Содержание
Введение3
1.Сущность лизинга4
1.1.История развития и понятие лизинга4
1.2.Субъекты и объекты лизинговых отношений7
2.Организация заключения лизинговой сделки8
2.1.Лизинговая сделка и анализ ее эффективности.8
2.2.Заключение лизинговой сделки.9
3.Виды лизинга10
4.Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов16
4.1.Положительные моменты16
4.2.Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.18
Заключение20
Список использованной литературы21
Выдержка из текста работы
ЛИЗИНГ, ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ, ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ, ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ, ИНВЕСТИЦИИ, ССУДА, ЛИЗИНГОВЫЙ ПЛАТЕЖ, ОБЪЕКТ ЛИЗИНГА, ПРЕДМЕТ ДИЗИНГА, ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА. Предмет исследования – лизинг в России. Объект исследования –лизинговые компании.Цели работы: изучение сущности лизинговых отношений как экономической категории, выяснить преимущества лизинга и объективную необходимость его использования. В процессе работы была рассмотрена сущность лизинга его функции и виды, на основе литературных источников сформирована полная классификация лизинговых операций, исследовано состояние рынка лизинга в России, а также рассмотрены проблемы развития лизинга и пути решения наиболее важных из них. Результаты исследования.
Сформулированы выводы и предложения, направленные на дальнейшее укрепление и развитие лизинга в России.Содержание Введение…4 1. Теоретические основы лизинга 1. Экономическая сущность лизинга….2. Классификация лизинговых операций… 3. Преимущества и недостатки лизинга… 4. Обзор рынка лизинга в России….2. Проблемы развития лизинга и пути их решения 1. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России….1. Проблема налогообложения… 3. Проблема отсутствия нормативной базы… 27 2.4. Проблема вторичных рынков оборудования… 29 Заключение… 32 Список использованной литературы и источников….34 Введение. Лизинг в России появился сравнительно недавно, и его развитие в нашей стране протекало достаточно слабо.
Это связано с тем, что основой лизинга являются огромные капиталовложения и инвестиции, которые могут быть предоставлены иностранными и немногими русскими инвесторами. Лизинг – это уникальный инвестиционный инструмент, который способствует повышению конкурентоспособности российской промышленности, напрямую стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства.
Лизинг имеет ряд преимуществ перед арендой и другими способами приобретения основных фондов, например, при помощи кредита, за счет льгот, предоставляемых государством для лизинговых сделок и гибкой.
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка лизинговых услуг. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу.Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств.
Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.Теоретической основой для написания курсовой работы явились законодательные акты, нормативные правовые документы, монографии, сайты в интернете, учебники и учебные пособия, статьи в периодической печати, по вопросам экономики таких авторов: О. И. Лаврушин, Марков М. А, Газман В.Д, Лещенко М. И, Никонова Я. И. и другие.
Цель работы — изучение теоретических и практических аспектов функционирования лизинговых операций, выявление их проблем и путей решения.Основными задачами исследования являются: 1. Сформулировать определение лизинга. 2. Рассмотреть сущность и основные виды лизинга. 3. Дать обзор рынка лизинговых услуг в РФ. 4. Сформулировать преимущества и недостатки лизинга. 5. Выявить основные проблемы лизинга и пути их решения. В первой главе курсовой работы на основе изучения литературных источников сформулировано определение лизинга, рассмотрена классификация лизинговых операций, Приведены преимущества и недостатки лизинга, а также дан обзор рынка лизинга в России.
Во второй части выявляются проблемы лизинга и пути его развития в РФ. . 1. Теоретические основы лизинга 1. Экономическая сущность лизинговых отношений Кризисные ситуации в экономической системе обусловлены совокупностью многих причин, среди которых выделяются цикличность и нестабильность экономического развития.
Одним из факторов, способствовавшим углублению экономического кризиса, является высокая степень изношенности оборудования, этот показатель в среднем по России составляет 70-90%. Нейтрализация нестабильного развития экономики, изношенности оборудования и других факторов, негативно действующих на экономическую систему возможно путем адаптации в отечественную экономическую систему лизинговых отношений, их эффективное использование и развитие.1 В связи с этим возникает необходимость исследования сущности лизинговых отношений — как экономической категории.
В экономической зарубежной и отечественной литературе на сегодняшний день не существует однозначного, всеобъемлющего определения понятия «лизинг». Так, в Гражданском Кодексе РФ дано следующее определение: по договору финансовой аренды (договору лизинга), арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. В мировом экономическом сообществе понятие «лизинг» используется достаточно широко.
Международное использование этого термина, отнюдь не исключает различий при его применении в разных странах. Определенный интерес представляет анализ лизинга в западной экономической литературе. В Англии используют термин «leasing», который не имеет аналога в русском языке.Английская лизинговая Ассоциация (English Leasing Association -ELA) определяет лизинг как комплекс экономических отношений, при котором лизингодатель в течение обязательного не расторгаемого периода, получая платежи, амортизирует капитал и получает прибыль.2 Часто в экономической литературе лизинг трактуется как передача материальных ценностей во временное пользование, что напоминает традиционную аренду, однако, на самом деле это разные категории.
Французский аналог лизинга — «credit bail» (кредит-аренда) в дословном переводе также рассматривается многими специалистами как синоним аренды, тогда как в действительности кредит-аренда является частью лизинга.
В законодательстве Бельгии и Италии, лизинг, раскрывается через следующие термины: «location financement» (финансирование аренды) и «орег-azion di locazione finanziaria» (операции по финансовой аренде), которые не отражают всей сущности лизинговых отношений.3 На международной конференции в 1974 г.двумя ведущими специалистами в области экономики были рассмотрены некоторые признаки лизинга, а также конвенция о международном лизинге 1988 г. (табл.1) Таблица 1, Сравнительная характеристика признаков лизинга Признак Международная конференция в 1974г Конвенция о международном лизинге в 1988г 1.продолжительность лизинга не менее 75% срока эксплуатации имущества + — 2. предусмотрена полная или существенная выплата стоимости имущества в течение срока действия договора + + 3. периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, определяются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования _ + 4. предусмотрена возможность возобновления лизинга за встречное удовлетворение, которое существенно меньше существующих ставок + _ В Бельгии специалисты в области лизинговых отношений работают с понятием «финансовая аренда». Рассмотрим основные признаки, наличие которых свидетельствует о заключении договора финансовой аренды (лизинга). а) оборудование должно использоваться арендатором только в профессиональных целях; б) оборудование должно быть приобретено арендодателем, в целях его последующей сдачи в аренду и соответствовать требованиям будущего арендатора; в) срок аренды должен соотноситься со сроком эксплуатации оборудования; г) устанавливается такой размер арендной платы, который позволил бы вернуть стоимость арендованного имущества арендодателю в течение срока действия договора; д) в контракте должно быть предусмотрено право арендатора стать собственником арендованного имущества по окончании срока аренды за согласованную в договоре цену, соответствующую остаточной стоимости оборудования.
Английские специалисты применяют термиы «leasor» — сторона, передающая имущество во временное пользование, и «leasel» — сторона, принимающая имущество во временное пользование, прямое смысловое перенесение которых в русский язык лишь затруднит характеристику лизинга. В России стороны, участвующие в арендном договоре, именуются: «арендатор» и «арендодатель». Это объясняется тем, что до 1995 года лизинговые сделки регулировались институтом аренды, так как отсутствовала нормативно-правовая база о лизинговых отношениях.
Но такие названия сторон не соответствуют действительному положению и реальному объему их прав и обязанностей в лизинговых отношениях.
В данной работе субъекты лизинговой сделки будут называться «лизингополучатель» и «лизингодатель».4 В отечественной экономической литературе лизинг трактуется по-разному: как аренда, долгосрочная аренда, среднесрочная аренда, разновидность арендных операций, единое хозяйственное долговое отношение, специфическая форма кредита, имущественный кредит, сложная торгово-посредническая операция и так далее.5 Следовательно, все те, из выше приведенных определений лизинга, которые выведены или опираются на арендные отношения, не являются полными. Это объясняется разными отличительными особенностями лизина и аренды, имеющих единую экономическую сущность (подробнее эти отличительные особенности будут анализироваться дальше). Определения, в которых под лизингом понимают отношения, возникающие в процессе передачи имущества во временное пользование — безусловно верные, но являются однобокими и не отражают основные цели и задачи, решаемые посредством лизинга.6 Таким образом, лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Предоставляя на определенный период материально-вещественные элементы основного капитала, собственник в установленное время получает их обратно, то есть налицо существование принципов срочности и возвратности; за свою услугу он получает вознаграждение в виде лизинговых платежей — тем самым обеспечивается реализация принципа платности.
Следовательно, по своему содержанию лизинг имеет черты, соответствующие кредитным отношениям.
Однако, между ними имеются и принципиальные отличия.
Прежде всего, это касается отношений собственности при товарном кредите и лизинге.
При товарном кредитовании, передавая во временное пользование товары, одновременно передается и право собственности на объект сделки, т.е. на товар.
В собственность поступает потребительная стоимость товаров, оплата которых в данный момент невозможна и отсрочена во времени. 1.2.Классификация лизинговых операций.На практике существует несколько видов лизинговых отношений, которые определяются в зависимости от типа лизингового имущества, форм финансирования, собственника имущества, состава участников, объемов обязанностей сторон, степени окупаемости лизингового имущества и уплаты лизинговых платежей.
В экономической литературе Вы можете встретиться с различным определением видов лизинга в зависимости от классификации авторами лизинговых отношений, а, следовательно и с различной терминологией.Например, один и тот же вид лизинга в разных источниках обозначается как финансовый, капитальный, прямой, стандартный и др. Особенности классификаций разных авторов можно увидеть по данным таблицы, приведенной ниже, где четки видно, что классификации лизинга зависят от изучаемых источников и разных авторов, анализирующих данную тему. (табл.2 ) Таблица 2 Классификация лизинговых операций критерии Марков М.А.7 Газман В. Д.8 Лещенко М.И.9 1). по содержанию: -финансовый, -оперативный + + + 2). По нахождению: — внутренний, — международный + + + 3).по составу участников: -прямой, -косвенный, -возвратный, -сублизинг, -«леведж лизинг» + + _ 4). по объму обслуживания: -чистый, -с неполным обслуживанием, -полный _ + _ 5). по времени: — долгосрочный, — среднесрочный, — краткосрочный + + + 6).по типу арендуемых активов: — движимое, — недвижимое + + + 7). по платежам: -денежный, -компенсационный, -смешанный + + + 8). по намерениям участников: -срочный, — возобновляемый (револьверный) — генеральный _ _ + Но, несмотря на то, что в новом законе четко не прописаны виды и типы лизинговых отношений, их можно выделить по различным признакам, которые, в частности, указываются в условиях договора. Объединяя различные параметры (признаки), можно выделить следующую классификацию лизинговых отношений, приведенную в таблице 1.) Финансовый лизинг — это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.(рис.1) . «Принципиальная модель финансового лизинга» 1.Выбор объекта лизинга, заявка лизингополучателя в адрес лизингодателя на приобретение оборудования на условиях финансового лизинга 2.Подписание договора финансового лизинга между лизингополучателем и лизингодателем. 3.Получение кредита лизингодателем. 4.Заявка лизингодателя на покупку оборудования в адрес поставщика 5.Поставка оборудования по договору финансового лизинга в адрес лизингополучателя. 6.Лизинговые платежи лизингополучателя (клиента) в адрес лизингодателя(лизинговой компании) 7.Оплата процентов и погашение кредита лизинговой компании перед банком.
Рисунок 1. Таблица 3. Качественные характеристики финансового и оперативного лизинга.10 В договоре может быть предусмотрено, что с согласия и по поручению лизингополучателя выбор имущества производителя (продавца) осуществляет лизингодатель.
Во всех случаях лизингодатель при приобретении имущества обязан предупредить производителя (продавца) о том, что имущество приобретается для передачи его в лизинг.
Эта норма прописана в статье 667 ГК РФ. 11 Схематично процедура осуществления финансового лизинга представлена в рис. 1. Оперативный лизинг (его еще называют лизингом с неполной амортизацией)- вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. (табл.7) 2.) В зависимости от страны пребывания основных участников лизинговой сделки (сферы рынка) лизинг подразделяется на внутренний и международный.
При внутреннем лизинге все участники лизинговой сделки являются юридическими лицами (или гражданами) одной страны.
Если же местом пребывания лизингодателя и лизингополучателя являются разные страны, лизинг считаете международным (приложение 2). 3.) В зависимости от состава участников лизинговых отношений, техники проведения операций лизинг делят на прямой, косвенный, возвратный, сублизинг, «Леведж — лизинг». Прямой лизинг имеет место в том случае, когда функции лизингодателя и производителя выполняет одно лицо. Косвенный лизинг предусматривает передачу имущества в лизинг через посредников Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.
Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель, получив по договору лизинга имущество, передает его третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга. «Леведж-лизинг» имеет место тогда, когда лизинговые сделки в силу своих масштабов не могут быть профинансированы одним лизингодателем (лизинговыми компаниями), и для финансирования которых привлекаются средства нескольких лизинговых компаний, банков, других инвесторов. 4.) В договоре лизинга стороны оговаривают порядок и объем сервисного обслуживания лизингового имущества.
В зависимости от этого лизинг может быть чистым, с неполным или полным набором услуг.
Чистый лизинг означает, что, лизинговые платежи не включают в себя расходы по эксплуатации, ремонту, страхованию объектов лизинга, которые ложатся на лизингополучателя, помимо уплаты лизинговых платежей.
К полному лизингу относятся сделки, предусматривающие комплексную систему технического обслуживания, ремонта, страхования объекта лизинга.
Существует лизинг с неполным набором услуг, который предполагает заранее согласованное разделение функций по техническому обслуживанию имущества между сторонами договора. 5.) В зависимости от сроков лизинговые сделки можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. долгосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет; среднесрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет; краткосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. 6.) По типу имущества различают: лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили), в том числе нового и бывшего в употреблении, и лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты). 7.) По характеру лизинговых платежей различают: денежный, компенсационный и смешанный лизинг.
При этом денежный лизинг имеет место, если все платежи производятся в денежной форме; компенсационный предусматривает платежи в форме поставки продукции, производимой на используемом имуществе или в форме оказания встречных услуг; смешанный основан на сочетании денежных и компенсационных платежей. 8.) По условиям замены имущества лизинг делится на срочный и возобновляемый (револьверный). При срочном лизинге имеет место одноразовая аренда имущества.
При возобновляемом лизинге по истечении первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. 12 Из рассмотренного разнообразия признаков лизинга становится очевидным, насколько многогранными и сложными являются лизинговые отношения, что и предопределяет возможности применения лизинга с учетом особенностей и потребностей конкретного предприятия и способствует оптимизации финансовых потоков и повышению эффективности производственного процесса.
Таким образом, можно утверждать, что российский рынок лизинговых услуг находится на стадии зарождения или, если принимать во внимание вышеуказанную классификацию, на стадии простого финансового лизинга. 1.3Преимущества лизинга.
Таблица 413 Сравнительная характеристика преимуществ для лизинга Преимущество Марков М.А.14 Газман В. Д.15 Лещенко М.И.16 Снижение потребности в собственном стартовом капитале. + + + Повышение степени защиты кредитора + + + Гибкость системы платежей + + + Ускоренная амортизация объекта лизинга, исхода из срока контракта + + + Экономия на трансакциях + + + Налоговые льготы, государственная поддержка лизинга + + + Снижение риска у товаропроизводителя в связи с устареванием оборудования + + Увеличение производственного потенциала + + + Развитие и диверсификация рынка средств производства + + _ Расширение экономической сповободы предпринимателя _ + + Реализация государственных интересов + + + Учетные выгоды товаропроизводителя + + + Финансовые выгоды + _ Снижение риска при освоении новой продукции + + + Согласованность расходов + + Четкая определенность лизинговых платежей + + + Эффект финансового левериджа (рычага) + + _ Продолжение табл.4 Таблица 5 Преимущества для лизингополучателя Преимущество Марков М.А.17 Газман В. Д.18 Лещенко М.И.19 1. Преимущество в учете арендуемого имущества + + + 2. Снижение потребности в собственном капиталеле + + + 3. Доступность средств + 4. Гибкость системы платежа + + + 5. Ускоренная амортизация объекта зизинга + + + 6. Фактор времени, срок лизинга может быть значительно выше срока кредита + + + 7. Налоговые льготы, государственная поддержка. + _ + 8. Увеличение производственного потенциала + + + 9. Совершенствование технологии производства + + + 10. Снижение риска при освоении новой продукции + + + Помимо перечисленных лизингополучатель имеет ряд преимуществ при реализации проекта по лизинговой схеме.
Среди них: Аренда обеспечивает финансирование лизингополучателя в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах.
Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей арендатора; Многие лизингополучатели имеют долгосрочные финансовые планы, поэтому их финансовые возможности в значительной степени ограничены.
Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании; при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно; Лизинг повышает гибкость в принятии решений лизингополучателем.
В то время как при покупке существует только альтернатива «не покупать», при лизинге арендатор имеет более широкий выбор.
Из лизинговых контрактов с различными условиями арендатор может выбрать тот, который наиболее точно соответствует его потребностям и возможностям; Ввиду того что лизинговый платеж осуществляется по фиксированному графику, лизингополучатель имеет большие возможности и координировать затраты на финансирование капитальных вложений, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования; Ввиду того что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющейся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов; При лизинге лизингополучатель может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива.
Временно вычвобожденные финансовые ресурсы арендатор использовать на другие цели; Так как лизинг служит средством реализации и стимулом для дополнительного расширения производства, государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.20 Таблица 6 Преимущества для лизингодателя Преимущество Марков М.А.21 Газман В. Д.22 Лещенко М.И.23 1.Проведение активного маркетинга + + _ 2. Установление обратной связи + + + 3. Снятие риска неплатежа – уплату и гарантии берет на себя лизинговая компания + + + 4. Средство эффективной рекламы _ + + 5. Повышение спроса на вспомогательное оборудование + + + 6. Ускорение темпа обновления выпускаемой модели + + + 7. Уменьшение негативных последствий изменения коньюктуры рынка + + + Недостатком в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг.
В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким -либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг.
Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы ( возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова купить его и тогда уже сдавать, либо кому то продать.24 Помимо законодательных проблем, развитию Российского лизинга недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей.
Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтоб предоставить лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг.
Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты.
Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием.Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании.
Изменение отношений банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату. То государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней.Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании.
На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга – по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение. 1.4. Обзор рынка лизинга в России В третьем квартале 2009 года рынок лизинга продемонстрировал признаки оживления, многие компании в этот период подписали первый лизинговый договор с начала 2009 года. Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2009 года составил 185 млрд руб. В июле-сентябре лизингодатели заключили новых сделок на сумму 95 млрд рублей.
Указанная сумма на 45,7% меньше, чем объем новых сделок в 3 квартале 2008 года и на 62% меньше, чем в аналогичный период 2007 года. В то же время она превышает соответствующий показатель за первое полугодие (90,1 млрд руб.), что свидетельствует о повышении активности участников рынка.(табл.5 ) Таблица 7 Индикаторы развития рынка лизинга Показатели 2006 г. 9 мес. 2007 г 2007 г. 9 мес. 2008 г 2008 г. 9 мес. 2009 г 2009 г. (прогноз) Объем нового бизнеса, млрд руб 399,6 667,9 997,5 605,0 720,0 185,0 270-320 Темпы прироста, % 83,8 — 149,6 -9,4 -27,8 -69,4 — Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 136,0 186,4 294,0 312,0 402,8 232,0 300-310 Темпы прироста, % 78,0 — 116,2 67,4 37,0 -25,6 — Объем профинансированных средств, млрд руб. 201,1 375,0 537,0 383,0 442,0 98,3 — Темпы прироста, % 90,0 — 167,0 2.1 -17,7 -74,3 — Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 530,0 983,0 1202,0 1448,0 1390,0 972,0 — Темпы прироста, % — — 126,8 47,3 15,6 -32,8 — Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) 26903,5 — 33111,4 — 41668,0 — — Доля лизинга в ВВП, % 1.5 — 3 — 1.7 — — В третьем квартале нынешнего года впервые с начала кризиса снизился объем просроченной задолженности, перестали появляться новые проблемные контракты.
Этому способствовала стабилизация на финансовых рынках, наращивание ликвидности, рост рубля по отношению к другим валютам.
С июля большинство лизингодателей начали рассматривать новые проекты и более активно заключать контракты.
Рынок лизинга прошел самую сложную фазу кризиса и постепенно начинает расти. На рынке остались ключевые игроки, которые сохранили сотрудников, технологии и клиентов.Более того, они стали сильнее – понимают, какие риски возникают у лизинговых компаний в условиях кризиса, а также понимают, как ими управлять.
Однако менеджмент лизинговых компаний не должен быть излишне оптимистичным — необходимость контролировать качество портфеля, проблемы с привлечением финансирования у большинства игроков сохраняются. (рис.1) . Рисунок 1 сокращение рынка лизинга Количество обращений в лизинговые компании во второй половине года значительно увеличилось.Однако достаточно мало обращений от действительно надежных, развивающихся компаний. «В большей степени клиенты пытаются использовать лизинг для поддержания компаний на плаву, когда не имеют других возможностей.
Это могут быть варианты использования возвратного лизинга или другие сделки клиентов, которым не удается никаким другим путем привлечь финансирование, но купить тот или иной объект очень хочется. При этом их финансовое состояние чаще всего оставляет желать лучшего.По оценкам лизингодателей, количество новых обращений за лизинговым финансированием в третьем квартале могло быть и большим. «На относительно не полномасштабный рост числа заявок повлияло ожидание некоторыми участниками рынка осенней волны кризиса, а также ожидание клиентами продолжения наметившегося снижения процентных ставок.
В нынешних условиях работы над качеством лизингового портфеля, а не «погони за объемом», у лизингодателей появилось время оптимизировать бизнес-процессы.В период бурного роста (до 2008 года) увеличение объемов деятельности зачастую значительно превышало рост качества инфраструктуры – технологий работы компании, процедур риск-менеджмента, методической обоснованности критериев оценки лизингополучателей, уровня автоматизации деятельности компании.
На рынке существуют примеры того, что лизинговые компании, несмотря на текущие трудности, достаточно активно инвестируют в развитие ИТ-инструментов. Это лизингодатели, которые понимают, как именно построенная информационная система впишется в их посткризисную стратегию и систему менеджмента.Без сомнения, это даст им неоспоримое преимущество перед конкурентами в ближайшие несколько лет. Сокращение рынка лизинга коррелирует с сокращением объема инвестиций в основной капитал в российской экономике (рис. 2), в то же время оно оказалось более глубоким: при сокращении инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2009г. на 18,8%, объем лизинговых сделок сократился на 79%. Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал Значительные перемещения лизингодателей в рэнкингах могут быть обусловлены, с одной стороны, разным количеством участников исследований (125 компаний в 2008 году, 100 – в 2009 г.), с другой – особенностями риск-менеджмента организаций: лизингодатели, более консервативно оценивавшие клиентов до 2009г сейчас зачастую имеют более низкий уровень просроченной задолженности, и могут больше усилий направить на привлечение новых лизингополучателей.
Также на успехи компаний влияют и их возможности по привлечению фондирования – в настоящее время клиенты активно переходят к лизингодателям, способным в короткие сроки предоставить реальное финансирование.25 Падение объемов рынка во второй половине года прекратилось, а в 2010 году рынок может вырасти на 10-15%. Тем не менее, в 2009 году объем нового бизнеса по сравнению с 2008 годом сократится не менее чем в 2,2 раза – с 720 млрд руб. до 270-320 млрдруб.
В случае улучшения общеэкономической ситуации в стране, объем рынка лизинга в 2009 году составит 300-320 млрд руб в случае же реализации негативных тенденций – 250-270 млрд руб. В условиях общей неопределенности развития экономики, компаниям крайне сложно прогнозировать деятельность более чем на три месяца вперед.
Однако мы предполагаем, что при отсутствии внешних шоков и позитивном развитии экономики, объем рынка лизинга вырастет в 2010 году на 10-15%, а в 2011 году можно ожидать рост на уровне 30-40%. 1.Проблемы развития лизинга 2.1. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России Лизинг не только содействует расширению импорта капитального оборудования, но и представляет собой один из каналов, обеспечивающих передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Лизинг является более надежным инструментом, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера. Россия характеризуется менее благоприятным климатом для развития лизинга, так как экономическая политика не учитывает потенциальные возможности лизинга как инструмента промышленной и инвестиционной политики и по этому у нее имеется ряд проблем, сдерживающих развитие лизинговых отношений.(табл.6) Таблица 8 Сравнительная характеристика проблем лизинга с точки зрения разных авторов.
Проблемы В.Д. Газман26 А.И. Ситкин27 Д.В.Клисенко28 1. Ограниченность кредитования в России + _ 2. Трудности лизинговых компаний в возврате оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора + _ + 3. Проблема с возвратом НДС + + + 4. Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране + + _ 5. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка + + + 6. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг + _ _ 7. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании _ + _ 8. Высокий уровень налогов + + + 9. Высокий уровень ставок на короткие сроки кредитования _ + _ 10. Несовершенство законодательной базы + + + 11. Относительно небольшие размеры лизинговой отрасли _ + _ Общеэкономическая ситуация в нашей стране, с одной стороны, обусловливает высокую потребность в использовании такого финансового и инвестиционного инструмента как лизинг (более половины промышленного оборудования в России нуждается в срочной замене; обновление основных фондов на российских предприятиях практически полностью остановилось; для воспроизводства оборудования в отраслях ТЭКа потребуется 36 лет, АПК -50, металлургии — 56, легкой промышленности — 140), а с другой стороны, продолжает оставаться неблагоприятной для реализации его преимуществ: отсутствует доступ к долгосрочным кредитам, предоставляемым по доступной ставке; таможенные, налоговые и амортизационные льготы не предоставляются в необходимом объеме. 2.1. Проблема налогообложения Все лизинговые компании платят, так называемые, налоги с оборота: налог на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Эти налоги уплачиваются от общего объема поступающих лизинговых платежей, в составе которых сам доход лизинговых компаний составляет незначительную величину, равную нескольким процентам.
Остальное приходится на возмещение стоимости лизингового имущества.
По этому в качестве базы исчисления налогов необходимо использовать только реальный доход лизинговой компании.
Одной из важных, является проблема двойного налогообложения, касающаяся НДС и налога с продаж.
Так, чтобы избежать двойного обложения при осуществлении в России лизинговой сделки, зарубежная лизинговая компания должна действовать в России через офшорную или дочернюю лизинговую фирму (в этом случае все платежи по НДС подлежат компенсации). К числу наиболее значимых факторов, существенно тормозящих развитие лизинга в России, следует отнести незащищенность права собственника лизингодателя, касающегося взыскания денежных сумм или истребования у неисполнительного лизингополучателя переданного ему в лизинг имущества. Частично эти проблемы разрешаются с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Федерального Закона Российской Федерации «О лизинге», который приводит в соответствие нормы закона «О лизинге» с Гражданским кодексом и Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге. 29 Невозмещенный НДС остается главной проблемой лизинговых компаний и, по нашим оценкам, составил на 01.01.2009г. около 25 млрд.руб По мнению самих лизингодателей, при сохранении существующей придирчивости налоговиков к НДС, лизинговые компании могут терять 10-15% бизнеса ежегодно. «Требования налоговой службы стали более жесткими, если в 2006 и 2007 годах возмещение НДС производилось из бюджета денежными средствами, то в 2008 году возникали сложности даже с принятием к зачету уплаченного НДС, в частности, из-за неправильного оформлениями поставщиками первичных документов», — говорит один из участников рынка.
В целом же потери рынка из-за недоработок в законодательстве, по нашим оценкам, составили в 2008 году около 9 млрд.долл.30 Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. В общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2006 г. составил всего 2,23%, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в странах с развитым рынком лизинга.
Компании, желающие работать в этой сфере сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг.
При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными, особенно для малых предприятий, которые более всего в них нуждаются. Таким образом для решения проблемы налогообложения следует внести поправки в существующее законодательство и предусмотреть налоговые льготы, например, право ускоренной аморитизиции объекта и перехода права собственности лизингополучателю после выполнения им всех обязательств по договору.
Важно также то, что сумма всех лизинговых платежей относится лизингополучателем на затраты. 2.3. Проблема несовершенства законодательной базы Препятствием для развития сегмента лизинга недвижимости является также отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества.
Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности.
Урегулирование данного вопроса на законодательном уровне позволило бы существенно расширить рынок лизинга недвижимого имущества, который в настоящее время находится на низком уровне развития. Помехой является также законодательно установленный временной разрыв между заключением договора купли-продажи и заключением договора лизинга.В результате в течение одного-двух месяцев, когда происходит регистрация договора купли-продажи, лизингодатель не имеет юридически оформленных прав на имущественный объект — предмет лизинга.
Не способствует развитию данного сегмента и отсутствие специальных норм в отношении лизинга недвижимости в Законе о лизинге.31 Проблемы с регистрацией сделок возникают не только при работе на сегменте коммерческой недвижимости, но и при работе с авиатехникой. Сложности связаны в основном со спецификой объекта лизинга.Прежде всего, это отсутствие системы регистрации прав на воздушные судна (соответственно, отсутствие документов государственных органов, подтверждающих права на ВС) осложняет процесс получения кредитов в банках в связи с отсутствием возможности с достоверностью подтвердить права на ВС. Далее — многочисленные меры контроля в виде регистрации и сертификации ВС, периодического продления ресурсов самого воздушного судна и двигателей, сопровождающегося необходимостью проведения различных работ на ВС, периодического проведения капитального ремонта ВС, соблюдение постоянно обновляющихся требований к ВС, делают данную деятельность максимально капиталоемкой, что при отсутствии государственной поддержки и предоставления определенных налоговых льгот, оказывает существенное влияние на финансовое положение субъектов авиационного лизинга и вхождение новых субъектов на рынок данных услуг.
Наконец, не хватает долгосрочных, подкрепленных значительной финансовой базой, государственных программ развития авиации и программ поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере авиации.
Наличие соответствующих программ могло бы сделать рынок данных услуг более привлекательным для иностранных и российских инвесторов.
Одно из основных ограничений, коренным образом ограничивающее возможность для развития на отдельных сегментах рынка, содержится в Гражданском Кодексе.В соответствии со ст. 665 ГК РФ имущество, полученное лизингополучателем по договору лизинга, может использоваться им только в предпринимательских целях. Данное положение фактически существенно ограничивает сферу применения лизинговых сделок, которые не могут заключаться, например, с некоммерческими организациями, в Уставе которых имеется запрет на ведение коммерческой деятельности.
Это значит огромное количество образовательных, медицинских и иных учреждений выпадают из списка потенциальных клиентов лизинговых компаний.Вместе с тем, если взять положения международных актов, а именно Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, то можно сделать вывод, что в мировой практике лизинг как правовое и экономическое явление понимается и применяется значительно шире, не ограничиваясь сферой предпринимательских отношений.
Согласно положений Конвенции, лизинг может использоваться в любых целях (а не только в предпринимательских), за исключением личных, семейных и домашних целей.То есть лизинговые сделки могут заключаться и некоммерческими организациями, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
Устранение существующего искусственного ограничения сферы лизинга, как сделки, заключаемой в предпринимательских целях, позволит вовлечь в лизинговые правоотношения огромное количество новых субъектов, которые в настоящий момент не могут использовать преимущества лизинга для приобретения основных средств и обновления необходимого оборудования.Кроме Гражданского кодекса, который ставит крест на использовании лизинга некоммерческими организациями, существенное ограничение содержит и ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», исключающий из сферы лизинговых сделок оперативный лизинг, на долю которого приходится более половины рынка лизинга в развитых странах.32 Существуют противоречия в законодательстве, которые тормозят развитие лизинга недвижимости.
Компании, желающие работать в этой сфере, сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю — в соответствии с Законом о лизинге земельные участки не могут быть переданы в лизинг.
При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными.Также препятствием для развития сегмента лизинга недвижимости является отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества.
Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности. 2.4. Проблема вторичных рынков оборудования Рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования.Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования.
До тех пор, пока вторичный рынок оборудования не будет достаточно развит, лизингополучатели не смогут в полной мере оценить преимущества лизинга. На это уйдет больше всего времени, т.к. вторичные рынки, как часть лизингового рынка, традиционно развиваются в последнюю очередь.Кроме того, огромные масштабы технологического переоснащения в России в ходе замены старого оборудования (часто по частям в связи с нехваткой денежных средств) означают, что прогноз будущих рыночных цен на оборудование скорее сродни гаданию на кофейной гуще, чем науке.
Некоторые поставщики начали решать эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям «гарантии выкупа», таким образом, принимая на себя часть риска. Несмотря на принятие закона «О финансовой аренде (лизинге)» в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано.Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы.
Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений. Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования.Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона «О финансовой аренде (лизинге)». В силу неразвитости вторичного рынка торговое оборудование является менее ликвидным, чем, например, автотранспорт или строительная техника.
В этой связи риск, связанный с несостоятельностью лизингополучателя выполнять свои обязательства по лизинговому договору, является более высоким. Данное обстоятельство вынуждает лизинговые компании предъявлять более жесткие требования к лизингополучателям, в противном случае, при изъятии предмета лизинга торговое оборудование будет трудно реализовать.Эти риски покрываются за счет более высоких авансовых платежей и процентных ставок или же путем включения в договор лизинга пунктов об обратном выкупе со стороны поставщика – то есть в случае несостоятельности лизингополучателя поставщик обязуется полностью погасить задолженность и выкупить обратно оборудование.
Обратный выкуп в основном практикуется в тех случаях, когда клиент «пришел» от поставщика с целью купить оборудование в лизинг и поставщик подобрал для него лизинговую компанию.По сути, поставщик в данном случае выступает в роли гаранта или поручителя, который снижает риски лизинговой компании.
У многих лизинговых компаний уже есть налаженные контакты с поставщиками оборудования, которые предоставляют им скидки и бонусы. В таком случае лизингополучателю следует прислушаться к мнению лизинговой компании, которая предложит альтернативного поставщика.Также возможна ситуация, при которой потенциальный лизингополучатель находит поставщика и после этого обращается в лизинговую компанию за финансированием.
Во многих случаях у самих поставщиков также есть список партнеров-лизингодателей, которые могут выступить в качестве стороны, финансирующей лизинговую сделку. Договором лизинга предусмотрено страхование предмета лизинга на срок лизингового договора.У некоторых лизинговых компаний обязательным условием является то, что страховщиком может выступить только та страховая компания, которую предлагают они.33 По мнению представителей лизинговых компаний, для удачного получения в лизинг нужного оборудования торговому предприятию помимо финансовой устойчивости и положительной кредитной истории нужно продемонстрировать грамотный менеджмент на объекте и перспективность роста предприятия.
Розничный рынок очень динамичен и конкурентен. Компании теряют свои рыночные позиции за какие-то 2–3 месяца. Рынок пока находится на стадии формирования, и степень конкуренции все более ужесточается.В этой связи внятная стратегия развития, прозрачный план на будущие периоды, грамотный менеджмент, квалифицированный рабочий персонал и здоровая рабочая атмосфера на предприятии могут повлиять на положительное решение по лизинговому финансированию намного сильнее, чем сухие числа в отчетности, так как торговая сфера в значительной степени зависит от человеческого фактора.
Заключение Лизинг в России — сравнительно новый вид деятельности.Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения.
Но для этого нужно создать соответствующие условия.Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д. В связи с поставленной целью курсовой работы, в процессе исследования были решены следующие задачи: 1. Сформулировано определение лизинга. 2. Рассмотретна сущность и основные виды лизинга. 3. Дан обзор рынка лизинговых услуг в РФ. 4. Сформулированы преимущества и недостатки лизинга. 5. Выявлены основные проблемы лизинга и пути их решения.
Следует более полно использовать инструменты регулирования правоотношений лизинга при помощи налогового права. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договора.Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин иналогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимся объектами международного финансового лизинга.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России. Лизинг в нашей стране постепенно будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в экономике России.
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое предпринимательство.Как показывает практика последних месяцев именно авиа промышленность является одним из самых перспективных рынков лизинга.
Улучшение нормативно-правовой базы, регулирующей лизинговые отношения, достижение стабильности, улучшение макроэкономической ситуации в стране, совершенствование налоговой политики, повышение активности промышленных предприятий, повышение компетентности и наращивание кадрового потенциала — все это может способствовать развитию лизинга в России.Список использованной литературы и источников. 1. Указ Президента РФ от 17.09.1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности//Собрание законодательства РФ. 26.09.1994. № 22. Ст.2463 // СПС «КонсультантПлюс» 2. Федеральный закон “О финансовой аренде (лизинге)” от 29.10.1998 года № 104-ФЗ с изменениями и дополнениями от 29.01.2002 года// СПС «КонсультантПлюс» 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 23 декабря 1997 года) — параграф 6, статья 665.// СПС «КонсультантПлюс» 4. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая:) ФЗ РФ от 26.01.94 №14-ФЗ// СПС «Консультант Плюс» 5. Алхимова, Н. Правовая основа лизинга // Техника для городского хозяйства 2002 С.2-5; № 2 6. Альбрехт, Н.А. Выбор способа финансирования капитальных вложений: лизинг или кредит // Управление корпоративн. финансами 2005 N 6(12). – с.64. 7. Безус О.Н Лукьяненко О.В. Международный лизинг: особенности определения стоимости имущества // Сб. науч. тр. ТюмГАСУ Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2006. 8. Газман В. Лизинг в регионах Российской Федерации // Оборудование: рынок, предложение, цены 2006 № 1(109) с.96. 9. Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций.
Учебное пособие.
Ось- 89. –М 2000. – 359с. 10. Голощапов В. Развитие лизинга в России: реальность и перспективы // Финансовый бизнес. – 2007 № 7 с.67. 11. Елкина Е.А. Развитие лизинга в инвестиционной деятельности // Механизм управления капиталообразующими инвестициями: Межвуз. науч. сб Саратов, 1999. 12. Жигунова О.А. К вопросу о лизинге // Современные проблемы управления: Сб. ст. Вып.2 / Тюмен. гос. арх строит. акад СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 13. Лещенко, М. И. Основы лизинга М.: Финансы и статистика, 2001 336 с. 14. Лапидус, М.Х. –М.: Финансы и статистика, 2007 244с. 15 Илизиров Э.Р. НДС при лизинговых сделках: проблемы остаются // Справочник экономиста 2006 N 4(34) 16. Мищенко М.И Основы лизинга.
Учебное пособие Москва: Финансы и статистика 2000г. – 348с. 17. Марголин А.М Голубев В.В. Проблемы государственного регулирования развития лизинга и пути их решения. –М 2005. –С.36. 18 «Экономический журнал» высшей школы экономики, том 9, №4 2005 с.77. 19. Одес В.И. и др. Выгодный союз-лизинг плюс логистика // Экономическая газета 2004, №4 с.56 20. Основы лизинга.
Учебное пособие.
М.И. Мищенко, Москва: Финансы и статистика, 2000г. – 228с. 21. Никаленко А.Н. Использование маркетинга в развитии лизинга. – М.: Изд-во Альт, 2001г 294с 21. Улыбина Л.К. Основные направления лизинга в России// Справочник экономиста № 7, 2005. – с.84. 22. «Инвестиции в Росси», № 10, 2006 (ежемесячный журнал консультативного совета по иностранным инвестициям в России) 23. Ситкин А.И. Лизинг недвижимости в России//Финансы, №1, 2004г. – с.24. 24. Флёрова А. Инвестиции в России // Что такое лизинг. – 2006 №10 с. 89. 25. Газман В.Д. Лизинг в России: вчера, сегодня, завтра Оборудование, №10/58, 2001г 26. «Лизинг –Ревю», № 1 от 07.04.2008 // http://www.businesspress.ru/ 27. Цымбаленко С.В Цымбаленко О.С. Лизинг машин и оборудования. – Ставрополь: 2003г. – 189с 28. Пути решения проблем лизинга в России// http://www.cfin.ru 29. Обзор рынка лизинга // http://www.bishelp.ru 30. Российский лизинг 2009 // http://UNLEASE.RU 31. Работа по лизингу – современная форма работорговли// http://www.kleasing.ru 31. Лизинг: осторожно – налоговый капкан // http://www.finansy.ru 32. Увеличено финансирование программы лизинга для малого бизнеса //http://raexpert.ru Приложение 1 Удельный вес сегмента лизингового имущества, 2008г. № Лизинговое имущество Удельный вес сегмента рынка, % 1. Транспортные средства 47.6 2. Автотранспортные средства и оборудование для авторемонта 15.35 3. Автотранспорт для перевозки грузов 8.37 4. Легковые автомобили 4.97 5. Автобусы 1.57 6. Пассажирские микроавтобусы 0.28 7. Авторемонтное оборудование 0.16 8. Суда морские и речные 22.82 9. Авиация и техника 0.97 10. Информационные системы 10.33 11. Средства связи и телекоммуникаций 9.26 12. Компьютеры и оргтехника 1.07 13. Мебель и офисное оборудование 0.13 14. Оборудование для поиска и добычи пол. ископаемых 3.39 15. Геологоразведочное оборудование 0.52 16. Нефтяное и газовое оборудование 1.30 17. Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование 4.77 18. Энергетическое оборудование 4.57 19. Металлургическое оборудование 0.13 20. Химическое оборудование 1.25 21. Медицинское оборудование и техника 0.85 22. Строительная и дорожно-строительная техника 7.06 23. Строительное оборудование о техника 3.78 24. Дорожно-строительная техника и оборудование 3.28 25. Погрузчики и складское оборудование 0.79 26. Оборудование для производства пищи и торговли 2.72 27. Пищевое и холодильное оборудование 1.87 28. Торговое оборудование 0.85 29. Сх оборудование и техника 8.92 30. Полиграфическое оборудование 1.66 31. Оборудование по заготовке, обработке и переработке дерева 2.96 32 Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0.82 33. Деревообрабатывающее оборудование 1.62 34. Бумагоделательное оборудование 0.52 35. Здания и сооружения 0.63 36. Другое имущество 2.20.