Выдержка из текста работы
Название формата | Квантование, бит | Частота дискретизации, кГц | Число каналов | Скорость потока данных с диска, кбит/с | Степень и тип сжатия |
CD | 44,1 | 1411,2 | 1:1 без потерь | ||
Dolby Digital (AC3) | 16-24 | до 640 | ~12:1 с потерями | ||
DTS | 20-24 | 48; 96 | до 8 | до 1536 | 3:1 с потерями |
DVD-Audio | 16; 20; 24 | 44,1; 48; 88,2; 96 | 1:1 без потерь | ||
DVD-Audio | 16; 20; 24 | 176,4; 192 | 1:1 без потерь | ||
MP3 | 16-24 | до 48 | до 320 | ~11:1 с потерями | |
AAC | 16-24 | до 96 | до 48 | до 512 | с потерями |
AAC+ (SBR) | 16-24 | до 48 | до 320 | с потерями | |
Ogg Vorbis | до 32 | до 192 | до 255 | до 500 | с потерями |
WMA | до 24 | до 96 | до 2 | до 768 | 2:1, есть версия без потерь |
Таблица сравнения
Возможности | FLAC | WavPack | TAK | Monkey’s Audio | OptimFROG | ALAC | WMA | Shorten | LA | TTA | MPEG-4 ALS | MPEG-4 SLS | Real Lossless |
Кодирование | быстро | очень быстро | очень быстро | быстро | медленно | быстро | средне | очень быстро | очень медленно | быстро | средне | медленно | медленно |
Декодирование | очень быстро | быстро | очень быстро | средне | медленно | быстро | быстро | очень быстро | медленно | быстро | быстро | медленно | очень быстро |
Сжатие* | 55,7 % | 55,7 % | 53,9 % | 53,7 % | 53,2 % | 56,7 % | 57,1 % | 60,9 % | 52,1 % | 55,3 % | 55,1 % | ? | 55,4 % |
Гибкость** | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | очень хорошо | плохо | плохо | плохо | средне | плохо | очень хорошо | плохо | плохо |
Обработка ошибок | да | да | да | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | ||
Поиск | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да | да |
Теги | Vorbis tags | ID3/APE | APEv2 (exp.) | ID3/APE | ID3/APE | iTunes | ASF | нет | ID3v1 | ID3 | да | да | собственные |
Аппаратная поддержка | очень хорошо | ограниченно | нет | ограниченно | нет | хорошо | ограниченно | ограниченно | нет | ограниченно | нет | нет | нет |
Программная поддержка | очень хорошо | хорошо | средне | хорошо | средне | средне | хорошо | очень хорошо | плохо | средне | плохо | плохо | плохо |
Гибрид/lossy (без потерь) | нет | да | нет | нет | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | да | нет |
ReplayGain | да | да | да | нет | да | отчасти | нет | нет | нет | да | да | да | нет |
RIFF-чанки | да | да | да | да | нет | да | да | нет | |||||
Потоковое воспроизведение | да | да | да | нет | да | да | да | нет | нет | да | да | да | |
Поддержка Pipe | да | да | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | ||
Открытый исходный код | да | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | да | да | нет |
Многоканальность | да | да | да | нет | нет | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Высокое разрешение | да | да | да | да | да | да | да | нет | нет | да | да | да | нет |
Поддержка ОС | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Linux Wine | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux | Кроссплатформенный | Win/Mac | Кроссплатформенный | Win/Linux | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Кроссплатформенный | Win/Mac/Linux |
* Коэффициент сжатия вычисляется как отношение размера после сжатия к размеру до сжатия, умноженное на 100 %. Таким образом, чем меньше значение, тем лучше.
Указанные в таблице скорости кодирования и декодирования, а также коэффициент сжатия, получаются при использовании стандартных настроек кодировщика.
** Под гибкостью понимается число доступных пользователю вариантов кодирования (быстро/слабое сжатие, медленно/сильное сжатие и все промежуточные варианты).
Список цифровых аудиоформатов
- AA
- AAC
- AC3 (Dolby Digital)
- ADX
- AHX
- AIFF
- APE
- ASF
- AU[en] (SND)
- AUD
- DMF
- DTS
- DXD
- FLAC
- MIDI
- MMF (Yamaha SMAF)
- MOD
- MP1
- MP2
- MP3
- MP4
- MPC
- Ogg Vorbis
- Opus
- RA
- TTA
- VOC
- VOX[en]
- VQF
- WAV
- WMA
- XM
Кодирование без потерь
Форматы без сжатия
- AIFF
- AU
- CDDA — формат, используемый в аудио-CD
- DSD — формат, используемый в SACD
- DXD — качество цифровой звукозаписи DXD по многим параметрам превосходит не только другие ИКМ-форматы, но и DSD.
- IFF-8SVX — Interchange File Format
- IFF-16SV
- RAW — необработанные («сырые») замеры без какого-либо заголовка или синхронизации
- WAV — Microsoft Wave (Waveform audio format); разработан совместно с IBM
Форматы со сжатием звука без потерь
- FLAC (.flac) — свободный кодек из проекта Ogg
- Lossless Audio (.la)
- Lossless Predictive Audio Compression (LPAC; .pac)
- Apple Lossless (.m4a)
- Monkey’s Audio (.ape)
- OptimFROG (.ofr)[1]
- RKAU (.rka)[2]
- Shorten (.shn)
- TTA — True Audio, свободный кодек
- TAK (.tak) — Tom’s lossless Audio Kompressor
- WavPack (.wv)
- Windows Media Audio 9 Lossless (.wma)
- ADX — формат звука с максимальным битрейтом 1 Гбит/с
- PXD (.pxd) — формат компании PXD Media. Один из первых аудиокодеков без потерь (1997). Используется в музыкальных конструкторах EJAY и других.
Кодирование с потерями
- MP2 — MPEG-1/2 Layer 2 (Musicam)
- MP3 — MPEG-1/2/2.5 Layer 3
- Vorbis — проект Ogg, свободный, похож по принципам на MP3
- Speex — проект Ogg, свободный, сжатие голоса, низкий битрейт
- Opus — проект Ogg, свободный, передача звука по сети; основан на технологиях кодеков CELT и SILK.
- GSM-FR — GSM Full Rate, изначально для сотовых телефонов
- G.723.1 — один из базовых кодеков речевой IP-телефонии
- G.729 — эффективный узкополосный речевой кодек IP-телефонии
- Windows Media Audio (WMA)
- AAC (.m4a, .mp4, .m4p, .aac) — Advanced Audio Coding, часто в контейнере MPEG-4
- Musepack — Musepack (MPC)
- TwinVQ — Yamaha TwinVQ (VQF)
- RealAudio (RA, RM)
- OTS Audio File — похож на MP3
- SWA — Macromedia Shockwave Audio; сжатие как в MP3 с дополнительными заголовками для Macromedia Director[3]
Другие форматы
- GYM — лог чипа Genesis YM2612
- IMF (id Music File) — создан id Software, содержит лишь байты, передаваемые чипу OPL2
- IT — модуль Impulse Tracker, добавлены сжатые инструменты, действия на отпускание ноты, и др.
- MID, MIDI (Musical Instrument Digital Interface) — обычно просто ноты и управляющие инструкции, но изредка и дампы семплов)
- MT2 — модуль MadTracker, сочетает свойства IT и XM
- MNG — звуковое сопровождение (BGM) для игр серии Creatures[en], начиная с Creatures 2[4]
- MOD — модули Soundtracker и Protracker для семплов и мелодии
- MusicXML
- NSF (NES music)
- NIFF
- ORG (Organya) — формат, придуманный разработчиками игры Cave Story
- PSF — Portable Sound Format
- PSF — PlayStation sound format
- PTB (Power Tab Editor tab)
- S3M — модуль ScreamTracker 3, чуть больше эффектов и отдельной колонкой громкости
- SPC — звуковой формат Super Nintendo Entertainment System
- STF — файл проекта StudioFactory, содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
- SYN — файл проекта SynFactory, содержит все необходимые патчи, семплы, треки и установки для воспроизведения файла
- VGM (Video Game Music) — лог нескольких чипов
- XM — модуль Fast Tracker, добавлены инструменты
- YM — формат звукового чипа Atari ST/Amstrad CPC YM2149
Форматы плейлистов
Основная статья: Плейлист
Существуют как общепринятые (стандартные) форматы плейлистов, так и разработанные для конкретного медиаплеера. Однако нередко форматы второго типа становятся популярными и стандартными.
Наиболее популярные форматы плейлистов:
- Advanced Systems Format (.asx) — Windows Media Metafile — XML-подобный формат файла,[5] представленный в Windows Media Player.
- B4S — базирующийся на XML формат плейлиста Winamp3.
- FPL — плейлист плеера foobar2000.
- M3U (.m3u, .m3u8) — текстовый формат, изначально появился в Winamp, затем появилась его поддержка и в других плеерах.
- PLS — формат, используемый первоначально в плеере Light Alloy.
- Real Audio Metafile — только для файлов формата Real Audio.
- SMIL — XML-подобный формат, рекомендованный Консорциумом W3C; распространяется как на аудио-, так и на видеоформаты.
- VLC — собственный формат плейлиста в проигрывателе VLC.
- Windows Media Player Playlist (WPL) — список воспроизведения Windows Media Player, начиная с 9 версии.
- XSPF — открытый XML-формат, рассчитанный на переносимость и кроссплатформенность; разработан Xiph.Org.
- ZPL — формат плейлиста в Zoom Player.
- AIMPPL, PLC — форматы плейлистов плеера AIMP.