Содержание
1. Правительство как высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
2. Состав Правительства Российской Федерации. Порядок его формирования.
3. Полномочия Правительства.
4. Организация деятельности Правительства.
5. Акты Правительства Российской Федерации.
6. Литература.
Выдержка из текста работы
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается.
Ряд действующих конституционных положений направлен на предотвращение возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности субъектов Федерации при установлении ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но двухуровневой государственной власти.
Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции РФ, относится к федеральному ведению.
Система органов государственной власти состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в структуре и системе исполнительной власти в Российской Федерации остается много спорных вопросов. Точки зрения различных теоретиков по этой теме порой кардинально противоположны. Поэтому так важно разобраться в понятии и структуре органов исполнительной власти.
Цель данного исследования — это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации. Принимаясь за работу над выбранной темой, мы собирались решить следующие задачи:
· определиться с понятием органов исполнительной власти;
· выделить элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
· проанализировать специфику деятельности органов исполнительной власти;
· проверить, работает ли на практике теория трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.
Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.
Предметом исследования в нашем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.
Данный вопрос в своих научных работах затрагивали многие ученые: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.А. Демин, А.П. Коренев, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов и другие. Выбранная тема была детально проработана с различных сторон: с точки зрения структуры, характера деятельности, разделения властных полномочий и так далее.
При анализе источников данного исследования было проработано множество источников — от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы — как в печатном, так и электронном виде.
Глава 1. Теоретические аспекты органов исполнительной власти
1.1 Понятие и классификация органов исполнительной власти
В Российской Федерации существует разделение на три ветви власти: исполнительную, судебную и законодательную, причем каждая из них осуществляется независимо от двух других.
Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, которые занимаются осуществлением совокупности полномочий по управлению государственными делами. Основным назначением данной ветви власти в России является организация практического исполнения высшего нормативного правового акта — Конституции РФ, а также законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд всех граждан страны. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
В теории административного права нет единого понятия термина «Орган государственной власти». «Орган исполнительной власти — это структура государственного властного механизма (госаппарата), создаваемая специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью претворения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества» Попов, Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л.Попов. — Москва: Юристъ, 2002. — С.66..
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определен в Конституции РФ, в федеральных конституционных законах, в федеральных и иных законах, в указах Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ, в конституциях республик, в уставах и иных нормативно-правовых актах субъектов РФ Демин, А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие / А.А. Демин. — Москва: Зерцало-М, 2002. — С. 95-96..
Теоретики применяют различные классификации органов исполнительной власти. Например, они разделяются по таким критериям, как: основания и порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, территория деятельности, источник финансирования Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. — 5-е изд., перераб. И доп. — Москва: Эксмо, 2010. — С. 48-49..
Критерий «по основаниям и порядку образования» делит все органы исполнительной власти на:
— образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, правительства субъектов РФ);
— созданные по основам действующего законодательства, а также подзаконных актов (федеральные министерства, службы, агентства; комитеты и управления в субъектах Федерации и другие).
Критерий «по характеру компетенции» делит органы государственного управления на:
— те, что действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления (Правительство РФ, правительства, администрации краев, областей);
— те, что действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают какой-либо отдельной отраслью управления (федеральные министерства, комитеты и управления в администрациях субъектов Федерации);
— те, что действуют в рамках спецкомпетенции и ведают управленческими вопросами, которые имеют межотраслевую важность (органы госстатистики, органы по тарифам и финансам).
Критерий «по порядку разрешения подведомственных вопросов» делит все органы исполнительной власти на коллегиальные и единоначальственные. Соответственно, первые — это те, что обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегией (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации), а вторые — это такие, где решения принимает один руководитель (министерства, управления, отделы). Следует отметить, что в этой подгруппе вышеуказанные подвиды переплетаются.
Критерий «по территории деятельности» делит органы госуправления на:
— федеральные, действующие по всей России (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти);
— региональные, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны;
— субъектные, которые действуют в отдельном субъекте Федерации, будь то область, край, автономия или республика).
По источнику финансирования органы исполнительной власти рассматривают исключительно как бюджетные, то есть финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации Алехин, А.П. Административное право РФ: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов — Москва: Омега-Л, 1999. — С.125..
1.2 Система, структура и полномочия органов исполнительной власти
Федерализм — принцип, на котором базируется российская система органов исполнительной власти. Сама система является юридически закрепленной Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, конституциями республик, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.
Система исполнительной власти, действующая в настоящее время в России, делится на два уровня:
1. Федеральные органы исполнительной власти;
2. Органы исполнительной власти субъектов.
К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти федерального масштаба.
Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, являющееся высшим исполнительным органом государственной власти РФ.
Правительство РФ — коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной ветви власти в России. Председателя Правительства назначает Президент РФ при согласии Госдумы. Других членов Правительства Президент назначает, обращая внимание на предложения Председателя Правительства О Правительстве Российской Федерации: [федеральный конституционный закон: от 17.12.1997 №2-ФКЗ, в ред. От 12.03.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №33.- Ст.1..
Правительство по Конституции исполняет следующие функции:
— разработка и представление в Госдуму федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
— отчет перед Госдумой об исполнении федерального бюджета;
— обеспечение проведения в России единой финансово-кредитной и денежной политики;
— проведение единой госполитики в таких направлениях, как культура, наука, образование, здравоохранение, соцобеспечение, экология;
— управление федеральной собственностью;
— осуществление мер, обеспечивающих оборону Российской Федерации, госбезопасность и реализацию внешней политики страны;
— воплощение мер по защите законных прав и свобод россиян, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.
Правительством осуществляются и другие функции, которые возложены на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. -1997.-№З.-С. 14-22..
По регламенту работу Правительства осуществляют, основываясь на плане который разрабатывается на 6 месяцев и который утверждает его Председатель. Правительственные заседания, в соответствии с этим документом, проводят не реже 1-го раза в месяц. Также существуют и внеочередные заседания, за проведение которых отвечает Председатель Правительства или его заместитель, если первый по каким-либо причинам отсутствует.
Достаточно присутствия на Заседании 50% членов Правительства, чтобы считать его правомочным. Каждое из решений, принятых в ходе заседания оформляют по протоколам Коренев, А.П. Административное право / А.П. Кореев. — Москва: Проспект, 2000. — С.322..
Правительство лишается своих полномочий, когда избирается новый Президент. Однако ему позволено подать в отставку и раньше назначения новоизбранного главы государства. Отставку может принять только Президент, он же может ее и отклонить. Госдума, приняв большинством депутатов соответствующее постановление, может выразить свое недоверие Правительству. После этого Президент может либо уволить Правительство, либо отвергнуть предложение Госдумы.
Организационно-правовыми формами органов федеральной исполнительной власти являются 3 элемента:
— федеральные министерства;
— федеральные службы;
— федеральные агентства Манохин, В.М. Российской административное право: учебник / В.М. Минохин, А.С. Адушкин, З.А. Багишаев. — Москва: Проспект,1999. — С.248..
Первый уровень данной системы — министерства Российской Федерации.
Министерство РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия по разработке госполитики и нормативно-правовых актов в отдельной сфере деятельности.
Министерство создает Президент, подписывая соответствующий указ. Данный орган исполнительной власти возглавляет министр, которого также назначает глава государства с подачи Председателя Правительства. Министр является членом Правительства РФ, он осуществляет госуправление и координирует деятельность в находящейся у него в подчинении отрасли или сфере деятельности. Министр действует в рамках принципа единоначалия, в связи с чем он лично ответственен за выполнение тех или иных возложенных на его ведомство задач и функций.
Министерство опирается на Конституцию, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, на постановления и распоряжения российского Правительства и положения о министерстве, которые утверждаются Президентом или Правительством РФ.
Министр имеет право издавать приказы, распоряжения, указания, инструкции по тем вопросам, что входят его компетенцию (в некоторых случаях это делается совместно с руководителем другого министерства). Таким образом, министр устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативные правовые акты).
У министра есть несколько заместителей, которых также назначает Президент или Правительство Овсянко, Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. — Москва: Омега-Л, 2000. — С.57-58..
Совещательным органом в министерстве является коллегия. В ее состав входит министр, который является ее председателем, его замы, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, а также представители других организаций. Каждого из участников коллегии назначает Правительство Российской Федерации. По итогам работы коллегии принимаются решения, которые впоследствии оформляют в виде протоколов. После этого министр может реализовать данный протокол в приказ.8
Структура министерства состоит из руководящего звена (министра, его замов, коллегии), департаментов, главных управлений, управлений, отделов и иных подразделений. Структуру утверждает министр, кроме тех министерств, которые находятся в ведении Президента (например, Министерство внутренних дел). Министерство — это юридическое лицо, имеющее собственный баланс, печать с изображением Государственного герба и свое наименование.
На данный момент в Российской Федерации министерства подразделяются на две группы:
— под руководством Президента РФ (МВД, МЧС, Министерство иностранных дел; Минобороны, Минюст);
— под руководством Правительства РФ (Минздрав, Министерство культуры и массовых коммуникаций; Министерство образования и науки, Минприроды, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Министерство сельского хозяйства, Минтранспорт, Министерство информационных технологий и связи, Минфин, Минэкономразвития Пронина, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. — 1998. — № 2.- С. 29-35..
Следующее звено — федеральные службы, также относятся к федеральным органам исполнительной власти. Федеральные службы осуществляют полномочия по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также исполняют спецфункции в области обороны, госбезопасности, защиты госграницы России, борьбы с преступностью и общественной безопасности.
Но не все федеральные службы имеют самостоятельность, часть из них входит в структуру федеральных министерств. Одни службы находятся в ведении Президента РФ, другие относятся к Правительству РФ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [указ Президента РФ: от 09.03.2004 ] — № 314. — Ст. 24.
Самостоятельными федеральными службами, которыми руководит Президент РФ, являются: Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ России, ФСКН РФ и Федеральная служба охраны РФ.
Правительство России заведует: антимонопольной службой; федеральной службой по тарифам; службой по финансовым рынкам; службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; службой госстатистики; службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Последнее звено системы федеральных органов исполнительной власти — федеральные агентства. Они представляют собой орган, который осуществляет деятельность в определенной сфере госуслуг, управляющий госимуществом и занимающийся применением правовых функций, за исключением контроля и надзора.
Президенту подчиняются Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Основную часть федагентств включили в состав федеральных министерств. К примеру, Министерство природных ресурсов имеет 3 федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. Еще два их федеральных агентства — по атомной энергетике и космическое агентство — самостоятельные, ими заведует Правительство РФ Габричидзе, Б. Н. Административное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. — Москва: Проспект, 2004. — С.105..
Главой федерального агентства является генеральный директор.
Федеральные службы и агентства опираются на Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также на положения о них, утверждаемые Президентом или Правительством РФ.
В федеральных службах и агентствах образуются коллегии, которые утверждает Правительство России. Здесь ситуация обстоит так же, как и в Правительстве.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации являются вторым уровнем исполнительной власти.
К органам общей компетенции относят:
— правительства республик и других субъектов РФ, которые образуются представительными органами госвласти или при сочетании выборности глав правительств и назначений на должности других членов правительств;
— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.
Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти
исполнительный власть российский государственный
Системой органов исполнительной власти в Российской Федерации называется такая юридически упорядоченная и внутренне согласованная совокупность разных по своей организационной и правовой форме органов, которые соподчинены друг другу на основе разделения компетенций и которые образуют взаимопроникающее единство, реализуя исполнительную власть на территории Российской Федерации. Данная система является комплексной и имеет свою структуру, представляющую собой вертикальную иерархию с горизонтальными уровнями Ноздрачёв, А.Ф. Исполнительная власть в Российской Федерации / А.Ф. Наздрачёв, Ю.А. Тихомиров. — Москва: Юристъ, 1996. — С.222.. Система органов исполнительной власти в России организует свою деятельность на правовой основе, соответствующей государственной политике, что обеспечивает каждодневное оперативное управление процессами, которые происходят в обществе. Система органов исполнительной власти в России существует по принципу федерализма, сочетает в себе централизацию и децентрализацию, законность, гласность, а также отраслевые, межотраслевые и территориальные начала в госуправлении.
Система органов исполнительной власти построена в соответствии с разграничением полномочий в этой сфере между Федерацией и ее субъектами, обозначенным в Конституции РФ. Согласно главному нормативно-правовому акту страны, органы исполнительной власти действуют в пределах ведения Российской Федерации, в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектов РФ Конституция Российской Федерации. Официальный текст. — Новосибирск : Сибирское унив. изд-во, 2011. — 32 с.. В ведении Федерации — установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении РФ и субъектов Федерации — установление общих принципов организации системы органов государственной власти, однако и здесь остается принцип иерархии. В самих субъектах РФ федеральные органы могут создавать свои территориальные органы Манохин, В.М. Российское административное право. / В.М. Манохин, А.С. Адушкин, З.А. Багишаев. — Москва: Проспект ,1999. — С.266..
В свою очередь, по вопросам исключительных полномочий, которые отнесены к их ведению, органы исполнительной власти субъектов Федерации действуют сами, без вмешательства федеральных органов исполнительной власти. Субъекты Российской Федерации имеют право самовольно устанавливать систему органов исполнительной власти на подчиненной им территории на основе Конституции РФ и общих принципов государственного строительства, описанных в федеральных законах. Конституция РФ предусматривает процесс перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектами, которое на практике осуществляется на основе заключаемых соглашений.
Федеральные органы исполнительной власти делятся на два уровня:
— руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
— органы госадминистрации (министерства и другие ведомства).
2.1 Президент Российской Федерации
Теоретики не прекращают споров по поводу включения Президента Российской Федерации в систему органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не является органом исполнительной власти. Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Правовой статус Президента остается неопределенным, так как статьи 10 и 80 Конституции Российской Федерации не относят данный орган ни к одной из ветвей государственной власти Конституция Российской Федерации. Официальный текст. — Новосибирск : Сибирское унив. изд-во, 2011. — 32 с.. По одной из точек зрения он стоит над тремя ветвями власти и не принадлежит ни к одной из них. Согласно другому мнению, законодательная власть сосредоточена в руках парламента, судебная принадлежит судам, исполнительная — Правительству, а Президент РФ имеет собственную форму власти — президентскую.
Президент Российской Федерации наделен достаточно широкими полномочиями. Однако обе вышеназванные теории в корне противоречат существующему принципу разделения властей. Самой оптимальной нам представляется третья точка зрения, по которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и его можно рассматривать как главу исполнительной власти Кореев, А.П. Административное право / А.П. Кореев. — Москва: Проспект, 2000. — С.87-89.. В результате появилось такое понятие, как «фактический глава исполнительной власти» Агапов, А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2012. — С.137..
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Вместе с тем Президент РФ обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Так, Президент РФ имеет конституционные полномочия, связанные с формированием Правительства РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.
Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.
Президент Российской Федерации распределяет функции между данными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, в случае изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации может перераспределять установленные законами функции этих федеральных органов исполнительной власти до внесения в законы соответствующих изменений.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждает военную доктрину Российской Федерации; а также осуществляет ряд других функций в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. -1997.-№З.- С. 67 — 68..
Все вышеперечисленное — далеко не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти, дает нам основания полагать, что главой исполнительной власти в России является именно Президент РФ, а не Председатель Правительства или само Правительство РФ.
2.2 Правительство Российской Федерации
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации О Правительстве Российской Федерации: [федеральный конституционный закон: от 17.12.1997 №2-ФКЗ, в ред. От 12.03.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №33.- Ст.1..
Широкие полномочия Президента РФ в части исполнительной власти не означают, что Правительство РФ обезличено. Его компетенция определена высшим нормативным правовым актом — Конституцией РФ и федеральными законами. Правительство руководит системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и полностью отвечает за свои действия. Согласно статье 110 Конституции, исполнительная власть в России осуществляется Правительством, а по статье 1 ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 1997 года оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Возглавляет Правительство РФ Председатель Правительства РФ, который определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в следующих случаях:
— по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке;
— в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий.
Об освобождении от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ осуществляет следующие функции:
— представляет Правительство РФ в РФ и за пределами территории Российской Федерации;
— ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
— подписывает акты Правительства РФ;
— представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
— распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.
Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», общими и основными полномочиями Правительства РФ являются:
— осуществление реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;
— осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
— разработка федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
— обеспечение в России единой финансово-кредитной и денежной политики;
— осуществление управления федеральной собственностью;
— обеспечение проведения единой госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии;
— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан страны, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и госбезопасности;
— обеспечение единства системы исполнительной власти в России, направление и контроль деятельность ее органов;
— формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;
— реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.
Более полный список полномочий представлен в Законе «О Правительстве РФ» от 1997 г. Правительством РФ также осуществляются другие функции, которые описаны в Конституции РФ, в федеральных законах и в указах Президента РФ.
Основная форма деятельности Правительства — это заседания, проводящиеся не реже одного раза в месяц. Заседать члены Правительства могут как открыто, так и закрыто. Подготавливается и проводится заседание на основе правительственного регламента Габричидзе, Б. Н. Административное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. — Москва: Проспект, 2004. — С.111..
В заседании Правительства, имея право голоса, также могут принимать участие члены палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент РАН. В некоторых случаях председателем может быть избран Президент РФ.
Заседания ведутся Председателем Правительства. Он организует открытие и закрытие заседания, передает слово следующему выступающему, при необходимости проводит голосование. При равенстве голосов во время голосования решающее слово остается за Председателем.
Вопросы, которые относятся к сфере влияния Правительства, могут рассматривать на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума.
На заседаниях Правительства рассматриваются два вида вопросов:
— решения, по которым принимаются только в рамках заседаний Правительства;
— вопросы, имеющие особое значение (н-р, вытекающие из поручений Президента).
С целью обеспечить функционирование Правительства был создан Аппарат Правительства РФ, работающий под руководством его Председателя. Главой данного органа является руководитель Аппарата, который должен занимать пост, как минимум, федерального министра или зампреда Правительства. Аппарат Правительства России подготавливает и организовывает заседания Правительства, распределяет нагрузку между различными органами и организациями по обеспечению реализации полномочий Правительства, контролирует выполнение его решений Пронина, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. — 1998. — № 2.- С. 44..
Российская Конституция не ограничивает сроки полномочий Правительства. Лишь косвенно указывается срок в 6 лет: именно спустя такое время по нынешним законам переизбирается Президент. Лишить полномочий Правительство можно в тех случаях, если:
— оно самостоятельно, коллегиально приняв решение, подает в отставку;
— такое решение, не согласовываясь ни с кем, принимает Президент РФ;
— Госдума выражает Правительству свое недоверие;
— Председатель Государственной Думы выражает недоверие Правительству и ставит этот вопрос на одном из заседаний (окончательное решение здесь, как и в предыдущем случае, остается за Президентом).
Так или иначе, функционировать Правительство продолжает до назначения новых членов нового Правительства РФ. Таким образом, деятельность Правительства остается непрерывной и сохраняет право преемственности.
2.3 Государственная администрация
Государственная администрация — это система федеральных органов исполнительной власти, которая включает в себя государственные институты различных организационных правовых форм. Содержание данной системы показательно можно проследить через структуру ее организационных элементов, то есть через конкретный перечень органов исполнительной власти различных организационно-правовых форм, которые действуют в определенный период времени. Данная структура может видоизменяться в зависимости от изменения целей и приоритетов социально-экономического развития, госполитики в отношении отдельных отраслей управления. Она определяется указами Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Министерство РФ — является органом исполнительной власти, который проводит госполитику и осуществляет управление в определенной сфере деятельности, а также координирует в случаях, очерченных законодательством, деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Министерством управляет федеральный министр, который также является и членом Правительства РФ.
Госкомитет РФ и федеральная комиссия РФявляются такими органами федеральной исполнительной власти, которые коллегиально осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их ведении, а также проводят функциональную регулировку в определенной сфере деятельности. Во главе каждого государственного комитета и федеральной комиссии РФ стоит свой председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения. Во главе Федеральной службы стоит руководитель (директор), российского агентства — генеральный директор, федерального надзора — начальник.
Территориальные органы министерств и ведомств России — это органы исполнительной власти, которые создаются Государственным комитетом, Министерством обороны, Министерством юстиции, Министерством иностранных дел, Госатомнадзором и многими другими федеральными органами Игнатюк, Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: монография / Н.А. Игнатюк. — Москва: Норма, 2003. — С.77.. Территориальные структурные подразделения федеральных органов носят названия главных управлений или просто управлений. Возглавляет их начальник, которого назначает и освобождает от должности руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласовывая данное действие с главой исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Территориальные органы создаются в сфере исключительного ведения Федерации и подчиняются только вертикально своим ведомственным центральным органам.
Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3.1 Органы исполнительной власти субъектов РФ
исполнительный власть российский государственный
Единая система исполнительной власти в России состоит не только из федеральных органов, но и из органов исполнительной власти субъектов Федерации. И те, и другие органы функционируют на горизонтальном уровне системы исполнительной власти Российской Федерации. Единство данной системы предполагает включения в нее высших должностных лиц — глав исполнительной власти субъектов РФ. Они организационно подчинены руководящим органам федеральной исполнительной власти, а именно Президенту и Правительству РФ по вопросам ведения Федерацией и ее субъектами.
По Закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент России может уволить высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации имеют полномочия в осуществлении контроля в сфере исключительного ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов, равно как и полномочий, предоставленных субъектам РФ федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ в такой совместной работе с субъектами Федерации следит за деятельностью глав исполнительной власти в регионах. Так, выполняя свои обязанности в пределах компетенций, органы исполнительной власти субъектов РФ, действуют без вмешательства в их оперативную деятельность органов федеральных. Главами на местах осуществляется руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, которые создаются на уровне субъектов Федерации (министерства, госкомитеты, комитеты, управления, департаменты и так далее). Глав этих ведомств, а также других должностных лиц назначает и освобождает от должности глава исполнительной власти субъекта РФ, за исключением органов, ведающих вопросами совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам личного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта РФ и не входят в систему исполнительной власти России.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации система органов исполнительной власти имеет раздвоенную структуру. Некоторые из них относятся к всероссийской вертикали и к системе органов субъектов Федерации, другие — структурно выводятся за рамки единой исполнительной власти России, которая реализуется коллегиальным органом — Правительством Российской Федерации.
3.2 Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
По принципу федерального устройства России, изложенному в Конституции РФ, существуют основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Так, субъекты РФ имеют право на самостоятельное устанавливание системы органов госвласти на основе Конституции и общих начал, их организацией, установленной законодательством РФ. Общие принципы сформулированы в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.
В их число входят:
— государственная и территориальная целостность РФ;
— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;
— единство системы госвласти;
— разделение госвласти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную для обеспечения баланса полномочий и исключения такой ситуации, когда вся или большая часть власти сосредоточена в ведении одного властного органа или должностного лица;
— разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти Российской Федерации и ее субъектов;
— самостоятельное осуществление органами госвласти субъектов РФ их полномочий;
— самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
На нормативно-правовом уровне полномочия субъектов Федерации описаны в их конституциях и уставах. Общие для всех субъектов права:
— разработка и принятие соответствующих актов, которые являются правовой базой системы органов исполнительной власти субъектов РФ;
— самостоятельный выбор организационно-правовых форм органов исполнительной власти, разработка их структуры, распределение функций и компетенций между различными видами органов;
— проведение мероприятий по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и тому подобное);
— осуществление политического, правового, организационного и ресурсного обеспечения деятельности такой системы органов исполнительной власти.
Системы органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов являются частью единой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Глава исполнительной власти (губернатор, глава администрации) по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входит:
— определять в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительных полномочий субъекта Федерации;
— представлять интересы субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;
— разрабатывать и представлять на утверждение законодательного органа субъекта Федерации бюджета, обеспечение его исполнения;
— согласовывать решения об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных министров и ведомств, назначении их руководителей;
— утверждать структуру органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначать и освобождать от должности руководителей отраслевых и территориальных органов субъектов Федерации и др.
В систему органов госадминистрации субъектов РФ, которой руководит глава исполнительной власти (Президент республики, председатель Правительства, глава администрации, губернатор) могут входить:
— органы исполнительной власти общей компетенции — Правительство или Администрация (исключая некоторые субъекты Федерации). Заместители главы Правительства или администрации являются, как правило, руководителями ключевых ведомств субъекта Федерации либо кураторами деятельности нескольких ведомств. В состав Правительства могут входить Президент республики (Республика Коми) либо губернатор и вице-губернатор (Вологодская область);
— государственная администрация субъекта РФ, которая включает органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей — министерства, госкомитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах — комитеты, департаменты, управления, отделы. Они могут быть:
— органы совместного подчинения, которые входят в систему федеральной госадминистрации и в то же время подчиняются главе исполнительной власти субъекта Федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);
— территориальные органы исполнительной власти субъекта Федерации общей или специальной компетенции (префекты, управляющие и т.д.). Они осуществляют исполнительную власть на территории округов (префектур), которые образовались путем объединения нескольких административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы округов (префектур) по должности входят в состав правительства субъекта Федерации (Москва, Ленинградская область);
— местные государственные органы субъектов Федерации общей компетенции в первичных административно-территориальных единицах, в тех, на которые непосредственно делится территория субъекта (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и др.). Там главы местной госадминистрации либо назначаются Президентом (губернатором), либо избираются напрямую гражданами.
Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в России не исключает разнообразие вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Они отражают специфику деятельности госадминистрации субъектов РФ и по своему разнообразию превосходят варианты организаций других органов государственной власти в этих субъектах. Это многообразие нередко приводит к ряду несоответствий конституционному принципу разделения властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе выполненного исследования была подтверждена актуальность избранной темы «Органы исполнительной власти». Было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование системы исполнительной власти в России, подробно рассмотрены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Были детально проработаны функции и компетенции Президента Российской Федерации, Правительства РФ, государственной администрации, а также органов исполнительной власти в различных субъектах Федерации.
Были выполнены поставленные в начале работы задачи, а именно:
· определено понятие органов исполнительной власти;
· вычленены элементы системы исполнительной власти в Российской Федерации;
· проанализирована специфика деятельности органов исполнительной власти;
· проверена теория трех ветвей государственной власти, существующая в Российской Федерации.
В ходе исследования я пришла к выводам, что, несмотря на некоторые неопределенности, имеющиеся в Конституции РФ, в России успешно сосуществуют два главных органа исполнительной власти — Президент и Правительство.
Одним из предложений по итогам исследования органов исполнительной власти в России я могла бы назвать уточнение функций и сфер влияния Правительства и Президента Российской Федерации. Самой серьезной из мер могло бы стать внесение изменений в некоторые пункты и статьи главного нормативного правового акта страны — Конституции.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. — Новосибирск : Сибирское унив. изд-во, 2011. — 32 с.
2. О Правительстве Российской Федерации: [федеральный конституционный закон: от 17.12.1997 №2-ФКЗ, в ред. От 12.03.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №33.
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [указ Президента РФ: от 09.03.2004 ] — № 314.
4. Агапов, А.Б. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2012. — 325 с.
5. Алехин, А.П. Административное право РФ: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов — Москва: Омега-Л, 1999. — 467 с.
6. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. — 5-е изд., перераб. И доп. — Москва: Эксмо, 2010. — 198 с.
7. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. -1997.-№З.
8. Габричидзе, Б. Н. Административное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. — Москва: Проспект, 2004. — 223 с.
9. Демин, А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие / А.А. Демин. — Москва: Зерцало-М, 2002. — 95-96 с.
10. Игнатюк, Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: монография / Н.А. Игнатюк. — Москва: Норма, 2003. — 348 с.
11. Кореев, А.П. Административное право / А.П. Кореев. — Москва: Проспект, 2000. — 448 с.
12. Манохин, В.М. Российское административное право. / В.М. Манохин, А.С. Адушкин, З.А. Багишаев. — Москва: Проспект ,1999. — 355 с.
13. Ноздрачёв, А.Ф. Исполнительная власть в Российской Федерации / А.Ф. Ноздрачёв, Ю.А. Тихомиров. — Москва: Юристъ, 1996. — 504 с.
14. Овсянко, Д.М. Административное право / Д.М. Овсянко. — Москва: Омега-Л, 2000. — 267 с.
15. Попов, Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л.Попов. — Москва: Юристъ, 2002. — С.131.
16. Пронина, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. — 1998. — № 2.
Размещено на