Содержание
1. Платежный и расчетный баланс государства…….………………………
1.1 Платежный баланс…………………………………………………….
1.2 Расчетный баланс……………………………………………………..
2. Принципы и формы международного кредита……………….………….
2.1 Принципы международного кредита…………………………………
2.2 Формы международного кредита…………………………………….
3. Международные структуры в валютно-финансовой сфере……….…….
Задача: На базе данных таблицы 7 рассчитайте процент изменения производства стали в 2009 г. по сравнению с производством в 2008г. в Бразилии, Китае, Германии, Индии, Японии, Республике Корея, США, России, Украине, Италии, ЮАР. Рассчитайте долю указанных стран в мировом производстве стали за 2006 и 2009 года, производство стали на душу населения в указанных странах..……………………………….……
Список использованной литературы
Выдержка из текста работы
Министерство образования и науки РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
Текстовая контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика» Вариант IV
Проверил: Руководитель:
«____»___________20__ г.
Ташкент 2011
|
Текстовая контрольная работа
по дисциплине: «Мировая экономика»
Вариант IV
Задание 1. Североамериканская ассоциация свободной торговли:
1. Предпосылки создания.
2. Принципы и некоторые итоги функционирования НАФТА.
Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.
17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА).
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement, ALENA, Accord de libre-échange nord-américain) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
В НАФТА входят: США, Канада, Мексика.
Предпосылки создания
Во-первых, США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.
Во-вторых, США и Канада обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.
В-третьих, в качестве одной из предпосылок объединения выступает наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.
В-четвертых, поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.
В-пятых, США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.
В-шестых, определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.
В-седьмых, одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный «эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.
В-восьмых,интеграция североамериканских стран во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение холодной войны, положило конец существованию двухполюсной системы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономической силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.
Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
Цели НАФТА:
-устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
-создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
-привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
-обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
-создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
-создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
-создание единого континентального рынка.
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.
Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль.
Задание 2. Характеристика экономического развития стран Северной Европы.
Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран. На них приходится всего 1% ВВП и промышленной продукции развитых государств. Однако по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения скандинавские страны входят в первые 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира.
Отраслевая структура национального хозяйства скандинавских стран полностью соответствует экономики в других высокоразвитых странах. Таким образом, в структуре ВВП всех скандинавских стран за последние десятилетия происходили сдвиги, аналогичные структурным изменениям в мировом хозяйстве, а именно: рост доли сферы услуг, падение доли сельского хозяйства, возрастающие значение новейших наукоемких отраслей.
В национальных хозяйствах скандинавских стран ведущими являются два крупных комплекса отраслей: лесная промышленность, включающая в себя деревообработку и целлюлозно-бумажное производство, и так называемая металлопромышленность, объединяющую металлургию, металлообработку и все отрасли машиностроения, среди которых выделяются автомобилестроение, судостроение, производство оборудования для всего комплекса отраслей лесной и пищевой промышленности, производство средств связи, электротехнического и электронного оборудования. Кроме того, в Норвегии важнейшим отраслевым комплексом является нефте- и газодобыча. Нефтепереработка и химическая промышленность развиваются там на основе собственного сырья, а в других государствах региона – импортируемого. Пищевая промышленность достигла особенно высокого уровня в Дании.
Наличие определенных видов природных ресурсов и особенности географического положения сыграли важную роль в экономическом развитии и международной специализации скандинавских стран.
Выход к морям всех скандинавских государств предопределил развитие в них судоходства, рыболовства и судостроение, а местоположение на перекрестке торговых путей – активное участие в международной торговле. Одним из основных природных богатств является «зеленое золото» — лес, в том числе высококачественный хвойный. Швеция, Финляндия и Норвегия входят в число ведущих мировых экспортеров древесины и изделий из нее. Особые климатические условия определили развитие во всех скандинавских странах мясомолочного направления в сельском хозяйстве.
Одним из основных факторов, способствовавших динамичному экономическому росту скандинавских стран, стал инвестиционный фактор. Норма накопления в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии – 25-30%. Акцент на инвестиционный фактор стал важнейшей составной частью государственной стратегии экономического роста в этих странах.
В экономическом развитие малых стран Северной Европы весьма значительна роль фактора научно-технического прогресса. Доля расходов на НИОКР в ВВп постоянно растет.
Для сохранения своих позиций на мировых рынках малая страна должна осуществлять нововведение для поддержания конкурентоспособности своих товаров и услуг.
Задание 3. Роль ОБСЕ в поддержании европейской безопасности.
ОБСЕ — самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ — довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой организацию по безопасности, в которую входят 54 государства (членство 55 государства — Югославии — было приостановлено в 1992г.), расположенные на территории «от Ванкувера до Владивостока». В этом регионе ОБСЕ является главным международным инструментом для раннего распознания, предупреждения и предотвращения конфликтов, а также регулирования кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе консенсуса — все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы. 54 государства — члена включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами.
ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, а именно: защита и содействие в развитии прав человека и основных свобод, сотрудничество в области экономики и экологии являются такими же важными вопросами в поддержке и укреплении мира и безопасности, как и политические и военные вопросы. Их решение является главной целью деятельности ОБСЕ. Различные аспекты рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые. На протяжении всего времени существования организации страны — члены активно содействуют укреплению дополнительных мер в различных сферах безопасности — политической, военной, экономической, социальной. Еще один пример того, что действие ОБСЕ основывается на понимании безопасности как всеобъемлющей является участие организации во всех стадиях развития конфликтов, от раннего предупреждения и предотвращения конфликта до содействия в разрешении конфликта и постконфликтной реабилитации.
ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов.
Задание 4. Теория «жизненного цикла» Р.Вернона.
В 1966 году американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на другие развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.