Содержание
Содержание
Введение3
1. Основные положения новой редакции закона 173 ФЗ3
2. Операции ЦБ РФ и коммерческих банков7
3. Общие характеристики мировой валюты СДР13
Заключение15
Список литературы16
Выдержка из текста работы
Международные финансы возникли благодаря развивающемуся рынку торговли товарами и услугами между разными странами. Структура международных финансов состоит их банков, международных корпораций, портфельных инвесторов и международных заемщиков. Мировая торговля, движению труда и капитала в различные страны являются основной характеристикой международных финансов. Только благодаря развитию мирового рынка стало возможно появление такого понятия как международные финансы.
Международные финансы очень сильно влияют и непосредственно связаны с национальной экономикой отдельных стран, которые являются непосредственными или опосредованными участниками мировой торговли. В этом и состоит сущность международных финансов — во взаимосвязи между финансами отдельно взятой страны с мировым рынком производства и потребления.
В данной работе речь пойдет о международных и межгосударственных финансовых институтах и о взаимодействии с ними Российской Федерации . Важность и актуальность этой темы состоит в том, что после кризисных явлений последнего десятилетия (распада СССР, путча, резких падений курса рубля) Россия наконец то выходит на мировую арену, восстанавливает прерванные связи, в том числе и в области мировых финансов.
В работе будет рассказано о таких международных финансовых институтах как Международный валютный фонд, группа финансовых институтов Всемирного банка (Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям), Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов. Также будет описан один межгосударственный финансовый институт — это Межгосударственный валютный комитет, созданный странами Содружества независимых государств.
По мере развития и усложнения валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Важная роль в регулировании валютно-финансовых отношений на международном уровне принадлежит таким международно-правовым актам, как уставы этих организаций и заключаемые в их рамках соглашения, а также таким неправовым актам, как резолюции организаций. Тем не менее, внутригосударственная правовая база не менее важна.
2. Международные финансы
Международные финансы — это совокупность перераспределительных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием на мировом или международном уровнях фондов финансовых ресурсов. То есть с помощью международных финансов осуществляется межгосударственное перераспределение финансовых ресурсов. Глобальной системой аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставление их заемщикам есть международный финансовый рынок.
Международные финансовые отношения представляют собой довольно сложную систему движения денежных потоков. Они могут быть сгруппированы по таким направлениям:
-взаимоотношения между субъектами хозяйствования разных стран;
-взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами других стран;
-взаимоотношения государства с правительствами других стран и международными финансовыми организациями;
-взаимоотношения государства и субъектов хозяйствования с международными финансовыми учреждениями.
В сфере международных финансов, кроме национальных субъектов — государства, предприятий и граждан, выделяются наднациональные Объекты — международные организации и международные финансовые инстанции. Финансы международных организаций, международных финансовых учреждений и международный финансовый рынок являются составляющими международных финансов.
Деятельность международных финансовых организаций связана с выполнением определенных функций, которые определяются их уставами, финансовое обеспечение выполнения этих функций осуществляется через фонды денежных средств, которые формируются этими организациями; Руководящими международными организациями: Организация Объединенных Наций и Европейский Союз.
Международные финансовые учреждения создаются на мировом и региональном уровнях для содействия экономическому развитию стран — основателей этих организаций. их основной задачам является мобилизация средств и предоставления помощи на кредитных началах для осуществления важных экономических проектов.
К мировым международным финансовым учреждениям принадлежат Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка и Банк международных расчетов. Региональные финансовые учреждения создаются за континентальным признаком. К ним принадлежат: Европейский банк реконструкции и развития; Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Межамериканский банк развития, Лондонский и Парижский клубы кредиторов и др.
Контрольный вопрос №1: Что означает понятие «Международные финансы»?
Ответ: Международные финансы — это совокупность перераспределительных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием на мировом или международном уровнях фондов финансовых ресурсов.
Контрольный вопрос №2: Какие объекты и учреждения выделяются в сфере международных финансов?
Ответ: В сфере международных финансов, кроме национальных субъектов — государства, предприятий и граждан, выделяются наднациональные Объекты — международные организации и международные финансовые инстанции.
3. Международный валютный фонд — правовой статус
Среди международных финансовых организаций центральное положение занимает Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund). Международный валютный фонд — это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов.
Статьи соглашения Международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции 44 стран Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. МВФ начал проводить операции в марте 1947года. В 1947 в него входило 49 стран.
Основной капитал составлял 7,7 млрд. долларов. В середине 1973 года МВФ насчитывал уже 125 стран-членов. Сейчас МВФ насчитывает более 150 стран- членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. В соответствии с соглашениями ООН МВФ стал ее специализированным учреждением. Членами фонда являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ.
МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.
Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:
— поощрение сотрудничества в области валютной политики;
— содействие сбалансированному росту мировой торговли;
— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;
— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
Высшим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны. Это обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитым странам.
Временный комитет из 24 членов консультирует Совет по вопросам, связанным с контролем над мировой валютной системой и ее адаптацией к происходящим переменам. Среди ряда специальных механизмов Фонда можно отметить Фонд преобразования систем, оказывающий финансовую помощь странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике.
Исполнительным органом МВФ является исполнительный совет. Он ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Его председателем является Директор- распорядитель. От России управляющим в МВФ является заместитель Председателя Правительства РФ — Министра финансов России А.Л. Кудрин, который, согласно Указу Президента РФ от 21 августа 2000 года, сменил на этом посту В.В. Геращенко. Заместителем А.Л. Кудрина вместо М.М. Задорнова была назначена первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Парамонова Т.В.
При вступлении в МВФ каждое государство подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотой определяется количество принадлежащих государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450 процентов квоты. Порядок голосования, по словам французского юриста А. Пелле, «позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в функционировании системы».
Основной капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономического значения страны в мировой торговле.
Задачей фонда с момента его образования является установление твёрдых паритетов валют. Страны — члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %.
В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов.
Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.
Валютно-финансовая система, основы которой были разработаны на Бреттонвудской конференции, в качестве международных ликвидных средств использует золото и доллар как ключевую валюту. С февраля 1973 года за основу этой системы принято равенство: 44,22 доллара за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г.).
В целях повышения уровня международной ликвидности на сессии МВФ в Рио- де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 января 1970 введена система «специальных прав заимствования» (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах — СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам — членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда.
Квота России в настоящее время в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. Нынешнее положение России в МВФ несравнимо с положением СССР в Фонде на момент его образования. Тогда СССР занимал по квотам третье место после США и Великобритании. Квота СССР равнялась $1200 млн. (США — $2750 млн., Великобритания — $1300 млн.).
МВФ призван обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь членам в его применении. Функция помощи приобрела за годы существования Фонда большое значение.
Контрольный вопрос №1: Дайте определение Международного валютного фонда?
Ответ: Международный валютный фонд — это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов.
Контрольный вопрос №2: Каковы цели Международного валютного фонда?
Ответ: Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются:
— поощрение сотрудничества в области валютной политики;
— содействие сбалансированному росту мировой торговли;
— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты;
— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
Контрольный вопрос №3: Основное условие для вступления в Международный валютный фонд?
Ответ: При вступлении в МВФ каждое государство подписывается на определенную долю его капитала. Этой квотой определяется количество принадлежащих государству голосов, а также размер помощи, на которую оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450 процентов квоты. Порядок голосования, по словам французского юриста А. Пелле, «позволяет небольшому числу промышленно развитых государств играть ведущую роль в функционировании системы».
Контрольный вопрос №4: Центральная проблема Международного валютного фонда?
Ответ: Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов.
4.Международные финансовые институты, входящие во Всемирный банк
Второй по значению в системе международных финансовых учреждений, есть группа Всемирового банка, которая включает в свой состава Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.
Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.
В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений — содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции.
Контрольный вопрос №1: Всемирный банк — что это такое?
Ответ: Второй по значению в системе международных финансовых учреждений, есть группа Всемирового банка, которая включает в свой состава Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
4.1 Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития является одним из крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945 году. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и страны СНГ. Его цели:
— содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели;
— поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;
— стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства.
Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый из них обладает количеством голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета управляющих входит право на прием новых членов, право на увеличение или сокращение размера акционерного капитала и на временное приостановление членства страны в Банке.
Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора, пять из них назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией. Директора избирают президента, который ведет текущие дела Банка. Совет Исполнительных директоров несет ответственность за принятие решений относительно правил, регламентирующих деятельность Банка, и за одобрение всех предоставляемых займов.
МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка.
Международный банк реконструкции и развития, на долю которого приходится более половины годовой суммы предоставляемого Всемирным Банком кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов на финансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторожных и консервативно управляемых международных финансовых учреждений, продает облигации и другие ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам и частным лицам по всему миру. МБРР взимает со своих заемщиков проценты по ставкам, отражающим стоимость заимствования. Займы должны погашаться в течение 15 — 20 лет; до начала погашения основной суммы займа предусмотрен 3-5-летний льготный период.
Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть — это «деньги до востребования» на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов. Правила МБРР требуют, чтобы сумма непогашенных и использованных займов не превышала общей суммы капитала и резервов.
Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (16,53%), за ними следуют Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция (4,34%) Великобритания (4,34%). На долю России приходится наибольшее среди новых стран-членов МБРР число акций (2,81%), равное долям участия Китая и Саудовской Аравии.
В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.
Контрольный вопрос №1: Каковы цели Международного банка реконструкции и развития?
Ответ: Цели Международного банка реконструкции и развития:
— содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели;
— поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;
— стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства.
4.2 Международная ассоциация развития
Международная ассоциация развития (International Development Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она преследует те же цели, что и Банк. МАР предоставляет займы на более льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном государствам, возвращающим деньги. Устав МАР вступил в силу в 1960 году. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.
МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам (в отдельных случаях — на срок до 50 лет) как в свободной конвертируемой, так и в неконвертируемой валютах. Беднейшими странами признаются тем, у которых годовой доход на душу населения не более $905, которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях. В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1. Когда Валовой национальный продукт страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.
Финансируется МАР за счет взносов членов, дополнительных взносов наиболее богатых членов, прибылей МБРР, возврата ранее предоставленных кредитов.
Управление финансами МАР осуществляется столь же расчетливо, консервативно и осторожно, как и средствами МБРР. Как и в случае МБРР, не зафиксировано ни одного случая неуплаты по кредитам МАР.
Во главе Ассоциации стоят Совет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. Директорат МАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАР становятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняет президент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате решаются большинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от суммы взносов в основной капитал. Страна — член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 5 тысяч долларов суммы её первоначального взноса.
МАР преследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положении сельскохозяйственных придатков к экономике промышленно развитых стран, создать благоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить на налогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительством капиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов. Это свидетельствует о дальнейшем обострении противоречий капиталистической системы, которые правящие круги империалистических государств пытаются разрешить за счёт развивающихся стран.
Начиная с 1960 года, МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.
Контрольный вопрос №1: Каковы задачи Международной ассоциации развития?
Ответ: В основном она преследует те же цели, что и Банк. МАР предоставляет займы на более льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном государствам, возвращающим деньги.
Контрольный вопрос №2: Как происходит финансирование Международной ассоциации развития?
Ответ: Финансируется МАР за счет взносов членов, дополнительных взносов наиболее богатых членов, прибылей МБРР, возврата ранее предоставленных кредитов.
Контрольный вопрос №3: Каковы цели Международной ассоциации развития?
Ответ: МАР преследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положении сельскохозяйственных придатков к экономике промышленно развитых стран, создать благоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить на налогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительством капиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов.
4.3 Международная финансовая корпорация
Созданная в 1956 г., Международная финансовая корпорация является сегодня крупнейшим многосторонним самостоятельным специализированным учреждением ООН, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей в этих странах.
МФК — член Группы организаций Всемирного банка со штаб-квартирой в г.Вашингтоне (федеральный округ Колумбия). Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы организаций Всемирного банка — повышение качества жизни населения в развивающихся странах — членах.
МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:
— финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
— оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
— предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.
В состав МФК входят 175 стран-членов, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назначают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Разрешенный к выпуску объем уставного капитала МФК составляет $2,45 млрд.
Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительных директоров МБРР и в котором представлены страны — члены МФК. Все проекты подлежат рассмотрению Советом директоров.
Президент Группы организаций Всемирного банка, Джеймс Д. Вулфенсон, одновременно является президентом МФК.
Исполнительный вице-президент МФК, Питер Войке, осуществляет общее руководство текущей деятельностью корпорации.
Координируя свою деятельность во многих областях с другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и финансовом отношениях, и имеющей свои Статьи соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.
В последние годы МФК активизировала свою деятельность по оказанию технической помощи. Создана консультативная служба по иностранным инвестициям.
В Международную финансовую корпорацию входят 175 государства. Чтобы стать членом МФК, страна должна быть членом Всемирного банка (МБРР), подписать Учредительный договор МФК и передать на хранение в МБРР документ о принятии условий Учредительного договора. Российская Федерация вошла в МФК в 1993 году.
Контрольный вопрос №1: Каковы цели и задачи Международной финансовой корпорации?
Ответ: МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей в этих странах.
4.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
Перед лицом обострения борьбы за иностранные рынки капиталовложений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году по инициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Общая цель Агентства — поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Достигается эта цель, путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискам отнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Гарантии Агентства рассматриваются как дополняющие, а не изменяющие национальные системы страхования инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком. Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, — новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.
Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в систему всемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и финансовой самостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодействуя с ней на основе соглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могут быть только члены Банка. Число членов превышает 120 государств, включая Россию (ратифицировала Конвенцию МАГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россия пополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году
Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.
Органами Агентства являются Совет управляющих, Директорат
(председателем Директората по должности является Президент МБРР) и
Президент. Каждое государство-член обладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. В результате несколько стран — экспортеров капитала имеют столько же голосов, как и многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется за счет взносов членов и дополнительных поступлений от них.
Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что благодаря Агентству спор возникает не между двумя государствами, а между одним из них и международной организацией, что существенно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношения заинтересованных в нем стран.
Контрольный вопрос №1: Каковы цели и задачи Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям?
Ответ: Общая цель Агентства — поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции.ФинансыФинансы
5. Иные финансовые институты
5.1 Межгосударственный валютный комитет
Межгосударственный валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочных представителей — руководителей министерств финансов и национальных (центральных) банков и других государственных органов. Документ подписан всеми главами правительств Содружества независимых Государств, кроме Туркменистана. Украина поддержала создание такого комитета и присоединилась к нему после введение своей новой национальной валюты.
26 мая 1995 г. в г. Минске подписано Соглашение о создании
Межгосударственного валютного комитета и Положение о Межгосударственном валютном комитете. Соглашение вступило в силу 6 марта 1996 г. со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур. Российской Федерацией Соглашение было ратифицировано 29 октября 1998 года. МВК начал функционировать с 8 февраля 1996 г. — было проведено I заседание Межгосударственного валютного комитета. Функции Исполнительной дирекцией МВК выполняет департамент валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений Международного экономического комитета (МЭК). Расходы создаваемых рабочих групп и по командированию участников заседаний МВК несет каждое государство-участник Соглашения. Техническое обслуживание заседаний МВК, его рабочих групп и проводимых совещаний осуществляет аппарат МЭКа.
Цель функционирования МВК — содействие организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближение и совершенствование валютного законодательства, развитие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля.
Роль МВК, таким образом, заключается в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания целостных межгосударственных финансовых и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрении передовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютному регулированию в системе расчетов государств- участников СНГ.
Контрольный вопрос №1: Когда был создан Межгосударственный валютный комитет?
Ответ: Межгосударственный валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочных представителей — руководителей министерств финансов и национальных (центральных) банков и других государственных органов.
Контрольный вопрос №2: Какова роль и цели Межгосударственного валютного комитета?
Ответ: Цель функционирования МВК — содействие организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближение и совершенствование валютного законодательства, развитие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля. Роль МВК заключается в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания целостных межгосударственных финансовых и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрении передовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютному регулированию в системе расчетов государств- участников СНГ.
5.2 Европейский банк реконструкции и развития
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году. Он существует, чтобы содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (Россия также является членом ЕБРР) приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок системе, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур.
Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии. Расположенный в Лондоне ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров Банка. В соответствии с Соглашением об учреждении Банка ЕБРР работает только в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Соблюдение этих принципов тщательно контролируется.
В целях координации деятельности на местах ЕБРР открыл 28 представительств во всех своих странах операций, кроме одной. Эти представительства полностью участвуют в процессе разработки новых проектов и отслеживания растущего числа операций Банка. Укомплектованные штатом иностранных и местных специалистов представительства играют все более важную роль в расширении работы Банка в регионе.
ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты (и вследствие этого требует возврата их) в любой из СКВ, главным образом, в долларах США, германских марках и ЭКЮ, но он уже начал фондировать кредиты или привлекать для них средства в ряде местных валют.
Контрольный вопрос №1: Каковы цели и задачи Европейского банка реконструкции и развития?
Ответ: ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта, может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке.
5.3 Банк международных расчетов
Банк международных расчетов (БМР; Bank for International Settlements) является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1930 году в Базеле в Швейцарии центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, тремя частными банками США во главе с банкирским домом Морганов и японскими частными банками. Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам- победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” (по имени его автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.
БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.
75% акций БМР принадлежит центральным банкам и 25% — частным банкам и лицам, банки-учредители располагают более 50% акций. Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Текущими делами банка руководит Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральными банками европейских стран: Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансовых, промышленных и торговых кругов, назначаемых этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический отдел, осуществляющий исследования в области международных валютно-кредитных отношений. Выпускает ежегодный обзор, в котором даёт информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень.
Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ. Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.
Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР — ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка — одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения. Расчеты ведутся в золотых швейцарских франках, дивиденды выплачиваются ежегодно в долларах США по курсу валютного рынка в г. Цюрихе. Суммарные долги России перед зарубежными банками, согласно данным Банка международных расчетов, превышают сейчас $75 млрд.
БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
Контрольный вопрос №1: Какова цель и идея создания Банка международных расчетов?
Ответ: Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам- победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам. БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.
Контрольный вопрос №2: В чем заключается специфика Банка международных расчетов?
Ответ: Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности.
6.Вывод
Подводя итог по теоретической части курсовой работе можно говорить о том, что Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России, так ст. 58 ФЗ РФ от 30.12.2001 «О федеральном бюджете на 2002 год» говорит о том, что в 2002 году источником образования Фонда реформирования региональных финансов является заем Международного банка реконструкции и развития.
О положении России в международных финансовых институтах можно судить по количеству ее квот в МВФ, поскольку, являясь членом практически любой международной финансовой организации, государство должно состоять в МВФ. Сейчас квота России в МВФ составляет около 5,95 млрд. SDR (по текущему курсу около $7,58 млрд.). Это составляет 2,8 процента всего их объема, что обеспечивает ей 2,76 процента голосов при голосовании. На данный момент квота России в МВФ, как уже говорилось, составляет около $7,58 млрд., а сумма долговых обязательств — около $9,9 млрд. К концу декабря 2002 года Россия собирается выплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты России в МВФ.
Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Так в 2001 финансовом году оказание помощи Всемирным Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям:
— ускоренное облегчение бремени задолженности;
— помощь в борьбе с ВИЧ/СПИДом;
— многосторонняя поддержка программ сокращения бедности;
— повышение эффективности деятельности в области развития.
Тест по теме «Международные финансы»
1. Международные финансы — это
А) совокупность перераспределительных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием на мировом или международном уровнях фондов финансовых ресурсов (правильный)
Б) финансы, которые возникают в связи с формированием и использованием на мировом или международном уровнях фондов финансовых ресурсов
В) совокупность перераспределительных отношений
2. Международный валютный фонд — это
А) межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов (правильный)
Б) сложное международное образование, связанное с ООН.
В) член Группы организаций Всемирного банка
3. К мировым международным финансовым учреждениям принадлежат
А) Международный валютный фонд, группа Всемирного банка и Банк международных расчетов (правильный)
Б) Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития
В) Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Лондонский и Парижский клубы кредиторов
4. Международный валютный фонд занимается
А) сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов (правильный)
Б) выпуском ежегодного обзора, в котором даёт информацию и исследования международных валютно-кредитных отношений за год, и текущий бюллетень
В) предоставлением кредитов, условия которых учитывают конкретные требования проекта
5. Цель Международного банка реконструкции и развития:
А) содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели (правильный)
Б) предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов
В) поощрение сотрудничества в области валютной политики
6. Цель Международной ассоциации развития:
А) предоставлять беспроцентные займы беднейшим странам, как в свободной конвертируемой, так и в неконвертируемой валютах (правильный)
Б) разрабатывать стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором
В) обеспечить уважение «кодекса добропорядочного валютного поведения», содержащегося в учредительном акте, а также оказывать помощь членам в его применении
7. Международная финансовая корпорация
А) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей в этих странах (правильный)
Б) преследует те же цели, что и Международный банк реконструкции и развития
В) мобилизует почти весь объем необходимых ему фондов на финансовых рынках
8. Общая цель Агентства по инвестиционным гарантиям
А) поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах (правильный)
Б) предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам
В) содействие сбалансированному росту мировой торговли
9. Роль Межгосударственного валютного комитета заключается
А) в внедрении передовых информационных технологий, рекомендательных разработках по валютному регулированию в системе расчетов государств-участников СНГ (правильный)
Б) в выплате страхового взноса
В) в оказании помощи странам в укреплении и поддержании основных условий
10. Основными формами финансирования Европейского банка реконструкции и развития являются
А) вложения в акционерные капиталы и гарантии (правильный)
Б) квоты
В) долговые обязательства
Список литературы
1. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»(с изменениями от 12 марта, 30 июня 2002 г.)//СЗ РФ 31 декабря 2001 г., N 53 (Часть I), ст. 5030
2. «Большая Российская энциклопедия»// http://encycl.yandex.ru/cgi- bin/art.pl?art=bse/00046/74600.htm&encpage=bse
3. http://www.worldbank.org.ru/rus/group/welcome.htm
4. http://www.bestreferat.ru/referat-60669.html
5. http://geolord.ru/mezhdunarodnye-finansy/
2. Расчетная часть.
ЗАДАЧА № 1 «Оценка будущей и текущей стоимости денег»
Задание и исходные данные.
Исходные данные для выполнения задачи приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Исходные данные для оценки будущей и текущей стоимости денег
Показатели |
Период |
Вариант 8 |
|
1. Арендная плата, д.е. (вариант А) |
В 1 кв. Во 2 кв. В 3,4 кв. |
25 40 35 |
|
2. Арендная плата, (вариант В) |
В течении года |
50 |
|
3. Годовая ставка по вложенным средствам, % |
48 |
||
4. Сумма кредита, д.е. |
300 |
||
5. Годовая процентная ставка по кредиту, % |
30 |
международный финансовый фонд
Используя данные таблицы 1 определить:
1. Сможет ли организация погасить стоимость кредита (сумма основного долга и начисленных процентов), если
— кредит берется на год на условиях погашения стоимости кредита единовременным платежом в конце года;
— погашение кредита планируется за счет поступления арендной платы (свободные помещения ремонтируются и сдаются в аренду). Платежи арендаторы перечисляют на счет организации в банк в конце каждого месяца и до конца года не расходуются. При этом рассматриваются два варианта арендной платы: вариант А и вариант В.
— банк начисляет проценты на вложенные средства по сложной схеме с периодом начисления процентов — один месяц.
2. Какой должна быть сумма ежемесячных денежных поступлений, чтобы их было достаточно (с учетом начисленных процентов) для погашения кредита и создания на конец года денежного фонда в сумме 100 д.е.
3. Какую сумму организация может затратить на ремонт помещений, сдаваемых в аренду, чтобы данная финансовая операция была эффективной (требования организации к доходности вложений — 30% годовых).
Решение.
1. Для ответа на первый вопрос задачи необходимо сопоставить будущую стоимость кредита (сумма кредита и начисленных процентов на конец года) и будущую стоимость арендных платежей (сумма арендных платежей на конец года с учетом начисленных процентов).
1) Сумма кредита на конец года определяется по формуле:
S = 300 * 1,3 = 390 д.е.
2) Будущая стоимость арендных платежей при условии ежемесячного начисления процентов по сложной формуле:
А: процентная ставка по вложенным средствам в месяц = 48/12 = 4% = 0,04 д.е. Тогда:
S = 35*(1+0,04)12+35*(1+0,04)11+35*(1+0,04)10+35*(1+0,04)9+ 35*(1+0,04)8 +35*(1+0,04)7+40*(1+0,04)6+40*(1+0,04)5+40*(1+0,04)4+25*(1+0,04)3+ 25*(1+0,04)2+25*(1+0,04)1 = 532,74 д.е.
В: S = 50*(1+0,04)12+50*(1+0,04)11+50*(1+0,04)10+50*(1+0,04)9+ 50*(1+0,04)8 +50*(1+0,04)7+50*(1+0,04)6+50*(1+0,04)5+50*(1+0,04)4+50*(1+0,04)3+ 50*(1+0,04)2+50*(1+0,04)1 = 781,35 д.е.
Таким образом, можно увидеть, что полученные средства смогут покрыть кредит и проценты по нему и в первом, и во втором варианте.
2. Для ответа на второй вопрос задачи следует определить общую сумму будущей стоимости кредита на конец года и денежного фонда, а затем рассматривать данную сумму как будущую стоимость аннуитета, где равновеликими денежными поступлениями являются ежемесячные поступления арендной платы.
Определяем общую сумму будущей стоимости кредита на конец года и денежного фонда:
390 + 100 = 490 д.е.
P = 490/((1+0,04)12+(1+0,04)11+(1+0,04)10+(1+0,04)9+ (1+0,04)8 +(1+0,04)7 +(1+0,04)6+(1+0,04)5+(1+0,04)4+(1+0,04)3+(1+0,04)2+(1+0,04)) = 31,36 д.е.
Таким образом, сумма ежемесячных денежных поступлений, для того чтобы их было достаточно (с учетом начисленных процентов) для погашения кредита, должна составлять 31,36 д.е.
3.При определении допустимых затрат на ремонт помещений, сдаваемых в аренду (третий вопрос задачи) необходимо рассматривать допустимую величину затрат как текущую стоимость аннуитета, так как данный вопрос рассматривается только для варианта В. Под аннуитетом понимаются ежемесячные поступления арендной платы. Текущая стоимость аннуитета находится исходя из требования организации к доходности своих вложений по формуле
, где
СА — текущая стоимость аннуитета с n-денежными поступлениями или платежами;
А — суммы равновеликих денежных поступлений или платежей.
СА = 50*((1/(1+0,04)1)+ (1/(1+0,04)2)+(1/(1+0,04)3)+ (1/(1+0,04)4)+ (1/(1+0,04)5) + (1/(1+0,04)6)+(1/(1+0,04)7)+ (1/(1+0,04)8)+ (1/(1+0,04)9)+(1/(1+0,04)10)+(1/(1+0,04)11)+ (1/(1+0,04)12))=50*9,388=469,4 д.е.
Таким образом, организация может затратить на ремонт помещений, сдаваемых в аренду 469,4 д.е.
ЗАДАЧА № 2 «Оценка доходности финансовых активов (на примере акции)»
Задание и исходные данные
Акция номиналом Ро куплена с коэффициентом К и продана владельцем на четвертый год после приобретения за t дней до выплаты дивидендов. В первый год уровень дивиденда составил Д1 рублей, во второй и третий год рендит оценивался соответственно в R2 и R3 процентов, в четвертый год ставка дивиденда равнялась Lд. Цена продажи акции превысила цену приобретения в L раз.
Определить совокупную доходность акции со дня приобретения до дня продажи.
Исходные данные:
1. Номинальная цена акции
Р0 = 8*100 = 800
2. Коэффициент приобретения (К) и коэффициент превышения цены продажи над ценой приобретения ( L)
К = 1,8
L = 1,8
3. Число дней до выплаты дивидендов с момента продажи акций
t = 8*10 = 80
4. Уровень дивиденда в первый год
Д1 = 8*10 = 80
5. Рендит во второй год:
R2 = 10
Рендит в третий год:
R3 = 20
Ставка дивиденда:
Lд = 40
Решение.
1.Определение текущего дохода за весь срок владения акцией:
Д = Д1 + Д2 + Д3 + Д4, где
Д1, Д2, Д3, Д4 — дивидендный (текущий) доход соответственно за 1, 2, 3, 4 годы владения акцией.
Д1 = 80
Д2 = R2*Рпр
Д3 = R3*Рпр, где
Рпр — цена приобретения акции
Рпр = Ро*К
Рпр = 800*1,8 = 1440
Д2 = 10*1440/100 = 144
Д3 = 20*1440/100 = 288
Д4 = Lд*Ро
Число дней владения акцией:
365-80 = 285
Д4 = 40*800/100*285/365 = 249,86
Д = 80 + 144 + 288 + 249,86 = 761,86
2.Определение текущей доходности за весь срок владения акцией:
Iт = Д/Рпр
Iт = 761,86/1440 = 0,53
3.Определение дополнительного дохода за весь срок владения акцией:
Дд = Рпрод — Рпр
Цена продажи:
Рпрод = 1440*1,8 = 2592
Дд = 2592 — 1440 = 1152
4.Определение дополнительной доходности за весь срок владения акцией:
Iд = Дд/Рпр
Iд = 1152 / 1440 = 0,8
5.Определение совокупной доходности за весь срок владения акцией (Iс):
Iс = Iт + Iд
Iс = 0,53 + 0,8 = 1,33
Ответ: текущая доходность составляет 0,53, дополнительная доходность — 0,8, совокупная доходность — 1,33.
ЗАДАЧА № 3 «Оценка доходности финансовых активов (на примере облигации)»
Задание и исходные данные
Облигация номиналом 100 д.е. со сроком займа 5 лет, с ежегодной выплатой купонного дохода по ставке m — процентов , приобретается по цене Рк . Погашение производится по номиналу.
Рассмотреть варианты приобретения облигации в первый, второй, третий, четвертый и пятый годы после эмиссии. Определить годовую совокупную доходность и совокупную доходность за весь срок займа для разных сроков приобретения облигации и разной цены приобретения
где РК1 — цена приобретения облигации по первому варианту;
РК2 — цена приобретения облигации по второму варианту;
Сделать вывод о влиянии цены приобретения облигации на ее совокупную доходность по мере приближения к дате погашения займа.
Ставка выплаты купонного дохода m = 10%
Корректирующий коэффициент = 0,6
Цена приобретения облигации Рк1 определяется следующим образом:
где К — корректирующий коэффициент
Цена приобретения облигации Рк2 принимается равной номиналу облигации.
Решение.
Рк1 = 100*0,6 = 60
Рк2 = 100
Ставка выплаты купонного дохода m = 10%.
Расчет годовых значений дополнительного дохода (убытков), совокупного дохода, совокупной доходности в зависимости от срока приобретения облигации.
Число лет погашения |
Годовой дополнительный доход, д.е. |
Совокупный годовой доход, д.е. |
Совокупная годовая доходность, % |
||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||
5 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
|
4 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
|
3 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
|
2 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
|
1 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
При расчете годовой совокупной доходности учитываем, что:
— годовой текущий доход не зависит от срока приобретения облигации и рассчитывается по формуле:
Дт = No* m, где
No — номинальная стоимость облигации, д.е.;
m — ставка дохода, %.
Годовой дополнительный доход:
1 вариант: 60*20/100 = 12 д.е.
2 вариант: 100*20/100 = 20 д.е.
Совокупный годовой доход:
Д = годовой дополнительный доход + цена погашения
Совокупная годовая доходность:
Iс = Совокупный годовой доход/ Цена приобретения
Расчет купонного дохода, совокупного дохода, совокупной доходности за весь срок займа в зависимости от года приобретения облигаций:
Число лет до погашения |
Текущий доход, д.е. |
Совокупный доход за весь срок займа, д.е. |
Совокупная доходность, д.е. |
||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||
5 |
12 |
20 |
120 |
200 |
2,0 |
2,0 |
|
4 |
12 |
20 |
108 |
180 |
1,8 |
1,8 |
|
3 |
12 |
20 |
96 |
160 |
1,6 |
1,6 |
|
2 |
12 |
20 |
84 |
140 |
1,4 |
1,4 |
|
1 |
12 |
20 |
72 |
120 |
1,2 |
1,2 |
Дополнительный годовой доход определяется путём деления дополнительного дохода за весь срок займа на количество лет займа
Совокупный доход за весь срок займа определяется также путём суммирования текущего дохода и дополнительного дохода, только за весь срок займа.
Совокупная доходность (как годовая, так и за весь срок займа) определяется как отношение соответствующего совокупного дохода к вложенным средствам (цене приобретения)
Таким образом, можно сделать вывод, что по мере приближения к дате погашения займа совокупная доходность облигации снижается, причем надо заметить, что совокупная доходность облигации от цены не зависит.
ЗАДАЧА № 4 «Составление плана погашения кредита»
Задание и исходные данные
План погашения кредита составляется по варианту А и по варианту В. Исходные данные для составления плана погашения кредита по вариантам А и В приведены в таблице 8.
Таблица 8 — Исходные данные для составления плана погашения кредита
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Вариант |
||
Первоначальная сумма кредита, |
К |
А |
700 |
|
д.е. |
В |
350 |
||
Срок кредита, лет |
n |
А |
7 |
|
Срок кредита. месяцев |
l |
В |
7 |
|
Годовая процентная |
r |
А |
10 |
|
ставка, % |
В |
12 |
Используя данные таблицы каждый студент составляет план погашения кредита по варианту А и варианту В.
Вариант А : кредит на сумму 700 д.е. выдан на 7 лет под 10 процентов годовых. Доля погашается равными частями, проценты начисляются на оставшуюся сумму долга один раз в год.
Вариант В: кредит на сумму 350 д.е. выдан на 7 месяцев под 12 процентов годовых. Долг погашается равными частями, проценты начисляются на оставшуюся сумму долга один раз в месяц.
Для варианта А и варианта В рассмотреть следующие условия погашения долга и возврата процентов по кредиту:
1. Возврат основного долга и процентов по кредиту осуществляется ежегодно (для варианта А) и ежемесячно (для варианта В).
2. Заемщику предоставляется льготный период в один год (для варианта А) и в один месяц (для варианта В), в течение которого не производятся платежи по погашению основного долга, а выплачиваются только проценты по кредиту.
3. Заемщику предоставляется льготный период в один год (для варианта А) и в один месяц (для варианта В), в течение которого не производятся платежи.
4. Возврат основного долга осуществляется по истечении срока кредитования, а проценты по кредиту уплачиваются ежегодно (для варианта А) и ежемесячно (для варианта В).
5. Возврат основного долга и процентов по кредиту осуществляется по истечении срока кредитования.
Решение.
1. Возврат основного долга и процентов по кредиту осуществляется ежегодно (для варианта А) и ежемесячно (для варианта В).
Период |
Сумма долга на начало периода, д.е. |
Сумма возвращаемого долга, д.е. |
Сумма уплачиваемых процентов, д.е. |
Сумма к уплате по сроку, д.е. |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
1 |
700 |
350 |
100 |
50 |
70 |
42 |
170 |
92 |
|
2 |
600 |
300 |
100 |
50 |
60 |
36 |
160 |
86 |
|
3 |
500 |
250 |
100 |
50 |
50 |
30 |
150 |
80 |
|
4 |
400 |
200 |
100 |
50 |
40 |
24 |
140 |
74 |
|
5 |
300 |
150 |
100 |
50 |
30 |
18 |
130 |
68 |
|
6 |
200 |
100 |
100 |
50 |
20 |
12 |
120 |
62 |
|
7 |
100 |
50 |
100 |
50 |
10 |
6 |
110 |
56 |
|
Сумма |
700 |
350 |
280 |
168 |
980 |
518 |
2.Заемщику предоставляется льготный период в один год (для варианта А) и в один месяц (для варианта В), в течение которого не производятся платежи по погашению основного долга, а выплачиваются только проценты по кредиту.
Период |
Сумма долга на начало периода, д.е. |
Сумма возвращаемого долга, д.е. |
Сумма уплачиваемых процентов, д.е. |
Сумма к уплате по сроку, д.е. |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
1 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
2 |
700 |
350 |
116,6 |
58,3 |
70 |
42 |
186,6 |
100,3 |
|
3 |
583,4 |
291,7 |
116,6 |
58,3 |
58,34 |
35,004 |
174,94 |
93,304 |
|
4 |
466,8 |
233,4 |
116,6 |
58,3 |
46,68 |
28,008 |
163,28 |
86,308 |
|
5 |
350,2 |
175,1 |
116,6 |
58,3 |
35,02 |
21,012 |
151,62 |
79,312 |
|
6 |
233,6 |
116,8 |
116,6 |
58,3 |
23,36 |
14,016 |
139,96 |
72,316 |
|
7 |
117 |
58,5 |
117 |
58,5 |
11,7 |
7,02 |
128,7 |
65,52 |
|
Сумма |
700 |
350 |
315,1 |
189,06 |
1015,1 |
539,06 |
3.Заемщику предоставляется льготный период в один год (для варианта А) и в один месяц (для варианта В), в течение которого не производятся платежи.
Период |
Сумма долга на начало периода, д.е. |
Сумма возвращаемого долга, д.е. |
Сумма уплачиваемых процентов, д.е. |
Сумма к уплате по сроку, д.е. |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
1 |
700 |
350 |
|||||||
2 |
700 |
350 |
116,6 |
58,3 |
70 |
42 |
186,6 |
100,3 |
|
3 |
583,4 |
291,7 |
116,6 |
58,3 |
58,34 |
35,004 |
174,94 |
93,304 |
|
4 |
466,8 |
233,4 |
116,6 |
58,3 |
46,68 |
28,008 |
163,28 |
86,308 |
|
5 |
350,2 |
175,1 |
116,6 |
58,3 |
35,02 |
21,012 |
151,62 |
79,312 |
|
6 |
233,6 |
116,8 |
116,6 |
58,3 |
23,36 |
14,016 |
139,96 |
72,316 |
|
7 |
117 |
58,5 |
117 |
58,5 |
11,7 |
7,02 |
128,7 |
65,52 |
|
Сумма |
700 |
350 |
245,1 |
147,06 |
945,1 |
497,06 |
4.Возврат основного долга осуществляется по истечении срока кредитования, а проценты по кредиту уплачиваются ежегодно (для варианта А) и ежемесячно (для варианта В).
Период |
Сумма долга на начало периода, д.е. |
Сумма возвращаемого долга, д.е. |
Сумма уплачиваемых процентов, д.е. |
Сумма к уплате по сроку, д.е. |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
1 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
2 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
3 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
4 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
5 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
6 |
700 |
350 |
70 |
42 |
70 |
42 |
|||
7 |
700 |
350 |
700 |
350 |
70 |
42 |
770 |
392 |
|
Сумма |
700 |
350 |
490 |
294 |
1190 |
644 |
5.Возврат основного долга и процентов по кредиту осуществляется по истечении срока кредитования.
Период |
Сумма долга на начало периода, д.е. |
Сумма возвращаемого долга, д.е. |
Сумма уплачиваемых процентов, д.е. |
Сумма к уплате по сроку, д.е. |
|||||
А |
В |
А |
В |
А |
В |
А |
В |
||
1 |
700 |
350 |
|||||||
2 |
700 |
350 |
|||||||
3 |
700 |
350 |
|||||||
4 |
700 |
350 |
|||||||
5 |
700 |
350 |
|||||||
6 |
700 |
350 |
|||||||
7 |
700 |
350 |
700 |
350 |
490 |
294 |
1190 |
644 |
|
Сумма |
700 |
350 |
490 |
294 |
1190 |
644 |
Таким образом, проведенные расчеты показали, что для наших данных наиболее оптимальным вариантом погашения кредита для предприятия является вариант, при котором заемщику предоставляется льготный период, в течение которого не производятся платежи. Последние планы погашения кредита по обоим вариантам являются выгодными для длительного периода инвестирования (например, для строительства). Планы погашения кредита, когда заемщику предоставляются льготные периоды (т.е. не производятся платежи), а также план погашения кредита, когда выплата основного долга осуществляется по истечении срока кредитования, а проценты по кредиту уплачиваются ежегодно, можно выбирать в зависимости от наличия средств.
ЗАДАЧИ № 5 «Составление финансового плана»
ЗАДАНИЕ
Составить финансовый план организации в форме баланса доходов и расходов.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Исходные данные для составления финансового плана приведены в таблице 9.
Таблица 9 — Исходные данные для составления финансового плана (баланса доходов и расходов) организации по вариантам.
№ пп |
Наименование показателей |
Величина показателя |
|
1 |
Выручка от продаж, д.е. |
6300 |
|
2 |
Затраты на производство, д.е. |
3600 |
|
3 |
П НА, д.е. |
30 |
|
4 |
П ОС, д.е. |
40 |
|
5 |
Д ВН, д.е. |
60 |
|
6 |
Р ВН, д.е. |
40 |
|
7 |
Спонсорские взносы, д.е. |
200 |
|
8 |
Целевое финансирование , д.е. |
300 |
|
9 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, д.е. |
37700 |
|
10 |
Средняя норма амортизации, % |
3,6 |
|
11 |
П раз., % |
40 |
|
12 |
П див., % |
15 |
|
13 |
П рез., % |
10 |
В таблице используются следующие условные обозначения:
П НА — прибыль от продажи нематериальных активов;
П ОС — прибыль от продажи основных средств;
Д ВН — доходы от внереализационных операций;
Р ВН — расходы по внереализационным операциям;
ОПФ — основные производственные фонды;
П раз. — прибыль, направляемая на развитие организации;
П див.- прибыль, направляемая на выплату дивидендов;
П рез. — прибыль, направляемая на пополнение резервного фонда.
Дополнительная информация:
1. Сумма затрат на производство, приведённая в таблице, не включает коммерческие и управленческие расходы. Данные расходы составляют 20 % от указанной в таблице суммы (по всем вариантам).
2. Организация часть амортизационных отчислений направляет в фонд накопления, который не планируется к использованию в рассматриваемом периоде (10 % от общей суммы амортизационных отчислений по всем вариантам).
3. Развитие организации в планируемом периоде предполагается за счёт собственных и заёмных источников финансирования:
— амортизационные отчисления, остающиеся в распоряжении организации;
— прибыль, направляемая на развитие;
— спонсорские взносы;
— целевое финансирование;
— кредит (сумма кредита, которую организация может использовать для развития, принимается в размере 20 % от выручки от продаж соответствующего варианта).
4. Коэффициент износа по основным производственным фондам на момент планирования принимается равным 60%.
Для составления финансового плана необходимо:
— определить финансовый результат деятельности организации и показать его распределение;
— определить величину амортизационных отчислений и показать их распределение;
— определить величину капитальных вложений;
— произвести балансовую увязку доходной и расходной статей финансового плана
Решение.
1. Расчёт финансового результата организации и его распределение
Финансовый результат организации определяется путем сопоставления её доходов и расходов. При расчете финансовых результатов организации следует выделить следующие виды прибыли:
o валовая прибыль;
o прибыль от продаж;
o прибыль до налогообложения;
o чистая прибыль.
Определяем валовую прибыли в плановом периоде по формуле:
, где
Пв.пл — плановая величина валовой прибыли.
Пв.пл = 6300 — (3600*0,8) = 3420 д.е.
Определяем прибыль от продаж услуг связи в плановом периоде по формуле:
, где
Пп.пл — плановая величина прибыли от продаж услуг связи;
Кпл — плановая величина коммерческих расходов;
Упл — плановая величина управленческих расходов.
Пп.пл = 3420 — (3600*0,2) = 3420 — 720 = 2700 д.е.
Определяем прибыль до налогообложения в плановом периоде по формуле: характеризует финансовый результат организации с учетом его операционных и внереализационных доходов и расходов и определяется в плановом периоде по формуле
, где
ПNпл — плановая величина прибыли до налогообложения;
Доп.пл, Роп.пл — плановая величина соответственно операционных
доходов и расходов;
Двн.пл, Рвн.пл — плановая величина соответственно внереализационных доходов и расходов.
Доп.пл = 30+40 = 70
При определении плановой величины операционных расходов необходимо учесть налог на имущество. Величина налога на имущество в плановом периоде определяется исходя из среднегодовой стоимости основных производственных фондов с учётом коэффициента износа (60%) и действующей на момент составления плана ставки налога на имущество (2,2%):
Nим = 37700*0,6*0,022 = 497,6 д.е.
ПNпл = 2700 + 70 — 497,6 + 60 — 40 = 2292,4 д.е.
Определяем чистую прибыли в плановом периоде по формуле: Плановая величина чистой прибыли определяется как разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль и иных аналогичных платежей в плановом периоде.
, где
Nп.пл — плановая сумма налога на прибыль и иных аналогичных платежей.
Определение налога на прибыль осуществляется исходя из прибыли до налогообложения и ставки налога
Nп.пл. = ПNп.пл ЧN , где
ПNпл- налогооблагаемая прибыль;
N — ставка налога на прибыль.
Nп.пл. = 2292,4 * 0,2 = 458,5 д.е.
Пч.пл = 2292,4 — 458,5 = 1833,9 д.е.
Чистая прибыль отражает сумму прибыли, которую организация вправе использовать на различные цели: выплату дивидендов, осуществление развития и формирование различных фондов и резервов.
Распределение чистой прибыли — одно из направлений финансового планирования организации.
Определяем величину прибыли, направляемой в резервный фонд, фонд участия в прибыли (на выплату дивидендов) и на развитие: задается в процентах от чистой прибыли организации.
Согласно исходным данным величина чистой прибыли распределяется:
1.На развитие организации (фонд накопления) — 40 %:
Празв = 1833,9 * 0,4 = 733,6 д.е.
2.На выплату дивидендов (фонд участия в прибыли) — 15 %:
Пдив = 1833,9 * 0,15 = 275,1 д.е.
3.В резервный фонд — 10 %:
През = 1833,9 * 0,1 = 183,4 д.е.
Следовательно, прибыль, направляемая в фонд потребления, будет составлять 35 % от чистой прибыли:
Ппотребл = 1833,9 — (733,6 + 275,1 + 183,4) = 641,8 д.е.
2. Расчёт величины амортизационных отчислений и их распределение
Определяем плановую сумму амортизации исходя из среднегодовой стоимости основных производственных фондов и средней нормы амортизации по формуле:
, где
Апл — плановая сумма амортизации основных производственных фондов;
— среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
— средняя норма амортизации;
IФ — коэффициент износа основных производственных фондов.
Апл = 37700*0,6*0,036 = 814,3 д.е.
Определяем величину амортизационных отчислений, которая в планируемом периоде не будет использоваться (направляется в фонд накопления):
Аф.нак. = 814,3*0,1 = 81,4 д.е.
Следовательно, амортизационные отчисления, остающиеся в распоряжении организации составят:
А = 814,3 — 81,4 = 732,9 д.е.
3. Определение величины капитальных вложений
Согласно исходной информации развитие организации в планируемом периоде предполагается за счёт собственных и заёмных источников финансирования
КВ = А + П раз + СВ + ЦФ +К , где
КВ — планируемая сумма капитальных вложений;
А- амортизационные отчисления, остающиеся в распоряжении организации;
П раз- прибыль, направляемая на развитие;
СВ- спонсорские взносы;
ЦФ- целевое финансирование;
К- кредит.
КВ = 732,9 + 733,6 + 200 + 300 + (6300*0,2) = 3226,5 д.е.
4. Балансовая увязка доходных и расходных статей финансового плана
Балансовая увязка статей доходной и расходной частей осуществляется путем построения баланса доходов и расходов (таблица 10).
Таблица 10 — Финансовый план (баланс доходов и расходов) организации
Доходы и поступления |
Сумма, д.е. |
Расходы и отчисления |
Сумма, д.е. |
|
1. Прибыль от продаж |
2700 |
1. Операционные расходы |
497,6 |
|
2. Операционные доходы |
70 |
2. Внереализационные расходы |
40 |
|
3. Внереализационные доходы |
60 |
3. Налог на прибыль и другие аналогичные платежи |
458,5 |
|
4.Амортизация |
814,3 |
4.Распределение чистой прибыли: o отчисления в резервный фонд; o отчисления в фонд участия в прибыли; o отчисления в фонд потребления o . отчисления в фонд накопления |
183,4 275,1 641,8 733,6 |
|
5. Спонсорские взносы |
200 |
5.Амортизация, направляемая в фонд накопления |
81,4 |
|
6. Кредит |
1260 |
6. Финансирование капитальных вложений |
2492,9 |
|
7. Целевое финансирование и поступления |
300 |
7. Прочие расходы и отчисления |
— |
|
Итого доходов и поступлений |
5404,3 |
Итого расходов и отчислений |
5404,3 |
Таблица 11 — Форма проверочной (шахматной) таблицы к финансовому плану организации
Доходы и поступления Расходы и отчисления |
Прибыль от продаж |
Операционные доходы |
Внереализационные доходы |
Амортизация |
Спонсорские взносы |
Кредит |
Целевое финансирование |
Итого доходов и поступлений |
|
Операционные расходы |
26,6 |
471 |
497,6 |
||||||
Внереализационные расходы |
40 |
40 |
|||||||
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи |
458,5 |
458,5 |
|||||||
Отчисления в резервный фонд |
70 |
60 |
53,4 |
183,4 |
|||||
Отчисления в фонд накопления |
195,9 |
537,7 |
733,6 |
||||||
Отчисления в фонд участия в прибыли |
275,1 |
275,1 |
|||||||
Отчисления в фонд потребления |
141,8 |
200 |
300 |
641,8 |
|||||
Амортизация, направляемая в фонд накопления |
81,4 |
81,4 |
|||||||
Финансирование капитальных вложений |
1703,9 |
789 |
2492,9 |
||||||
Итого расходов и отчислений |
2700 |
70 |
60 |
814,3 |
200 |
1260 |
300 |
5404,3 |
Размещено на