Содержание
ВВЕДЕНИЕ.2
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ХІХ ВЕКЕ3
1.1 Факторы влияющие на развитие культуры3
1.2. Дифференциация культурных пластов5
ІІ. РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ СФЕР КУЛЬТУРЫ6
2.1. Развитие образования6
2.2. Развитие библиотек6
2.3. Развитие литературы8
2.4. Развитие музыки9
2.5. Развитие изобразительного искусства10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ12
Выдержка из текста работы
Наверное, в каждой стране, в каждой тттколе есть несколько скромных учителей с прогрессивными помыслами. Смелые двигателя идей нового образования. То же, что и Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России — переворот в теории, революцию в педагогической практике. Он прожил недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников, испил, как и они, полную чашу гонений, преследований, зависти и травли.
Отец Ушинского — отставной подполковник, участник войны 1812 года, служил царю и отечеству в Туле и Полтаве, а затем и в Вологде. 2 марта 1824 г. в Туле у него родился сын. Вскоре семья Ушинских переехала на Украину в Новгород-Северский, куда отца назначили уездным судьей.
Здесь на берегу Десны провел свои отроческие годы будущий великий педагог. Учился в гимназии, куда должен был отправляться каждое утро за четыре версты.
В 1840 г. Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета. Учится блестяще. В двадцать лет Ушинский окончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. В июне 1844 г. совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции, и Ушинский продолжил научную стажировку.
О педагогике — главном деле своей жизни — пока не сказано ни слова. Мысли есть, но Ушинский не решается их высказывать: присматривается, сравнивает, проверяет себя еще и еще.
В 1846 г. его назначают «исполняющим» обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Демидовский лицей назывался по имени своего основателя, одного из заводчиков Демидовых. По своему значению лицеи шли сразу за университетами, их было немного: Царскосельский под
Петербургом, в нем учился Пушкин; Нежинский на Украине, его закончил Гоголь; Ришельевский в Одессе.
Началась практическая педагогическая деятельность Ушинского. Доступность изложения трудных вопросов, строгая логика доказательств, вежливое отношение к ученикам вскоре сделали имя молодого профессора самым популярным в лицее. А его блестящий труд «О камеральном образовании» выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени.
Есть хорошая должность, жалованье. Многие люди на этом бы и успокоились. Но Ушинскому нельзя было останавливаться. Требующая выхода энергия направляется на самообразование. Ушинский глубоко изучает философию, штудирует языки. Вскоре он свободно владеет английским, французским и немецким. Читает в оригинале Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона и многих других философов просветителей. Пытается найти ответ на очень занимавший его в то время вопрос: что такое сознание?
Не всем нравится независимость и оригинальность мышления молодого профессора. Попечитель лицея П. Демидов пишет, что Ушинский имеет «большие дарования и отличные знания, но с большим самолюбием…». К тому же неосторожен в речах, резок в суждениях.
Решение власть имущих не отличается оригинальностью — под надзор! Тогда-то и родились горькие строки в дневнике: «Неужели мне придется погибнуть в этой тюрьме, где нет даже стен, чтобы разбить себе голову?»
Едва не потеряв рассудок от инквизиторской травли и мелочных придирок, Ушинский в сентябре 1849 г. подает начальству лицея прошение об отставке, но травля его не сломила. /
Теперь он без работы. Перебивается переводами, обзорами в журналах. Только через полтора года с большим трудом удается устроиться на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В этой скучнейшей из должностей Ушинский пробыл до 1 января 1854 г.
Служба в департаменте изнуряла только тело. Душа жила высокими помыслами. Ушинский серьезно анализирует общественные отношения и приходит к выводу, что очень многое зависит от воспитания. Как и другие выдающиеся педагоги, он видит пути общественного переустройства в совершенствовании школьного дела.
Бывший коллега по Демидовскому лицею, зная выдающиеся педагогические способности Ушинского, приглашает его преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт. В 1855 г. Ушинского назначают инспектором классов.
Там горячо принимается развивать свои педагогические взгляды. О чем он пишет? Нет, пожалуй, ни одного вопроса, которого бы он не коснулся — глубоко, критически и заинтересованно.
Ушинского, уже известного и знаменитого педагога, приглашают занять должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В затхлую атмосферу «кофейных», «голубых» классов с приходом Ушинского ворвалась свежая струя. Воспитанницы начали читать Гоголя, Лермонтова, других писателей, о которых ничего раньше не слышали. Стали задавать преподавателям вопросы, что было строжайше запрещено.
Нововведения не понравились. Разгорелся конфликт с начальницей института М. Леонтьевой. Обвинения в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, без божничестве и даже аморальности так и сыплются со всех сторон. Конечно Ушинский был не сдержан, но глубоко прав. «Все русское образование отдали в руки идиоту изуверу», — написал он по поводу назначения адмирала Е. Путянина министром просвещения.
Возмутительные вещи допускает Ушинский. Институтского попа Гречуловича принимал в халате! Говорит, что тот «кадит всякие пошлости». Да это еще что. Во время экзаменов в присутствии императрицы (!) сидел!
Просто уволить Ушинского было нельзя. Слишком большую популярность приобрело его имя в России. Нашли «благовидный» предлог: по состоянию здоровья направить для лечения и изучения школьного дела за границу. Фактически это было изгнание, длившееся 5 лет.
Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию.
За границей написал ряд великолепных педагогических сочинений, и среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово». Более десяти миллионов экземпляров книг Ушинского вышло до революции.
Ушинский пришел в педагогику преобразователем. Русская школа переживала затянувшийся застой. Она была задавлена чиновниками от просвещения, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумства. Мало находилось охотников к преобразованиям,, рисковать карьерой и благополучием никто не хотел.
Ушинский об этом не думает. Охватившим его идеям он отдается целиком, без остатка.
Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первой том «Человек как предмет воспитания», спустя некоторое время — второй. Третий остался незавершенным…
Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. На основе новейших достижений психологии составляет подробнейшие рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строит концепцию развивающего обучения.
Краткая характеристика культуры XIX века в России
Век нашей страны вместе с людьми держится на смелых правителей, начиная со времени Павла I и до Александра III, способных на победу в войне и принятию смелых решений. Российская империя перенесла в этом столетие большие войны. Война 1812 г. с французскими солдатами, унёсшая жизни тысячи людских жизней. Крымская война с турками 1853-1856 гг. Они всколыхнули всю жизнь российского общества, ускорили складывание национального самосознания.
Ключевую роль в избрании идеи XIX в. играл вопрос об историческом пути и взаимоотношениям с Европейской культурой. Россия в силу исторических обстоятельств и менталитета на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и их обычаев. Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок.
Этим вопросом задавался каждый, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного. Указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм. Перенесённый на российскую почву, он обратил пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве, Образовании и др.
Давайте всё-таки посмотрим на страну с точки зрения сейчас. Век XIX стал по-настоящему эпохальным. Так как в это время отмечается необыкновенным подъемом общественной мысли, которого не знала ранее история России. Невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей мировую культуру.
Русская литература является одной из наиболее популярных в мире. В России творили такие литераторы, как: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Лев Толстой и многие другие,-
Передвижники (ТПХВ) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную, просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.
Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса
сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.
Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский- Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX-начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом. Идеи величия государственной власти выражал ампир в архитектуре XIX века ряда европейских стран, в т. ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).
Потери в войне подтолкнули к продвижению медицины. Основное значение в её развитии сыграла деятельность Н. И. Пирогова. Своим самоотверженным и часто бескорыстным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.
Несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, упадок жизни населения, развитие чиновничьего аппарата, восстание декабристов на Сенатской площади народ жил и в нем жила жажда лучшего.
В этой работе из всех важных достижений «золоторого века» мной будет изучены достижения в воспитании и образовании. И главная моя цель это дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского — учителя русских учителей.
Учитель и ученик
Константин Дмитриевич Ушинский подходил к проблемам обучения и образования, прежде всего как приемник философов материалистов. Но критиковал теорию и материального и формального образования, отмечая их однобокость.
Сторонники материальной теории придерживались того, что нужно вооружать учащихся преимущественно естественно-научными знаниями, а в качестве критерия для отбора образовательного материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.
Формальная теория важнейшей задачей образования ставила не столько овладение учащимися фактических знаний, сколько развитие их ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению. И что лучшее средство для этого изучение языков.
Ушинский считал, что нельзя подходить к усвоению науки лишь с точки зрения ее утилитарной пригодности для непосредственной жизненной практики и выступал за использование лучших сторон как формального, так,
и, материального образования, поскольку только такой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессе усвоения им знаний и их переработки.
Собственно, похожие мысли излагал Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег немецкий педагог и либеральный политик, который разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил.
К.Д. Ушинский поставил цель перед молодыми педагогами — это развитие мышления, способностей учеников, на определённой сумме знаний, которые необходимы в жизни. Уровень умственного развития нельзя однозначно определять объёмом усвоенных знаний.
Задачи, которые ставил Ушинский это развить в учениках желание работать самостоятельно или другими словами, научить ребёнка учиться. Создать условия для разнообразной деятельности в учебном процессе, при включении как можно больше органов чувств.
Таким образом, один из принципов дидактики Ушинского является организагщя учителем сознательной деятельности детей.
«Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» — утверждал К.Д. Ушинский.
Конечно же, и для учителей он предъявлял высокие требования. Он требовал, чтобы каждый, кто связан с воспитанием и обучением детей должен сам развиваться, совершенствовать своё мастерство и культуру. Ушинский требовал от молодых педагогов изучение сомой природы человека, причины его развития. Он говорил, что нельзя обучить ребёнка не познав все тонкости и закономерности его психики и физиологии.
« Педагогика — это не наука, но искусство, причём выше искусство, потому, что она призвана усовершенствовать самое сложное — природу человека. Его душу и тело». Так Ушинский объясняет неразрывность психофизиологической основы и своей дидактики. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать человека «во всех отношениях». Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природа человека».
Ушинский в своих записях говорит о создании факультетов, где будут
не только учить, как преподавать, но и развивать саму педагогику как искусство, стремились бы правильно формулировать истинные педагогические убеждения, и цели перед поколениями. Конечно же, исходя из общих проблем современности. Такие факультеты, говорил он, должны дать понять цель каждому выпускнику, юному учителю. Цель педагогической системы — воспитать детей своих не подобия нам, а лучше нас.
Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Он пишет: «К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ». «… Воспитание», — учил К.Д. Ушинский, — «должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «… живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, … его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории…». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который можно выполнить, соблюдая три основных условия:
Связь с жизнью.
Соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития.
Обучение на родном языке.
Принцип научности обучения. Главной целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Этот принцип К. Д. Ушинский распространял и на предмет родного языка в школе, в котором, по его словам, «… одухотворяется весь народ и вся его родина». Так, в книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны.
В процессе обучения необходимо разоблачение различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений, а изучение закономерностей развития объективного мира у учащихся сформируется научное мировоззрение. Ушинский отмечал, что любой материал должен пройти серьёзную проверку и отбор. При отборе содержания школьного образования Ушинский выдвигал принципиальное требование, которым пренебрегала и во многом до сих пор продолжает пренебрегать современная педагогика. А именно — «вносить… в школу лишь то, что составляет действительное приобретение человечества, оставляя за порогом ее все временные увлечения». Если педагог, отмечал Ушинский, «будет без разбора вносить в свою школу все, что покажется ему поновее и позанимательнее», он «не выполнит своей обязанности». «Истинный воспитатель, — по его словам, — должен быть посредником между школою, с одной стороны, и жизнью и наукой — с другой; он должен вносить в школу только действительные и полезные знания, добытые наукою, оставляя вне школы все увлечения, неизбежные при процессе добывания знаний».
В сегодняшнее время в наш мир поступает каждый день огромное количество информации. Отобранный для школы материал той или иной области знаний необходимо обработать и приспособить его к особенностям детского возраста. Сейчас с развитием интернета такая проблема становиться куда актуальнее. Каждый день в сеть выходит новое и неизученное, что требует переработки или удалению. Общаясь в сети, люди могут потерять собственное «я», многие люди представляю себе, что в глобальной сети они неуловимы, и от того можно делать всё что им захочется . Такие люди могут ‘ создавать ложную, или аморальную информацию. Ребёнок, имеющий беспрепятственный доступ в социальные сети, можно сказать, уже под влиянием. Интернет можно использовать и во благо, но каким образом глобальная сеть будет участвовать в детском развитии, и в какую сторону будет произведен эффект, зависит от правил общения с сетью, которые должны быть четко установлены в обществе и в семье.
Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.
Отсюда естественным образом вытекает еще один принцип, доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным. Опираясь на психологические исследования, К.Д. Ушинский считал важным своевременность начала обучения. По его мнению, преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться.
К.Д. Ушинский определил необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Он правдиво утверждал, исходя из исследований немецкой философии и достижений в психофизиологии, что в памяти знания формируются по определённой системе. Изучаемое, цепляется за уже приобретенные представления, посредством ассоциативного и чувственного мышления и аппарата. Ассоциативное мышление — это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Любое слово может вызывать целую сеть образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека.
Следственно, процесс обучения по своей природе уже систематичен и последователен. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.
Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике «Родное слово»: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье…
Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету, но принцип наглядности считал Ушинский заключается не только в иллюстрации изучаемого объекта и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении. К.Д. Ушинский считал, что познавательная самостоятельность ребенка в сочетании с развивающим влиянием сознательно усвоенных знаний дает лучшие результаты. В процессе обучения необходимо активное овладение знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы, сотрудничества учителя и учеников в осознанном достижении целей обучения. Этот принцип нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
…Учитель рассказывает новый урок; ученики, зная, что найдут его в книге, стараются лишь смотреть на учителя и не слышат ни одного слова из того, что он говорит. Пересказывая в двадцатый раз одно и то же, учитель, естественно, не в состоянии говорить с таким воодушевлением, которое вызывает внимание слушателей. Он заботится лишь о том, чтобы большинство его учеников знали предмет, а как придет к ним это знание — ему совсем безразлично.
Также К.Д. Ушинский придавал большое значение прочности или твёрдости усвоения знаний. В своих учениях он громко его не постулирует, но и не обходит стороной эту тему в материалах к третьему тому Педагогической антропологии. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности памяти. Главной особенностью этого принципа считал Ушинский способность воспроизводить изученное и применить на практике. Ключом к правильному процессу прочности Ушинский видел в сосредоточении внимания на объекте познания. “Сосредоточение сознания на предмете, делает все ощущения, получаемые нами от этого предмета, резче и яснее, а потому он легче и прочнее ложиться к нам в память…” Также Ушинский писал что, “ Любая интересующая нас вещь. Должна содержать в себе новость, которая или дополняла бы, или подтверждала бы, или разбивала бы то, что есть в нашей душе, т.е. одним словом, то чтобы уже переплеталось бы уже с прежней информацией, таящейся в библиотеке нашей памяти…”.
Таким образом можно выделить такие дидактические принципы: 1.обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Обучение должно затрагивать как можно больше органов чувств.
Вся педагогическая система собранная Ушинским и подведена под особенности русского человека. Прежде всего, базируется на воспитательной основе учителей и на мысли, что воспитатель должен сам научиться чувствовать.
Заключение
В данной работе я постаралась рассмотреть дидактическую концепцию К.Д. Ушинского как теорию развивающего обучения. С этой позиции, центральной идеей дидактической концепции К.Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие (памяти, воображения, логического мышления, способностей) ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей. Ушинский делал выводы, изучая физиологию и психологию, он выяснил, что существует следующие факторы воспитания личности:
преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием;
непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.
Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX — начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения, как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского. Воспитатель должен дать представление о прошлом и будущем, ведь ребёнок большую часть своего времени учиться в настоящем. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». И он достиг этой цели.
Список литературы
дидактический образование педагогический ушинский
Днепров Э.Д. Ушинский К.Д. /Э.Д. Днепров //Большая советская энциклопедия. М.: Проспект-м, 2002. 232с.
Катуржевськая А. Теория развивающего обучения в отечественной дидактике второй половины XIX начала XX века /А. Катуржевская //Научно- методическая вузовская сборник «Образование в России: история, опыт, проблемы». Армавир, 1999. 226с.
Ушинский К.Д. Детский мир и Хрестоматия /К.Д. Ушинский. Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 574с.
Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей /К.Д. Ушинский. Новосибирск: Детская литература, 1999. 424с.
Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии /К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1996. 47с.
Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы /К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1996. 32с.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии /К.Д. Ушинский. Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 1078с.
Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии /К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1996. 108с.
Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии /К.Д. Ушинский. Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. 780с.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. /К.Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. 528с.
Размещено на