Выдержка из текста работы
Одним из первых международных институтов продвижения и защиты прав человека является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), избираемый ее Генеральной Ассамблеей в количестве 54 членов. Он уполномочен выносить рекомендации от имени ООН в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. ЭКОСОС наделен правом получать от государств — членов ООН и ее специализированных учреждений доклады о мерах, предпринятых ими во исполнение данных рекомендаций, и сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по докладам государств.
В целях реализации возложенных на него обязанностей ЭКОСОС своей резолюцией 5 (I) от 16 февраля 1946 г. создал Комиссию по правам человека, которая начала свою деятельность в 1947 г. с работы над проектом Всеобщей декларации прав человека. Затем при участии комиссии были разработаны проекты двух международных пактов по правам человека. Резолюциями ЭКОСОС № 728 F (1959), 1235 (1967) и 1503 (1970) Комиссия по правам человека была наделена полномочиями изучать и рассматривать жалобы на нарушения прав человека, поступающие в ООН со всех концов мира.
При Комиссии по правам человека созданы Рабочая группа специальных репортеров, призванная изучать на местах различные аспекты нарушения прав и свобод человека, а также ряд подкомиссий по отдельным аспектам прав человека (комиссии по правам женщин, по предупреждению дискриминации, по делам национальных меньшинств и др.). Принятие международных пактов о правах человека потребовало дальнейшего совершенствования контрольного механизма ООН путем создания новых институтов (для контроля за реализацией положений каждого международного соглашения учреждается специальный институт) и конкретизации полномочий существующих институтов.
Высшим наблюдательным органом по международному Пакту о гражданских и политических правах является Комитет по правам человека, состоящий из восемнадцати членов — граждан участвующих в пакте государств, обладающих высокими нравственными качествами, признанной компетентностью в области прав человека и достаточным юридическим опытом.
В комитет не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Поскольку число членов комитета меньше числа участвующих в пакте государств, то «при выборах в комитет принимаются во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем» (ст. 31 ПГПП). Таким же образом заполняются и вакансии, образующиеся в период работы комитета в результате отставок, исключения или смерти членов комитета. Избранный на вакантное место член комитета занимает должность не 4 года, как обычно, а только остающуюся часть срока полномочий члена, который освободил место в комитете. Каждый член комитета делает торжественное заявление на открытом заседании комитета о том, что он будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно.
Согласно ст. 40 ПГПП участвующие в нем государства обязаны представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав: а) в течение одного года после вступления в силу настоящего пакта в отношении соответствующих государств-участников; б) после этого во всех случаях, когда того потребует комитет. Все доклады представляются на имя Генерального секретаря ООН, который направляет их в Комитет по правам человека для изучения.
Комитет по правам человека изучает все полученные материалы и составляет свои обобщающие доклады, которые представляются всем участвующим в пакте государствам. Он может также высказать им замечания, какие сочтет целесообразными. Комитет вправе препроводить в ЭКОСОС эти замечания вместе с экземплярами докладов, полученных им от участвующих в пакте государств. Эти государства, в свою очередь, вправе представлять комитету свои соображения по любым из высказанных им замечаний.
Ст. 41—42 ПГПП предусматривают особые процедуры рассмотрения сообщений в случаях, когда участвующие в нем государства заявляют о признании ими компетенции комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему пакту. В таких случаях могут быть созданы специальные согласительные комиссии, члены которых будут изучать проблемы прав и свобод человека на местах.
Ежегодно Комитет по правам человека через Экономический и социальный совет представляет Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций доклад о своей работе.
Контроль за выполнением положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах возложен непосредственно на ЭКОСОС ООН. В 1985 г. для контроля за практическим выполнением данного пакта он учредил в своей структуре Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Участвующие в пакте государства обязаны представлять доклады (в течение первых двух лет после вступления пакта в силу для данной страны, а затем — через каждые пять лет) о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути достижения прав, признаваемых в пакте. Генеральный секретарь ООН направляет их на рассмотрение в ЭКОСОС, а отдельные положения доклада — заинтересованным специализированным учреждениям ООН. Последние, в свою очередь, по запросу ЭКОСОС представляют ему доклады о прогрессе на пути к реализации положений пакта, относящихся к сфере их компетенции. Доклады государств и специализированных учреждений ООН, касающиеся прав человека, могут быть переданы в Комиссию по правам человека ООН для рассмотрения и выработки1 общих рекомендаций.
Согласно ст. 20 МПЭСКП ЭКОСОС может время от времени представлять Генеральной Ассамблее доклады с рекомендациями общего характера и с кратким изложением сведений, получаемых от участвующих в этом пакте государств. Он вправе запрашивать от специализированных учреждений доклады о принятых мерах и достигнутых результатах в области обеспечения соблюдения прав, признаваемых в МПЭСКП, и обращать их внимание на любые вопросы, возникающие в связи с докладами.
В деятельности ООН значительное место занимают проблемы обеспечения равноправия женщин, борьба с пытками, расизмом, апартеидом, расовой дискриминацией. Принята масса конвенций по этим аспектам прав человека. Естественно, что для контроля за выполнением положений этих конвенций созданы и соответствующие органы. Ими являлись и являются Специальный комитет против пыток, Комитет по устранению дискриминации женщин, Комитет по апартеиду, Постоянная рабочая группа экспертов, Комитет по устранению расовой дискриминации, специальные докладчики о ситуации с правами человека и фундаментальными свободами коренных (индейских) народов.
В 1994 г. по рекомендации Всемирной конференции по правам человека Генеральная Ассамблея ООН учредила должность верховного комиссара по правам человека, призванного возглавлять ставшую достаточно сложной систему защиты прав человека в ООН. Он ответственен непосредственно перед Генеральным секретарем и Генеральной Ассамблеей, его полномочия простираются на все аспекты деятельности ООН по продвижению универсальных прав человека и координации действий по их защите.