желает изменить порядок уплаты.
В этом случае авансовые платежи уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за тем, по итогам которого исчислен налог.
В этот же срок надо представить и налоговую декларацию.
4. Перечень организаций, которые обязаны уплачивать только квартальные платежи:
- организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) не превышала в среднем 10 млн. рублей за каждый квартал;
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- иностранные организации, работающие в РФ через постоянные представительства;
- некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
- участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах;
- выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Ежемесячные авансовые платежи внутри квартала указанные в перечне организации не платят. Они также не могут перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.
С января 2011 г. в этот перечень попали автономные организации.
5. Налог с доходов иностранных организаций от источников в РФ перечисляется налоговым агентом не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) указанным организациям денежных средств, или получения ими иного дохода.
Налоговые агенты определяют и удерживают налог по каждому получению иностранной организацией каких-либо доходов, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам предыдущего года представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730.
Форма налоговой декларации организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 07.04.2006 N 55н.
налог прибыль доход бюджет
2. Основные перспективы развития налогообложения прибыли в РФ
2.1 Современные проблемы функционирования налога на прибыль организаций
Необходимость проведения эффективной налоговой программы и принятие Налогового кодекса признается всеми. Однако работа в этом направлении ведется крайне слабо, а, следовательно, разработка и принятие Налогового кодекса полностью опять становится делом далекого будущего.
Оказывается, налог на прибыль служит для «стимулирования предпринимательства». Само по себе утверждение, что налог стимулирует предпринимательскую деятельность уже абсурдно. Как налог на прибыль «стимулирует», можно показать на пальцах. Чем больше фирма использует в своей деятельности ресурсов на единицу продукции, тем меньше прибыль, а, следовательно, и налог на неё. Чем меньше расходуется ресурсов, т.е. эффективнее работает предприятие, тем больше государственные изъятия с помощью данного инструмента «стимулирования». Это уже получается наказание за более эффективную работу. Нетрудно понять, что зачастую расходы на организационные и технические мероприятия, направленные на экономию ресурсов значительно превышают суммы налога на прибыль, т.е. делают модернизацию экономически не выгодной. Во всяком случаи в краткосрочном периоде. Утверждение, что налог на прибыль помогает решать социальные проблемы — точно уж является откровением. Ведь до сих пор считалось, что социальные проблемы помогает решать, во всяком случае, бюджетное финансирование, но никак не фискальная деятельность государства. Тем более что чем больше предприятие отчисляет средств государству — тем меньше у неё возможностей для решения социальных проблем своих сотрудников и членов их семей.
Если это означает применение для изъятия дважды одного и того же инструмента — налога на прибыль. То, возможно, этого и удаётся избежать. Попробуем на проблему двойного налогообложения взглянуть с точки зрения потребителя, т.е. последнего в цепочке движения товара. С точки зрения потребителя, который, в конечном счете, и является плательщиком любого из налогов, применяемых в стране как раз налицо двойное, или точнее многократное налогообложение. Рассмотрим другой пример. Фирма, занимающаяся автоперевозками, покупая бензин, фактически становится плательщиком налогов включаемых в цену горючего (налога на расходуемые ресурсы).
Чем больше расходуется горючего, тем больше сумма данных налогов, в тоже время налог на прибыль будет соответственно меньше. В случае если фирма вследствие реализации организационных или технических мероприятий сократит расход горючего, государство покроет свои убытки увеличением объёма налога на прибыль. Фирма от такой экономии скорее потеряет, чем выиграет. Как следует из приведённой автором схемы, в расходы фирмы включаются суммы начисленной амортизации.
Т.е. получается, налог на прибыль является одним из консервантов устаревших технологий и организации управления. Помогает в значительной степени сдержать рост более эффективных фирм, давая возможность администрациям бывших государственных предприятий «проедать» доставшееся им в подарок имущество добиться перелома в деле сбора налогов в нашей стране можно лишь тогда, когда будут учтены все экономические особенности налога на прибыль».
Мизерные доходы большей части населения, а, следовательно, низкий совокупный спрос, который тормозит и развитие производства, и его модернизацию и провоцирует всю совокупность социальных проблем. Состояние вновь созданных предприятий еще более плачевно. Вместо того чтобы развивать производство, они львиную долю своих средств вынуждены тратить на государственный контроль и регулирование. Весьма значительную лепту в этот негативный процесс вносит налог на прибыль предприятий.
Ответ напрашивается сам собой: Чтобы оправдать наличие кормушек для нескольких миллионов государственных служащих, в том числе и тех, что числятся на предприятиях, но фактически выполняют функции по государственному управлению экономикой. Как уже вскользь было замечено выше, налог на прибыль является одним из инструментов системы перераспределения производимых в стране материальных благ. На ряду с ним используются такие инструменты, как: все прочие виды налогов; таможенные пошлины; вменённые издержки (сертификация, лицензирование, обеспечение государственного контроля и т. д.); дискриминация цен; банковский кредит; денежная эмиссия; инфляция; девальвация; всевозможные льготы и т.д. Кроме того, немаловажную роль играет система распределения бюджетных средств. Одно дело, когда государство расходует изъятые у народа ресурсы на модернизацию производства, развитие науки и образования, и другое дело, когда всё тратится на прокорм миллионной армии служащих. Поэтому рассматривать вопрос о практике применения данного налога в отрыве от рассмотрения всей совокупности используемых инструментов перераспределения просто абсурдно. Было бы непростительно относиться к рассматриваемому налогу только как к инструменту, с помощью которого государство изымает произведённые материальные блага.
Налог — это ещё и система взаимоотношения человека и общества, общества и государства. Как бы не менялись налоги, в основе их лежит насилие. Будь то насилие, основанное на законе, или насилие беззакония. Ведь основные принципы налоговой системы заложены еще в эпоху рабовладения. Но даже если сравнить ситуацию, сложившуюся в нашей стране с ситуацией в других экономически развитых странах, то и здесь мы увидим принципиальное отличие.
Поэтому должны поменяться и система страхования (от социального налога к подлинно страховым платежам, то есть зависящим от объема и качества социальных выплат, а не от величины дохода). И система государственного регулирования экономической деятельности общества. И практика формирования бюджетов всех уровней, и т.д. Только в этом случае страна сможет выйти из затянувшегося кризиса. Только в этом случае эффективность экономической деятельности будет соответствовать современному уровню развития производительных сил. Только в этом случае нам удастся ликвидировать бедность.
2.2 Перспективы развития налога на прибыль организаций
В целях стимулирования инвестиционной активности организаций в НК РФ предусмотрена повышенная амортизация. Однако если имущество, к которому применена амортизационная премия, было реализовано в течение пяти лет с момента постановки на учет, то организация обязана восстановить на доходы ранее полученную премию. Поскольку данное ограничение, направленное против злоупотребления налогоплательщиками своими правами, является обременительным для добросовестных организаций, Минфин предлагает видоизменить эту норму следующим образом. Необходимо, чтобы суммы указанных капитальных расходов восстанавливались только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
Минфин предлагает восстанавливать суммы амортизационной премии только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
Эта мера позволит сохранить механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами. Кстати, и в прошлом году Минфин ставил такую задачу, но воплощения в жизнь она не получила и была перенесена на 2013 г.
Практически ежегодно в НК РФ уточняется порядок налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях. Связано это с углублением интеграции российского и мирового финансового рынков, а также с возникновением на рынке новых финансовых инструментов. Законом N 97-ФЗ решен ряд проблем по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
Как показала практика, введенная 01.01.2011 антикризисная мера, направленная на увеличение чистых активов акционерами или участниками организаций, оказалась избыточной. Фактически данная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество без налоговых последствий, что создает возможности избежания налогообложения. НК РФ формально легализует дарение между коммерческими организациями, что противоречит ст. 575 ГК РФ и сути предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах Минфин настаивает на исключении из НК РФ пп. 3.4 п. 1 ст. 251 в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.
Минфин предлагает уточнить порядок налогового учета мобилизационных расходов. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана. Однако, как показала практика, налогоплательщики включают во внереализационные расходы в том числе и те затраты, которые с экономической точки должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств, используемых в основной производственной деятельности.
Минфин предлагает сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации.
Установлено, что налогоплательщики злоупотребляют правом на применение повышающего коэффициента амортизации и включают в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, не только те средства, которые находятся в непосредственном контакте с агрессивной средой, но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта. Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, находятся в агрессивной среде, что позволяет применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.
В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будут внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении нематериальных активов, приобретении услуг, результаты которых используются в деятельности группы организаций, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций другой взаимозависимой с ней организацией. Эту возможность предполагается реализовать через предоставление плательщикам налога на прибыль организаций при соблюдении определенных условий права заключать соглашения о распределении расходов, устанавливающие основные принципы такого распределения.
2.3 Пример расчета налога на прибыль
С 1 января 2009 г. базовая ставка налога на прибыль составляет 20 %. Она состоит из двух частей: федеральной — 2,5 %, региональной — 17,5 %.
Ставка налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, является фиксированной и не может быть изменена.
Региональная ставка может быть понижена субъектом РФ в законодательном порядке, но не ниже 13,5 %.
Минимально возможная ставка налога на прибыль на территории РФ составляет 16,5 % (2,5 % + 13,5 %)
Расчет налога на прибыль производится по следующей схеме
Налог на прибыль = Налогооблагаемая прибыль * Налоговая ставка
Налогооблагаемая прибыль = Налогооблагаемые доходы — Вычитаемые расходы — Убытки прошлых лет
Пример:
ООО «Дубок» занимается производством строительных смесей. За I квартал 2009 г. выручка от продажи строительных смесей составила 1 770 000 руб., в том числе НДС 270 000 руб.
При производстве было использовано сырье и материалы на общую сумму 560 000 руб.
Заработная плата рабочих- 350 000 руб.;
ЕСН с заработной платы — 91 000 руб.;
Амортизация оборудования — 60 000 руб.
Кроме того, проценты по кредиту, учитываемые в целях налогообложения, за отчетный период составили 25 000 руб.
В прошлом году ООО «Дубок» получило налоговый убыток в сумме 120 000 руб.
Итого расходы за I квартал 2009 г.:
767 700 руб. ((560 000 руб. + 350 000 руб. + 91 000 руб. + 60 000 руб. + 25 000 руб.)
Налогооблагаемая прибыль за I квартал 2009 г. составит:
612 300 руб. (1 500 000 руб. — 767 700 руб. — 120 000 руб.)
Сумма налога на прибыль:
122 460 руб.(612 300 руб. * 20%),
в том числе сумма налога, перечисляемая в федеральный бюджет, составит:
15 307,50 руб. (612 300 руб. * 2,5 %)
сумма налога, перечисляемая в региональный бюджет, составит:
107 152,50 руб. (612 300 руб. * 17,5 %)
Заключение
Поставленные цель и задачи контрольной работы выполнены. Были рассмотрены основные вопросы, характеризующие налог на прибыль и перспективы его развития в России. В заключении можно сделать следующие выводы.
Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.
Налогоплательщиками являются российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, а также занимающиеся игорным бизнесом.
Налоговый период — календарный год. Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Совершенствование законодательства по налогу на прибыль организаций всегда имеет огромное значение как для государства, так и для налогоплательщиков. Прибыль является основным критерием успешности деятельности предприятия, своеобразным показателем эффективности его работы.
Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, (как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
Важной проблемой как российской, так и таджикской налоговой политики на современном этапе является рост собираемости налогов. Тем не менее, право предприятия на законное уменьшение своих налоговых выплат является неотъемлемой гарантией частной собственности. Это тем более важно, т.к. в ряде случаев наблюдается тенденция со стороны налоговых органов рассматривать легальное уменьшение налоговых обязательств предприятия как «уклонение от уплаты налогов».
Эффективность налогового регулирования предпринимательской деятельности с помощью налога на прибыль напрямую связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы вообще. Нарушение стабильности налогообложения стало одним из важнейших факторов сужения предпринимательства в производственной сфере и перетекания капитала в сферу непроизводственной деятельности, где переложение прямых налогов на потребителя с помощью увеличения цен осуществляется проще.
Налоговая система в целом и система налогообложения прибыли в частности должна быть гибкой и активно реагировать на конъюнктурные изменения в экономике.
Одна из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли — это ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация многочисловой и противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда.
Список использованных источников и литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. [Текст] — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 700 с.
2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Демешева Е.В. Налоговый учет. Анализ взаимодействия и противоречий налогообложения и бухгалтерского учета. — М.: «Аналитика-Пресс», 2010.-112 с.
3. Виссарионов А., Еланчук О. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии) // Проблемы теории и практики управления.-2009.-№5.-с.40-43.
4. Диков А.О., Разгулин С.В. О главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации// Налоговый вестник.-2009.-№9.-с.4-11.
5. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие для студ. экономических специальностей ВУЗов/ Рекомендовано Международной академией науки и практики организации производства.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011.-415 с.
6. Караваева И.В. Чего ждать от налога на прибыль?//Финансы.-2011.-№11.- с. 44-45.
7. Качур, О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.В. Качур. — М.: КНОРУС, 2009. — 304 с.
8. Кислов, Д.В. Налог на прибыль в примерах / Д.В. Кислов. — М.: Налог Инфо: Статус-кво 97, 2009. — 163 с.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для ВУЗов/ МГУ им.М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Кафедра социально-экономических проблем.-М.:БЕК,2009.-336 с.
10. Миляков И.В. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учеб пособие.-2-е изд., перераб. и доп./М.: Инфра-М, 20010.-304 с.-(Серия «Высшее образование»).
11. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов/ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2009.-576 с.
12. Налоги и налогообложение: учеб.пособие для студ. вузов / Т.А. Башкатова и др.; под ред. Г.Б. Поляка, А. Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 400 с.
13. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 НК РФ/ М.В. Истратова и др. — М.: Статус-Кво, 2011. — 544 с.
14. Налоговая политика России: проблемы и перспективы/ Под ред. И.В. Горского.- Финансы и статистика, 2009.- 288 с: ил.
15. Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран//Мировая экономика и международные отношения.-2009.-№2.-с.5-11;№3.-с.5-13.
16. Новоселов, К.В. Налог на прибыль 2007/ К.В. Новоселов; под ред. Т.Л. Крутяковой. — М.: АйСи Групп, 2009. — 255 с.
17. Перов, А.В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Перов, А.В. Толкушин; РОС_ИФА. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2010. — 810 с.
18. Скрипченко, В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — СПб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2010. — 496 с.
19. Стародубцева, И.В. Налог на прибыль. Сложные моменты/ И.В. Стародубцева. — М.: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2010. — 252 с.
20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: Инфра-М, 2011.-429 с.
Размещено на