Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие массовой информации и средств массовой информации………..5
2. Информационное общество. Стадии становления………………..………..8
3. Роль массовой информации в развитии личности, общества и государства………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….18
Выдержка из текста работы
Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов. Суть первого подхода сводится к идентификации политики с феноменом власти. Чаще всего политику определяют как отношения по поводу государственной власти, её организации, направлений деятельности. М.Вебер определял политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение её между группами внутри государства.
В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.
Группа социологических определений политики (или социологический подход) основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:
а) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика есть концентрированное выражение экономики;
б) правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Пример правового определения политики – теория общественного договора, которая трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека (Б.Спиноза, Дж.Локк);
в) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства – справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла ещё в древности (Платон и Аристотель);
г) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей.
Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики:
а) силовые или директивные (властные) определения. В них политика – это действия, направленные на власть, её обретение, распределение, удержание и использование (Н.Макиавелли, М.Вебер, К.Маркс);
б) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства;
в) конфликтно-консенсусные определения показывают то, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей.
Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р.Дарендорф): политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. «Политика – это борьба за власть; это навязывание воли господствующего класса».
Консенсусное направление получило толчок в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии ( А.Бентли, Р.Даль). Политика – это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;
г) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика – это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К.Шмидт рассматривал политику как отношения « друзей – врагов».
Третья группа включает системные определения политики. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политика – это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс.
Подводя итоги, приходим к заключению, что политика – это:
· управление делами государства, определение форм и задач его деятельности; это наука и искусство.
· регулирование отношений между различными социальными группами, которые возникают на основе различия интересов.
· деятельность больших масс людей по поводу борьбы за власть, её завоевание и использование.
Таким образом, политика – это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.
Если говорить в общем виде, политика выполняет две основные функции:
· познавательную, служащую решению задач исследования политической действительности; результатом выполнения политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, выраженные в различных формах – от простого описания политических явлений до их логического объяснения и теоретического истолкования;
· прикладную, которая находит своё выражение в практическом применении политологического знания, в поиске ответов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конкретных политических задач.
В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи.
Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов.
Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки.
Описательная функция – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни. Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.
Объяснительная функция – это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам.
Прогностическая функция – научное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов. Предположения опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития.
Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, чтобы достигнуть желаемого политического результата?
Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах.
Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости социальных отношений.
Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни
Политология как наука имеет свой специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому обстоятельству она выделилась в самостоятельную дисциплину. Однако политология продолжает развиваться в тесной взаимосвязи с рядом других общественных наук, в объект которых также входит политическая сфера общественной жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия, политическая экономия, правоведение, история, социология, социальная психология, география.
Философия рассматривает наиболее общие свойства феномена политики. В рамках социальной философии издавна развивается особое направление – философия политики, которая занимается мировоззренческим осмысливанием политики как социального явления. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов.
Экономическая наука, объектом которой является сфера производства, обмена и распределения материальных благ, стремится истолковывать политические процессы как проявление борьбы людей за реализацию своих экономических интересов. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Результатом исследования проблем в области пересечения предмета экономической науки и политологии стало формирование особой научной дисциплины – политической экономии, которая в настоящее время является одним из главных направлений американской политической науки.
Правоведение, или юридическая наука, есть область познания, предметом которой является право и правоприменительная деятельность как особая система регулирования отношений и поведения людей в процессе общественной жизни, в том числе в сфере политики. Правоведение основывается на положениях и выводах политологической науки. В то же время юридическая наука изучает правовые аспекты взаимодействия участников политики, механизмы разработки, принятия и реализации политических решений, без чего не может нормально осуществляться политическая жизнь общества.
История изучает прошлое отдельных стран и народов, а также человечества в целом во всей его конкретности и многообразии. Политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов. На стыке истории и политологии развивается такая относительно самостоятельная научная дисциплина, как политическая история, которая исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений.
Социология и политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология малоразличимы. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение».
Психология, социальная психология в частности, изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.
На стыке политологии и социальной психологии сложилась и развивается относительно самостоятельная научная дисциплина – политическая психология, предметом которой являются психологические факторы политического поведения людей. Различают также и такое направление исследований, как психология политики, где предметом анализа выступает влияние психологических особенностей людей на реальные политические процессы.
География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако, географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. В структуре современных политических исследований сформировалась особая научная дисциплина – политическая география, предметом которой является выяснение зависимости политических явлений и процессов от пространственного положения страны, от территориальных, климатических, природно-биологических и других естественных факторов.
Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не являются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию, демографию, этнографию и др. достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.
Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например, логикой, кибернетикой, статистикой. Эти науки хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержания, но предоставляют ей количественные измерения, образцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.
Роль политики в функционировании и развитии общества
О роли и значении политики в развитии общества принято судить по тому, как она выполняет свое социальное предназначение. Как общественное явление политика выполняет следующие функции:
· выражение и реализация социальных интересов (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства);
· интеграция общества ( сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
· управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ, использования ресурсов государственной власти, создания и применения мотивационных механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения);
· политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
· проектирование социально-политического развития;
· регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
Выполнение политикой специфических функций предполагает наличие у нее соответствующей структуры.
Субъекты политики – участвующие в ней люди, общественные и государственные институты.
Объекты политики – общество, государство и их институты, социальные группы, проблемы и процессы.
Политическая организация общества – совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.
Политические интересы – побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.
Субъекты политики вступают в политические отношения, регулируемые правовыми, политическими и нравственными нормами общества. Такие отношения выражаются в сотрудничестве, соперничестве, обмене информацией, согласии, конфронтации, взаимопонимании, разногласиях и иных формах. Демократичность политических отношений – залог стабильности государства и общества.
Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности. Её характер и результаты зависят от политической культуры субъектов политики, политического режима в государстве, возможностей общества.
Содержание политики «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.
Политика обусловлена экономическими, правовыми, нравственными и другими социальными факторами. В то же время уровень и характер развития общественной системы напрямую зависит от состояния политических отношений, практической политики государства, степени зрелости и прогрессивности политической культуры граждан.
Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. В стабильных демократических государствах проявляется тенденция к снижению «удельного веса» политического регулирования общественных отношений. Приоритетную роль здесь играют правовые способы, моральные нормы, методы самоуправления и самоорганизации жизни. В авторитарных и тоталитарных обществах, напротив, «удельный вес» политических методов более значителен и возрастает.
Политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы. И положительные явления, и негативные факты в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Но далеко не все понимают, в какой мере допустимо государственное вмешательство в экономику, какова роль политики в создании условий для динамичного экономического развития, повышения уровня и качества жизни граждан.
Рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить многие противоречия. Ее неизбежные «спутники» — кризисы, массовая безработица, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать активное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование.
Политика и право – явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Роль политики в конкретном обществе, границы её влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.
Список использованной литературы
1. Мельник В.А. Политология. – Мн.: Высш.школа, 1996. – 478 с.
2. Белякович Н.Н. Политология: Прак.пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001. – 248 с.
3. Политология: курс лекций / Под ред. В.А.Бобкова, И.Н.Браима. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1995. – 310с.
4. Белов Г.А. Политика как общественное явление // Кентавр. – 1993. — №2.
5. Политология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Московского коммерческого ун-та,1993. – 432с.