Содержание
1 Метод экономического анализа, его сущность и роль в прогнозировании и планировании3
2 Прогнозирование и планирование охраны окружающей среды5
3 Задача10
Список использованных источников:11
Выдержка из текста работы
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Экономический анализ исследует хозяйственные процессы предприятий и конечные производственно-финансовые результаты их деятельности. При этом экономика предприятий изучается в динамике.
Экономический анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организации. Предметом экономического анализа в рамках данной работы является хозяйственная деятельность бюджетного учреждения, направленная на осуществление его функций и эффективное использование выделенных ему средств.
Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.
В процессе экономического анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. На основе экономического анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Он предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.
Систематическое проведение объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, контроль за правомерностью проводимых операций позволяет максимально использовать внутренние резервы, правильно и экономно расходовать средства в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов. Используя информацию бухгалтерского учета и анализа, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности.
Экономический анализ деятельности учреждений в основном носит ретроспективный характер, т.е. проводится после совершения хозяйственных актов. На практике экономический анализ проводится по итогам работы за определенный период, как правило, за год.
Основой для анализа является отчётность учреждения. Анализ бухгалтерской отчетности — это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности учреждения, при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности относительно будущих условий существования.
При проведении анализа должна быть подтверждена достоверность отчётности, проверено развернутое отражение в балансе дебиторской и кредиторской задолженности, закрытие счетов учета расходов по окончании года, соответствие основных показателей всех форм отчетности, составление отчётности в разрезе источников финансирования и кодов бюджетной классификации.
Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности учреждения пользователи информации. Их можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи. Внешними пользователями являются собственники средств учреждения (бюджет), налоговые и казначейские органы, внутренними — персонал учреждения и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций исходя из своих интересов.
Экономический анализ базируется на определенных принципах, таких как государственность, научность, объективность, системность, комплексность, оперативностъ, действенность, массовость.
Принцип государственности заключается в том, что экономический анализ должен основываться на государственном подходе к оценке экономических явлений. Таким образом, при анализе деятельности бюджетных учреждений следует учитывать экономическую, социальную, экологическую, международную политику государства и вытекающие из нее задачи на соответствующем этапе развития народного хозяйства.
Принцип научности означает, что методология экономического анализа деятельности бюджетных учреждений должна базироваться на материалистической диалектике и политической экономии, т.е. экономический анализ должен носить научный характер и проводиться на основе всестороннего учета требований экономических законов. Принцип научности реализуется путем совершенствования теории анализа деятельности предприятия, широкого применения современных экономико-математических методов и ЭВМ.
Принцип объективности заключается в том, что исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в ходе экономического анализа должно осуществляться в условиях достоверной и объективной информации, а выводы, полученные в результате исследования, должны быть обоснованы точными аналитическими расчетами. Анализ должен быть объективным, конкретным и точным. Использующаяся информация должна точно отражать имущественное состояние учреждения и быть документально обоснованной, так как от ее объективности зависит результативность экономического анализа.
Принцип системности означает, что все стороны деятельности предприятия в процессе экономического анализа должны рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи, при этом хозяйственные процессы должны изучаться в динамике.
Принцип комплексности обусловливает необходимость системного рассмотрения в ходе экономического анализа всех стадий, явлений, показателей деятельности анализируемого предприятия с учетом их взаимозависимости.
Принцип оперативности предполагает быстрое и четкое осуществление экономического анализа, принятие управленческих решений на основе результатов анализа. Кроме того, данные решения должны быть четко и своевременно реализованы в процессе деятельности учреждения. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от планируемых показателей деятелъности как по количественным, так и качественным показателям, изыскании путей устранения отрицательно действующих факторов. Следователъно, своевременность анализа позволяет превратить его в средстю оперативного контроля выполнения плана. Для получения необходимого эффекта от экономического анализа его результаты исполнителями должны оперативно доводиться до руководства предприятия.
Принцип действенности определяет возможность акгивного воздействия на ход производственной деятельности и ее результаты, своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в процессе деятельности учреждения. Данный принцип указывает на необходимость и важность практического использования материалов экономического анализа для управления учреждением, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных.
Последний принцип, на котором базируется экономический анализ, — это принцип массовости. Он означает необходимость привлечения к аналитической работе в процессе экономического анализа широкого круга работников учреждения, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внугрихозяйственных резервов.
Проведение экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения возможно при условии применения научного метода познания и соответствующих ему методов исследования.
Метод экономического анализа — это способ комплексного изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, обеспечивающий выявление, измерение и обобщение влияния отдельных факторов на динамику хозяйственного их развития путем специальной аналитической обработки плановых и отчетных показателей. В этом определении кратко отражены общие принципы и особенности изучения экономики бюджетного учреждения. Более углубленная характеристика метода связана с рассмотрением его по двум основным направлениям.
Во-первых, метод изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется определенным порядком, последовательностью ее рассмотрения. Обусловлено это тем, что процесс познания экономических явлений сложный и протекает прежде всего во времени. В связи с этим процесс ее познания подразделяют на следующие временные этапы: предварительная ориентация в хозяйственной деятельности, раскрытие содержания предмета анализа, описание предмета анализа и формирование выводов и предложений по результатам анализа. Перечисленные этапы охватывают действия по восприятию явлений деятельности учреждений, последовательному их изучению, рассмотрению их сущности и обобщению результатов.
Во — вторых, метод анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется различными подходами к рассмотрению объектов анализа. Они позволяют применять определенные математические, статистические и другие процедуры (приемы).
В анализе применяются традиционные методы экономической статистики, средних, абсолютных и относительных величин, наблюдение, группировки, графический, эксперимент, индексный, моделирование, формализация, абстрагирование, элементарные методы обработки рядов динамики и т.д.
Так, под наблюдением понимается систематическое целенаправленное восприятие объекта; под сравнением — установление сходства и различия предметов и явлений в действительности; под экспериментом — сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий; под анализом (синтезом) — совокупность приемов и закономерностей расчленения (соединения) предмета исследования; под моделированием — процесс познания с использованием моделей, которые заменяют оригинал; под формализацией — изучение объектов и процессов путем отображения их содержания с использованием специальной символики; под абстрагированием — мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей и одновременное выделение интересующих сторон объекта.
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерии они являются основным измерителем, то в анализе они используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100). Относителъные величины интенсивности — это величины, получаемые в результате сравнения двух, связанных между собой, показателей (фондоотдача и рентабельность, производительность труда и объем выпуска и т.д.). Относительные величины сравнения имеют важное значение в отраслевом анализе, а также при анализе и оценке конкурентных преимуществ, когда сравниваются одни и те же характеристики двух разных совокупностей, групп, единиц (доли рынка конкурирующих фирм).
Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий и незавершенного производства).
Не менее важное значение, если не более, имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, родных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.
В средней величине сглаживаются количественные колебания отдельных объектов исследования. Исчисляется новый самостоятельный показатель, который может выявить качественную сторону исследуемого явления. В средней величине случайные отклонения индивидуальных величин взаимно погашаются. Без средних величин невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени.
В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.
С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.
Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнивать можно только качественно однородные величины.
Сравнение экономических показателей может осуществляться по разным направлениям. Сопоставляя отчетные данные с плановыми, выявляют степень выполнения (или невыполнения) задания. Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса. Сравнение показателей анализируемого хозяйствующего субъекта со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта на рынке среди других конкурирующих субъектов, долю на рынке.
Наиболее часто применяется в анализе способ сравнения. Его основные виды:
сравнение фактических отчетных данных с плановыми и показателей в динамике;
сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;
сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности.
В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.
Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя.
Балансовый метод используется в планировании, статистике, бухгалтерском учете. В экономическом анализе он применяется там, где существует строго функциональная зависимость. С помощью данного метода анализируется использование рабочего времени (баланса рабочего времени), использование производственной мощности (баланс производственной мощности), баланс трудовых ресурсов, и т.д.
Метод цепных подстановок используется для определения количественного влияния отдельных факторов на общий результативный показатель. Данный способ применяется в том случае, если между изучаемыми явлениями имеет место функциональная, прямая или обратно пропорциональная зависимость. Он используется во всех типах детерминированных факторных моделей при определении влияния факторов.Суть данного метода заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого факторного показателя на фактическую величину в отчетном периоде, все остальные при этом считаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего — второй и т.д. Число расчетов на единицу больше, чем число показателей. На практике расчеты при плановых величинах можно взять в готовом виде из плана предприятия, фактические величины — из квартального или годового отчета.
Отсюда следует, что можно сделать лишь промежуточные расчеты, а следовательно, число расчетов будет на один меньше. Более точный расчет может быть получен при правильном ранжировании показателей-факторов: вначале учитывают изменение количественных показателей на результат, а затем качественных. Если количественных и качественных показателей несколько, то определяют изменение факторов первого уровня и т.д.
Метод абсолютных отклонений является разновидностью приема цепных подстановок (производной от этого метода). Он основан на исчислении абсолютных отклонений между фактическими и базисными частными показателями и умножении их по каждому показателю на абсолютное значение другого частного показателя. Данный метод нецелесообразно использовать для кратных моделей, то есть при мультипликативной обратной зависимости между показателями-факторами.
Приемы цепных подстановок и абсолютных отклонений — достаточно простые и универсальные аналитические приемы. Однако они не инвариантны относительно порядка замены факторов. От того, в какой последовательности происходит замена, будет зависеть результат разложения.
Существенным недостатком этих методов является также и то, что они обладают свойством неаддитивности по времени. Это означает, что результаты анализа, выполненного за целый год, не будут совпадать с суммой соответствующих данных, полученных по месяцам или кварталам.
Метод процентных разниц базируется на исчислении разниц между отдельными частными показателями по процентному отношению фактических значений к базисному. Полученные процентные разницы умножаются на основной исследуемый показатель по плану. Кроме этих уточнений, следует знать правила построения аналитической таблицы по применению данного метода. Среди таких правил следующее:
показатели в таблицу располагают так, что на первом месте — первый сомножитель исходного алгоритма, на последующем — произведение двух факторов исходного алгоритма, на третьем месте — произведение трех факторов исходного алгоритма и т.д.;
для расчета разницы процентов первое значение сравнивают со 100 %, затем разность процентов определяют последовательно по цепочке снизу вверх;
в таблице отражаются столько строк с сомножителями, сколько факторов, влияющих на основной показатель.
К нетрадиционным (математическим) методам анализа относятся все экономико-математические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, метод построения дерева решений, линейное программирование и другие). Данному подходу уделено дополнительное внимание в ниже представленном подпункте данного учебного пособия.
Баланс исполнения сметы расходов является основным отчетным документом, необходимым для управления анализом хозяйственной и финансовой деятельности бюджетного учреждения, контроля за использованием по назначению предоставленных учреждению средств.
Анализ отчётности бюджетного учреждения может быть горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей.
В основе вертикального анализа лежит представление бухгалтерской отчётности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.
Можно выделить две основные черты вертикального анализа:
переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление.
Для оценки деятельности бюджетного учреждения и в целях проведения анализа исполнения сметы расходов проводится:
показателей актива и пассива баланса учреждения;
финансирования и др.
Важнейшим этапом анализа исполнения расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. Оно характеризуется равенством между ними, превышением кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми.
В процессе анализа кассового исполнения сметы расходов особое внимание обращается на недорасход или перерасход выделенных из бюджета средств. Выявление факторов недоиспользования открытых кредитов или их перерасхода в разрезе отдельных статей расходов имеет важное значение и способствует организации использования бюджетных средств по назначению.
Анализ фактических расходов позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.
Отдельно можно выделить анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждения. Выявленную разницу между ними по статьям необходимо учесть при составлении сметы расходов по бюджету и сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Следующий этап анализа — анализ финансирования бюджетных организаций.
При анализе баланса важно рассмотреть движение основных средств и материальных ценностей. Источником информации для такого анализа являются не только баланс исполнения сметы расходов (ф. 1), но и форма 5 "Отчет о движении основных средств", 6 "Отчет о движении материальных запасов" и 15 "Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях". В них остатки и движение активов отражаются не только общими суммами по всем источникам финансирования, но и раздельно по бюджетным и внебюджетным средствам, что важно для анализа учреждения.
Анализ движения основных средств и малоценных предметов может производиться сопоставлением остатков на начало и конец года в разрезе первоначальной стоимости, износа и остаточной стоимости. Также рекомендуется провести анализ состава и движения материальных ценностей, основных средств и малоценных предметов на начало и конец года.
В процессе анализа можно определить эффективность использования основных средств и степень их технического состояния; определить уровень обеспеченности и использования материальных ресурсов, провести анализ оплаты труда.
хозяйственный бюджетный ресурс анализ
Литература
Балдина, С.В. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ, вводимая с 2001 года / С.В. Балдина // БиНО: бюджетные учреждения. — 2001. — № 3.
Данилов Е.Н. Анализ как функция управления деятельностью бюджетных учреждений. Материалы конференции.- Мн., БГЭУ, 2001.
Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждений. — М.: Новое время, 2003.
Дерявиченко, Т.А. Казначейство — государственный контролер исполнения федерального бюджета / Т.А. Дерявиченко // Финансы. — 2000. — №4.
Доклад об экономике России — февраль 2004. // Российская газета. 2004. № 8.
Захаров Ю. Правовые проблемы перекрестного субсидирования // Экономика и жизнь.- 2004.- №1.
Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. — М.,2003.
Земляченко, С.В. Комментарии к инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях / С.В. Земляченко // БиНО: бюджетные учреждения. — 2000. — № 3.
Изменения и дополнения в Инструкцию о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов, утв. Приказом МФ РФ от 31.12.02. // Российская газета. 2004. № 42.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях // Официальные документы и разъяснения. — 2000. — № 3.
Комягин, Д.Л. Новое в Бюджетном кодексе / Д.Л. Комягин // БиНО: бюджетные учреждения. — 2000. — № 10.
Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Гроссбух, 2001.