Содержание
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае имеет место именно такое, а не другое отношение.
А – республика; В – Российская Федерация; С – унитарное государство; D – республика Татарстан; Е – субъект Российской Федерации.
2. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Год
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Доказательства делятся на личные, вещественные, прямые и производные.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Представительство – правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия или письменного заявления, завизированного третьим лицом, выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая для него права и обязанности.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В с помощью таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением – В? Исходя из установленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А – Отсутствуют доказательства, подтверждающие точку зрения обвинения. В – Имеются доказательства, опровергающие точку зрения обвинения.
6. Произведите отрицание простого реляционного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Каждому человеку можно сопоставить некоторое количество людей, имена которых он не сможет выговорить с первого раза.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В с помощью таблицы истинности.
А – Взыскатель отказался от взыскания, мировое соглашение заключено, исполнительное производство прекращено. В – Исполнительное производство не прекращается, если взыскатель не отказался от взыскания или взыскатель и должник не заключили мировое соглашение.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
В случае если осужденный допускает нарушения общественного порядка или трудовой дисциплины, повлекшие применение мер административного взыскания или общественного воздействия, отсрочка исполнения приговора может быть отменена судом в установленном законом порядке.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между множествами S, Р и М, при котором обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение – ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Учитывая, что многие преступления являются умышленными, а также то, что некоторые преступления совершаются по предварительному сговору, можно заключить, что некоторые умышленные преступления совершаются по предварительному сговору.
10. Установите правильность или неправильность умозаключения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
Если человек говорит неправду, то либо он сам заблуждается, либо сознательно вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду, но явно не заблуждается (в этом вопросе). Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других.
Выдержка из текста работы
Опровержение – это логическая операция по установлению ложности тезиса. Задача опровержения – установить ложность выдвинутого положения или его недоказанность. Доказать тезис А – значит обосновать его истинность, а опровергнуть тезис А – значит обосновать его ложность. Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т.е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру.
Структура опровержения
В структуру опровержения входят:
- Тезис – положение, высказывание, которые необходимо опровергнуть.
- Аргументы – положения, истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис. Аргументы выступают основанием опровержения.
- Форма опровержения или демонстрация – логический способ связи аргументов и тезиса опровержения. Опровержение может иметь два вида:
- Прямое опровержение тезиса означает обоснование ложности тезиса и истинности антитезиса. Оно начинается с допущения истинным опровергаемого тезиса. Из него выводятся следствия. («Пусть то, в чем Вас обвиняют — истина. Но тогда должны быть следствия…» – это ход рассуждения по логике опровержения). Затем устанавливается несоответствие хотя бы одного из следствий действительному положению вещей или ранее доказанному. («Но эти следствия отсутствуют или противоречат фактам…»). На основании чего из ложности следствия заключают о ложности основания, т.е. допущении истинности тезиса. Значит, тезис ложен, т.е. опровергнут. Поэтапно это выглядит следующим образом:
- необходимо опровергнуть тезис А.
- допускаем, что А – истинно.
- из А получаем следствия, одно из которых (В) – ложно, т.е. не- В.
- от ложности следствия заключаем к ложности основания:
Если А, то В |
не-В |
Следовательно, не-А |
- значит, А (тезис опровержения) – ложно, что и требовалось обосновать.
Нетрудно заметить, что прямое опровержение и косвенное доказательство связаны по смыслу. Например, опровергнуть обвинение в убийстве означает доказать невиновность и, наоборот, доказать вину означает опровергнуть невиновность.
Прямым опровержением будет следующее рассуждение: «Предположим, что он действительно убил этого человека. Но в этом случае должны быть следы преступления, мотив, орудие. Ничего этого нет. Значит, нет и состава преступления».
- Косвенное опровержение тезиса означает доказательство истинности антитезиса. Если удается обосновать ложность тезиса, то по закону непротиворечия заключают об истинности антитезиса. Как видим, логический смысл «косвенного опровержения тот же, что и в косвенном доказательстве. Разными являются логические задачи, стоящие перед доказательством и опровержением. Косвенное опровержение имеет следующую структуру:
- Необходимо опровергнуть тезис А.
- Допускаем истинность антитезиса не- А.
- Из не-А получаем следствия, одно из которых (В) – ложно, т.е. не- В.
- Из ложности следствия заключаем о ложности основания (допущения истинности не-А):
Если не-А, то В |
не-В |
Следовательно, А |
- Значит, наше допущение (не-А) оказалось ложным и по закону непротиворечия истинным будет противоречащее ему высказывание А, что и требовалось обосновать.
Например, преподаватель хочет опровергнуть заявление студента, что он «знает предмет». Он может делать это прямо, допуская, что он знает этот предмет и установить ложные следствия (отсутствие ответа на вопрос). А может делать это косвенно, следуя логике косвенного опровержения.
Кроме опровержения тезиса могут быть опровергнуты также аргументы и демонстрация. При опровержении аргументов устанавливается их ложность. Ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения. При опровержении демонстрации выявляется неправильность связи аргументов и тезиса. Например, вместо модуса-толленса вывод может осуществляться по одному из неправильных модусов условно-категорического силлогизма. Опровержение демонстрации также не означает опровержения тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет на корректность опровержения в целом. В мышлении и языке познавательное значение опровержения чрезвычайно велико, ибо с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.
- Виды опровержения. Правила и ошибки.