Содержание
Лабораторная работа 1. Изучение основ Excel. Заполнение таблиц
Лабораторная работа 2. Построение диаграмм и графиков функций
Лабораторная работа 3. Трендовый анализ
Лабораторная работа 4. Численное решение уравнений
Лабораторная работа 5. Сортировка и фильтрация данных
Лабораторная работа 6. Сводные таблицы
Лабораторная работа 7. Консолидация данных (связь таблиц)
Лабораторная работа 8. Создание простых макросов
Выдержка из текста работы
Курс зоологии является одним из базовых курсов для студентов специальности «Экология и природопользование». Знание зоологии необходимо при изучении таких дисциплин как общая экология, экология организмов, основы биоразнообразия, биогеография и многих других.
Объём курса не велик по количеству часов, но заключат в себе огромный объем информации. В связи с этим студентам необходимо посвящать много времени самостоятельному изучению материала, работе с литературой. В курсе предусмотрено 9 лекций. Их темы охватывают наиболее сложные вопросы курса, требующие анализа и обобщения материала учебников: систематику животных и их отдельных групп, эволюции систем органов животных, взаимосвязи морфологии и функции.
16 практических занятий посвящены изучению различных систематических групп животных, начиная с простейших и заканчивая высшими хордовыми.
Заканчивается курс зоологии экзаменом в летнюю сессию.
Что необходимо иметь для занятий по зоологии:
• 2 альбома по 16-24 листа. Если альбом заменяется папкой, то листы в ней должны быть обязательно подшиты и пронумерованы. Лучше брать альбомы, в котором листы сшиты скрепками, а не проклеены.
• 2 тонкие тетради для домашних работ
• Общая тетрадь для конспектов лекций
• карандаш простой твердо-мягкий, лучше механический или очень хорошо заточенный (затачивать несколько раз в процессе работы на занятии)
• Ластик, ручка, линейка
• лабораторный халат
• доступ к интернету для получения дополнительных материалов, прохождения онлайн-тестов и т.д. В работе будут использованы следующие сайты:
— http://www.masterspora.com/ — сайт ЯРГУ «Спорная территория» Там необходимо зарегистрироваться, найти группу «ЭП-11 зоология 2016» и оставить заявку на вступление в неё. Ник может быть любой, но в своём профиле необходимо указать настоящее имя и фамилию, иначе доступ в группу не будет открыт. Затем там будут выкладываться контрольные тесты.
-http://vk.com/zool_dlya_ep — группа в контакте. Она первую неделю семестра открыта. Туда также необходимо вступить. Там выкладываются в электронном виде домашние задания, методические указания и дополнительные материалы для подготовки. Там же можно задавать преподавателю интересующие вас вопросы.
• учебники
1.Буруковский Р.Н. Зоология беспозвоночных: учебное пособие. СПб.: Проспект Науки, 2010. – 960с.
2. Дзержинский Ф.Я, Васильев Б.Д., Малахов В.В Зоология позвоночных. Учебник, 2-е издание. М.: Издательский центр академия, 2014. — 463 стр.
3.Константинов, В. М., Зоология позвоночных : учебник для вузов / В. М. Константинов, С. П. Наумов, С. П. Шаталова. — 3-е изд., перераб., М., Академия, 2004, 464c
4. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – любое издание.
3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. М.: центр ВЛАДОС, 1999. -592с.
4. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учебное пособие для студ. Высш.пед. учебн. Заведений / Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
5. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Константинов В.М., Шаталова С.П., Бабенко В.Г. и др.; под ред. Константинова В.М. – М.: Издательсктй центр «Академия», 2001. – 272с.
Как подготовиться к практическим занятиям по зоологии:
- На предыдущем занятии ознакомиться с темой и теоретическими вопросами для изучения на следующем.
- Прочитать текст учебника, лекции, презентации, касающиеся темы занятия.
- Найти в учебнике, лекциях, дополнительных материалах ответы на вопросы, включая расшифровку терминов, приведённых в методических указаниях. Желательно ответ на каждый вопрос оформить в виде письменного конспекта в лекционной или отдельной тетради.
- Убедиться, что вы можете ответить на каждый вопрос, не пользуясь учебником, конспектами и т.п., то есть вы выучили материал.
- Выполнить письменное задание в тетради для домашних работ.
- Ответить на вопросы онлайн-теста. Если приходится использовать много литературы и ничего не понимайте – повторить п. 2 и 3.
- Ознакомиться с объектами лабораторной работы, изучить доступные схемы строения изучаемых животных, обозначения к ним. Прочитать ход работы.
- Закончить оформление в альбоме предыдущего занятия. Подготовить страницу альбома к следующему занятию.
Учитывая, что все этапы требуют значительного времени для выполнения, планируйте своё время заранее, не оставляйте всю работу на последний вечер перед практическим занятием.
План характеристики таксона (типа, класса…)
- Местоположение в общей системе животного царства (в какие более высокие таксоны входит)
- Распространённость, численность видов, среда обитания
- Общая форма тела, размеры, отделы тела. Внешнее строение.
- Общий план строения, полости тела. (есть ли полость тела, какая, как взаимно располагаются системы органов внутри тела)
- Покровы и связанные с ними структуры.
- Опорно-двинательная система ( у многих б/п невозможно отделить от предыдущего пункта.)
- Пищеварительная система, питание.
- Дыхательная система, процесс дыхания.
- Кровеносная система и кровообращение (если есть)
- Выделительная система
- Нервная система (тип строения, отделы),органы чувств, особенности поведения. Другие регуляторные системы.
- Половая система, размножение, развитие, жизненные циклы.
- Систематика таксона (на какие более мелкие таксономические категории подразделяется)
Правила работы с оптикой (микроскоп, бинокулярная лупа)
— Передвигать только за станину
— Включить сначала в сеть, затем кнопкой на задней части станины, затем подсветку. Выключать в обратном порядке.
— Установить предметное стекло или объект в чашке Петри на предметный столик
— Начинать работать на малом увеличении. Только найдя объект на малом увеличении и настроив микроскоп или бинокуляр, переходить на большое.
— для микроскопа: на малых увеличениях настройка проводится макровинтом, на больших – только микро! При работе макровинтом на больших увеличениях возможно раздавление препаратов.
— не дотрагиваться пальцами до стекол в объективах и окулярах. Протирать их специальной мягкой тряпочкой.
— По окончании работы:убрать препарат с предметного столика, перевести прибор на малое увеличение и максимально опустить тубус. (предметный столик, конденсор). Отключить прибор в указанном выше порядке. Накрыть чехлом.
— В случае неполадок — немедленно обратится к преподавателю или лаборанту.
Выполнение технических рисунков на лабораторных работах по зоологии.
1. Перед занятием нужно рассмотреть схемы строения, прочитать описание строения изучаемой группы животных в учебнике, лекциях и других доступных источниках. Сопоставить информацию со схемой, найти все структуры, о которых говорится.
2. Найти объект на малом увеличении в микроскопе. Затем на большем увеличении, рассмотреть несколько объектов, мысленно сопоставить увиденное со схемой.
3. Выбрать и поставить в поле зрения микроскопа (бинокуляра) 1-2 объекта, имеющих правильную типичную форму, на которых удаётся увидеть наибольшее количество деталей строения, удобно расположенных для зарисовки.
4. На листе альбома вверху записать число и тему занятия. Желательно сделать рамку, отступив от края листа о,5 см. Примерно 1/3 листа слева оставить для подписей. Вверху правой части записать тему занятия.(желательно этот этап выполнить предварительно дома). На остальной части листа начать выполнять рисунок.
5. На одном листе должны быть расположены 1-2 объекта. Размер рисунка выбрать таким, чтобы он занимал всё отведённое место, но не упирался в края лиса, чтобы детали строения были хорошо заметны.
6. Обрисовывать общие контуры объекта, соблюдая пропорции частей тела (соотношение длины и ширины, места выступов, перетяжек и т.п.)
7. Далее намечаем детали внутреннего строения, соблюдая взаимное расположение частей и их относительные размеры. Некоторые детали строения (органы, органеллы) могут накладываться друг на друга, перекрываться. На рисунке отражаем эту ситуацию. Рисунок выполняется тонкими линиями, без нажима, чтобы в случае необходимости его можно было легко исправить.
8. Бывает, что одни органы лучше видны у одной особи, а другие – у другой. В таком случае рисунок можно комбинировать. За основу взять один объект (особь), а недостающие участки рассмотреть на другом объекте и нарисовать их в соответствующей части тела.
9. Также различные мелкие детали строения стоит рассмотреть при большем увеличении, а затем изобразить в масштабах рисунка.
10. Все указанные выше этапы выполняются только на занятии в лаборатории, с препарата. Использование фотографий и собственной «памяти» для доделки дома. как правило, ведёт к грубым ошибкам.
11. Когда закончен набросок объекта, работу необходимо показать преподавателю. Только убедившись, что работа в принципе выполнена правильно, переходить к следующим этапам оформления.
12. Теперь можно проработать рисунок: аккуратно обвести контуры тела и его частей, точками можно показать рельеф, текстуру, плотность разных частей и т.п. Это довольно долгая работа, поэтому в лаборатории можно ограничиться отдельными участками, а дома закончить всю работу по аналогии. Нежелательно использование штриховки, и недопустимо создание фона путём растирания карандаша пальцами или бумагой. Все технические рисунки выполняются только простыми карандашами.
13. На рисунке НЕ НАДО рисовать те органы и структуры, которых не видно. Недопустимо подменять рисунок препарата схемой из учебника или других источников.
14. Для более крупных объектов не требуется увеличительная оптика. Объект следует рассмотреть без каких-либо технических средств. Для изучения внутреннего строения крупных животных объектов необходимо выполнить их вскрытие.
В таком случае работа выполняется в следующем порядке:
-а. Внешний осмотр и зарисовка необходимых внешних деталей строения.
— б. Полное вскрытие объекта. Осмотр и изучение внутреннего строения.
— в. Зарисовка внутреннего строения вскрытого животного.
Рейтинговая система оценок.
Рейтинговая система оценок вводится для более точного отображения знаний учащихся, учитывает их прилежание, стремление к точному, правильному и самостоятельному выполнению заданий, стимулирует своевременно выполнять все необходимые работы.
За каждый вид работ студент может получить определённое количество баллов.
Выполнение лабораторной работы – 10 баллов. Максимальное количество баллов выставляется, если все рисунки выполнены на текущем занятии и подписаны преподавателем, не позднее следующей недели проведено полное оформление работы и работа сдана. Рисунок выполнен правильно, на нём нарисованы и отмечены все элементы строения животного, перечисленные в методических указаниях. Форма, расположение, взаимные размеры элементов соответствуют реальному объекту (препарату, вскрытому животному и т.д.) Правильно и в полном объёме написана систематика объекта. Работа выполнена аккуратно и опрятно. Если в работе имеются грубые ошибки, которые требуют исправления, преподаватель отмечает их, и работа возвращается на доделку студенту. Если работа не была выполнена на лабораторном занятии, её необходимо закончить на ближайшей отработке, которая будет назначена. За каждую неделю, прошедшую после срока сдачи -2 балла. За мелкие недочёты, неаккуратно выполненную работу может сниматься до 3 баллов.
Выполнение письменной домашней работы – 10 баллов. Максимальное количество баллов ставиться за правильно и аккуратно выполненную работу, которая сдана в день проведения лабораторных занятий по данной теме. Если работа не была выполнена в срок, её необходимо сделать в письменном виде, принести на отработку и пройти собеседование по её содержанию. Только после этого работа считается зачтённой. Баллы при этом не начисляются.
Контрольный тест по теме — 10 баллов. О порядке выполнения и начислении баллов смотри выше. Кроме текущих тестов по каждой теме, курс предусматривает 2 итоговых теста по разделам «Эволюция систем органов беспозвоночных животных» и «Систематика и морфология хордовых». Они пишутся в аудитории и оцениваются максимально в 15 баллов.
Контрольная работа по теме – 15 баллов. Это основной вид контроля теоретических знаний студентов, который проводится на каждом занятии. В контрольной работе приводится несколько вопросов, одни из которых требуют развёрнутых, другие кратких ответов. За каждый вопрос, в зависимости от сложности начисляются баллы, в сумме составляющие 15. Работа считается зачтённой, если набрано 7 и более баллов. На некоторых занятиях письменная контрольная работа заменяется устным опросом. В таком случае каждому студенту задаётся несколько вопросов, ответы на которые также оцениваются до 15 баллов. Также в течение семестра проводятся 2 контрольные работы по систематике и латинским названиям животных.
Посещение и конспекты лекций – 5 баллов 1 лекция. Для получения этих баллов необходимо присутствовать на лекции и после окончания всего лекционного курса предоставить подробные конспекты.
По окончании семестра три человека с курса, имеющие наибольшее количество баллов в рейтинге и не имеющие задолженностей будут освобождены от сдачи экзамена и получат оценку из расчета своих рейтинговых баллов. 90% и более от максимального количества – «отлично», 75-90% от максимального – «хорошо», 60 – 75% «удовлетворительно».
Для допуска к экзамену необходимо сдать все лабораторные работы, все письменные домашние работы, пройти все тесты и написать на положительные оценки все контрольные. Если до экзамена остались не отработанными неудовлетворительные оценки по контрольным, не зачтённые домашние задания, то по теме каждой задолженности на экзамене будет задан дополнительный вопрос.