Содержание
. На одном острове есть три деревни: Правдино (ее жители всегда говорят правду), Кривдино (ее жители всегда лгут) и деревня Середина-Наполовину (жители этой деревни всегда на один из 2-х вопросов отвечают правдиво, а на другой лгут). Поздно ночью дежурного пожарника разбудил телефонный звонок. Взволнованный голос сообщил ему: — Приезжайте скорее, у нас пожар! Откуда вы звоните? осведомился пожарник. Из деревни Середина-Наполовину, — последовал ответ, и связь прервалась. Что делать пожарнику, если иметь в виду отсутствие связи и возможности прояснить ситуацию другим способом, кроме как логическим рассуждением?
Выдержка из текста работы
Термин логика в настоящее время употребляется в трех значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений. Во-вторых, словом «логика» обозначают закономерности в связях и в развитии мыслей. В-третьих, «логикой» называют науку — определенную систему знаний, рассматривающих логику мышления.
Логика относится к числу древнейших наук, которая, обратившись к формам и способам рассуждений человека, начала формироваться ещё в цивилизациях Древнего Востока, Индии, Китая. В западную духовную культуру принципы и методы логики вошли благодаря усилиям античных греков и в значительной степени — работам величайшего мыслителя Аристотеля.
Человек в повседневной жизни и профессиональной деятельности постоянно познаёт окружающий его мир, самого себя и находящихся рядом с ним людей, приобретает различного рода и вида знания. Осуществляет он это посредством чувственного познания и абстрактного мышления. Путем чувственного отражения (ощущений, восприятий, представлений), основанного на психических процессах, человек познает отдельные предметы и их свойства. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления. Главное назначение логики в том, чтобы исследовать специфические мыслительные законы и разработать правила полученного выводного знания. Следовательно, объект логики как науки — это мышление человека. Главное назначение логики заключается в том, чтобы, исследовав специфические законы мышления, разработать не только правила достижения истинного знания, но и сформировать пути, способы и формы осуществления этого процесса.
Изучение логики повышает культуру мышления, дисциплинирует мыслительный процесс.
II. Основная часть
1. Мышление и язык.
Изучение взаимодействия человека с окружающим его миром предполагает анализ второй сигнальной системы — речи, или языка.
Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения свойственная только человеку. У животных тоже имеются некоторые способы общения, но они несоразмерны с человеческими по качеству и достигнутым благодаря им результатам. Сигналы животных не обозначают определенных предметов и явлений действительности. Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Язык — это строго нормализованная система средств общения, речь же — это применение языка в процессе общения для передачи мысли, чувства… В языке нет мыслей — это набор разных средств для выражения мысли. Никакая мысль не может формулироваться без языка и без материальных речевых процессов. При «подготовке» речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть выработка самой мысли, называемая внутренней речью. Она является материальной оболочкой мысли во всех случаях, когда мы думаем, размышляем, решаем какую-либо задачу (независимо от того, высказываем ли мы затем эти мысли вслух или нет). Естественный язык тесно связан с абстрактной деятельностью. Мышление без языка невозможно. Чувственную информацию об объекте можно выразить на языке жестов, рисунка и т.д., однако существенное, связанное с научным анализом причины оформляется в понятной, словестно-логической форме. Поскольку мышление идеально, язык выступает средством его материализации. При помощи различных грамматических форм он выражает различные по логической форме мысли.
Мышление всегда есть решение задач, опосредованное уже достигнутыми знаниями и осуществляемое путем тех или иных выводов из них. Другая особенность мышления — это то, что оно есть обобщенное отражение действительности, включающее в себя обобщение единичных фактов и оперирование обобщенными данными. Мышление можно определить как обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное уже имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление как познание существенного, сущностей есть высшая форма отражения действительности.
Являясь обобщенным отражением действительности, мышление представляет собой оперирование понятиями, образующимися путем обобщения данных чувственного познания. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности. Понятие является высшей степенью отражения мира. Оно выражается в слове или словосочетании, которые есть чувственная, материальная оболочка мира.
Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, хотя слова могут и не произносится вслух. Суждение — это высказывание чего-либо о чем-либо, утверждение или отрицание каких либо отношений между предметами и явлениями, между теми или иными признаками их. Суждения выражаются в предложениях.
К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованным путем — посредством умозаключений. Умозаключения есть вывод одного суждения из другого на основании имеющихся суждений высказываются новые суждения. Умозаключение в языке предстает в виде нескольких предложений, связанных по смыслу.
Неразрывная связь мышления и языка решает проблему идеальной природы мышления, но создает другую природу — проблему смысла языковых выражений и понятий. Процесс формирования абстрактного мышления у каждого человека сложный, своеобразный, связанный со множеством факторов — воспитание, образование, социализация и др. Начиная формироваться в раннем детстве, с возрастом мышление обретает свое содержание и объем, а также свойства его выражения — индивидуальную лексику. Важнейшим этапом в развитии мышления является овладение речью.
Взаимодействие языка и мышления имеет не только количественный аспект. Естественный язык — результат длительного процесса формирования, в ходе которого образуются его многообразие и сложность, позволяющее в одной и ситуации одно и тоже понятие называть одним словом, а в другой ситуации — другими (синонимы). Разными по смыслу понятиями в языке может соответствовать одно и то же слово (омонимы).
Лингвистические науки образуют третью группу наук, изучающих мышление, и во всех разделах грамматики прослеживается параллель логики и лингвистики.
Естественные и искусственные языки.
Язык есть система знаков, которыми пользуются люди, образующие отдельный народ или профессиональное сообщество. По способе образования отличают два типа языков — естественные и искусственные. Под естественным языком понимают знаковую систему, сложившуюся исторически и используемую людьми, образующими отдельный этнос.
Естественный язык представляет собой универсальную знаковую систему: с его помощью можно выразить и передать другим людям любое содержание сознания, любую мысль.
К достижениям естественного языка принадлежат:
— гибкость;
— способность выражать одну и ту же мысль разными текстовыми конструкциями;
— доступность для всех представителей сообщества, говорящих на нем;
однако эти достоинства оборачиваются недостатками при их использовании в науке для выражения и фиксации теоретических знаний. Громоздкость и трудная обозримость конструкций. Естественный язык эмоционален. В научном познании эти недостатки становятся препятствием в адекватном описании внеязыковой реальности. Способом избавления от недостатков естественного языка является построение искусственных языков.
Искусственным называется язык, выражения которого строятся по заранее сформулированным правилам. Среди искусственных языков различают: содержательные (словесные, неформализованные) и формализованные.
К содержательным искусственным языкам можно отнести так называемый язык науки, который представляет собой образованный при помощи конструктивных определений естественный язык.
Строго однозначные слова в этом языке называются терминами, совокупность терминов той или иной науки составляет терминологию.
Содержательно искусственными являются языки типа эсперанто.
Формализованным языком называется искусственно построенная по заранее разработанным правилам знаковая система, в которой выражения естественного языка заменены буквенными символами. Последние при этом могут образовывать внеязыковые объекты. Кроме буквенных символов, формализованный язык включает и операционные символы.
Формализованные языки не только избавляют от громоздких конструкций естественного языка, но и могут представлять собой средство познания количественных и иных соотношений, а также наиболее общих логических отношений.
Основные знаки формализованных языков:
— буквенные и операционные символы;
— образованные из этих символов по заданным правилам сложные символические конструкции — формулы.
Совокупность правил образования и преобразования формул формализованного языка составляет его синтаксис.
В контексте языковых отношений можно выделить отношения трех типов:
1. знаков к объектам внеязыковой реальности;
2. между знаками;
3. производителей и потребителей знаков к содержанию и форме последнего.
Эти три типа отношений представляют собой три аспекта языка — семантический, синтаксический и прагматический, которые являются предметом исследования особой науки о знаках и знаковых системах — семиотики в соответствующих ее разделах — семантике, синтактике, прагматике.
Искусственные языки успешно используются и в логике для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.
Один из так5их языков — язык логики высказываний. Он применяется в логической системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.
Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчисление предикатов.
2. История логики и формализация мышления.
Как самостоятельная наука логика сложилась более 2 тыс. лет назад, в IV в. до н.э. Её основателем является древнегреческий философ Аристотель (348 — 322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудие познания»). Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.
Важнейший этап в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний.
Среди других античных мыслителей, развивающих и комментирующих учение Аристотеля, следует назвать Галена, Порфирия, Боэция.
Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика искажала учения Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.
Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом, который написал сочинение «Новый Органон». Бэкон разработал методы научной индукции, которые были в последующем систематизированные философом и политиком Дж. С. Миллем.
Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля называется формальной логикой, т.к. она возникла и развивалась как наука о формах мышления.
Дальнейшее развитие логики связано с именами Р. Декарта — он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правило научного исследования, Г. Лейбница, который сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая получила развитие в XIX — XX в.
Значительны заслуги в развитии логики российских ученых и мыслителей. Ряд оригинальных идей выдвинули — М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Л.В. Рутковский, С.И. Поварин.
Во второй половине XIX в. в логике начинает широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывалась в трудах Д.Буля, У. Джевонска, Ч. Пирса, Б. Рассела.
Теоретический анализ дедуктивных рассуждений с использование формальных языков получил название математической логикой или символической логикой.
Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, усовершенствованная Гегелем.
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для разных по содержанию мыслей.
В Новое время интенсивно развивались три направления логики: психологическая логика, гносеологическая логика и математическая логика.
В настоящее время развитие современной логики идет в двух направлениях:
1. по пути разработки новых систем неклассической логики, исследование свойств этих систем и отношений между ними, создания их общей теории;
2. по линии расширения сферы применения логики.
Язык исчисления предикатов.
Логика предикатов, или квантовая логика, является расширением логики высказываний за счет двух кванторных символов: V, I. В общем виде искусственный язык включает следующие символы:
1) а, b, c, … — предметные постоянные (их используют для собственных или описательных, т.е. единичных, имен предметов);
2) x, y, z, … — предметные переменные (символы, обозначающие имена предметов, принимающих значение в той или иной области);
3) p, q, r, … — пропозициональные переменные (символы высказываний);
4) P1, Q1, R1, …, Pn, Qn, Rn, … — предикатные переменные с n — местностью;
5) V, I; — кванторы всеобщности и существования, соответствующие словам все и некоторые естественного языка;
6) логические союзы:
*; &, ^ — конъюнкция («и»);
v; v; v — дизъюнкция («или», «либо, либо»);
→; — импликация («если, то»);
≡;↔ — эквиваленция («если и только если…»);
‾; ~; | — отрицание («не», «неверно, что»);
7) технические знаки: (;) — левая и правая скобки.
Других знаков алфавит языка логики предикатов не содержит.
С помощью данного алфавита и правильно составленых формул строится формальная логическая система.
Упражнения.
1. Вставьте в скобки слово-омоним, которое соответствует понятиям, стоящим за скобками:
собака (…) прейскурант — такса;
шалость (…) болезнь — проказа;
металл (…) кожа -бронза;
животное (…) монах — лама;
игральная карта (…) литературное произведение — Пиковая дама;
небесное тело (…) морской обитатель — звезда;
одежда балерины (…) упаковка — пачка.
2. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:
Все члены шенгенского союза являются европейскими обитателями.
Все S есть P — Vx (S(x) → P(x));
Некоторые зачеты являются дифференцированными.
Некоторые S есть P — Ix (S(x) & P(x));
Ни один из переводов Шекспира не принадлежит X.
Ни один S не есть P — Vx (S(x) → P(x));
Некоторые грибы не являются съедобными.
Некоторые S не есть P — Ix (S(x) & ┐P(x)).
3. Приведите примеры следующих символических выражений:
Vx (S(x) → P(x)) — Все законы являются нормативными правовыми актами;
Vx (S(x) → ┐P(x)) — Ни один вид спорта не является легким;
Ix (S(x) ^ P(x)) — Некоторые автомобили являются дизельными;
Ix (S(x) ^ ┐P(x)) — Некоторые постройки не являются современными.
Заключение.
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника, не зная правил логики, подобно тому, как люди выражают свои мысли в языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.
Особенно важно значение логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении… Знание логики помогает заметить логические ошибки в устной и письменной речи, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Логическая культура — это не врожденное качество. Овладение ею предполагает ознакомление с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приемы рационального рассуждения и аргументации. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.
В науке, полемике, в повседневной жизни, в обучении ежедневно приходится из одних суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
Список использованной литературы:
1. Бартон В.И. / Логика: Учебное пособие, Мн.: Новое знание, 2001. — 336 с.;
2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Воробьева С.В. и др.; Под общей ред. В.Ф. Беркова, Я.С. Яскевич / История логики. — Мн.: Новое знание, 2001 — 170 с.: ил.;
3. Берков В.Ф. Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И.; Под общ. ред. В.Ф. Беркова. — / Логика: Учебник для вузов. Изд-е 6-е, стереотип. — Мн.: Мн.: ТетраСистемс, 2002. — 416 с.;
4. Бочаров В.А. Основы логики. — М.: Космополис, 1994. — 272 с.;
5. Войшивилло Е.К. / Логика как часть теории познания и научной методологии. Кн. 1. — 311 с.;
6. Гетманова А.Д. / Учебник по логике. 2-е изд. — М.: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с.;
7. Гетманова А.Д. / Учебник по логике. — М.: «ЧеРо», 2000. — 302 с.;
8. Зегет В. Элементарная логика / Пер. с нем. Н.М. Морозовой. М.: Высш. шк., 1985. — 256 с.;
9. Иванов Е.А. Логика. Учебник. — М: Издат. БЕК, 1996. — 309 с.;
10. Ивлев Ю.В. Логика / — М.: Дело, 2002. — 246 с.;
11. Кириллов В.И., Старченко А.А. / Логика — Изд. 5-е, перераб. доп. — М.: 1998. — 256 с.;
12. Кривоносов А.Т. / Естественный язык и логика. — М.; Нью-Йорк, 1993. — 317 с.;
13. Кузина Е.Б. / Логика: Сто вопросов — сто ответов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.;
14. Малыхина Г.И. / Логика: Учебное пособие. — Мн.: Высш. шк., 2002. — 240 с.;
15. Михалкин Н.В. / Логика и аргументация в судебной практике: Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2004. 336 с.: ил.