Содержание
Попытка осмысления входящего в литературоведение понятия «модели». Рассмотрение различных моделей на примере национальных литератур.
Выдержка из текста работы
-научная литература. По обществу «Арзамас» есть «Арзамас» в двух книгах, М: Худ. Лит. 1994г. Первые годы девятнадцатого века – утро новой русской литературы. В последний год 18 века Карамзин завершил издание своего «Московского журнала». Последние слова были такие: «Драма кончилась, и занавес опускается». Причем здесь драма? Конец 18 века отмечен французской революцией, ее часто называют Великой. Она выдвинула те идеи свободы, равенства, братства, которые лежат в основе демократического движения на протяжении всего девятнадцатого и всего двадцатого века. (произнес лозунг по -французски)
В 1799 г (когда родился Пушкин)к власти пришел Наполеон. революция была очень кровавой.. В России конец 18 века был неблагоприятным. Царствовал Павел 1. Он был психически неуравновешенный человек. сын участвовал в заговоре против отца. 12 марта 1801 г на престол взошел император Александр 1. Он изображал справедливого и гуманного государя. Именно с этой эпохи начинается роман-эпопея Льва Толстого война и Мир.
Беседы любителей русского слова.
В литературе 1-е два десятилетия отмечены борьбою между архаистами и карамзинистами, как их чаще всего называли, сторонниками новой литературы. Архаисты — это были писатели, которые жили наследием классицизма, продолжали писать в лирике – оды, в эпосе – героические поэмы, в драматургии – трагедии, пользовались высоким стилем. Среди писателей был Шишков.
писатели-староверы стали собираться сначала у Шишкова, а потом Державин предоставил для этих собраний свой дворец. Все знали, что устав «беседы» утвержден Александром Первым, значит .это общество находится под покровительством императора. И быть приглашенным было очень лестно. там царила невероятная скука. Открытие Беседы состоялось 14 марта 1811 года. Сочинения публиковались в сборниках, которые назывались: «Чтение в беседе Любителей русского слова». Вышло 19 выпусков. Кроме Шишкова и Державина, членами беседы из известных вам людей были Крылов, крупнейший актер-классицист Дмитриевский и поэтесса Анна Бунина. Беседа просуществовала несколько лет после Отечественной войны, потом умер Державин, и закончилось существование Беседы.
3. «Арзамас».
Концу Беседы» много способствовал «Арзамас» – новое литературное общество. Это лит общество было построено на принципах прямо противоположных принципам Беседы. Ничего официального. Самое прозаическое название, непонятно, откуда взявшееся. Первое заседание состоялась 14 октября 1815 года. Велись протоколы, обычно в стихах, их вел Жуковский. После смерти Державина беседа ослабела и в 17году ее существование прекратилось А в 18-м году прекратилось существование и Арзамаса. Члены Арзамаса принадлежали к течению легкой поэзии. Сам термин заимствован во французской поэзии, (поэзия ускользающая, — говорит по-французски). Это поэзия, основанная на жанрах, которые отвергались классицизмом, которая не подчинялась разграничению на стили, поэзия дружеского обихода.
ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ
Термин заимствован Во Франции (от французского — «ускользающая»). Она, легкая поэзия, возникла во Франции в 17в, в эпоху классицизма, но противостояла классицизму. В России легкая поэзия появилась в 18в (поэма Богданович «Душенька» — с нее все началось). В Легкой П много шутливого, важное место занимает эротическая тема, Если поэзия классицизма учит подчинять личность государству, верно служить монарху, то ЛП обращена к другу (от одного к другому), поэтому центральный жанр ЛП — дружеское послание.. Кроме дружеского послания широко была распространена эпиграмма – коротенькое сатирическое стихотворение. Романс – стихотворение о чувствах человека. Песня. Элегии. Сатира. Представители ЛП печатались в лучших русских изданиях. Например – «Вестник Европы», журнал, который издавал Карамзин.ЛП создала образ лирического героя.– это человек, живущий вдали от столицы , на лоне природы, в деревне, в хижине.
К.Н. Батюшков. 1787-1822-1855.
Б называли защитник Отечества и узник сумасшествия. Когда ему было 5 лет, сошла с ума и умерла его мать. Он рос, не зная материнской ласки и любви. Он не был богат, служил чиновником, но по хар-ру своему не был приспособлен к гос.службе. Но когда французы вторглись в Россию, Б дорбоовольцем вступил в армию. И только после войны он по-настящему отдался литературе. Известность ему принесла сатира (еще один жанр, типичный для ЛП) «Видение на берегах Леты». Когда он заболел, он с большим трудом, с помощью друзей, кот.ценили его поэт.дар, выхлопотал себе место чиновника в рус.посольстве в Италии. Врачи уверяли его, что замечательный климат его исцелит. Но болезнь все прогрессировала и в 22-м году он уже не мог служить. Б принадлежит и теоретич.обоснование легк.поэзии. Он говорит, что ЛП прокладывает новые пути в лит, сближает лит с жизнью, вводит в лит-ру жизнь, дает новые темы и образы. Большое место в тв-ве Б занимает жанр посланий. Его посл-я обращ-ны к Вяземск, Жуков-му, Гнедичу, он пишет эти послания 3-м ямбом. Это важная реформа. Для классицизма главным стих-м размером был александрийский стих, т.е. 6-й ямб. (Ломоновсое посл-е графу Шувалову). 3 стопы – цезура – 3 стопы-цезура.
самое знаменитое послание б «мои пенаты».
Послания Б писал главным образом в ранний период своего тв-ва. Главным жанром своей поэзии он считал элегии. И действительно, в области элегии Б достиг наивысших высот перед П.
Обычно элегия Б велика по размерам, это большое стих-е, и он прославился большими, историческими элегиями. Это «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции», «Смерть Тасса». Торквато Тассо – итальянский поэт эпохи возрождения. В больших элегиях Б поднимает большие проблемы, о смысле жизни, о смысле искусства, о важных исторических событиях. Батюшков был учеником не только Тассо, но и великих римлян: Вергилия, Тибула, фр.поэта Парни (Парни – уже вершина фр.ЛП).
Басни Крылова.
«Дуб и трость» и «разборчивая невеста» — перевод басен Лафонтена.
басни Крылов начал писать в 19 веке.
первая книга басен Крылова вышла в 1809 г. Один высокопоставленный вельможа пожелал послушать басни К в исполнении автора – ходили слухи, что К замечательно читает свои басни. К явился, прочитал несколько басен, вельможа сказал – да, неплохо, а почему ты братец, не поучишься у нашего Иван Ивановича Дмитриева, он конечно не поэт, но ни в какое сравнение с Крыловым не идет. К пришел домой, и написал басню «Осел и Соловей». «Демьянова уха» — К рассказ, как он однажды пришл на зеседание БЕСЕДЫ и принес новую басню. Предварительно прочитал ее на собрании разряда. И председатель разряда просит бумажку с текстом, чтобы познакомиться. Крылов что-то пробормотал и не дал. И К читает «Демьянову уху». И все расхохоталтись -так это удачно получилось комменатарием к скучнейшему заседанию. Волк на псарне – 1812г – в основе историч.факт. Наполеон, когда занял Москву. Чувствовал, что положение у него непрочное. Удивился, чт оАлександлр1 не присылает предлож о мире. Прислал сам, выбрав для этого отца Герцена. А1 отказался. Он сказал, что никаких переговоров, до тех пор ,пока хоть 1 фр на терре. Когда эту басню доставили Кутузову, он дошел до слов «ты сер, а я .приятель, сед» — Кутузов снял фуражку и потряс своей седой головой.
В Крылове мы видим не романтика. Мы видим в нем реалиста. Это ранний русский реализм. Юрий Николаевич Тынянов выделял в лит.процессе старшую линию и младшую. Старшая линия лит.процесса – это те жанры, те стили, те произведения, те писатели, которые на виду у читателей, у критиков, которые определяют собою лицо лит.процесса в данный период. Для рус.лит первых 2 десятилетий 19 в это — предпромантизм. Жанры предромантизма, писатели, стили, бробьа Беседы и Арзамаса, но в глубине лит.процесса есть всегда младш.линия, кот не бросается в глаза, часто не принимается всерьез, недооценивается. Но в ней формируется будущее. А потом приходит великий писатель, использует то, что наработано в малдшей линии лит.процесса и переводит этот материал в старшую линию. Так по Тынянову, по учению формальной школы идет развитие литературы. И вот .в период предромантизма, а потом выского романтизма, в младш.линии лит.процесса формировался реализм. И первым здесь был И.А.Крылов. И в этом его величайшая заслуга. Он прокладвывал путь реализму в рус.лит. Реализм его еще был ограниченный, без психологизма, без широкого социального взгляда на жизнь. Огр-й, т.к. Крылов ограничивал мировоззрение своих басен мировоззрением народа. То. Что было доступно крестьянину, мулограмотному мещанину, купцу – это вводил Крылов в свои басни. И эта же ограниченность реализма Крылова сделал его одним из самых популярных писателей первой половины 19в. Он был общедоступным писателем, дудешка Крылов – так прозвал его народ.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).
Я расскажу о жизни и личности Жуковского, и о значении его творчества. И жизнь, и значение для русской поэзии так знаменательны, что мы можем только прикоснуться к этим темам. О Жуковском есть огромная литература, я называю лучшую книгу, которая есть, автор – академик Александр Н.Веселовский. Был крупным литературоведом его младший брат, Алексей Н. На склоне дней своих Александр написал такую книгу: «В.А.Ж, поэзия чувства и сердечного воображения». «Сердечного воображения» он взял в кавычки – это слова самого Жуковского. Петербург ,1904г. В этом же году рецензию на эту книгу написал студент Петербургского университета, А.Блок. Вначале он дал обзор всего творчества Веселовского, а потом подробно рассмотрел его книгу. Такой это был студент. Из изданий советского времени лучшее – Ирина Михайловна Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского», М 1975г. Есть и другие хорошие книги. Полное собрание сочинений Жуковского вышло единственный раз в 1902 г в 12 томах. Сейчас издается новое полное собрание сочинений Жуковского, в Томском университете. Второй том есть у нас на кафедре.
Итак,
1. Жизнь и личность.
В тульской губернии жил помещик Афанасий Иванович Бунин, владелец села Мишенского. Во время русско-турецкой войны , отправляя на войну нескольких крестьян-рекрутов, он сказал одному из них: «Привези мне братец хорошенькую турчанку, видишь, жена моя совсем состарилась». Крестьяне добросовестно выполнили поручение барина и привезли даже двух турчанок, сестер, с русско-турецкой войны. И вот, одна из них по имени Сальха, стала матерью великого русского поэта. А записан отцом будущего поэта был бедный дворянин Андрей Жуковский, который приживалом жил в Мишенском. А.Иванович скоро умер, но жена его, Мария Григорьевна, не рассталась с Альхой, относилась к ней по-доброму, а Василия Андреевича воспитала как своего сына. Жуковский учился сперва в Туле в частном пансионе, был исключен «за неспособность», как было записано в его аттестате, был отдан в Московский благородный пансион. Тут все три слова значительны – Московский – понятно, благородный- т.е. там учились только дети дворян, и там были запрещены телесные наказания (вообще в конце 18- начале 19 века телесные наказания были распространены но не для детей дворян). А пансион – это учебное заведение при Московском университете, оно готовило детей для поступления в Московский университет. Причем иногородние дети там и жили (и Жуковский там жил). И там у него возникли дружбы на всю жизнь. Там он приобщился к чтению, он собрал за свою жизнь прекрасную по тому времени библиотеку – 5.500 книг. И всю жизнь составлял списки книг – какие нужно прочитать, и какие прочитаны, и делал пометки. Это я говорю с намеком.
Его литературная деятельность началась в 1802г. В 19 лет Жуковский переводит элегию «Сельское кладбище» английского предромантика Томаса Грея. И отнес ее Карамзину, который издавал лучший русский журнал «Вестник Европы». Карамзин элегию забраковал. Жуковский ее переработал. Карамзин ее опубликовал. Томас Грей был европейским известным поэтом. Элегия «Сельское кладбище» к тому времени была переведена на французский, немецкий и другие. А теперь появляется русский перевод, причем перевод такого уровня, что сразу привлек к себе внимание, и читающая публика (в первую очередь сами поэты), даже «Беседы», не говоря об Арзамасе, членом которого был Жуковский, — все были увлечены. А Карамзин оставил лит.деятельность и, как он выразился, «постригся в историки». Постригаются в монахи, он этим выражением показал и то, что он уходит от всех других забот, сосредотачиваясь на истории России, и то, какое он придает этому значение. Он получил звание придворного историографа, а издание «Вестника Европы» передал Жуковскому! С 1807 года Жуковский издает «Вестник Европы».
А на что было жить Жуковскому? Он ведь не имел родового наследства. Поскольку он окончил Московский университетский пансион, он решил стать чиновником. Попробовал служить, но оказалось, что служба не по нём. Тогда он решил стать педагогом. И уже большую часть жизни, до преклонных лет, он занимался педагогической деятельностью. Но педагогом он был своеобразным. Он за всю свою жизнь воспитал и обучил 4 человек. У него была старшая сестра (по отцу), Екатерина Афанасьевна Протасова, у нее было две дочери, Мария и Александра. И она попросила Жуковского взять на себя их обучение и воспитание. Тогда женщины из дворянских семей чаще всего получали домашнее воспитание. Но Ж был такой педагог, что он душою, сердцем привязывался к своим воспитанникам. В его дневнике за 9 июля 1805 года есть запись: « Можно ли быть влюбленным в ребенка?». Он полюбил Машу Протасову, ей было 12 лет, а ему – 22 года. Еще два его воспитанника — немка принцесса Карлотта, жена Николая Первого. Русские цари обычно женились на немецких принцессах, а немецкие принцессы при этом принимали православное крещение и имя с отчеством, в России ее знали как Александру Федоровну. На Жуковского была возложена обязанность научить ее русскому языку, познакомить с русской литературой, культурой, и он так это выполнил, что, когда родился будущий царь, Александр Второй, заботы о его образовании и воспитании были возложены на Ж. Конечно, на царя очень многие разные силы влияют, но я прошу задуматься о том, что за всю историю России как мы ее знаем, самым гуманным царем был воспитанник Жуковского, Александр Второй. За что и был убит террористами. Когда Маше исполнилось 18 лет (она его полюбила) Жуковский просил ее руки у ее матери. Мать отказала. И поспешила выдать Машу за друга Жуковского, профессора Дербского универа, Иоганна Мойера. Дерб — оди из старейших русских университетов. Посетил их один общий знакомый, и сказал, что никак не может понять этого брака прекрасной Элегии и скучной Диссертации. А сама Маша написала однажды сестре, что в Минуты тоски ей помогает одно только слово – Жуковский. И очень рано, в 30 лет, она умерла . Жуковский договорился с Мойером и он, а не муж, поставил памятник на могиле Маши. Жуковский часто приезжал в Дерпт, и когда бывал в Дерпте, каждый день посещал могилу Маши. Вы должны знать, что в Тартурском университете в 60-70 годы была замечательная, всемирно признанная научная школа, возглавлял которую Лотман, автор многих трудов о Пушкинском времени, о сложных вопросах теории культуры и литературы. И 20 лет я был связан с ним и его кафедрой сначала научной работой, а потом и человеческими отношениями. Я там часто бывал. И не скажу, что каждый день , но каждый раз посещал могилу Маши. Там стоит скромный памятник, но этот памятник некоторые поэты говорят: « Колыбель русской поэзии», я готов сказать скромнее: «Колыбель русского романтизма». У меня есть такое воспоминание – как-то засиделся я у Лотмана (был знаком и с его женой, она была замечательной ученой) за полночь, возвращаюсь в гостиницу, темно, редкие фонари , узкие улицы. Готические крыши, такой романтизм… иду и слышу – издали доносится музыка – кто-то за полночь на рояле играет этюды Шопена. Идя в гостиницу, я все приближался к этой музыке И вот вижу – среди темноты открыто окно освещенное и оттуда – волны Шопена. Вот что такое для меня романтизм.
1812 год. И этот тишайший Жуковский идет в армию, участвует в Бородинском сражении, и этот элегик пишет большую прекрасную оду: «Певец во стане русских воинов». «Никто более тебя не имел права сказать: «глас лиры – глас народа»» писал Пушкин Жуковскому. В сущности говоря, с начала века, с 1802 года на 2 десятилетия Жуковский стал главой русской литературы. Державин тогда ему написал: «Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю. А я над бездной гроба скользкой уж преклоня чело стою». Главное дело, которое он совершил, в чем его главная заслуга? Ответ такой: « Ж подвел русскую литературу к высокому романтизму». Жуковский стал учителем Пушкина, Баратынского, Дельвига, Кюхельбекера, Дениса Давыдова. Назовите любого поэта пушкинского поэта – не ошибетесь ,если скажете, что он был учеником Жуковского. Потом, конечно, они шли разными путями, но романтизму их всех научил Жуковский. И когда Кюхельбекер попробовал критически отозваться о Жуковском, Пушкин его упрекнул, написал ему: «Зачем кусать груди кормилицы нашей? Затем, что зубки прорезались?». Сам Жуковский не был романтиком, он был предромантиком, Веселовский определил место Жуковского в русской литературе: « Это крупнейший предромантик, который подвел Пушкина и русскую литературу к высокому романтизму». И сам Жуковский зафиксировал тот день и час когда высокий романтизм в России победил. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественны день в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 26 марта 1820 г, Великая Пятница». Ж был воспитателем жены Никола 1, воспитателем наследника престола. А как относился к нему Николай 1? Жуковскому предлагали вступить в тайное общество (декабристы), он отказался. Он был монархистом. Но когда восстание произошло, он заступался за декабристов. И Николай 1 ему однажды сказал: « Ты защитник всех тех, кто худ с правительством». Другой раз Жуковский заступался за одного литератора, Николай Первый не уступал, Жуковский сказал: «Государь, я вам за него ручаюсь» и услышал в ответ: «А кто мне за тебя поручится?». Все же, когда Жуковский окончил свое дело воспитателя наследника престола Николай положил ему большую пенсию и Жуковский уехал в Германию. Жить в николаевской России он не мог – задыхался. Поселился в Германии, на Рейне, вместе с другом, немецким художником Рейтерном. И Жуковского полюбила 19-тилетняя дочь Рейтерна, ей было 19 лет, а Жуковскому 56. У них были сын Павел и дочь Екатерина.
Жуковский умер в тот же год, когда умер Гоголь. Некрасов написал одно из своих замечательных стихотворений: « В день смерти Гоголя». («Блажен незлобливый поэт». Так вот, это – о Жуковском. А вторая половина – (но нет…питая ненавистью грудь) – Некрасов пишет о себе и Гоголе. Почему же мы так высоко оцениваем значение Жуковского для нашей литературы?
2. Творчество.
Творчество Жуковского началось элегией. Элегия – это стихотворение о жизни и смерти, в элегии воспоминания о прошлом, вздох о быстротечности жизни, об ускользающем настоящем, и о неизбежности смерти.
Вечер. Ночь. Печаль. Туман. Сумрак. Луна, — вот самые важные слова-сигналы элегии.
Конечно, элегий писалась масса в России во второй половине 18 века и первой половине 19. Были философские, патриотические, гражданские, любовные. И элегия часто вбирала в себя черты идиллии (о влияние идиллии на дружеское послание уже говорилось): жизнь на лоне природы, пастушеская хижина. Жуковский вслед за Греем объединил все это: «Сельское кладбище». Сельское – это идиллия, кладбище — элегия. Мне бы хотелось , что бы вы сравнили вторую редакцию и третью .
Я прочитаю вам элегию Жуковского, 1824 года, под которой и Пушкин бы не постеснялся расписаться. Написана через год после смерти Маши. «Я музу юную бывало…». Пушкин через год пишет свою элегию с той же строчкой: «Гений чистой красоты». Жуковский не успел за это время опубликовать свою элегию. Неужели такое совпадение? Можно было бы думать, что Жуковский прочитал Пушкину свое стихотворение, но Пушкин в это время жил в изгнании, в ссылке, в Михайловском, а Жуковский в Михайловское не приезжал. ЖУКОВСКИЙ ПОДВЕЛ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ВПЛОТНУЮ К ВЫСОКОМУ РОМАНТИЗМУ. Он создал новый поэтический стиль, который усвоила русская поэзия навсегда. И до сих пор русские поэты питаются яствами со стола Жуковского, просто они не знают этого, если не получали университетского образования. Ж создал суггестивный стиль от английского «to suggest» — «внушать». Суггестивный стиль — внушающий. Мы привыкли, что мы все может выразить словами, и чувства: «Ах, как я тебя люблю» или «А пошел ты!», а Жуковский знал, что чувства важнее ума, и что далеко не любое чувство можно выразить словами. И он пишет стихотворение «Невыразимое», стихотворение, которое названо так необычно, субстантивированным прилагательным среднего рода. И отсюда – Тютчев, и отсюда – весь Фет, и весь символизм, и каждый хороший поэт знает и знал, что далеко не все можно выразить словами. А как быть? А стараться употреблять слова в необычных словосочетаниях. Не так, как мы привыкли. Жуковский этому научился у Гёте. Гете написал балладу рыбак, после случая, когда девушка с книгой страдания юного Вертера бросилась с моста и прижимала к груди. А Жуковский перевел Рыбака. В то время Гете завоевал для литературы огромный материк для поэзии. Художник попросил разрешения проиллюстрировать балладу. Гете сказал: «Ну как это можно иллюстрировать». И Жуковский точно перевел, он ввел такое словосочетание: «Душа полна прохладной тишиной». Гете говорил: «Пусть он мне нарисует прохладную тишину». Или «русалка влечет в кипучий жар» — как это изобразить? Вот такие сочетания, разбивавшие обычные смыслы, порождали новые сверхсмыслы, которые создавали новый язык поэзии. Жуковский создает новый язык поэзии, над ним насмехаются критики, молодые поэты сначала не понимают – как это может быть «огненно-темный взор». Они не представляли, что будут писать футуристы. Или когда Ахматова писала: « О как ей радостно грустить, такой нарядно обнаженной». Это другое важнейшее завоевание Жуковского. Третье – Жуковский создал замечательную традицию поэтического перевода. Он никогда не стремился к дословной точности перевода, подход Жуковского лучше всего можно выразить по его примеру таким оксюмороном: «Отойти, чтобы приблизиться». Он хотел произвести на читателя такое же сильное впечатление, какое Гете производил на немецкого читателя, какое Гомер производил на древнегреческого читателя. «Переводчик не раб, но соперник автора» — провозгласил Жуковский. Редко в истории литературы мы видим такой случай, когда жизнь поэта так совпадает с его творчеством, когда нравственный облик поэта так совпадает с его творчеством. Гораздо чаще бывает наоборот, Пушкин даже стихотворение на эту тему писал: «Пока не требует поэта…» .
Подводя итог нашей лекции одной фразой, я повторю такую фразу Жуковского: «И для меня в то время было жизнь и поэзия – одно». Вообще нет, а для Жуковского — да.
Лекция следующая.
ВЫСОКИЙ РОМАНТИЗМ
- Эстетические принципы
- Из истории высокого романтизма в России. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)
- Течения и школы ВР (высокого романтизма)
Из литературы вопроса:
ВР в России изучен вдоль и поперек. Я хочу ввести в поле вашего зрения труды, я считаю, крупнейшего исследователя этого периода. Ю.Н.Тынянов. У него в 20-е годы вышло много статей об этом периоде и небольшая книга, «Архаисты и новатор». В Смоленске ни одного экземпляра этой книги нет. Но в 60-80 годы было издано 2 солидные книги тынянова, в них перепечатаны все статьи их «А и н» и другие статьи. Тынянов Юрий Николаевич «Пушкин и его современники». Суперобложка, переплет с виньетками пушкинского времени. Вот портрет Тынянова…он страшной болезнью заболел и рано умер. Выходные данные: М: Наука, 1968. «Поэтика. История литературы. Кино». М: Наука, 1977. Тынянов писал о сложных вещах, и писал довольно сложно, и читать его нелегко, и я не жду, что хоть кто-нибудь один из вас прочтет обе книги или одну книгу целиком. Книга, которую я давно хотел вам порекомендовать: Издание — «библиотека поэта», название — «Поэты 1790-1810-х». Это -предромантизм. Эту книгу подготовил Лотман, со своей необъятной эрудицией. Здесь замечательная вступительная статья, комментарии. «Русская элегия», Ленинград, Советский писатель, 1972(?) г. И, наконец, ОДНА ИЗ 1-Х КНИГ ПЕРЕХОДНОГО времени, уже в зеленом переплете, Вяземский. Ленинград, Сов.писатель, 1986.
Эстетические принципы Высокого Романтизма
Предромантизм был оптимистичен, ВР — пессимистичен. Жизнь Жуковского – идиллия, жизнь Байрона, Пушкина, Лермонтова – трагедия. ВР выражает разочарование в самой возможности быть свободным иначе как ценою жизни. Мы можем сказать, что ВР несет необузданный порыв к свободе. Он так же несет культ одиночества. Герой высокого романтизма одинок. В целом мире. У него есть огромная любовь и всегда – любовь неразделенная. У него есть культ дружбы – и далеко не всегда дружба разделенная. Среди людей отзвука его переживания нет. Он ищет близости в природе. Ему свойственен культ природы. Но не лесочки, травка и речка- это предромантизм. Природа ВР – это высокие горы с вершинами, покрытыми снегами, скалы, океан, пустыня. А любимые животные ВР — конь и олень. ВР тягетеет к экзотике. Либо экзотика географическая (романтик не будет описывать деревню, в которой он живет, город, нет. Он опишет Кавказские горы). А Баратынский служил в армии, и как он мог описывать то ,чего не видел? Он нашел свою экзотику – его полк перевели в Финлиндию. И он пишет оду «Финляндия». Или экзотика историческая (не наше время, а средневековье). Иногда и то и другое совмещается. Вр присуще восприятие жизни как двоемирия. Жизнь эмпирическая (доступная чел.чувствам)
И жизнь эмпирическая находит отзвук в бытии трансцендентальном (этот философский термин означает в переводе «потусторонний». Например, Лермонтов пишет «Сон». Для того, чтобы такое написать, он должен был это увидеть. Но он не мог это увидеть в реальном мире. Это ему дано в трансцедентальном восприятии. И вот тема сна одна из самых типичных для романтизма.
ВР как и предромантизм опирается на фольклор (уст.народ тв-во). Легко указать главные жанры ВР. Самые распространенные жанры, излюбленные. На первом месте стоит элегия. Другая, чем элегия предромантизма, но элегия. На втором месте – баллада. Опять же баллада и в предромантизме была одним из центральных жанров, но в ВР баллада другая, обычно кровавая. Далее -послание. Примерно такое же как в предромантизме. Историческая повесть. Причем были такие разновидности этого жанра – историческая, морская, светская. Можно выделить основные темы ВР.
- Бегство от родины. Это тема жизни поэта-романтика
- Возвращение на родину. Но такое возвращение ,когда героя никто не узнает, а узнав, встречают неприветливо. Например, Чацкий Грибоедова. Темы некрасовских, есенинских элегий.
- и тема, простертая над всем элегическим творчеством, тема всепобеждающего времени. У Твардовского есть замечательное произведение : «памяти матери». И у Ж, и у любого из романтиков.
Вы не найдете толкового определения элегии. Но логика знает 2 типа определений. Мы даем определение через ближайший род и видовое отличие. Есть и другой способ определения, через перечисление существенных признаков. Вот я вам перечислил основные эстетические принципы ВР и это же – основные признаки элегии.
Из истории высокого романтизма в России. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878)
Вяземский один из первых в России узнал поэзию Байрона. Хотя мать его была англичанка, но английского языка он не знал. Но Байрона, вскоре после того, что он начал печататься, оценили и стали печатать французы. А для В фр.язык был 2-м языком. И вот он один из первых в России узнал Байрона и уж первым по достоинству оценил его. Он понял, что Байрон – это знамя высокого романтизма во всем мире.
В 1817 году он вынужден был ступить в службу. Получи л назначение в Варшаву. (В то время столица Польши). Он стал чиновником в царско-польской провинции. Но такой парадокс — он стоял у такой блестящей карьеры, и в тоже время питался идеями фр.революции конца 18 века, был одним из дворянских революционеров, причем не особенно скрывал свои взгляды от царя. Потому и Байрона любил, что видел в нем бунтаря-революционера, и в 1821 году он от службы был отстранен. Жил в имениях, а главным образом в Петербурге. Но к тайному обществу дворянских революционеров не примкнул, и в день восстания на Сенатской площади его не было. Было не так уж мало людей среди просвещенных дворян, которые разделяли взглядов декабристов, но участия в восстании не принимали. По идейным соображениям. Таким был Грибоедов, Чаадаев, князь Вяземский. Их назвали «декабристы без декабря». И точно, и романтично. Вяземский был декабристом без декабря. Сохранилось письма 1819 года, где он пишет: «Я все это время купаюсь в пучине поэзии. Читаю и перечитываю лорда Байрона…
Что за скала из коей бьет море поэзии! Племянник читает ли по-англияйски? (племянник – А.С. Пушкин. Он только начинает свое творчество – но на него уже возлагают надежды) Кто в России читает по-английски и пишет по-русски? Давайте его сюда! Я за каждый стих Байрона заплачу ему жизнью своей». И вот 1820 год. Вяземский получает от Пушкина переписанную элегию «Погасло дневное светило». Это очень рецепуия из одного места «Паломничесвтва Чайльд-Г». Рецепция восприятия. И приятель ему пишет, которому Пушкин тоже прислал список, приятель В пишет, читал ли он элегию. Вяземский отвечает: « не только читал П, но с ума сошел от его стихов. Что за шельма! Не я ли нашептал ему эту Байронщину!». С августа 1820 года ВР на 20 лет утвердился в России, как ведущее лит.направление старшей линии лит.процесса как широкое движение, охватившее писателей нескольких поколений.
Мы с вами говорим о ВР как о лит.направлении. А есть еще взгляд на романтизм, как на большой стиль эпохи. Он был в лит, искусстве. Мы знаем Делакруа, Гойе, Шуберта.
Течение – это объединение писателей одного поколения, разделяющих общие эстетические принципы. А школа – это дружеское объединение писателей, они объединяются не только в творческом, но и бытовом. У них вырабатываются общие вкусы, позиции литературные. Я знакомлю вас с важнейшим термином. Я стараюсь читать вам историю литературы на теоретической подкладке.
Вяземский был одним из самых ярких участников Арзамаса. был одним из самых ярких участников течения легкой поэзии. Его элегии, дружеские послания, сатиры, злые эпиграммы на беседчиков передавались из уст в уста, переписывпались в альбомы. Кто помнит эпиграф к первой главе романа Пушкина Евгений Онегин.
(пропуск) У него была замечат.жена, кот.родила ему много детей, разделяла его интересы.
читайте воспоминания. Они дают замечательную картину времени, картуину арактире.
20 лет прошло, завершился период ВР.
Пушкин погиб, Лермонтов,Ж Грибоедов погиб. Прошлое обрушилось в какую-то пропасть. Вязямский открыто выступает в с воих сатирах и эпигаммах против демократической лит-ры, рпотив натур.школ. С 1855 (после смерти Николая 1) года занимает высокое положение в гос.аппарате и при дворе. И поздняя лирика князя Вяземского — это вершина всего его творчества. Обычно все-таки поэзия – удел молодых. А к старости поэтический огонь угасает. А у вяземского он разгорится.
«Грусть», «Осень», «Былое», «Бессонница», «Старость», «Хандра», «Поминки», «Кладбище», «Эпитафия самому себе». Я нашел 2 параллели в рус.лит к этому несобренному циклу Вяземского: стихи позднего Тютчева и стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
3. Течения и школы ВР (высокого романтизма)
Элегический романтизм. Пушкин. Баратынский, Вяземский, Дельвиг. Эстетич.принципы (параграф 1). Печатались в вестнике Европы. В альманахе (сборник лит.произведений, кототрый в пушкинское время издавался к новому году. Вообще альманах по-арабски – календарь. Мы знаем, что отрывные календари, там каждый день – статейка. Отсюда – альманахи.) «полярная звезда» — альманах декабристов Рылеева, Кюхельбекера. И в лит.газете они печатались ,уже после восстания декабристов Пушкин с Дельвингом стали издавать лит.газету.
Др.течение – младшие архаисты. Архаистами были беседчики, а это – следующие архаисты, кот.ориентировались на классицизм. Но в полит. — были революционерами. Их творчество называется иначе гражданский романтизм. Это Федор Глинка, Рылеев, Кюхельбекер, близок к ним был Грибоедов, они печатались тоже в полярной звезде и в «Мнемозине».
Философский романтизм. Школа любомудров. Это Баратынский, Тютчев – но они вне любомудрия. А принадлежали школе любомудрия Владимир Федорович ОдОевский, ВенеВИтинов, ХоменкОв, Шевелев?
Они печатались в Мнемозине и создали свой журнал, который поддерживал Пушкин своим участием. У Карамзина был Вестник Европы, а они свой назвали – Московский вестник.
Фольклорный романтизм. Весь романтизм опирался на фольклор Но есть писатели ,кот целиком выросли из фольклора. Это молодой Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Кольцов. Они печатались в «Отечественных записках», в лит.газете,
Во второй половине 20-30-е годы – бунтарский романтизм.Лермонтов. Полежанов. Печатались в «Отечественных записках», в «Вестнике Европы».
Романтизм эпигонский. Эпигон – «рожденный после». Но в истории литературы эпигонами называют подражателей. Это Бестужев-Марлинский, прозаик, Бенедиктов, поэт. Они печатались в «Полярной звезде», в «библиотеке для чтения» (очень популярный журнал, враждебный Пушкину).
Лекция next.
В прошлый раз я начал говорить о высоком романтизме, рассчитывал сегодня кончить, но, когда готовился, оказалось, что материала так много, что я могу и не успеть расскахать все.
Я должен был выбрать какое-то одно течение. И выбрал то, что будет нашей темой.
ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА. (стр.Баевского о Баратынском, Тютчеве и в целом). + книга Маймина «О русском романтизме» и его же «Русская философская поэзия». М.1976г.
О Тютчеве есть огромная литература. Я выбрал 2 статьи. Был у нас такой замечательный исследователь русской лит.в сер.19в Борис Яковлевич Бухштиб. У него есть книга «Русские поэты». Ленинград, 1970г. Там 4 поэта и вот главу о Тютчеве я вам горячо рекомендую. А другая статья – моя собственная. Есть у нас такой журнал «Известия Академии Наук» и там разные серии, по разным специальностям. «ИАН серии языка и литературы»2004 год, №1. Статья довольно сложная. Но Тютчев — сложный поэт.
1. Введение.
Философская поэзия (фп) уже это сочетание слов представляет нелегкую проблему. Философия — это учение об отношениях человека с Богом, человека со Вселенной, человека с человечеством. Изначально для выражения человеческих чувств люди прибегали к поэзии. А для выражения мыслей — к прозе. Пушкин когда-то написал: «Проза требует мысли и мысли. Поэзия – дело другое». А тут получается, что в поэзии в стихах нужно излагать мысли. У нас иногда слова «философская поэзия» «философская лирика» употребляют необдуманно. Стоит какому-нибудь поэту задуматься, говорят – этот поэт — философ. И объявляют философом Есенина, например. И тем более о поэтах меньшего масштаба иногда пишут «поэт-философ», что совершенно не соответствует действительности. У нас есть поэзия размышлений. И для поэзии размышлений у нас есть термин «медитативная». Это от фр. «медитасьон». Был такой замечательный фр.поэт-романтик Ламартини. И он опубликовал книгу, приобредшую мир.известность: «медитасьон поэтик». «Разымшления о поэзии».
Философская поэзия затрагивает самые глубины отношения человека с Богом, с природой и с человечеством. И вот, впервые у нас поэявилась философская поэзия в конце двадцатых- 30-е годы 19в. Это «общество любомудрия», это Баратынский, это Тютчев. Обшество любомудрия основывалась на философии Шеллинга. Любомудрцы были Шеллигианцами. Сперва Пушкин их очень поддерживал, но потом разочаровался. Не было среди них такого поэта, который бы создал подлинную философскую лирику. Может быть ,и был такой – Веневитинов, но он очень рано умер.
2. Е.А.Баратынский. 1800-1844
У Б в течении его жизни вышло три сборника стихотворений. 1-я — в 27 году. Там еще нет философии, видна связь с легкой поэзии. Подлинным явлением рус.поэтич.фил.мысли стала 2 книга Баратынского опубликованная в 2 томах в 1835г. 1 том – лирика, а во 2 томе — поэмы. (ВЗЯТЬ У баЕВСКОГО). И замечательным явлением нашей поэзии стала последняя книга Баратынского «Сумерки». Она вышла в свет в 42 году, за 2 года до смерти поэта. Эта книга странная, там есть такие стихотворения как «Последний поэт», «Недоносок», от которых протягиваются нити традиций к творчеству символистов: Брюсова, Соллогуба, Блока. Баратынский сознательно строил поэзию мыслей. Он доходил до границ постижимого в человеческой личности, в природе, в искусстве.
Мне бы хотелось сравнить любовную лирику Пушкина с любовной лирикой Баратынского. Дело в том, что Пушкин сам сравнивал свою лирику с любовной лирикой Б. И П всегда был так щедр на похвалы настоящим поэтам, что о Б он сказал, что его элегии — совершенство. «После него никогда не стану печатать своих элегий». П писал, что Б – единственный у нас оригинален, потому что он мыслит. П писал : Гамлет – Баратынский. Гамлет – традиционный уже образ человека мыслящего. Вот, скажем, стихотворение Пушкина: «Когда в обьятия мои твой стройный стан я заключаю (читает)». И дальше Пушкин обьясняет : она зранит воспоминания о былых изменах и неверит новым уверениям в любви. П выражает в малеьнком стихотворении и нежность, и любовь, и восторг, и печаль, и уныние, и коварство. Эти чуства прямо названы в 20 строчках. А Б говорит о чувствах и их анализирует. Элегия «признание». Она начинается с обращения к женщине. Ей не следует требовать нежности. Он ее разлюбил и его признания, его нежность могут быть только лицемерны, притворны. Любовь прошла. И он обьясняет, почему. Дело не в сопернице. Просто его душа устала любить. Таким образом, если П говорит о чувствах и этим ограничивается – поэзия – область чувств, то Б в поэзию переносит психологический анализ. И кончает свою элегию таким выводом: «Не властны мы в самих себе и в молодые наши Леты даем поспешные обеты, смешные, может быть, всевидящей судьбе. Именно после появления в печати этой элегии Пушкин и выразил те слова.
Баратынский – пессимист. Он чувствует, что золотой век русской культуры проходит. «Век шествует путем своим железным, в сердцах корысть и общая мечта… (читает)». Время поэзии прошло, время его, Б, прошло. Он предвидит и предсказывает свою смерть. Но умирает с надеждой. «Мой дар убог и голос мой негромок, но я живу(читает). И Б нашел своего читателч в потомстве, у него никогда не было широкого круга читателей, но зато его читатели – подлинные знатоки поэзии.
- . Ф.И. Тютчев. 1803-1873.
Т в русской поэзии стоит особняком. Это был странный человек. Его поэзия полна противоречий. И жизнь его полна противоречий. Т , друзья мои, один из 3 великих лириков 19в. Его имя стоит рядом с именами Пушкина и Лермонтова. Это не моё субъективное мнение. Некрасов когда-то написал статью о Тютчева в которой сказал, что в своей области (он не назвал эту область, но я могу вам сказать – это область философской лирики) Тютчев равен Пушкину. Этот гениальный русский поэт порою выглядит как немецкий поэт романтик. Его знакомые шутили, что Тютчев — это немецкий поэт, который случайно пишет по-русски. Т был дипломатом, жил в Германии, был знаком с Шеллингом, дружил с Гейне. Был женат на немке. По-русски он говорил только с теми, кто не мог говорить по-немецки или по-французски. А вообще русский язык для него был только языком поэзии. Поэзия Тютчева тоже пессимистична. Но не так пессимистична как поэзия Баратынского. Баратынского угнетает то, что проходит золотой век культуры, а Тютчева угнетает то, что человечество стоит на грани уничтожения. Что распадется вселенная. Распадается время, уничтожается пространство. В 1921 г Андрей Белый, очень необыкновенный и поэт, и прозаик, и философ написал поэму «Первое Свидание», в которой заглянул на четверть века вперед написал: «Мир рвался в опытах кюри Атомной лопнувшею бомбой». Он написал роман «Москва под ударом», сюжет которого состоит в том, что 1 рс.ученый изобрел атомную бомбу а немецкий шпион стремится ее похитить. Это- Андрей Белый. Тютчев, конечно, атомной бомбы не предвидел, но сходные картины
Он своим взором видел и в стихах изображал. Вот четверостишие Белого:
(продолжение – на электронные струи и.т.п.).А вот Тютчева: Когда пройдет последний час природы Состав частей разрушится земных». Другие поэты могут скорбеть о человеке потому, что он плохой, несоверщенен. А Тютчев писал с ощущением, что человек висит над пропастью. В видениях Тютчева ВСЕ человечество висит над пропастью. Самые пессимистичные поэты рядом с Тютчевым представляются оптимистами. У каждого человека под ногами есть почва. А Тютчев говорит: «и мы плывем, пылающую бездной со всех сторон окружены». Я подхожу к самому трудному моменту моей лекции. Тютчев был экзистенциалистом до экзистенциализма.
Экзистенциализм – это мощное философское направление 20 века. Экзистенцио – существование. Экзистенционализм – филсоофия существования. Но, если так сказать, так ничего и не понятно. Суть экзистенциализма, если самым кратким орбазом, заключается в том, что когда мы с вами живем, мы не думаем: «Я живу», мя не радуемся тому, что существуем. А когда наступают критические минуты, когда мы оказываемся на краю между жизнью и смертю или когда близкий нам человек находится между жизнью и смертью. Или когда близкий нам человек умирает. Или когда мы страдаем, переживаем внутреннюю, душевную боль, или боль физичесую – вот тут мы вспоминаем – ах, как хорошо было. Когда мы были здолровы, когда близкие были здоровы. Словом, экзистенионалисты изучали сущ-е челв на краю бытия, на грания между бытием и небытием. И предшественником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор. Он был современником Тютчева. Конечно, понятия о нем не имел, как и Тютчев о нем. И вообще, Кьеркегор писал в основном по-датски. А теперь оказывается. Что они с разных сторон — один от философии, другой от поэзии, шли к одинаковому пониманию человека в мире . Оба были неудачниками в личной жизни, что отражалось на их творчестве. Я оворил – Тютчев был женат на немке. Когда она умерла, он женился повторно, тоже на немецкой женщине. А потом старость его была озарена и испепелена любовью к молодой девушке, русской, Денисьевой, которая была воспитательницей в панисоне, где воспитывалась одна из дочерей Тютчева. И там был такой роман, они презрели все этич. Нормы своего времени. Она была отвержена обществом. Умерла в страшных мучениях, а он чувствовал себя убийцей. «Молчание!» «Silentium!». Некоторые поэты в истории рус.поэзии доходили до самоотрицания. И Тютчев к этому приходит. И не только в стихах. Вы знаете, он мог пачку листов со своими стихами бросить в камин. Со стихами неопубликованными. До нас дошло 300 стихотворений Тютчева. Мы не знаем, сколько сгорело, сколько потерялось. Он относился к своему творчеству совершенно дилетански, непрофессионально. Он пошел на утреннюю прогулку, вернулся, дочь помогает ему снять пальто, а он ей говорит, конечно, по французски: «Я тут сочинил несколько рифм. Запиши пожалуйста». И диктует ей одно из своих гениальных стиховторений, которое сочинил во время прогулки. А в другой раз не диктует. Он не старался сохранить. Он знал, что не может вполне передать то, что думает и чувствует. «Русской женщине». «Накануне годовщины 4 августа 1864г». Это дата смерти Денисьевой. («Вот бреду я вдоль большой дороги»). И такое четверостишие
Нам не дано предугадать
как слово наше отзовется
И нам сочувствие дается
как нам дается благодать.
В рус.лит у Тютчева был один современник, который в некоторых своих художественных исканиях подходил к введениям Тютчева. Это Достоевский. Достоевского тоже часто человек. Один на один с судьбой. И у них обоих там, где страдания, там и стойкость, там и вера. Но так полно, как Тютчев отразил философию экзистенциализма ощущение катастрофичности мира, — это Достоевскому было не дано. Вам знакомо слово Апокалипсис? Это вдиение конца мира. Вот видение Тютчева почти текстуально приближается к откровению Иоанна Богослова. Времени нет. Пространство призрачно, его тоже, в сущности говоря, нет. Небо – это мечта о гармонии, о счастье, которые недостижимы. Земля – это отравтительная толпа, это томление, это одиночество человека. «И как земля ввиду небес мертва», «Туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей змелей» « и жизнь твоя пройдет незримо на незамеченной земле». Что значит незамеченная земля? Кем? Богом?
Стороны света для Тютчева – это не геогр.понятия. Север в его стихах — это смерть, неподвижность. Юги – жизнь, которая может быть и прекрансой, и мучительной, но она всегда тревожна, потому что мгновенна. Запад для Тютчева (который говорил по фр и немецки, жил в германии) — враждебное начало . Восток, конечно же, — это Россия, это православие (он был православным, хотя и не исполнял обрядов), это – бытовой патриархальный уклад, которого у него не было ,но к которому стремилась душа. Один из крупнейших экистенциалистов определяет так бытие-для-смерти. А когда чела настигает неотвратимый рок, для него наступает бытие-в-пропасти. Поэтому Тютчева влекут иррациональные силы, не поддающиеся рассудку. Любовь он описывает так: «Глаза, потупленные ниц, в минуты страстного лобзанья, и сквозь опущенных ресниц угрюмый тусклый огнь желанья». Брюсов писал статью, в которой пытался доказать, что в пушкинскуих «Моцарт и сальери» Сальери – Баратынский.
Тютчев восторгался Пушкиным. На смерть Пушкина он написал стих-е, в котором воспел его, выразил скорбь, трагедию утраты. Но у тынянова есть спец.статья об отношениях Пушкина и Тютчева, где он показывает, что Пушкин не ценил Тютчева так, как мы теперь ценим, недооценивал Тютчева. Но у меня есть наблюдения, что и Тютчев, несмотря на все свои восторженные слова, не всегда соглашался с Пушкиным. И вот, у Тютчева есть такое стих-е Безумие. Это написано в споре с Пушкиным, это ответ на Пушкинского Пророка, где Пушкин говорит, что Бог через своего посланника поручил Пророку, в котором некоторые видят поэта, обходить моря и земли глаголом жечь сердца людей. А Тютчев отвечает ПушкинуЮ, что это – безумие, что не дано никакому человеку, ни пророку, ни поэту глаголом жечь сердца людей. Что это — жалкое безумие. Что ему только кажется, что постигает тайны природы, и может передать их людям. Тютчев для своих стихотворений избрал особую форму – форму фрагмента. По-русски «фрагмент» — отрывок. Но посольку сама форма заимствована у немецких романтиков, то и термин перешел . Тютчев пишет так, в его сознании все время проходят русские стихи, вроде бегущей строки в телевизоре, и он время от времени вырубает какую-то часть текста. Поэтому он может начать : «Да, вы сдержали ваше слово» или «нет, не могу я видеть вас», или «и в божьем мире тож бывает». Жанр фрагмента необыкновенно подхватила и разработала Анна Ахматова.
Ранний русский реализм.
Лит:
1. Белинский. О русской повести и повестиях г-на Гоголя (статья)
2. Белинский. Статья о Пушкине. Статьи восьмая и девятая, о Е.О.
3. Г.А. Гуковский Пушкин и проблемы реалистического стиля. М. 1957г.
4. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова (статья).
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975г. + книга литературно-критические статьи. М. 1986.
6. Баевский В.С. Пушкин и Школа раннего русского реализма. (сб. «Пока в России Пушкин длится Метелям не задуть свечу»). Смоленск, 1998г.
Я стараюсь лекцию из трех разделов – больше трех студентам уже трудно воспринимать.
1. Введение.
Обычно представляют историю лит-ры так, что одно явление сменяется другим, другое — третьим, третье — четвертым и выстраивается такая цепочка. В действительности история литературы сложнее. Какое-то явление дает отростки в разные стороны, каждый из этих отростков может дать отростки в свою очередь. Причем эти отростки могут идти не только вправо-влево, но и вниз. Вроде бы это очевидно, но первой об этом заговорила русская формальная школа начала 20-го века: Тынянов, Шкловский, Эйхенбаум. Применительно к Пушкинскому времени проблемой историко-литературных связей больше всего занимался Тынянов. Они все были замечательными пушкинистами – и трое названных, и Томашевский. И вот развитие литературы в начале двадцатого века формальная школа представила как сочетание и борьбу старшей и младшей линии в истории литературы. Старшая линия это то, что я вам сначала наших лекций рассказывал – это предромантизм и сменивший его высокий романтизм. Но в это же время, строго говоря, с 1805 года в русской литературе развивается, формируется младшая линия, по-своему не менее важная. В младшей линии в это самое время формируется реализм. Совершенно другое литературное явление, во многом противоположное предромантизму и романтизму. Не очень заметное в это время, потому его и назвали «младшей линией литературного процесса». А иногда еще Тынянов писал: «центр» литературного процесса и «периферия». Под центром -предромантизм и высокий романтизм, а периферия – реализм. На него не очень обращают внимание, но по своему значению он очень велик. Чем велика младшая линия литературного процесса в любое время?
В старшей линии литературного процесса развивается какое-то явление. Допустим, романтизм. И все литераторы, которые вступают в жизнь, идут по стопам Пушкина, Баратынского, Дельвига – наших великих романтиков. Все им подражают. Проходит 20 лет и приемы, найденные Пушкиным в творчестве эпигонов ( с древнегреч. Букв «рожденный позже», а в науке о литературе это значит «подражатель»). Так вот, эпигоны набрасываются на те приемы, которые нашли классики, и до того их забалтывают, что они автоматизируются. Уже любая бездарность может автоматически на этих приемах писать элегии. И Пушкин уже вопит в стихах: «Спаси нас боже от элегических ку-ку!». Уже становится невозможным писать, использую разработанные когда-то приемы. А что делать? Искать новые приемы. Где?
И тут ответ такой. Гений берет новые приемы в младшей линии литературного процесса. Вот почему периферия, младшая линия не менее важна, чем старшая линия, чем центр литературного процесса. В свое время периферия станет центром. А старшая линия уйдет в младшую. И мы с вами увидим, как в 40-е годы реализм уходит в старшую линию литературного процесса, а романтизм – в младшую.
И вот сегодняшняя наша лекция посвящена тому, как в младшей линии литературного процесса формировался русский реализм.
2. Что такое реализм?
Я заимствую определение реализма у Белинского, у Жуковского и у Бахтина.