Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
1.Местное самоуправление как форма народовластия и основа конституционного строя России. Местное самоуправление: понятие, формы
2. Полномочия органов местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
Практическое задание. Вариант 11
В соответствии со ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.
Список литературы
Выдержка из текста работы
Одной из сущностных характеристик конституционного строя в нашей стране является существование местного самоуправления. Задачи построения российской государственности на принципах народовластия и свободы могут быть решены только при одновременном упрочении как государства в целом и его органов, так и местного самоуправления. Речь идет о создании базового уровня народовластия, наиболее приближенного к населению, каким и является местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление — понятие многостороннее. Это:
— одна из основ конституционного строя;
— форма народовластия, уровень публичной власти, организационно обособленный от органов государственной власти;
— форма самоорганизации граждан по месту их проживания.
Традиционно местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Ключевой целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуется большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано способствовать укреплению российской государственности, формированию начал гражданского общества.
Потенциал и сущность местного самоуправления связаны с тем значением, которое придает данному понятию второе слово — «самоуправление». Самоуправление должно оживлять территории и самих граждан, поскольку предполагает их вовлечение в решение дел, связанных с организацией территориального управления, развитием институтов демократии, личным благополучием и интересами граждан. Все это воспитывает в каждом гражданине общественного деятеля, небезразличного к делам и заботам местного самоуправления.
Таким образом, важность рассмотрения темы бесспорна и актуальна.
Целью данной работы является анализ функций местного самоуправления в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть местное самоуправление в РФ и изучить его функции на современном этапе;
— выявить проблемы и перспективы развития в этой области.
Объект исследования: местное самоуправление.
Предмет исследования: функции самоуправления.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Информационной базой контрольной работы послужила современная научная и периодическая литература, а также нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1 Местное самоуправление и его функции
1.1 Сущность местного самоуправления
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.
Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.
2. Местное самоуправление — это право граждан местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование местными делами [2].
Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций.
Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление — это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством местное самоуправление осуществляется гражданами:
1) путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления;
2) через выборные и другие органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления образуются и функционируют также органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.), ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Раскрывая сущность местного самоуправления, его следует рассматривать и как форму организации публичной власти, и как метод управления. При этом местное самоуправление имеет политический, а также неполитический характер. Из всех разновидностей самоуправления — общегосударственного, регионального, производственного, сословного, житейско-бытового — местное самоуправление занимает особенно важное место. Локальный характер местного самоуправления обеспечивает его специфическую связь с населением, порождает организационную обособленность органов местного самоуправления от звеньев государственного аппарата.
Наличие собственной компетенции, определенной бюджетно-финансовой самостоятельности создают условия для управленческой самостоятельности местного самоуправления, для права местного нормотворчества.
В отличие от органов государственного управления органы местного самоуправления:
а) не назначаются сверху (их система, структура определяются населением, отражаются в принятом с его участием уставе муниципального образования);
б) не являются агентами правительства и других вышестоящих государственных органов, сохраняя определенную самостоятельность даже при осуществлении задач, порученных сверху;
в) не включены в централизованную иерархическую систему;
г) не отделены от населения [3, с. 45].
Выделить местное самоуправление позволяют следующие критерии:
— обеспечение местного интереса;
— хозяйствование в интересах жителей муниципального образования;
— наличие определенной сферы деятельности, предметов ведения местных дел и т.д.;
— использование форм прямой демократии, т.е. непосредственное решение населением вопросов местного значения, а также его активное участие в деятельности органов местного самоуправления;
— сберегаемое и развиваемое стремление жителей муниципального образования быть общностью, самим определять свою судьбу, гражданскую позицию [4, с. 21].
В государстве, претендующем на то, чтобы считаться демократическим, организация общего управления страной строится с учетом задач и возможностей местного самоуправления. В некоторые периоды, особенно при ослаблении центральной власти и экономическом кризисе, местное самоуправление может стать организующим звеном, которое как бы «подставляет плечо» государству, принимает на себя долю ответственности за дела не только муниципальные, но и региональные, общегосударственные.
Рассмотрим принципы местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами [5, с. 24].
В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:
1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации [1, ст. 12] гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочии самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоупра……..
Список использованных источников
1) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последнее обновление 20.08.2014.
2) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 — ФЗ (с поправками от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последнее обновление 20.08.2014.
3) Авакъян С.А. Муниципальное право Росии: учебник / С.А. Авакъян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин, В. А. Сивицкий, Н. С. Тимофеев. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009. — 367 с.
4) Васильев В.И. Муниципальное право в России: учебное пособие / В.И. Васильев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 680 с.
5) Кудинов О.А. Муниципальное право РФ: учебно-практическое пособие / О.А. Кудинов. — М.: МЭСИ, 2013. — 120 с.
6) Местное самоуправление: истоки проблем и суть реформы // ЭКСПЕРТ.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2014. — Режим доступа: expert/2014/16/mestnoe-samoupravlenie-istoki-problem-i-sut-reformyi/, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 15.09.2014).
7) Мягкова О. А. К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства [Текст] / О. А. Мягкова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 564-566.
8) Постовой Н.В. Муниципальное право России: учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор. — М.: ИД «Юриспруденция», 2011. — 400 с.
9) Проблемы местного самоуправления в сельских поселениях и некоторые пути их решения // ЛАУИНРУССИА.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: node/36220, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 16.09.2014).
10) Прудников А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников, Д.С. Белявский. — М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. — 399 с.
11) Прудников А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников, М.С. Трофимова. — М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. — 543 с.
12) Реформа местного самоуправления: проблемы и перспективы // СУБЕРЛЕНИНКА.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: article/n/reforma-mestnogo-samoupravleniya-problemy-i-perspektivy, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 16.09.2014).
13) Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития // ИНСОР-РУССИА.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: ru/programs/doc/3928, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 16.09.2014).
14) Система государственного управления // БИБЛИОТЕКАР.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: upravlenie-6/37.htm, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 16.09.2014).
15) Функции местного самоуправления // ОЛСТАТЕПРАВО.Ру / [электронный ресурс] / Электрон. Дан. — Москва, 2010. — Режим доступа: munizpravo/mmuniz2/909-funcii-mestnogo-samoupravlenia-.html, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 16.09.2014).