Содержание
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Понятие, предмет и метод муниципального права…………………………..4
2. Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения…6
3. Система и источники муниципального права………………………………10
4. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина…………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………………17
Выдержка из текста работы
Введение…………………………………………………………………….. Понятие, предмет и принципы муниципального права РФ………………… 1. Понятие отрасли муниципального права…………………………………. 2. Предмет и метод муниципального права…………………………………. 3. Система муниципального права…………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. |
3 4 4 6 9 12 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений.
В то же самое время муниципальное право — особое право, отличное от всех отраслей права. Оно выступает в виде совокупной связи юридических норм и имеет свой предмет.
Актуальность темы работы связана с тем, что попытка подхода к муниципальному праву как к типичной отрасли права и перенесение на него категорий последней является несостоятельной ни с научной, ни с практической точек зрения, так как при подобном подходе не учитывается специфика самого муниципального права.
Основные особенности муниципального права проистекают из того факта, что оно регулирует прежде всего отношения связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, и должно быть подчинено интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому его нельзя относить к числу основных областей права, непосредственно связанных с государством и его органами.
Понятие, предмет и принципы муниципального права РФ
1. Понятие отрасли муниципального права
К концу 90-х годов в системе российского права обособилась новая отрасль — муниципальное право.
Согласно наиболее распространенному в теории права мнению ученых отрасли права должны обладать собственными, присущими только им предметом и методом правового регулирования, позволяющими разграничить конкретные отрасли.
В учебной литературе отрасль характеризуется в виде совокупности норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.
Предпосылками обособления новой отрасли — муниципального права, явились [9, c.41]:
1) сложившаяся устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления;
2) количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление.
В названной новой отрасли употребляется термин "муниципальный". Слово это происходит от латинского "municipium". В республиканскую эпоху римской истории так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления.
Муниципальное право можно охарактеризовать как право местного самоуправления. Причем, термины "муниципальный", "муниципалитет" применимы в нашей стране как к городскому самоуправлению и его органам, так и к самоуправлению, осуществляемому в сельских поселениях и на других территориях.
Муниципальное право — комплексная отрасль права.
Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.
Комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер — финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм.
Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой — входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права.
Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права:
Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления [3, с.77].
2. Предмет и метод муниципального права
В процессе структуризации системы права, деления его на отрасли, ведущим фактором выступает предмет правового регулирования, под которым понимается круг однородных общественных отношений.
Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Ряд авторов выделяют четыре группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.
Отношения, связанные [7, с.14]:
а) со способностью местного населения непосредственно решать вопросы местного значения (выборы, местные референдумы и др.);
б) с организацией и деятельностью органов, выборных должностных лиц местного самоуправления;
в) с функционированием различных отраслей местного хозяйства через определение компетенции муниципальных образований и статуса различных объектов муниципального имущества;
г) с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Более дробную классификацию отношений местного самоуправления, составляющих предмет отрасли муниципального права, предлагает Е.С.Шугрина.
Это отношения [8, с.87]:
1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами на местах;
2) складывающиеся в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, формированию и использованию местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой деятельностью;
3) возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
4) по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти;
5) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов (органов территориального общественного самоуправления).
По нашему мнению, к перечню групп общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, следует также добавить общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, сотрудничества муниципальных образований, органов местного самоуправления друг с другом, а также с коммерческими организациями, не являющимися муниципальными.
Предмет правового регулирования не является единственным критерием подразделения отраслей права внутри правовой системы. В качестве дополнительного, производного от основного (предмета) применяется такой критерий, как метод правового регулирования.
Метод правового регулирования определяется в основном его предметом, но зависит также от интересов и целей государства при выборе форм воздействия на соответствующие общественные отношения.
Муниципальное право, являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Местное самоуправление является преимущественно публично правовым институтом и поэтому чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования.
Помимо названных двух способов правового регулирования в теории права выделяется также и третий — дозволение, т.е. предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, также широко используется в муниципальном праве.
Так, в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка.
Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В ст.133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Императивный, диспозитивный и гарантирующий методы правового регулирования, свойственные прежде всего федеральному уровню нормативной регламентации местного самоуправления, предопределяют метод саморегуляции, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования.
Субъектом муниципального права является главным образом местное население, выражающее свою волю путем референдума, выборов органов местного самоуправления и других форм прямого волеизъявления. Его главенствующее место среди других субъектов муниципального права определяется и тем, что оно решает такие важнейшие вопросы местного значения, Как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, формирование и исполнение местного бюджета и др.
Субъектом муниципального права может быть и отдельный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории муниципального образования. Он является таковым прежде всего в качестве лица, участвующего в выборах органов местного самоуправления и обладающего правом быть избранным в них.
В целом же, гражданину, проживающему на территории соответствующего муниципального образования гарантируются все права на участие в местном самоуправлении.
Субъектом муниципального права являются и органы местного самоуправления. Наделенные широкими властными полномочиями, они реализуют в своей многогранной деятельности интересы местного населения.
В качестве субъектов муниципального права выступают соответствующие государственные органы, различные предприятия, организации и учреждения, общественные объединения, но весьма ограниченно, а именно: которые связаны только со взаимодействием с органами местного самоуправления.
3. Система муниципального права
Муниципальное право как отрасль права обладает всеми признаками системного правового образования. Внутри отрасли происходит дифференциация права, выражающаяся в делении ее на ряд правовых институтов. Отдельная правовая норма, как правило, не в состоянии урегулировать с требуемой полнотой и всесторонностью то или иное общественное отношение без сочетания, взаимодействия с другими правовыми нормами, направленными на регулирование того же отношения. Совокупность этих правовых норм, соединенных между собой в определенное системное целое, и образует правовой институт [8, с.90].
Некоторые исследоваители определяют систему муниципального права как "объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений» [7, с.57].
При характеристике системы муниципального права нами выделялась общая и особенная части.
К общей части относятся следующие муниципально-правовые институты.
1. Правовые основы местного самоуправления.
2. Территориальные основы местного самоуправления.
3. Организационные основы местного самоуправления.
4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
5. Гарантии местного самоуправления.
6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
Наряду с перечисленными институтами, в систему муниципального права, по нашему мнению, входит и такой самостоятельный институт как территориальное общественное самоуправление населения.
Муниципально-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с формированием и деятельностью территориальных общин, органов территориального общественного самоуправления населения, развитием национальных форм общественного самоуправления, несомненно, имеют свои особенности, обладают относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования, т.е. всеми признаками, присущими правовому институту.
К особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. К ним, в частности, относятся:
а) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития;
б) полномочия органов местного самоуправления в сфере социально-культурного развития;
в) полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности и правопорядка.
На наш взгляд, оправдано выделение в системе муниципального права специальной части, включающей нормы, которые регулируют организацию местного самоуправления в отдельном регионе.
Источники муниципального права:
- Международные договоры РФ;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
- Указы Президента РФ (федеральный уровень);
- Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
- Муниципальные правовые акты;
- Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);
- Договорные источники.
- Решения, принятые на сходе/собрании граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, муниципальное право — отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет муниципального права юридически разнороден. Такая разнородность предмета характерна для комплексных отраслей российского права, каковой является и муниципальное.
Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.
Источники муниципального права:
- Международные договоры РФ;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон РФ (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);
- Указы Президента РФ (федеральный уровень);
- Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);
- Муниципальные правовые акты;
- Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);
- Договорные источники.
- Решения, принятые на сходе/собрании граждан
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М.: ИКФ "Экмос", 2002. С. 36.
4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Учебник. Том 3. М., 2003. С. 514-515.
5. Велихов Л. Основы городского хозяйства. В 2-х ч. Ч. II. М. Л., 1928. С. 236.
6. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001. С. 167.
7. Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, А. В. Павлушкин Муниципальное право. Учебник для вузов. Издание второе. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 351 с.
8. Кокотов А.Н, Саломаткин А. С. Муниципальное право России. М.: Юристъ, 2005. — 384 с.
9. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 2. СПб., 1909. С. 489.
2. Как определяется местное самоуправление в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.?
Согласно Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, (в ред. от 03.05.2011 N 88-ФЗ) «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленныхКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».