Выдержка из текста работы
ные, а также различные классификаторы, начиная от SWOT- таблиц и кончая специально разработанными классификаторами. Возможны различные подходы к диагностике, в том числе:
а) по степени детализации — обобщенная (агрегированная) и детализированная диагностика;
б) по охвату объекта исследования — полная (общесистем ная) и частичная (локальная) диагностика;
в) по периодичности проведения — систематическая и экс пресс-диагностика и т.д.
Отметим, что при диагностике систем управления в качестве базы сравнения выступают как эталонные (нормативные) значения элементов, так и другие элементы системы. Например, проводится сопоставление функций системы с ее целями и структурой, с ресурсным обеспечением, чтобы выявить степень их соответствия (адекватности).
Важным приемом при диагностике является декомпозиция, в ходе которой выявляются более детальные проблемные ситуации и факторы, обусловливающие проблемы.
Однако для того чтобы диагностировать объект исследования, необходимо его описание, в том числе представление его основных параметров (параметрическое описание), состава и структуры его элементов (классификации, морфологическое описание), взаимосвязей элементов как в статике, так и в динамике (функциональное, статистическое, динамическое) и системное описание. Это осуществляется в ходе анализа систем управления. Анализ и диагностика тесно взаимосвязаны. Врзможно неоднократное возвращение к диагностике и уточнение выводов после процедур анализа. В рамках проводимого анализа выдвигаются и проверяются описательные и объяснительные гипотезы исследования.
Прогнозирование включает в себя как задачи диагностики, так и задачи анализа, но применительно к будущему, а не к базисному периоду. При исследовании систем управления, функционирующих в условиях неопределенной среды, эти исследования приобретают особое значение. Особенность этих направлений исследований связана с тем, что в их задачи входит выявление закономерностей развития объекта и определение возможных вариантов его поведения под влиянием различных изменений. При этом прогностические исследования могут носить как нормативный, так и дескриптивный характер. Нормативный подход предполагает формирование некоторой желаемой модели управления, отправными точками которой являются цели организации и самой системы управления. Дескриптивный
(описательный) подход предполагает прогнозирование будущего состояния на основе прошлых тенденций. Таким образом, ему предшествуют ретроспективные исследования, которые базируются на изучении данных прошлых периодов.
Текущие и оперативные исследования позволяют осуществлять непрерывный контроль за ходом управления и выявлять причины возникающих отклонений. Интересной разновидностью оперативного исследования является экспресс—анализ, сущность которого состоит в целенаправленной обработке данных, собранных на основе моментных наблюдений.
Синтез ориентирован, во-первых, на обобщение информации, а во-вторых, на моделирование и проектирование более совершенных систем управления. Если анализ предполагает «расчленение» объекта исследования, то синтез -«воссоздание»его как целого, но на новой качественной основе. Для этого используются различные обобщающие модели, в том числе и достаточно простые, например, морфологические таблицы, которые позволяют одновременно осуществлять как анализ, так и синтез информации.
Для исследования систем управления особое значение имеет проведение глобального системного исследования, которое охватывает разные уровни управления и различные системы. Естественно, что такое исследование проводится по ограниченному кругу характеристик и имеет обобщенный характер. В то же время для решения отдельных проблем необходим детальный, локальный анализ и диагностика.
Результатами диагностики, анализа, прогнозирования и синтаза являются: 1) выявленные проблемы системы управления; 2) оценка их влияния на объект управления; 3) определение источников, условий и факторов возникновения проблем; 4) предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности системы управления.
Важно обеспечить в процессе исследования преемственность и согласованность различных направлений. На разных уровнях управления при решении тех или иных проблем используются различные направления и методы исследований.