Выдержка из текста работы
2. Если вы указываете, на каких примерах автор раскрывает проблему, напишите, для чего автор делает это. (Например: Раскрывая данную проблему, автор обращается к истории, чтобы напомнить читателям о …)
На каком материале автор может раскрывать проблему текста?
1. Собственный жизненный опыт, наблюдения
2. Исторические факты
3. Афоризмы, пословицы, поговорки
4. Мнение авторитетной личности
5. Статистические данные
6. Литературные источники и т.п.
Комментарий выстраивается по определённой схеме:
Композиция комментария | Примеры типовых конструкций (клише) |
1. Зачин | Раскрывая проблему, автор… Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Проблема раскрывается автором на примере… и т.п. |
2. Развитие | В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит… Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п. |
3. Вывод (концовка) | В заключение автор приходит к выводу… В заключение автор делает вывод о том, что… |
Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме
Вариант 1(по тексту публицистического стиля)
Вопросы | Образец рассуждения |
1.На каких примерах автор раскрывает проблему? | Раскрывая проблему дружбы, автор размышляет над отношениями между людьми в современном обществе. |
2.Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? | Иван Ильин обращает внимание на то, что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения. |
3. Какие высказывания автора заслуживают особого внимания? | Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими. |
4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?) | Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека. |
Вариант 2(по тексту художественного стиля)
Вопросы | Образец рассуждения |
1.На каком примере автор раскрывает проблему? | Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь. |
2.Каково отношение автора к поступку героя? | С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь. |
3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом? | Через внутренний монолог автор передаёт целую бурю чувств, которые вызвал поступок сына в душе отца: боль, обиду, разочарование. |
4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение? | «Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться», — в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. |
5.В чём убеждает автор читателей? | Так автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь. |
Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы | ||
Текстовый комментарий(художественный текст) | Текстовый комментарий(публицистический текст) | Концептуальный комментарий(публицистический текст) |
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни … Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений (кого с кем) … Не случайно писатель изображает (кого, что)… Поступок героя свидетельствует о том, что … Слова (мысли) героя показывают, что … Автор осуждает (одобряет) поступок героя … Автор восхищается (чем, кем)… Автор сочувствует своему герою … Симпатии автора на стороне … Так автор пытается достучаться до наших сердец… Автор вложил глубокий смысл в слова … | Проблема раскрывается автором на примере… В качестве примера автор рассматривает … Автор заставляет читателя задуматься над … Автор текста обращает внимание на… Автор вспоминает случай, когда … В размышлениях автора звучит мысль о том, что … Автора заинтересовала мысль о том, что … Автор убеждён в том, что … Автор разделяет мнение (кого)… Автор упоминает о том, что … Автор предупреждает читателей о том, что… Автор не на шутку встревожен (чем)… Особое удивление автора вызвано тем, что … Автор искренне восхищён (огорчён) (чем) … Автор приводит нас к выводу о том, что… Не случайно автор завершает текст … По мнению автора, … | Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда). Как и большинство из нас, автор считает, что … Вопреки мнению большинства автор считает, что … Автор полемизирует (с кем)… Автор подробно рассматривает … Автор обращает наше внимание на … Автор убеждает нас в том, что… |
Автор (что делает?) | ||
отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п. |
Используемые материалы:
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012
http://distant-plus.ru/sites/default/files/ege_buzina.pdf