Содержание
12.51. Математический маятник длиной l = 0,5 м, выведенный из положения равновесия, отклонился при первом колебании на x1 = 5 см, а при втором (в ту же сторону) на х2 = 4 см. Найти время релаксации t, т. е. время, в течение которого амплитуда колебаний уменьшится в е раз, где е основание натуральных логарифмов.
12.52. К вертикально висящей пружине подвешивают груз. При этом пружина удлиняется на ∆l = 9,8 см. Оттягивая этот груз вниз и отпуская его, заставляют груз совершать колебания. Каким должен быть коэффициент затухания χ, чтобы: а) колебания прекратились через время t = 10 с (считать условно, что колебания прекратились, если их амплитуда упала до 1% от начальной; б) груз возвращался в положение равновесия апериодически; в) логарифмический декремент затухания колебаний был равным χ = 6?
12.53. Тело массой m = 10 г совершает затухающие колебания с максимальной амплитудой Amах = 7 см, начальной фазой φ = 0 и коэффициентом затухания δ = 1,6 с-1. На это тело начала действовать внешняя периодическая сила F, под действием которой установились вынужденные колебания. Уравнение вынужденных колебаний имеет вид x = 5 sin (10*π*t — 3*π/4) см. Найти (с числовыми коэффициентами) уравнение собственных колебаний и уравнение внешней периодической силы.
12.54. Гиря массой m = 0,2 кг, висящая на вертикальной пружине, совершает затухающие колебания с коэффициентом затухания δ = 0,75 с-1. Жесткость пружины k = 0,5 кН/м. Начертить зависимость амплитуды А вынужденных колебаний гирьки от частоты ω внешней периодической силы, если известно, что максимальное значение внешней силы F0 = 0,98 Н. Для построения графика найти значение А для частот: ω = 0, ω = 0,5*ω0, ω = 0,75*ω0, ω = ω0, ω = 2*ω0, где ω0 частота собственных колебаний подвешенной гири.
12.55. По грунтовой дороге прошел трактор, оставив следы в виде ряда углублений, находящихся на расстоянии l = 30 см друг от друга. По этой дороге покатили детскую ко-ляску, имеющую две одинаковые рессоры, каждая из которых прогибается на х0 = 2 см под действием груза массой m0 = 1 кг. С какой скоростью v катии коляску, если от толч-ков на углублениях она, попав в резонанс, начала сильно раскачиваться? Масса коляски M = 10 кг.
12.56. Найти длину волны λ, колебания, период которого T =10-14 с. Скорость распространения колебаний с = 3*108 м/с.
12.57. Звуковые колебания, имеющие частоту v = 500 Гц и амплитуду А = 0,25 мм, распространяются в воздухе. Длина волны λ = 70 см. Найти скорость с распространения колебаний и максимальную скорость vmax частиц воздуха.
12.58. Уравнение незатухающих колебаний имеет вид х = 10*sin(πt/2) см. Найти уравнение волны, если скорость распространения колебаний с = 300 м/с. Написать и изобразить графически уравнение колебания для точки, отстоящей на расстоянии l = 600 м от источника колебаний. Написать и изобразить графически уравнение колебания для точек волны в момент времени t = 4 с после начала колебаний.
12.59. Уравнение незатухающих колебаний имеет вид х = 4*sin600πt см. Найти смещение х от положения равновесия точки, находящейся на расстоянии l = 75 см от источ¬ника колебаний, для момента времени t = 0,01 с после на¬чала колебаний. Скорость распространения колебаний с = 300 м/с.
12.60. Уравнение незатухающих колебаний имеет вид x = sin2,5πt см. Найти смещение х от положения равновесия, скорость v и ускорение а точки, находящейся на расстоянии l = 20 м от источника колебаний, для момента времени t = 1 с после начала колебаний. Скорость распространения колебаний с = 100 м/с.
Выдержка из текста работы
- Английский поэт С. Спендер писал в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы". Определите, какие традиции реалистической литературы нашли продолжение в произведениях писателей-модернистов, а также в чем заключается принципиальное отличие литературы эпохи модернизма от литературы предшествующей ей эпохи критического реализма? Какие открытия в области поэтики были сделаны писателями-модернистами? На каких художественно-эстетических, мировоззренческих основаниях противопоставляется литература модернизма литературе постмодернизма?
- Изучите материал по теме «Течения, школы, манифесты литературы модернизма ХХ века» и представьте основные положения в форме таблицы
течение (школа) | время и место возникновения, издания | писатели, поэты и их произведения | манифесты, декларации | философские, эстетические, мировоззренческие установки | жанры | особенности поэтики | Достижения и значение в мировой литературе |
декаданс | |||||||
символизм | |||||||
дадаизм | |||||||
сюрреализм | |||||||
экспрессионизм | |||||||
футуризм | |||||||
креасьоизм | |||||||
ультраизм | |||||||
абсурд (театр абсурда) | |||||||
экзистенциализм | |||||||
постмодернизм |
- Дать развернутый ответ на один из вопросов. (При ответе на вопрос обязательны ссылки на использованную литературу и правильное их оформление)
1) Художественное исследование скрытых импульсов человеческого поведения и уничтожающего влияния социальной среды в пьесе Ю. О’Нила «Любовь под вязами».
2) Мир подростка в романе Карсон Мак-Каллерс «Сердце – одинокий охотник».
3) Сатирические гротески К. Воннегута «Колыбель для кошки», «Сирены титана», «Бойня No5» (анализ одного из произведений на выбор).
4) Темы, мотивы, художественное своеобразие поэзии Роберта Фроста.
5) Театр Б. Брехта.
6) «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери в контексте антиутопической литературы.
7) Творческая эволюция А. Камю: от повести «Посторонний» – к роману «Чума» (тема «абсурда» и тема «бунта»).
8) Жанр политической фантастики в творчестве Р. Мерля («роман-предупреждение» «Мальвиль»).
9) Проблематика романа «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, тема насилия и жестокости в произведении. Особенности художественного языка.
10) Проблематика и жанровое своеобразие романов Грэма Грина (общая характеристика творческого пути и анализ одного из романов).
11) Магический реализм Г.Г. Маркеса. Анализ одного из произведений писателя.
12) Художественная реконструкция судьбы родоначальника английского эстетизма Оскара Уайльда в романе Питера Акройда «Завещание Оскара Уайльда».
13) Проблемы бытия, свободы, выбора и ответственности человека в произведениях Уильяма Голдинга. Анализ одного из романов.
14) Театр абсурда и творчество С. Беккета и Э. Ионеско. Анализ одного произведения на выбор («В ожидании Годо» С. Беккета, «Лысая певица» Э. Ионеско).
15) Английский литературный постмодернизм и творчество Дж. Фаулза. Роман «Коллекционер»: особенности композиции, проблематика.
16) Научная фантастика: разнообразие тем, жанров, стилей в европейской литературе ХХ века (Г. Уэллс, А. Азимов, Р. Брэдбери, С. Лем и др.).
17) «Поколение Икс» в романах Дугласа Копленда. Анализ одного из произведений писателя.
18) Интерпретация истории Германии ХХ века в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»: история как клоунада, как абсурдный фарс.
19) Военная тема в американской литературе второй половины ХХ века.
20) Национальная самокритика и осмысление новой действительности в немецкой литературе второй половины ХХ века (на примере 2-3 произведений; Г. Белль, В. Кёппен, Г. Грасс и др.).
21) Использование документалистики в послевоенной литературе, «литература факта».
22) Эпическое искусство Томаса Манна.
Вопросы к экзамену
1. Концепция личности в литературе ХХ века.
2. Модернизм: школы, течения, этапы.
3. Общая характеристика «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Анализ одного из романов саги.
4. Импрессионистический цикл романов «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
5. Творчество Вирджинии Вулф.
6. Школа «потока сознания» Джойса. Характеристика романа «Улисс».
7. Художественное содержание пьес Б. Шоу. Анализ одного из произведений драматурга («Пигмалион», Дом, где разбиваются сердца», «Святая Иоанна»).
8. Жизненный и творческий путь Ф. Кафки. Анализ одного из произведений писателя.
9. Первая мировая война и художественная литература. Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон).
10. Проблематика и поэтика произведений Д.Г. Лоуренса.
11. Творчество Ф.Г. Лорки. Анализ одного из произведений.
12. Творчество А. де Сент Экзюпери. Анализ сказки «Маленький принц».
13. Проблема творческой личности в произведениях С. Моэма. Анализ одного из романов.
14. Литература французского экзистенциализма. А. Камю, Ж.-П. Сартр.
15. Экзистенциальная проблематика в произведениях Т. Боровского и З. Налковской.
16. Реальность диктатуры в романе «1984» Дж. Оруэлла.
17. Военный роман в литературе США второй половины ХХ века.
18. Новаторский характер прозы Т. Капоте.
19. Литература писателей-битников. Анализ одного из произведений.
20. Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проблематика. Поэтика.
21. Литературная и семиотическая игра в романе У. Эко «Имя розы». Особенности поэтики произведения.
22. Экзистенциализм в английской литературе и творчество А. Мёрдок. Анализ одного из произведений.
23. «Мифология ценностей» в произведениях Р. Гари (Ажара).
24. Постмодернизм как литературное направление.
25. Роман «История мира в 10 ½ главах» Джулиана Барнса.
Общие работы, монографии, статьи
19. Днепров В. Проблемы реализма. Л., 1970.
- Днепров В. Идеи времени и формы времени. М., 1980.
- Днепров В.Черты романа ХХ века. М. – Л., 1965.
- Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной литературой ХХ века. Л., 1975.
- Анастасьев Н. Контрапункт (Судьба гуманизма в литературе ХХ века) // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 84 – 117.
- Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.
- Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.
- Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1993.
- Блок А. Крушение гуманизма // Блок А. Собрание сочинений в 6-ти т. М., 1982. Т. 4.
- Затонский В.Д. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.
- Зверев А. Дворец на острие иглы. М., 1989.
- Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. № 2. С. 3 – 57.
- Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990.
- Ковтун Е.М. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины ХХ века // Вестник Московского университета. Серия: Филология. 1993. № 4. С. 43 – 51.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.
- Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.
- Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ веков. М., 1987.
- Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.
- Андреев Л.Г. У роковой черты // Мальро А. Зеркало нимба. Художественная публицистика. М., 1983.
- Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М., 1979.
- Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». М., 1973.
- Днепров В. Психологический роман Марселя Пруста // Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
- Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.
- Кирнозе З.И. Франсуа Мориак. М., 1970.
- Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М., 1995.
- Песис Б. От Х1Х к ХХ веку. Традиции и новаторство во французской литературе. М., 1979.
- «Я поэт в бунте против правил». Стихи французских сюрреалистов. Пер. с франц. Сост. И предисловие Мих. Яснова // Иностранная литература. 2002. № 5. С. 165 – 195.
- Гулыга А. В призрачном мире бюрократии (Франц Кафка и его роман «Замок») // Иностранная литература. 1988. № 3.
- Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. М., 1981.
- Днепров В. Метафорический роман Франца Кафки // Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
- Затонский Д. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
- Иваницкая Е. Нет ничего явного, что не стало бы тайным (25 лет русского инобытия «Игры в бисер») // Вопросы литературы. 1994. № 5.
- Карельский А.В. Лекция о творчестве Франца Кафки // // Иностранная литература. 1995. № 8.
- Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
- Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918 – 1945 годов (эволюция жанра). Пермь, 1975.
- Набоков В. Франц Кафка. «Превращение» // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
- Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1946. М., 1982.
- Сучков Б. Франц Кафка // Сучков Б. Собрание сочинений: В 2 т. М., 1985. Т. 2.
- Штернбург В. фон. «Как будто все в последний раз». Отрывки из книги о жизни и творчестве Эриха Марии Ремарка // Иностранная литература. 2000. № 10. С. 199 – 257.
- Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1985.
- Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981.
- Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе: Очерки жизни и творчества. М., 1984.
- Балашов П. С. Художественный мир Бернарда Шоу. М., 1982.
- Бурцев А.А. Проблема характера в рассказах С. Моэма // Филологические науки. 1991. № 3. С. 80 – 86.
- Бушманович Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. Ярославль, 1993.
- Гениева Е. Одиссея русского «Улисса» (Роман Дж. Джойса «Улисс» в русских переводах) // Литературная учеба. 1988. № 1.
- Ивашева В.В. Литература Великобритании. М., 1984.
- Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. М., 1963.
- Кеттл В. Введение в английский роман. М., 1966. Т. 2.
- Кон И. «Любовник леди Чаттерли» – роман и его творец. С точки зрения сексологии // Иностранная литература.
- Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века. М., 1994.
- Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман ХХ века. М., 1982.
- Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920 – 1930 годов. Утрата и поиски героя. М., 1966.
- Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970.
- Новикова Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрей Платонов и западный утопический роман // Вестник Московского университета. Серия: Филология. 1997. № 1. С. 67 – 78.
- Степанова Т.В. Концепция человека в творчестве Д.Г. Лоуренса // Известия АН СССР. Серия языка и литературы. 1992. № 4. С. 40 – 52.
- Судленкова О.А., Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. Минск, 1997.
- Форстер Э.М. Вирджиния Вулф // Форстер Э.М. Избранное. Л., 1977.
77. Фридлендер Г.М. Сомерсет Моэм и мир русской литературы // Известия АН. Серия языка и литературы. 1994. № 5.
78. Хьюитт К. Любовник леди Чаттерли в московском метро // Иностранная литература. 1994. № 11.
79. Шохина В. На втором перекрестке утопий // Звезда. 1990. № 11. С. 171 – 179.
80. Мусиенко С.Ф. Творчество Зофьи Налковской. Минск, 1989.
81. Анастасьев Н.А. Фолкнер. Очерк творчества. М., 1976.
82. Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. М., 1981.
83. Венедиктова Т.Д. Поэтическое искусство США. Современность и традиции. М., 1989.
84. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. М., 1974.
85. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. М., 1966.
86. Засурский Я.Н. Френсис Скотт Фицджеральд и «поэзия отрицательных величин» // Американская литература ХХ века. М., 1966.
87. Зверев А.М. Модернизм в литературе США: Формирование. Эволюция. Кризис. М., 1979.
88. Зверев А.М. Американский роман ХХ века. М., 1982.
89. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы ХХ века. М., 1985.
90. Николюкин А.Н. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. М., 1988.
91. Пинаев С.М. Трагическая символика Юджина О Нила // Филологические науки. 1989. № 6.
92. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990.
93. Старцев И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1972.
94. Толмачев В.М. Роман США 20-х годов ХХ века. М., 1992.
95. Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., 1967.
96. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.
97. Брагинская Э.В. Федерико Гарсиа Лорка. Биобиблиографический указатель. М., 1971.