Содержание
Содержание
I. Космические циклы. Человек как космическое существо3
1.1. Связь космических и исторических циклов..3
1.2. Цикличность эволюции…6
1.3. Человек, как часть Вселенной7
II. Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира10
2.1. Принцип глобального эволюционизма..10
2.2. Теория самоорганизации.13
2.3. Современная естественно-научная картина мира.15
Список литературы18
Выдержка из текста работы
Цель курса «Естественнонаучная картина мира» — формирование представления о целостности природы, знакомство с естественнонаучной картиной мира и становление общекультурных компетенций путем развития естественнонаучных знаний и умений, основанных на принципах универсального (глобального) эволюционизма и синергетики.
Задачи дисциплины:
— познакомить с ролью и спецификой гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры личности, их связей с особенностями мышления;
— сформировать представления о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;
— сформировать понимание роли фундаментальных законов природы, составляющих основу современной естественнонаучной области знаний;
— сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для осмысления и дальнейшего изучения различных областей естествознания;
— развить способности к творчеству, в том числе к научно-исследовательской работе, выработать потребность самостоятельного приобретения знаний в различных областях естествознания;
— сформировать знания о функционировании планеты Земля как сложной гетерогенной природной системы; о месте и роли человека в природе; об эволюционной картине Вселенной как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира
1. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин (Б2.Б.3), она непосредственно связана с такими дисциплинами как «Философия», «Экология», «Методология науки».
Данная дисциплина рассматривает основные концепции современного естествознания, образующие единую естественнонаучную картину мира. Она включает в себя информацию о предмете и методах изучения естественных наук, общих свойствах пространства-времени и их проявлениях в живой и неживой материи, о гипотезах возникновения Вселенной и жизни.
Студент, изучающий эту дисциплину, должен обладать знаниями в рамках школьного курса естественных наук, уметь пользоваться общефилософскими принципами и логическими понятиями.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код по ФГОС/ НИУ | Компетенция | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
ОК-1 | Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | Самостоятельная работа с различными источниками информации, лекционные и семинарские занятия, домашняя работа по анализу специальной дополнительной литературы. |
ОК-3 | Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества | |
ОК-4 | Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования | |
ОК-6 | Способен логически верно строить устную и письменную речь | |
ОК-8 | Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией | |
ОК-9 | Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | |
ОК-10 | Владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников | |
ОК-11 | Готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | |
ОК-12 | Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны | |
ОПК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | Систематическое изучение литературы, конспектов и электронных версий лекций, специальной дополнительной литературы, поиск нужной информации в библиотеках и сети Интернет |
ОПК-4 | Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности | |
ПК-2 | Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения | |
ПК-4 | Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса | |
ПК-13 | Способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
— историю, панораму и тенденции развития современного естествознания;
— фундаментальные законы природы, определяющие тенденции развития современного естествознания;
— соотношение порядка и беспорядка в природе, упорядоченность строения физических объектов, принципы перехода из упорядоченного состояния в неупорядоченное и наоборот;
— особенности самоорганизации в живой и неживой природе, иерархию структурных элементов материи от микромира до макро- и мегамира;
— принципы систематики живых организмов, биологическое многообразие и его роль в сохранении устойчивости биосферы;
— этапы эволюции человека, его роли в развитии биосферы;
— принципы универсального эволюционизма и синергетики.
Уметь:
— применять знания основных положений и принципов предмета для объяснения роли человека в природе;
— использовать на практике различные принципы естествознания;
— выделять основные принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;
— устанавливать закономерности и связи самоорганизации в живой и неживой природе;
— анализировать многообразие живых организмов.
Владеть:
— навыками нахождения причинно-следственных связей между законами природы и последствиями антропогенного вмешательства в природные процессы;
— навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации по естествознанию.
Изучать предложенную тематику целесообразно по разным учебникам, пособиям, справочникам, монографиям, руководствам. В методических указаниях приведен перечень рекомендованной литературы. Студенты могут использовать и другую литературу, имеющуюся в библиотеках.
Изучать темы необходимо последовательно. Целесообразно конспектировать основные положения.
После изучения всего курса студенты выполняют контрольную работу, которую высылают в Филиал Псков ГУ г. Великие Луки на кафедру "Строительство" на рецензирование.
Замечания преподавателя должны быть проработаны, ошибки исправлены до защиты контрольной работы. В период экзаменационной сессии читаются обзорные лекции, выполняются практические работы, проводится защита контрольных работ и зачет по программе.
Программа курса "Естественно-научная картина мира"
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Освоение человеком окружающего мира. Научный метод. Закономерности развития картины мира. | Научная форма освоения действительности и специфика ее проявления в естествознании. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; основные способы освоения человеком мира и их взаимоотношения; характеристики науки; логические конструкции теоретического естествознания. Научный метод и методология; содержательные и формальные методы познания; наблюдение, эксперимент, гипотеза. Общие закономерности развития картины мира. История естествознания и научные революции, понятие парадигмы; принцип соответствия; тенденции развития естествознания; картина мироздания: мифологическая, религиозная, философская и естественнонаучная картины мира. | |
Физическая, астрономическая, химическая и биологическая картины мира | Физическая картина мира. Механическая картина мира: дискретная (корпускулярная) модель реальности, законы механического движения, концепция абсолютного пространства и времени, концепция дальнодействия, динамические закономерности; электромагнитная картина мира: континуальная (непрерывная) модель реальности, концепция близкодействия, реляционная (относительная) концепция пространства и времени, максвелловская электродинамика, общая теория относительности,; квантово-полевая картина мира: корпускулярно-волновой дуализм, фундаментальные виды взаимодействия; современные представления о мире: микро-, макро-, мегамир. Химические системы и их отличия от физических; понятие химический элемент; взаимопревращения веществ. Биологическая картина мира. Специфика организации живого; уровни организации живой материи: гипотезы возникновения жизни на земле; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; генетика; биосфера; ноосфера; человек (физиология, здоровье, эмоции, творчество). Астрономическая картина мира; Вселенная; Солнечная система; Земля и её эволюция; химический состав вещества во Вселенной; звезды и их эволюция; галактики. Эволюционно-синергетическая парадигма. Основные понятия синергетики; второе начало термодинамики; универсальный критерий эволюции; самоорганизующиеся структуры; примеры самоорганизации. Понятие рациональности; классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре; «Оптимистический» и «пессимистический» сценарии будущего. |
Рекомендуемая литература
а) основная литература
1. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клягин Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2014.— 264 c.
2. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Тулинов В.Ф., Тулинов К.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 483 c.
б) дополнительная литература
3. Палыгина А.В. Физическая картина мира [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Палыгина А.В.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011.— 200 c.
4. Горин Ю.В. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горин Ю.В., Свистунов Б.Л., Алексеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 240 c.
5. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 540 c.
В) периодические издания
Экология и жизнь: журнал. – М.: Агентство «Роспечать»
Экология человека: журнал. – М.: Агентство «Роспечать»
Г) интернет-ресурсы
1. http://www.sibstrin.ru
2. http://www.i-exam.ru
3. http://www.earth.google.com – Планета Земля
4. http://galspace.spb.ru – сайт, посвященный космосу, Солнцу, планетам солнечной системы
5. http://www.cern.ch – сайт Европейского центра ядерных исследований.
6. http://www.edu.ru – Российское образование – Федеральный портал
7. http://www.elementy.ru
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из 6 вопросов. Выполняется на листах бумаги формата А4 с указанием литературы. Варианты вопросов выбираются из таблицы 1 по двум последним цифрам номера зачетной книжки.
Таблица 1 – Номера вопросов контрольной работы
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
9,25, 41,57, 73,89 | 4,20, 36,52,68,84 | 11,27,43,59,75,91 | 6,22, 38,54,70,86 | 1,17, 33,49,65,81 | 5,21, 35,51,67,83 | 2,39,55,70,86,100 | 13,29,41,57,73,88 | 7,23, 39,55,71,87 | 8,24, 40,56,72,88 | |
3,19, 35,51, 67,84 | 17,33,49,65, 81,97 | 15,31, 47,63,79,95 | 23,39,45,61,77,93 | 5,24, 43,62,72,89 | 4,25, 46,62, 80,99 | 8,25, 41,63,75,96 | 6,27, 42,64,82,96 | 9,28, 43,56, 71,87 | 6,18, 33,57,79,92 | |
10,29, 38,64, 76,93 | 12,37,54,72,89,98 | 13,36,46,65,71,85 | 15,34,51,69, 82,95 | 3,23, 48,69,84,100 | 18,34, 45,62,84,99 | 19,42, 58,75,89,96 | 16,44,59,66,80,95 | 11,27, 46,59,74,90 | 22,40,57,71, 84,93 | |
13,27,39,51,75,87 | 15,36,52,64,76,88 | 21,42,65,78,82,97 | 12,30, 53,73,85,96 | 14,45,61,77,83,92 | 28,44,53,78,85,93 | 5,30, 49,61,82,93 | 24,55,60,79,86,97 | 20,47,60,76,81,94 | 17,38, 49,63, 74,95 | |
16,38,48,62,81,93 | 10,26,47,64,70,89 | 22,39,50,73,85,96 | 15,32, 58,62, 83,97 | 4,29, 42,66,81,94 | 24,33,51,73,82,98 | 15,34, 55,78,82,96 | 21,44,62,75,80,93 | 17,36,49,63,79,92 | 18,35,53,77,81,95 | |
15,30,45,66,88,94 | 30,44,51,72,85,99 | 23,46,52,66,78,95 | 26,38,64,72,85,98 | 13,39,53,69,76,83 | 26,40,57,73,87,94 | 28,39,54,61,73,86 | 26,42,54,70,82,93 | 21,40,57,68,74,91 | 22,33,58,73,84,93 | |
24,41,58,72,83,97 | 25,42,59,69,86,94 | 29,45,57,69,81,95 | 3,23, 46,60,72.90 | 11,26,52,69,77,85 | 18,43,59,72,83,96 | 17,35,50,68,84,92 | 21,34,52,69,71,98 | 22,40,61,76,88,96 | 28,43,57,78,85,91 | |
13,27,42,58,69,98 | 34,47,51,75,88,96 | 27,39,54,65, 77,92 | 25,40,63,78,84,92 | 14,35,53,63,77,92 | 14,30,45,57,71,83 | 17,33,52,74,86,93 | 26,43,52,69, 84,91 | 29,45,61,76,87,98 | 24,39, 53,66, 78,96 | |
24,37,55,68,82,95 | 2,27, 43,52,74,93 | 23,45,59,62,81,91 | 24,37,46,62,71,85 | 17,44,62,74,83,96 | 22,37,44,59,75,93 | 15,30,44,61,72,81 | 36,49,62,75,83,99 | 37,52,68,74,83,99 | 26,41,58,78,83,96 | |
1,17, 33,52, 66,79 | 31,48,64,75,88,94 | 28,40,58,7389,99 | 23,45,58,74,82,92 | 27,43,58,60,79,94 | 13,36,52,68,76,82 | 23,35,51,67,82,95 | 24,40,57,72,83,99 | 32,44,58,67,85,96 | 32,45,63,78,83,97 |
Объем контрольной работы не ограничивается, но ответы на вопросы должны быть четкими.
Контрольная работа оформляется аккуратно. На титульном листе указывается название учебного заведения, факультета, название предмета, ФИО студента, курс, номер зачетной книжки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Взгляды выдающихся мыслителей древности на окружающий мир.
2. Возникновение науки. Наука и мифология.
3. Ученые средних веков и их воззрения на строение Вселенной.
4. Наука эпохи возрождения.
5. Наука как эволюционный процесс. Научные революции.
6. Важнейшие этапы в развитии естествознания.
7. Теоретический и эмпирический уровни познания.
8. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.
9. Современное естествознание и его роль в науке и жизни общества.
10. Альберт Эйнштейн и создание теории относительности.
11. М.В. Ломоносов – великий сын России.
12. И Ньютон и создание фундамента механической картины мира.
13. И.В. Курчатов и развитие в России ядерной физики.
14. Духовная культура. Рождение науки.
15. Характерные черты научного знания. Научное открытие и доказательство.
16. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.
17. Концепция классического детерминизма Лапласа.
18. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики.
19. Мир элементарных частиц.
20. Законы распространения света.
21. Синергетика. Значение синергетики для современной физики.
22. Синергетика. Самоорганизация в живой и неживой природе.
23. Современные представления о пространстве и времени.
24. Необратимость времени. Принцип возрастания энтропии.
25. Начала термодинамики.
26. Теория струн – направление математической физики.
27. Становление теоретической биологии.
28. Зарождение живой материи.
29. Генетические законы и факторы эволюции.
30. Роль генетического материала в воспроизводстве и эволюции организмов.
31. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.
32. Принцип глобального эволюционизма.
33. Солнечно-земные связи.
34. Современные гипотезы происхождения и модели Вселенной.
35. История геологического развития Земли.
36. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.
37. История развития цивилизации.
38. Экологические глобальные проблемы. Природные катастрофы и климат.
39. Экология и ее современные направления.
40. Особенности физиологии и здоровья человека.
41. Человек как предмет естественнонаучного познания (здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика. человек и космические циклы; путь к единой культуре).
42. Черты корпускулярной концепции описания природы (атомизм, механицизм, квантовая теория строения вещества).
43. Континуальная концепция описания природы.
44. Структурные уровни организации материи. Система и целое. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого.
45. Законы сохранения и принципы, действующие в природе.
46. Методология и методы естественно-научного познания.
47. Структура научного познания. Классификации наук.
48. Системы мира Аристотеля, Птолемея и Коперника. Научные революции.
49. Физическая картина мира, физические измерения и единицы.
50. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи.
51. Роль симметрии и асимметрии в естественном познании.
52. Основные проблемы современной химии.
53. Химизм. Химические процессы. Реакционная способность веществ.
54. Атом и молекула как целостные объекты химии.
55. Типы взаимодействий. Концепции близкодействия и дальнодействия.
56. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.
57. Структурные уровни организации материи: объекты мега-. макро- и микромира.
58. Принцип относительности Галилея.
59. Теория относительности Эйнштейна.
60. Причинно-следственный закон.
61. Астрономия, еѐ разделы, предмет изучения, методы изучения.
62. Современные проблемы астрофизики.
63. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.
64. Происхождение и эволюция звёзд.
65. Современные науки о космосе.
66. Структура Вселенной.
67. Темная материя во Вселенной.
68. Солнечная система.
69. Мироздание за пределами Вселенной.
70. Жизнь как особая материальная система и особая форма движения материи.
71. Проблема происхождения жизни.
72. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни. Гипотеза о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни.
73. Отличие живого от неживого и модели происхождения жизни.
74. Ведущие генетические законы и механизм воспроизводства жизни.
75. Понятия и законы экологии.
76. Гоминизация
77. Неотения и акселерация в истории гоминин.
78. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.
79. Синтетическая теория эволюции и концепция Гея-Земли.
80. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
81. Этапы формирования геосферы, роль геохимических циклов в эволюции Земли.
82. Биотический круговорот и его значение для эволюции биосферы.
83. Особенности термодинамики, самоорганизации и информационного обмена в живых системах.
84. Клетка – структурная и функциональная единица живого.
85. Этапы становления человека, его отличия от животных.
86. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.
87. Эволюция видов – эволюция экосистем.
88. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.
89. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.
90. Прокариоты и эукариоты.
91. Эволюция форм жизни.
92. Типы сред жизни. Действие факторов среды.
93. Современные геофизические условия жизни.
94. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.
95. Понятия «естествознание» и «наука». Современные методы научного исследования. Современные (наукоемкие) технологии.
96. Пространство, время. Принципы симметрии, законы сохранения.
97. Земля как элемент Солнечной системы.
98. Литосфера как абиогенная основа жизни.
99. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, физико-геохимическая.
100. Современные концепции развития геосферных оболочек. Внутреннее строение Земли. Континентальный дрейф. Эволюция Земли.