Выдержка из текста работы
Что же такое Логистика закупок. Под закупочной логистикой понимают процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами, размещение этих ресурсов на складах предприятия, их хранение и выдача в производство.
Другое название этого направления логистики – это Логистика снабжения. Однако процесс закупки и снабжения это не одно и тоже.
Закупки – это приобретение всех материалов, необходимых организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.
Так, Снабжение может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
Закупки бывают трех типов:
— установившиеся (постоянные закупки);
— модифицированные закупки (в которых меняется поставка или параметры закупаемых товаров);
— новые закупки.
Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, их позицию на рынке и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
Логистика закупок должна отвечать на такие основные вопросы как:
- что закупить;
- сколько закупить;
- какого качества;
- у кого;
- и на каких условиях закупить.
Кроме того, существует перечень необходимых работ, которые логист выполняет в отделе закупок: это
— заключение договора;
— контроль исполнения этого договора;
— организация доставки;
— организация складирования.
Что же касается цели, то Закупочная логистика ставит перед собой следующую основную цель – максимально выгодно, с финансовой точки зрения, удовлетворять потребности предприятия во всех необходимых ресурсах, т.е. в сырье, в материалах и т.д. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач.
1-й задачей является соблюдение сроков поставки необходимых ресурсов. А соблюдение этих сроков будет непосредственно связано с четкой и отлаженной работой с поставщиками компаний, т.е. на сколько поставщики своевременно обеспечивают доставку необходимых ресурсов в полном объеме и заданного качества.
2-й задачей является соответствие между объемами поставок и объемами потребления. Т.о. мы сталкиваемся с проблемой, связанной с изучением спроса на нашу продукцию и соответственно на сколько этот спрос мы можем удовлетворить в рамках производства, и определив потребности в изготовлении той или иной продукции, мы формируем заказ на необходимые нам ресурсы.
3-й задачей является соблюдение требований производства по качеству и количеству поступивших материальных ресурсов непосредственно от поставщика. Т.е. на сколько поставщик обеспечивает качество и количество своей продукции или сырья.
Задача выбор поставщика.
Существуют различные методы выбора оптимального поставщика:
1. Первый из них это Балльный метод, который заключается в следующем: Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие. Вот, например, на предложенной таблице это будет… (щёлк) 2-й поставщик. Ну, мы такое на практике уже делали, поэтому тут всё понятно.
2. Другой подход — определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.
3. Расстановка приоритетов — по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:
— выбираются наиболее важные критерии оценки;
— выбирается метод измерения деятельности поставщика;
— определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.
Так, дальше. Существенной задачей для закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие затраты:
- транспортировку, экспедирование, страхование;
- грузопереработку;
- прием и проверку материальных ресурсов;
- поиск информации о потенциальных поставщиках.
- на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
- и т.д.
И самая, пожалуй, главная задача в закупочной логистике — это Задача «сделать или купить». Она заключается в том, чтобы принять одно из альтернативных решений: делать какое-либо изделие самим или закупить это же изделия у другого производителя.
Решение в пользу закупок и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:
- потребность в комплектующем изделии невелика;
- отсутствуют необходимые мощности для его производства;
- отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
- потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Т.е. мы можем сделать его сами.
Функции в Закупочной логистике следующие:
— формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в этих ресурсах;
— получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
— выбор поставщиков;
— согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
— контроль за сроками поставки материалов;
— входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
— доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
— поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения, или отдел закупок, в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
Итак, подведём итог. Чтобы логистика закупок, или снабжения, была эффективной необходимо:
- Выполнять четкие сроки закупок, соблюдая обозначенные временные рамки между возникновением потребности и получением необходимых ресурсов;
- Выполнять количественный объем закупок. Желая сэкономить, можно ошибиться и закупить слишком мало, что приведет к дефициту и связанным с ним издержкам. Слишком большие закупки, наоборот, вызовут проблемы с реализацией всего товара и расходы на его хранение;
- Также необходимо приобретать товары исключительно требуемого качества;
- Закупать ресурсы по минимальным ценам, с доставкой в самые короткие сроки, с наименьшими расходами на транспорт и с
- кладирование.