Содержание
Содержание
Введение3
1. Природа и классификация лидерства4
2. Лидер и организация10
Заключение20
Список использованной литературы21
Введение
«Лидерство это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», говорил Д. Эйзенхауэр, президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент это искусство добиваться необходимого, а лидерство искусство определять, чего необходимо добиться», утверждал П. Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Р. Перо: «Людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».
Лидерство это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидеры создают для последователей притягательную картину будущего, обращаясь к человеческим потребностям более высокого порядка. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением. Результатом лидерства становится неординарное поведение последователей, устойчиво добивающихся результатов, значительно превышающих средние.
По мере стабилизации экономики, формирования новой системы ценностей, внедрения корпоративной культуры, подчиненной стратегии развития компании, перехода от стихийного бизнеса, ориентированного на сиюминутную прибыль, к цивилизованному, для которого характерна ответственность перед потребителем (клиентом), обществом и своими сотрудниками, приходит понимание того, что менеджер это, прежде всего, лидер, человек, нацеленный на положительный результат. Стать лидером можно, имея высокую профессиональную подготовку и практический опыт, а также учитывая веяния времени.
В данной работе рассматриваются природа и классификация лидерства и его роль в организационном поведении.
Выдержка из текста работы
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.
Формальная социальная структура — это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах. Формальные системы описываются точными методами бизнес-инжиниринга.
Поведенческая неформальная структура — система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами. Неформальные системы описываются теорией человеческих отношений. В то же время, неформальная структура организации, состоящая из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия, допускает отражение в моделях бизнес-инжиниринга.
Цель контрольной работы — определить роль неформальных структур в организационном поведении. Задачи:
— изучить природу лидерства;
— определить сходство и различие формального от неформального лидерства;
— рассмотреть роль неформальных лидеров в организации.
Объектом работы являются неформальные лидеры и их роль в организации.
1. Роль неформальных лидеров в структуре организационного поведения
1.1 Природа лидерства
Категория лидерства возникла вместе с формированием таких понятий как «менеджмент» и «администрирование» в начале XIX века, в тот период, когда в качестве итога промышленной революции XVIII века, произошло усложнение социально-экономической структуры общества, и были дифференцированы производственные функции. Именно в это время впервые в истории процесс управления обществом и трудовой деятельностью претерпел столь серьёзные изменения, что внутри него стали выделять несколько структурных составляющих, различающихся функционально. Для обозначения одного из этих компонентов и был введён термин «лидерство».
Появившись в Великобритании, в конце XIX — начале XX вв., он стал проникать в разные языки мира, в том числе и в русский, неся поначалу некий негативный смысл, связанный с британскими политическими и культурными реалиями. В настоящее время в русском языке слово «лидер» получило широкое распространение в значении: «глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей, а также первенство, главенствующее положение в чём-либо»……….
Заключение
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации, при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.
Таким образом, неформальные лидеры, пользуются большим влиянием в коллективе. Такие люди могут добиться саботажа решений менеджмента, увести из компании часть коллектива, устроить забастовку. Но неформальные лидеры могут быть очень полезны руководителю, например, помочь внедрить инновации в компании, которые обычно плохо идут из-за сопротивления среднего менеджмента.
Список использованной литературы
1.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей/ Пер. с англ./ Общей редакцией и предисл. В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. — М.: ООО “СЛК”, 2007. — 704 с.
2. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебник/ Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Инфра-М, 2008. — 384 с.
3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебник для вузов. — М.: Дело, 2008. — 363
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Учебник/ Переведен с англ. — М.: Дело, 2008. — 705 с.
5. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации/ Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2009. — 406 с.