Содержание
Введение……………………………………………………………………….
1. Общая характеристика суждения ………………………………………….
2. Простое суждение…………………………………………………………..
3. Задание………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………….……………………….……..
Выдержка из текста работы
Тема 1. Этапы становления логики ……………………..5 Тема 2. Предмет логики ……… ………………………………8 Тема 3. Основные понятия формальной логики…………9 Тема 4. Истинность и логическая правильность………….11 Тема 5. Логика и язык………………………………………..13 Раздел II. Понятие Тема 6.Понятие как одна из форм правильного мышления.24 Тема 7. Содержание и объем понятий……………….26 Тема 8. Виды понятий…………………………………………………28 Тема 9. Виды отношения между понятиями………..30 Тема 10. Логические операции с понятиями……………….34 Раздел III. СужденияТема 11. Суждение — форма правильного мышления………46 Тема12. Классификация суждений……………………….48 Тема13. Классическая логика высказываний………………55 Раздел IV. Силлогистика (Умозаключение)Тема 14. Общие сведения о силлогистике………………63 Тема 15. Непосредственные и опосредованные выводы.68 Тема 16. Энтимемы……………………………………….77 Тема 17. Методы установления причинной зависимости…79 Тема 18. Теория дедуктивных рассуждений…………….89 Тема 19. Понятие вывода и структура…..…………………..92 Раздел V. Доказательство и проблемы аргументацииТема 20. Понятие доказательства………………………101 Тема 21. Теория аргументации…………………………….104 Раздел VI. Связи с общественностью и искусство убеждения Тема 22. Понятие паралогизма и софизма……………….129 Тема 23. Логические ошибки и требования к доказательству и опровержению, беседе, диалогу, вопросам и ответам…132 Заключение…………………………………………………………………………..141Тестовые задания….……………………………………………143 Список литературы……………………………………………….150 Терминологический словарь……………………………………..151 Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины..157
ВВЕДЕНИЕ.
Изучив материалы данного конспекта лекций, вы узнаете, что представляет собой логика как наука, ее значение для различных областей знания, основные задачи, характер и специфику взаимосвязи логики и мышления.
Логика как наука, значение логики
Логика(от греч. logos — мысль, речь, разум) — это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира.
Основные задачи — выяснение условий достижения истины, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка собственного мыслительного аппарата.
Мышление отражает закономерности объективного мира, а логика, исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, формирует научные методы, учитывающие объективную диалектику действительности и процесс отражения ее в сознании человека. Логика рассматривает мышление как инструмент познания объективной реальности.
Логика изучает процесс мышления с точки зрения достижения практической результативности,что достигается благодаря применению законов и правил мышления.
Характер и специфика взаимосвязи логики и мышления. Во-первых, логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, ибо мыслительный процесс у всех людей имеет общую структуру. Во-вторых, логика основывается на единстве содержания и формы предмета, а это, в свою очередь, обеспечивает верность и непротиворечивость мыслительного процесса. В-третьих, логика имеет всеобщий характер, то есть она, абстрагируясь от частного, анализирует общее, типическое. Логическое мышление можно и необходимо развивать различными методами, так как оно не является врожденной субстанцией. Изучение науки логики является одним из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления. А это, в свою очередь, помогает человеку избегать неясностей, непоследовательных и противоречивых рассуждений, помогает вскрывать неточности и ошибки логического характера. Истина и логика неразрывны. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; она нацеливает на лаконичность, четкость и правильность изложения. Логика как научная дисциплина необходима людям самых различных профессий, и в первую очередь тем, кто профессионально занят научной деятельностью.
Раздел I
ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
Наиболее полное представление о предмете логики как науки дает обращение к ее истории. В данном разделе мы рассмотрим основные этапы исторического развития логики. Укажем в чем сущность формальной и математической логики. Выясним, что же изучает логика, в чем заключается ее предмет, а так же узнаем, каковы основные понятия логики.
Тема 1. Этапы становления логики
Изначально логика не выделялась как отдельная наука и развивалась как часть философии, которая объединяла всю совокупность представлений людей об окружающем мире. На практике законы и формы правильного мышления изучались в границах ораторского искусства и риторики, важных средств воздействия на умы людей. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, а также средневековой России. Но в искусстве красноречия логический аспект носил еще вспомогательный характер, так как логические приемы служили в первую очередь для убеждения аудитории, а не для достижения истины.
Первым важным этапом развития логики явилась разработка и систематизация теоретических проблем в Древней Греции. Одним из видных представителей логики был известный философ-материалист Демокрит. Созданная им система логики отражалась в специальном трактате «О логике, или Каноны», состоявшем из трех книг. Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, практическом опыте, и поэтому его считают одним из основателей индуктивной логики.
Великие древние философы Сократ и Платон тоже занимались проблемами логики. Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию, а значит, и делать выводы о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания логики.Онобразовывал понятия и затем делил понятия на его виды.
Но самым значительным ученым Древней Греции был Аристотель. Он первым систематизировал изложение логики. Основные труды: «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». В них дана теория силлогизмов, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием «Органон» (орудие познания действительности). Он сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.
В средние века логика была подчинена интересам религии.В этот период теоретический поиск развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Представители реализма, продолжая взгляды Платона, считали, что общие понятия в логике существуют реально вне единичных понятий и составляют некую сверхъестественную сущность этих самых понятий (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский).
Противоположное направление — номинализм. Представители этого направления полагали, что реально существуют только единичные понятия, а общие — лишь имена, названия для них. (И. Росцелин, У. Оккам и др.) В этих спорах обе стороны принижали роль логического знания.
В XV – XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. В этот период наука сближается с практикой. Значительней место начинает занимать математика.
Английский философ-материалист Ф. Бэкон разработал основыиндуктивной логикив своем труде «Новый Органон». Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий. Задача логики,согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных выводов, в которых рассуждения человека идут от частного вывода к общему знанию. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер. Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи и прежде всего Р. Декарт. Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования: 1) истинно лишь то, что познано, проверено и доказано; 2) расчленять сложное на простое; 3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному; 4) исследовать предмет во всех деталях. Большая заслуга в развитии логики в Новое время принадлежит представителям немецкой классической философии: И. Канту и Г. В. Ф. Гегелю. И. Кант выступил, против абсолютизации законов логики. По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку о необходимых законах, правилах рассудка вообще.Поэтому логика, должна изучать форму мышления в отрыве от его содержания, то есть независимо от объекта мышления. Он выдвинул новый тип логики, которую назвал трансцендентальной. В ней логические формы рассматриваются как априорные (доопытные) свойства рассудка. Он начал отличать логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия, признавал также существование «формальной» логики. Г. В. Ф. Гегель критически относился к формальной логике. Свое отношение к этой науке как «метафизической» он строил исходя из объективно-идеалистического положения о тождестве законов мышления и бытия. Критику законов формальной логики Г. В. Ф. Гегель дал в книге «Наука логики». По мнению Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности. Такой универсальной логикой должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития. Параллельно диалектической, формальной логике, складывалось еще одно направление — математическая логика. Великий русско-швейцарский ученый Леонард Эйлер с 1727 по 1741 гг. работавший в России, предложил так называемые круги Эйлера, ставшие основой формальной силлогистики. Однако основоположником математической логики считается Джордж Буль — английский математик. Крупными русскими исследователями в области логики были М. И. Каринский и Л. В. Рутковский.
М. И. Каринский внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением построить аксиоматико-дедуктивную систему логики, исходя из основного отношения равенства (т. е. «тождества»), и описать в ней дедуктивные и индуктивные умозаключения. Л. В. Рутковский — автор труда «Основные типы умозаключений». Считает возможным признать равноправными с отношениями тождества и отношения сходства, сосуществования и др. В начале ХХ в. математическая логика начала широко применять метод математической формализации и специальный язык символов к определенному кругу логических операций. Представителями математической логики являлись Г. Фреге, Б. Рассел, Б. Аккермани другие мыслители. Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики, и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и кибернетики. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А. П. Колмогоров, А. А. Марков, П. С. Новиков, М. В. Келдыш и др. Однако математическая логика не охватывает всех проблем мышления. За формальной логикой остается познавательная функция и методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению истины.
Тема 2. Предмет логики
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т. е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии, могут быть познаны только опосредствованно.
Пример: по многочисленным остаткам военных сооружений и укреплений на Бородинском поле можно представить, какая здесь была грандиозная битва. Таким образом, опосредствованное знание доказывается, делается убедительным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Абстрактное мышление отражает мир глубже, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику называют наукой о правильном мышлении.Таким образом, абстрактное мышление выступает объектом логики как науки.
Следовательно, логика — это наука об общезначимых формах и средствах мысли,необходимых для рационального познания в любой области.
Предмет логики составляют: 1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира. 2. Формы мыслительного процесса — понятия, суждения и умозаключения. 3. Методы получения нового выводного знания — сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и др. 4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательства, опровержение и т. д. Тема 3. Основные понятия формальной логики(Логическая форма, умозаключение и логический закон) Фундаментальными понятиями в логике являются: