Содержание
Введение………………………………….…………………………………3
1. Основные понятия лицензионной деятельности. Международная лицензионная торговля……………………………………………………………4
2. Международное научно-техническое сотрудничество…………….…9
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….12
Выдержка из текста работы
Динамика развития международного и отечественного рынка лицензий во второй половине XX столетия Еще в 50-60-е гг. прошлого столетия проблема международного рынка лицензий не выходила за рамки дискуссий о его существовании, которая велась на страницах правовой и экономической литературы. Незначительные объемы лицензионной торговли в предшествующий период, отсутствие ее центров, невысокие спрос и предложение на лицензии не способствовали формированию такого рынка. В середине XX столетия под воздействием научно-технической революции, интеграционных процессов и структурных сдвигов в мировой экономике длительный период развития международного обмена лицензиями сменился революционным этапом, который характеризуется резкой интенсификацией и ростом объемов торговли изобретениями, научными знаниями и секретами производства и вовлечением в ее орбиту практически всех стран мира. Если за весь эволюционный период развития международной торговли лицензиями (конец XVIII — середина XX столетия) объем валютных поступлений к началу 50-х гг. достигал 350-400 млн. долл. в год, то к началу 90-х гг. текущего столетия он увеличился более чем в 80 раз и составил 30 млрд. долл. в год. На современном этапе следует говорить о качественно новом состоянии международной торговли лицензиями, развитие которой привело к образованию в мировом хозяйстве нового, самостоятельного рынка мировой торговли, оказывающего возрастающее воздействие на всю систему мирохозяйственных связей современного общества. Под воздействием этих процессов проблема рынка лицензий приобрела иную направленность: актуальным стал вопрос не о существовании рынка лицензий, а об анализе происходящих в нем процессов и использовании его возможностей в экономическом развитии всех стран мира. Благодаря использованию достижений информатики и широким публикациям данных в международных и национальных изданиях о лицензионной деятельности различных стран стало возможным делать количественные оценки объемов мирового и национальных рынков, их географической и отраслевой структуры, анализировать состояние, динамику, развитие, спрос и предложение на рынке лицензий, осуществлять конъюнктурные и маркетинговые исследования и использовать их результаты в широком диапазоне от разработки государственной лицензионной политики и законодательных актов в этой области до проведения отдельных коммерческих операций на рынке лицензий.
Научно-техническая революция и развитие производительных сил ведут к углублению международного разделения труда. В этих условиях торгово-экономические отношения между странами характеризуются быстрым расширением научно-технического и технологического обмена, значение которого намного больше коммерческого эффекта, получаемого от передачи или приобретения технологии на тех или иных коммерческих условиях. Именно, посредством технологического обмена можно решить вопросы повышения технологического уровня тех или иных отраслей и народного хозяйства в целом, задачи ускоренного технологического перевооружения экономики, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития технико-экономических связей между странами на основе специализации и кооперации при производстве различных видов продукции. В сферу технологического обмена вовлечены все важнейшие формы человеческой деятельности (наука, техника, производство, управление), начиная с теоретических закономерностей познания природы (наука), опыта ее преобразования (техника) и до создания материальных средств и благ (производство) с совершенствованием способов рациональных действий при решении производственных и других задач (управление). Целью работы является изучение особенностей мировой лицензионной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· Рассмотреть понятие и значение мировой торговли
· Рассмотреть динамику и структуру мировой торговли
· Рассмотреть особенности международной торговли услугами Россией.
1. МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Понятие мировой торговли
Международная торговля услугами — обычно понимается как торговля услугами между резидентами и нерезидентами каких-либо стран. Справочник по статистике международной торговли услугами (2002 год) трактует ее как совокупность торговли услугами резидентов и нерезидентов различных стран, включая сюда торговлю услугами иностранных компаний за рубежом и торговлю услугами физических лиц, находящихся на территории других стран.
Согласно проекту ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» международной торговлей услугами является предоставление (оказание) услуг, включая производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги, следующими способами:
1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства.
Услуга, предоставленная при эксплуатации или с использованием морского судна, зарегистрированного на территории Российской Федерации, иностранному заказчику услуг, рассматривается как услуга, предоставленная с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.
Услуга, предоставленная при эксплуатации или с использованием морского судна, зарегистрированного за границей, российскому заказчику услуг, рассматривается как услуга, предоставленная с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или лиц, уполномоченных действовать от его имени, на территории иностранного государства;
6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или иностранных лиц, уполномоченных действовать от его имени на территории Российской Федерации;
7) российским исполнителем услуг посредством коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
Основной особенностью международной торговли услугами, по мнению Зверева Ю., является то, что она, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.
Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:
· неосязаемость
· невидимость
· неразрывность производства и потребления
· неоднородность и изменчивость качества
· неспособность услуг к хранению
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.
Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например, коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.
Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи — 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги — 4 вида.
9. Туризм и путешествия — 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта — 5 видов.
11. Транспортные услуги — 33 вида.
12. Прочие услуги.
МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги.
1.2. Особенности организации международной лицензионной торговли
Лицензия определяется в словаре, как «официальный документ, дающий разрешение заниматься определенной деятельностью». Это, конечно, звучит просто, однако, сам процесс приобретения и выдачи лицензии крайне сложен и может вылиться в получение преимуществ всеми сторонами, участвующими в договоре, или же в судебные разбирательства, направленные на выяснение того, что было не прописано или недостаточно правильно объяснено в соглашении, подписанном всеми сторонами.
Первоначальные усилия по лицензированию не должны предприниматься без помощи экспертов в данной области и юристов. Не существует стандартного лицензионного соглашения, которое может быть использовано в качестве шаблона. Переговоры о передаче лицензии и оформление соответствующих документов должны производиться в соответствии с особенностями каждой конкретной деловой ситуации и с учетом определенной технологии. Лицензирование — это контрактная форма деловых взаимоотношений между лицензиаром, который разрешает использовать принадлежащий ему патент, торговую марку, авторское право или какую-либо другую форму интеллектуальной собственности за компенсацию, и лицензиатом.
Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая в международной торговле классификация видов лицензий.
Простая лицензия
При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставл……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. BABT. Словарь терминов. // mba.vavt.ru/DicDoc/ ServicesInternationalTrade.
2. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие. // Вопросы статистики — 2011 — №10 — С. 31-32.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред.д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им.М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011._ 448 с. — (Серия «Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).
4. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами. // Внешняя торговля — 2011 — №3. — С. 42-43.
5. Астапов К. стратегия развития экономических систем в постиндустриальной экономике. // МЭ и МО. — 2011. — № 2, С. 62-63.
6. Внешняя торговля России на рубеже веков. — М.: Инфра-М, 2011. — 260 с.
7. Волошин В.А. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 315 с.
8. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. // Мировая экономика и международные отношения — 2010 — №2 — С. 18-20.
9. Зверев Ю. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — Калининград: КИМБ, 2010. — 230 с.
10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. — М.: Дело, 2009.- 472 с.
11. Концепция подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» № 2188-р от 9.12.2010.
12. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику [ Текст]: учеб.пособие/ Т.Ю.Матвеева; Гос.ун-т — высшая школа экономики. — 3-е изд. — М.:Изд.дом ГУ ВШЭ, 2012.-510 с.
13. Мировая торговля замедлится, в том числе и за счет России. // allmedia.ru/ newsitem.asp?id=793992
14. Мировая торговля услугами в 1998 году. // Бюллетень иностранной коммерческой информации — 2009 — №64
15. Мировая экономика в 2011-2012 г. // zip.org.ua/2012/04/02/ economy-2012/
16. Мировая экономика в январе-июне 2010 года. // budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikCBR/2010/vestnikcbr20100831/vestnikcbr20100831090.htm
17. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики. // Вопросы статистики. — 2010 — №4. С. 38-39.
18. Проект ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
19. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ. // Экономист. — 2011. — №8, С. 29-30.
20. Селищев А.С. Макроэкономика. — СПб.:Питер, 2008. — 448 с.:ил.- (Серия Учебники для вузов»).
21. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2009. — 186 с.