Выдержка из текста работы
Народ — это совокупность граждан конкретной страны или конкретного государства. Народ страны может состоять из нескольких этносов (народностей), исконно проживающих на соседних друг с другом территориях. Такой народ считается многонациональным. Оптимальный вариант его государственности — федерация. Иностранцы, лица без гражданства к народу данной страны не относятся. Население — более широкое понятие. Это все те, кто проживает в данный момент на территории государства, населяет его, независимо от своего гражданства, национальной и государственной принадлежности. И народ, и население страны могут состоять из представителей разных этносов.
Любой народ (и как политическая, и как национально-этническая общность) существует только в единственном числе. Т.е. народ олицетворяется с той частью этноса, которая проживает, руководствуясь системой собственных ценностей, в ареале его постоянного (исторического) заселения. Индивиды и группы индивидов, очутившиеся в другой социально-этнической среде, если даже они продолжают говорить на родном языке, придерживаться обычаев и традиций народа, из среды которого они вышли, являются частью этого народа — диаспорой (от греч. diaspora — «рассеяние»).
К числу фундаментальных относятся права народов на существование и самоопределение; на равноправие; на суверенитет природных ресурсов в ареале проживания; на создание (отдельно или в федерации с другими народами) своей государственности в той или иной форме; на выражение своей воли при определении форм своего государственного устройства; на компенсацию в случае нанесения ущерба национальным и государственным интересам; на развитие своей культуры; на мир и на самозащиту.
Права народов на равенство, самоопределение и суверенитет. На принципах равноправия должны строиться отношения не только между людьми, но и между народами.
Каждый народ имеет свой ареал заселения, где сменяющие друг друга поколения людей живут компактно на протяжении тысячелетий. Он имеет право на исключительное или преимущественное пользование и распоряжение ресурсами и дарами природы в этом ареале. В зависимости от географических, природных и иных факторов народ формирует свой образ жизни, выбирает свой собственный путь общественной и государственной организации, в наибольшей мере отвечающий менталитету тип социального строя. Отсюда — естественное право народа на самоопределение.
Во взаимоотношениях между собой народы должны руководствоваться принципом равноправия.
Принцип самоопределения подтвержден декларацией Организации Объединенных Наций 1 января 1942 г. и ст. 1 Устава ООН, где он отождествлен с равноправием. Устав ООН провозглашает равенство прав больших и малых наций.
В целях практической реализации провозглашенных в Уставе ООН принципов взаимоотношений между народами ГА ООН принимает в 1960 г. декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». В ее преамбуле говорится о признании равных прав больших и малых народов. Признаются законность стремления всех зависимых народов к свободе и их решающая роль в достижении и поддержании своей независимости.
Вслед за Декларацией о предоставлении независимости колониальным и зависимым народам ГА ООН принимает резолюцию (15 декабря 1960 г.), в которой она рекомендовала уважать суверенное право каждого государства распоряжаться его природными богатствами и ресурсами. А 14 декабря 1962 г. ГА ООН одобряет специальную резолюцию под названием «Постоянный суверенитет над природными ресурсами».
О праве народов на самоопределение как о важнейшем праве говорится в Декларации о принципах международного права по установлению дружественных отношений и сотрудничества между странами в соответствии с Хартией ООН (1970). Право на самоопределение закреплено в общей для двух международных пактов о правах человека первой статье. Это самостоятельное коллективное право, в отличие от права на самоуправление, являющегося индивидуальным правом, реализуемым в содружестве с другими индивидуумами. Субъектами права на самоуправление являются человек или группа людей. Субъектами права на самоопределение являются этнос, народ, нация.
Право народов на мир и на самозащиту. Декларация ООН «О праве народов на мир», провозглашая это право священным, объявляет, что защита данного права и содействие его реализации составляют фундаментальные обязательства каждого государства-члена ООН. При этом подчеркивается, что право народов на мир требует, чтобы политика государств была направлена на устранение угрозы войны, на отказ от использования силы в международных отношениях и урегулирование международных споров мирным путем. Декларация призывает все государства и международные организации сделать все возможное, чтобы помочь реализовать право народов на мир путем принятия соответствующих мер как национального, так и международного уровня.
К естественным правам народов относится и их право на свою защиту от тех, кто покушается на их мир и безопасность, в том числе и вооруженным путем.
Отношения между народами и государствами должны основываться на принципе международной демократии. Согласно Всеобщей декларации о демократии этот принцип означает не только равноправное или справедливое представительство государств. Он распространяется также на экономические права и обязанности государств. Принцип международной демократии означает также, что поведение всех государств должно соответствовать международному праву, они в равной степени должны воздерживаться от использования силы или угрозы силой, а также от любого поведения, которое подвергает опасности или нарушает суверенитет, политическую или территориальную целостность других государств.
Право народа и социума на выражение своей воли. В основе самоуправления и самоопределения лежат воля народа или его право на выражение своей воли путем тайного голосования (выборы, референдумы или плебисцит). Это право провозглашает ВДПЧ (ст. 21, п. 3).
Статья 3 1-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод конкретизирует это право, возлагая на подписавшие его государства обязательство «проводить свободные выборы через разумные интервалы времени путем тайного голосования на условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа в выборе членов органов законодательной власти».
Государства — члены ОБСЕ на своей II конференции по человеческому измерению в Копенгагене (июль 1990 г.) договорились относительно содержания понятия «воля народа как основа власти правительств». Оно включает:
• проведение свободных выборов с разумными интервалами, установленными в соответствии с законом;
• принцип, в соответствии с которым по крайней мере в одной из палат национального законодательного органа все места свободно оспариваются путем народного голосования;
• гарантии всеобщего голосования взрослых граждан путем тайных выборов с честным подсчетом избирательных бюллетеней и официальным обнародованием результатов;
• уважение права граждан быть избранными в политические и общественные органы как индивидуально, так и в качестве представителей политических партий и организаций, без всякой дискриминации;
• уважение права индивидуумов и групп людей учреждать свободно их собственные политические партии или организации и обеспечение им законных гарантий для соперничества на равных правовых основаниях;
• гарантии в том, что политические кампании проводятся в свободной атмосфере, в которой ни административные действия, ни насилие (запугивание) не мешают партиям и кандидатам свободно излагать свои взгляды и не препятствуют избирателям изучать и обсуждать их или отдавать за них свои голоса без опасения возмездия;
• гарантии в том, что никакие юридические или административные барьеры не будут стоять на пути доступа всех политических группировок и индивидуумов, желающих участвовать в избирательном процессе, к средствам информации;
• кандидаты, получившие необходимое по закону количество голосов, исполняют свои служебные обязанности до истечения срока их мандата или прекращают их только в соответствии с законом, согласующимся с конституцией.