Выдержка из текста работы
В наше время институт образования является одним из важнейших социальных институтов. Получение образования становится все более важным и престижным. Нельзя не отметить рост количества образовательных учреждений, в том числе и не государственных. Таким образом, можно сказать, что образовательные учреждения все больше становятся похожи на коммерческие предприятия. Сохраняя за собой свои основные функции, такие как развитие человека умственно, нравственно и физически, функция социализации, а также формирование профессионально-квалификационного состава населения, образование все больше и больше ориентируется на потребности индивидов. Образование становится своего рода товаром, которым индивиды хотят овладеть, преподавание закономерно становится образовательной услугой, что наиболее ярко выражено на примере частных занятий с репетиторами, востребованность которых неумолимо возрастает.
Образование является значимым как для общества в целом, так и для индивидов, являясь в современном мире одним из главных и основных « социальных лифтов». Таким образом, получение образования — своего рода средство достижения успешности, профессионализма, престижа — становится новой формой потребительского поведения — потребления образовательных услуг. Митина З. Н. Образовательные услуги как объект потребления.
С одной стороны сфера образования сама по себе оказывается под влиянием экономических и политических сфер общественной жизни, также нельзя отрицать влияние социальной и культурной среды: традиции национальные и религиозные накладывают свой отпечаток на модели образования, которые так отличаются в системах образования по всему миру.
К. Маркс, Э. Дюркгейм были сторонниками подхода, согласно которому экономика первична, а система образования и культура отходят на второй план, то есть они формируются исходя из существующих в обществе социальных ценностей и идеалов, а также экономического уклада. Овсянников А. А. Система образования в России и образование России// Мир России. 1993 . №3, С. 73
Другими словами человеческие качества — следствия экономической ситуации, а образование в данном контексте отвечает за выполнение социализирующей функции, а также отвечает за создание рабочих кадров и занимается продажей образовательных услуг.
Однако если рассматривать образование как отдельный социальный институт можно отметить, что образование является фактором, который отвечает за экономический и социальный прогресс общества. Улучшение образование влечет за собой повышение качества трудовых ресурсов, таким образом, способствуя развитию экономики, а знания, например, в юридической сфере способствуют укреплению правовой культуры человечества. В своей теории человеческого капитала Беккер говорил о необходимости капиталовложений именно в «человеческий фактор». Им были произведены расчеты того, насколько эффективным является образование. По мнению ученого, знания и квалификация имеют неоспоримую экономическую ценность, а необразованность является одним из важнейших факторов, негативно влияющих на экономический рост. Беккер Г. С. Человеческое поведение :экономический подход. Избр. Тр. По экономической теории/ Пер. с англ. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
На различных этапах истории отношение к образованию менялось в зависимости от экономического состояния страны. Так, во время экономического застоя в начале 70-х годов была популярна теория избыточного образования, которое не востребовано экономикой. Во время оживления в стране экономики в начале 90-х годов популярность получили теории, утверждающие первостепенность образования. H. А. Колганова Непрерывное образование к контексте экономических теорий образования // Проблемы науки и образования. — с. 405
На современном этапе образование является, на мой взгляд, не только показателем или фактором экономической деятельности государства, но и является формой дифференциации. В современно мире социальная стратификация определяется не только материальными возможностями и властью, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Многочисленные реформы в сфере образования связанные с введением платного образования не только в высших учебных заведениях или с нововведениями в форме самого образования и экзаменов (например, тестовая система ЕГЭ) повлекли за собой рост социального неравенства. Из общедоступного блага, направленного на массовое потребление, образование пришло к селективной модели, в которой доступ к нему открыт для людей с высоким социальным статусом или детей, с определенным уровнем интеллекта и одаренности.
В своей теории П. Бурдье писал о прямой связи между семейным статусом, культурным капиталом и успеваемостью человека в учебе. Однако он указывал на то, что дифференциация вызвана разницей в ценностно-ориентационных установках и уровне притязаний к образованию и духовных запросах индивидов. Burdien P. Cultural reproduction and Social reproduction / /Power and ideology in education/Ed by I Karabel, A. Halsey. New York. Oxford University Press, 1977
Тем не менее, молодежь из различных социально-профессиональных сред стремиться к получению образования и профессиональной квалификации с одинаковым рвением, обладая при этом идентичным набором личностных качеств.
Однако нельзя отрицать тот факт, что дети, чьи семьи имеют более высокий социальный статус и материально благополучнее, обладают привилегиями в получении качественного и престижного образования. «При существенном неравенстве происходит дифференциация молодежи на «сильных» и «слабых» с точки зрения жизненных шансов в сфере образования, на рынке труда и потребления». Г. М. Мкртчян. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социология молодежи.- 2005, С. 104 -112
Чтобы понять, действительно связано ли образование с экономической ситуацией и социальными, культурными и демографическими признаками, мне бы хотелось в первую очередь рассмотреть динамику потребления в сфере потребления образовательных услуг на различных его ступенях за последнее десятилетие.
Рассмотрев статистические данные о динамике цен в сфере образовательных услуг и потреблении данных услуг, а также определив разницу в потреблении по половозрастным и социально-демографическим признакам, можно будет сделать вывод об основных тенденции в потреблении и выявить, с какими социальными и экономическими явлениями могут быть связаны изменения в потреблении.
В первую очередь рассмотрим уровень образования населения на основании данных переписей населения 2002 и 2010 годов.
На основании данных об уровне образования населения можно сказать, что число людей, не имеющих начального общего образования, к 2010 году снизилось более чем на 480 тыс. человек. Однако численность имеющих общее образование на уровне начального (1-4 класс) и основного (9 классов) также значительно уменьшилась. Количество людей, получивших среднее общее образование, осталось практически неизменным.
В сфере же профессионального образования ситуация совершенно другая. Резко перестало пользоваться популярностью начальное профессиональное образование, с 15 тыс. человек количество сократилось до 6 тыс. человек. При этом потребность в получении среднего и высшего профессионального образования возросла. Таким образом, к 2010 году количество людей имеющих высшее профессиональное образование составило 27541 тыс. человек, если на 2002 год из 1000 лишь 160 человек имели высшее образование, то к 2010 году это число составило 234 человека. Число людей закончивших колледжи и техникумы, то есть получивших среднее профессиональное образование возросло на 4000 тыс. человек. См. приложение 1
Рис. 1. Уровень образования населения
Рассмотрим подробнее общее и профессиональное образование.
Согласно официальной статистике об образовании населения, общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях неумолимо снижалась с 2000 по 2008 год. Так, если в 2000/01 году количество студентов составило 20493 тыс. человек, к 2008/09 году этот показатель снизился до 13752 тыс. Последние годы численность в среднем практически не менялась — около 13, 5 тыс. человек. Однако в общеобразовательных учреждениях в городах и поселках городского типа численность обучающихся плавно увеличивается: за последние три года число учащихся увеличилось более чем на 300 тыс. человек. См. приложение 2
Рассматривая обучение в государственных и негосударственных учреждениях можно сказать, что за последние 10 лет численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях оставалась почти неизменной, небольшой спад произошел в 2007/08 году. В свою очередь численность тех, кто обучается в негосударственных общеобразовательных учреждениях, значительно возросла. Таким образом, к 2010 году количество учащихся увеличилась с 71, 3 тыс. человек в 2002 до 83, 5 тыс. человек. См. приложение 3
В сфере профессионального образования можно отметить следующую динамику: с 2000 года численность учащихся росла, наибольшие значения в среднем и высшем профессиональном образовании достигаются в период с 2007 по 2009 год, затем численность падает. На основании таблицы 1 значительные изменения можно отметить в численности студентов получающих среднее профессиональное образование в негосударственных учреждениях: в 2002 году их численность была равна 52,2 тыс. человек, к 2010 году она составила 97,7 тыс. человек. В негосударственных учреждениях высшего образования наблюдается та же тенденция: число студентов возросло с 470,6 до 1036,1.
Таблица 1
Образовательные учреждение среднего и высшего профессионального образования
Количество студентов (тыс.чел.) |
|||||||||
Учреждения профессионального образования |
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
|
Среднее профессиональное образования |
2360,8 |
2590,7 |
2514,0 |
2408,2 |
2244,1 |
2142,1 |
2125,7 |
2081,7 |
|
Государственные и муниципальные учреждения |
2308,6 |
2473,0 |
2388,9 |
2288,5 |
2136,1 |
2052,3 |
2026,8 |
1984,0 |
|
Негосударственные учреждения |
52,2 |
117,7 |
125,2 |
119,7 |
108,0 |
89,8 |
98,9 |
97,7 |
|
Высшее профессиональное образование |
4741,4 |
7064,6 |
7309,8 |
7461,3 |
7513,1 |
7418,8 |
7049,8 |
6490,0 |
|
Государственные и муниципальные учреждения |
4270,8 |
5985,3 |
6133,1 |
6208,4 |
6214,8 |
6135,6 |
5848,7 |
5453,9 |
|
Негосударственные учреждения |
470,6 |
1079,3 |
1176,8 |
1252,9 |
1298,3 |
1283,3 |
1201,1 |
1036,1 |
Учащихся в негосударственных учреждениях среднего и высшего профессионального образования стало меньше к 2010 году. Однако количество студентов государственных и муниципальных учреждений не прибавилось. В 2007- 2009 годах выявлен самый высокий показатель по количеству получающих высшее профессиональное образование в государственных учреждениях (более 6208 тыс. человек), к 2010 году показатель снизился до 5453,9 тыс. человек. См. приложение 3
Рассмотрим распределение населения по уровню образования, полу и возрасту.
По данным Всероссийской переписи населения на 2010 среди городского населения неграмотных среди мужчин и женщин старше 15 лет всего 2 на 1000, среди сельского населения безграмотных почти в 3 раза больше.
Не имеющих начального общего образования среди жителей сельской местности так же втрое больше (13 человек на 1000).
Число получивших общее образование среди сельского населения составило 520 человек из 1000, это вдвое больше, чем среди городских жителей, среди которых лишь 288 человек имеют общее образование. При этом мужчины в целом чаще имеют уровень образования не ниже общего, чем женщины.
Численность получивших высшее образование наоборот выше среди городского населения: 708 человек на 1000 среди городского населения, 480 среди сельского.
Наибольшее количество людей имеют среднее профессиональное образование и высшее образование со степенью специалиста. В профессиональном образовании по количеству преобладают женщины. При этом среди людей имеющих общее или профессионально образования чаще встречаются люди трудоспособного возраста или в возрасте от 16 до 29 лет. См. приложение 4
Рассмотрим динамику цен на образовательные услуги в период с 2002 по 2010 год.
На основании диаграммы, можно сказать, что за последнее десятилетие все виды образовательных услуг значительно подорожали. Значительнее всего выросли цены на обучение в высших учебных заведениях (с 2006 года цена за семестр выросла с 18024 рублей до 28211 в среднем) и средних специальных учебных заведениях (цена выросла на более чем на 7 тыс. рублей). Выросли цены и за посещение государственных учреждений, таких как детские сады и ясли. См. приложение 5
Рис. 2. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг в системе образования (на конец периода; рублей)
Несмотря на повышение цен на все образовательные услуги: детские сады, школы, колледжи, университеты, число детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях по причине материального положения в последние годы имело тенденцию к снижению, и после того как число таких детей достигло 115 человек в 2009 году, к 2011 году их число упало до 30 человек.
Если говорить о трудоустройстве специалистов по окончании образовательных учреждений, на основании таблицы 2 можно сделать следующие выводы: удельный вес тех, кто оказался без направления на работу в течение рассматриваемого периода снижался среди студентов получивших среднее и высшее профессиональное образование. Как описывалось ранее численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования значительно уменьшилась к 2010, однако проблему получения направления на работу это не решило, наоборот удельный вес тех, кто не получил направление на работу вырос почти на 5%.
Таблица 2
Распределение на работу специалистов, окончивших очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования
Образовательные учреждения |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
начального профессионального образования |
Выпуск квалифицированных рабочих и служащих, тыс. человек |
577,1 |
549,5 |
493,3 |
428,0 |
452,8 |
388,3 |
|
Численность выпускников, получивших направление на работу в организации, тыс. человек |
355,4 |
342,0 |
308,2 |
240,2 |
246,9 |
213,0 |
||
Удельный вес лиц, не получивших направление на работу, в процентах от выпуска |
38,4 |
37,8 |
37,5 |
43,9 |
45,5 |
45,2 |
||
среднего профессионального образования |
Выпуск специалистов, тыс. человек |
316,5 |
321,2 |
316,6 |
308,4 |
289,3 |
264,9 |
|
Численность выпускников, получивших направления на работу, тыс. человек |
101,0 |
111,4 |
115,3 |
103,1 |
94,5 |
90,3 |
||
Удельный вес лиц, не получивших направления на работу (включая самостоятельно трудоустроившихся), в процентах от выпуска |
38,4 |
36,6 |
35,0 |
32,3 |
32,6 |
33,0 |
||
высшего профессионального образования |
Выпуск специалистов, тыс. человек |
377,1 |
382,7 |
386,0 |
395,3 |
393,7 |
379,1 |
|
Численность выпускников, получив-ших направления на работу, тыс. человек |
186,7 |
196,1 |
204,5 |
199,6 |
186,1 |
180,2 |
||
Удельный вес лиц, не получивших направления на работу (включая самостоятельно трудоустроившихся), в процентах от выпуска |
33,9 |
32,1 |
30,9 |
29,4 |
31,0 |
30,5 |
образование цена специалист статистический
Обобщая все полученные результаты о потреблении в сфере образования можно сказать следующее.
Рассматриваемый мною период с 2000 по 2012 год характеризуется в общем спадом потребления в сфере образовательных услуг.
Общее образование характеризуется в данный период развитием негосударственных общеобразовательных учреждений, популярность которых набирает обороты. Все больше родителей предпочитают отдавать своих детей в частные школы, исходя из мыслей, что в частной школе ребенок будет уделено больше внимания, а уровень знаний, который он получит, будет выше, чем в государственных школах. Однако доступ к частным школам имеют далеко не все граждане России, таким образом, частные образовательные учреждения становятся признаком преимущественно элитной части общества, образование становится идентификатором социального статуса.
В профессиональном образовании тенденции следующие: начальное профессиональное образование в лице училищ спросом не пользуется, так как на современном этапе развития нашей страны профессии, получаемые в данных образовательных учреждениях, по мнению людей не востребованы и не оплачиваемы.
При этом в целом к 2010 наблюдается снижение численности учащихся в образовательных учреждениях. Данное снижение потребления в сфере образовательных услуг можно объяснить демографическим спадом 1992-1995 годов. Однако в наше время характерной чертой образования является его массовость, поэтому спрос на услуги в данной сфере будут пользоваться потребительским спросом. Тем не менее, рост цен на образовательные услуги негативно сказывается на потребление, значительно снижая его.
Список литературы
Митина З. Н. Образовательные услуги как объект потребления.
Овсянников А. А. Система образования в России и образование России// Мир России. 1993 . №3
Беккер Г. С. Человеческое поведение :экономический подход. Избр. Тр. По экономической теории/ Пер. с англ. — М.: ГУ ВШЭ, 2003
Колганова H. А. Непрерывное образование к контексте экономических теорий образования // Проблемы науки и образования.
Burdien P. Cultural reproduction and Social reproduction / /Power and ideology in education/Ed by I Karabel, A. Halsey. New York. Oxford University Press, 1977
Мкртчян Г. М.. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социология молодежи.- 2005
Приложение 1
Уровень образования населения
(по данным переписи населения)
Тыс. человек |
На 1000 человек, указавших уровень образования |
||||
2002 |
2010 |
2002 |
2010 |
||
Все население в возрасте 15 лет и более |
121300 |
121154 |
|||
В том числе имеют образование: |
|||||
Профессиональное |
|||||
высшее (включая послевузовское) |
19378 |
27541 |
162 |
234 |
|
неполное высшее |
3740 |
5388 |
31 |
46 |
|
среднее |
32929 |
36735 |
275 |
312 |
|
начальное |
15367 |
6535 |
128 |
56 |
|
Общее |
|||||
среднее (полное) |
21276 |
21468 |
177 |
182 |
|
основное |
16695 |
12933 |
139 |
110 |
|
начальное |
9350 |
6328 |
78 |
54 |
|
не имеют начального общего |
1200 |
712 |
10 |
6 |
|
не указали уровень образования |
1365 |
3514 |
Приложение 2
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях
(на начало учебного года; тысяч человек)
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
2012/13 |
||
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
20493 |
15559 |
14727 |
14103 |
13752 |
13619 |
13569 |
13654 |
13713 |
|
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
14389 |
10845 |
10271 |
9871 |
9698 |
9692 |
9761 |
9923 |
10046 |
|
в сельской местности |
6104 |
4714 |
4456 |
4232 |
4054 |
3927 |
3808 |
3732 |
3667 |
|
Из них численность обучающихся: |
||||||||||
общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) |
20013 |
15113 |
14291 |
13695 |
13363 |
13258 |
13244 |
13362 |
13445 |
|
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
13998 |
10497 |
9929 |
9557 |
9395 |
9405 |
9502 |
9690 |
9835 |
|
в сельской местности |
6015 |
4616 |
4362 |
4138 |
3968 |
3854 |
3742 |
3672 |
3610 |
|
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно |
480 |
446 |
425 |
408 |
389 |
360 |
325 |
292 |
267 |
|
в гоpодах и поселках гоpодского типа |
391 |
348 |
331 |
314 |
303 |
287 |
259 |
233 |
211 |
|
в сельской местности |
89 |
98 |
94 |
94 |
86 |
73 |
65 |
59 |
56 |
Приложение 3
Численность обучающихся учреждений общего и профессионального образования
(на начало учебного года; тысяч человек)
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
||
Численность обучающихся — всего |
26174,8 |
25451,6 |
24849,7 |
24444,9 |
23986,4 |
23391,3 |
|
Общеобразовательных учреждениях |
14787,8 |
14174,2 |
13825,4 |
13690,0 |
13642,4 |
13737,8 |
|
государственных и муниципальных |
14716,5 |
14102,9 |
13752,2 |
13618,8 |
13568,9 |
13654,2 |
|
негосударственных |
71,3 |
71,3 |
73,2 |
71,2 |
73,5 |
83,5 |
|
Учреждениях начального профессионального образования |
1412,7 |
1256,1 |
1115,2 |
1035,2 |
1006,6 |
921,0 |
|
Учреждениях среднего профессионального образования |
2514,0 |
2408,2 |
2244,1 |
2142,1 |
2125,7 |
2081,7 |
|
государственных и муниципальных |
2388,9 |
2288,5 |
2136,1 |
2052,3 |
2026,8 |
1984,0 |
|
негосударственных |
125,2 |
119,7 |
108,0 |
89,8 |
98,9 |
97,7 |
|
Учреждениях высшего про-фессионального образования |
7309,8 |
7461,3 |
7513,1 |
7418,8 |
7049,8 |
6490,0 |
|
государственных и муниципальных |
6133,1 |
6208,4 |
6214,8 |
6135,6 |
5848,7 |
5453,9 |
|
негосударственных |
1176,8 |
1252,9 |
1298,3 |
1283,3 |
1201,1 |
1036,1 |
|
аспирантуре и докторантуре |
150,3 |
151,8 |
151,9 |
158,8 |
161,9 |
160,8 |
Приложение 4
Распределение населения по уровню образования, полу и возрасту
(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года; на 1000 человек соответствующего пола и возраста)
Имеющие профессиональное образование |
Имеющие общее образование |
Не имею-щие начального общего об-разования |
из них негра- мотные |
||||||||||||
после-вузовское |
выс-шее |
в том числе по ступеням |
непол-ное выс-шее |
сред-нее |
нача-льное |
среднее (полное) |
основное |
начальное |
|||||||
бака-лавр |
специ-алист |
ма-гистр |
|||||||||||||
Городское и сельское население |
Мужчины и женщины в возрасте 15 лет и более |
6 |
228 |
10 |
213 |
5 |
46 |
312 |
56 |
182 |
110 |
54 |
6 |
3 |
|
Мужчины в возрасте 15 лет и более |
6 |
211 |
9 |
197 |
5 |
46 |
301 |
70 |
201 |
119 |
41 |
5 |
3 |
||
Женщины в возрасте 15 лет и более |
6 |
242 |
10 |
227 |
5 |
46 |
321 |
44 |
167 |
103 |
64 |
7 |
4 |
||
Городское население |
Мужчины и женщины в возрасте 15 лет и более |
7 |
270 |
11 |
253 |
6 |
54 |
330 |
47 |
164 |
86 |
38 |
4 |
2 |
|
Мужчины в возрасте 15 лет и более |
7 |
252 |
10 |
236 |
6 |
55 |
324 |
59 |
179 |
92 |
29 |
3 |
2 |
||
Женщины в возрасте 15 лет и более |
7 |
283 |
11 |
266 |
6 |
53 |
334 |
38 |
152 |
83 |
46 |
4 |
2 |
||
Сельское население |
Мужчины и женщины в возрасте 15 лет и более |
3 |
111 |
7 |
102 |
2 |
23 |
263 |
80 |
233 |
176 |
98 |
13 |
7 |
|
Мужчины в возрасте 15 лет и более |
3 |
100 |
6 |
92 |
2 |
22 |
240 |
101 |
260 |
190 |
75 |
9 |
6 |
||
Женщины в возрасте 15 лет и более |
3 |
121 |
7 |
111 |
3 |
24 |
284 |
62 |
209 |
163 |
118 |
16 |
8 |
Приложение 5
Средние потребительские цены на отдельные виды услуг в системе образования (на конец периода; рублей)
Год Образовательная услуга |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Посещение детского или ясли-сада, за день |
33,87 |
37,24 |
45,20 |
53,44 |
54,86 |
56,97 |
|
Обучение в негосударственных дневных общеобразовательных учебных заведениях, за месяц |
4793 |
5755 |
6844 |
8135 |
9421 |
10002 |
|
Обучение в средних специальных учебных заведениях, за семестр |
9873 |
10841 |
12118 |
13149 |
13982 |
16517 |
|
Обучение в негосударственных высших учебных заведениях, за семестр |
16320 |
18096 |
20754 |
22389 |
22984 |
24794 |
|
Обучение в государственных высших учебных заведениях, за семестр |
18024 |
20033 |
22857 |
24556 |
25520 |
28211 |
|
Занятия на курсах иностранных языков, за академический час |
84,85 |
99,50 |
119,23 |
135,80 |
148,21 |
181,84 |
|
Занятия на курсах профессионального обучения, за академический час |
56,33 |
62,57 |
68,35 |
76,99 |
82,21 |
79,70 |
Размещено на