Содержание
Содержание
1. Концепция и парадигма, что между ними общего? В чем различие?3
2. Чем порождается электромагнитное поле? Что такое фотон?4
3. Концепции происхождения и эволюции галактик и звезд5
4. Типы фундаментальных взаимодействий в природе. Какое из них проявляет себя при образовании макроскопических тел?13
5. В чем сущность Ле-Шателье-Брауна ? Приведите примеры16
6. Какие неорганические вещества принимают участие в функционировании живых организмов. Их роль. Вода, ее роль в биофункциях?17
7. Концепция происхождения жизни на земле18
8. При каких условиях в динамической системе могут возникнуть стационарные состояния? Пример системы находящейся в стационарном состоянии22
9. В чем заключается противоречие системы Человек-Природа. Как называется высшая стадия развития биосферы? Ее основные пути становления.24
Выдержка из текста работы
Раздаточный материал по курсу
«Концепции современного естествознания»
для студентов З/О на 2010/2011 учебный год
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Наука и естествознание в системе культуры
1.Научное познание и его особенности. Критерии научности.
2.Естествознание как форма научного познания. Этапы развития естествознания.
3.Естественнонаучные революции. Основные проблемы современного этапа развития естествознания.
4.Структура естествознания.
Тема 2. Основные концепции естествознания
1.Концепции классического естествознания: а) классическая механика; б) классическая термодинамика;
в) классическая электродинамика.
2.Концепции неклассического естествознания: а) общая теория относительности; б) квантовая теория;
в) физика элементарных частиц и фундаментальные взаимодействия; г) синергетика как новое мировидение.
3.Основные концепции биологии:
а) классический дарвинизм и синтетическая теория эволюции; б) проблема происхождения жизни: основные концептуализации;
в) уровни организации биосистем: от биохимического к биосферному; г) человек как биологический вид: происхождение и особенности.
Тематика контрольных работ
1.Наука, ее особенности и этапы развития.
2.Естествознание в системе наук.
3.История естествознания: основные этапы развития.
4.Строение научного знания: уровни, формы и методы.
5.Классическая картина мира и ее особенности.
6.Современная картина мира и ее особенности.
7.Физическая материя и ее структура.
8.Естественнонаучные революции.
9.Отличие естествознания от религии, мифа, искусства. Проблема демаркации. 10.Разграничение науки и лженауки.
11.Основные принципы классической и современной физики.
12.Физика микромира: особенности становления.
13.Открытия в физике ХХ века.
14.Мировоззренческое значение квантовой теории.
15.Основные принципы квантовой механики.
16.Порядок и хаос в концепциях самоорганизации.
17.Основные концепции самоорганизации: И. Пригожин и Г. Хакен. 18.Основные представления синергетики.
19.Происхождение и эволюция жизни.
20.Основные направления современных биологических исследований.
21.Формирование и эволюция биосферы.
22.Основные уровни организации живой природы (молекулярный, клеточный). 23.Основные проблемы современной генетики.
24.Естественнонаучные аспекты антропогенеза.
25.Экологические проблемы Уральского региона.
26.Биологическая эволюция и человек.
27.Современные проблемы теории эволюции.
28.Отечественная биология в ХХ веке.
29.Антропогенные воздействия на биосферу и их последствия. 30.Человек как биологический вид: происхождение и особенности. 31.Глобальные экологические проблемы и перспективы биосферы. 32.Наука и кризис цивилизации.
Шифр:
А — 1, 29 |
Ж – 7 |
Н — 13 |
У — 19 |
Щ — 25 |
Б — 2, 30 |
З – 8 |
О — 14 |
Ф — 20 |
Э — 26 |
В — 3, 31 |
И – 9 |
П — 15 |
Х — 21 |
Ю — 27 |
Г — 4, 32 |
К — 10 |
Р — 16 |
Ц — 22 |
Я — 28 |
Д – 5 |
Л — 11 |
С — 17 |
Ч — 23 |
|
Е – 6 |
М — 12 |
Т — 18 |
Ш — 24 |
|
Вопросы к зачету
1.Наука и ее критерии.
2.Отличие науки от мифа, религии, искусства.
3.Строение и динамика научного знания.
4.Уровни, формы и методы научного познания.
5.Научная рациональность и ее основания.
6.Этапы развития естествознания.
7.Естественнонаучные революции.
8.Естествознание в системе наук.
9.Принципы классической физики.
10.Принципы современной физики.
11.Принципы классической термодинамики.
12.Основные принципы квантовой механики.
13.Классический детерминизм.
14.Вероятностный детерминизм.
15.Основные принципы синергетики.
16.Концепция самоорганизации И. Пригожина.
17.Концепция самоорганизации Г. Хакена.
18.Роль хаоса в процессах самоорганизации.
19.Происхождение жизни на Земле: история проблемы. 20.Происхождение жизни: концепция А.И. Опарина.
2
21.Происхождение жизни: гипотезы голобиоза и генобиоза.
22.Молекулярный уровень организации биосистем.
23.Клеточный уровень организации биосистем.
24.Надорганизменный уровень организации биосистем.
25.Классический дарвинизм и синтетическая теория эволюции.
26.Концепция биосферы В.И. Вернадского.
27.Строение биосферы.
28.Основные процессы в биосфере.
29.Экосистема как единый природный комплекс.
30.Происхождение человека как биологический процесс.
Литература:
1.Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры //Вопросы философии. – 1992. – №12.
2.Бобровский С. Чем занимается европейская наука / С. Бобровский // PS Week/RE. – 2005. –
№16. – С. 38-41.
3.Болотовский Б. Эйнштейн и современная картина мира / Б. Болотовский // Наука и жизнь –
2006. – №2. – С. 53-61.
4.Большое, малое и человеческий разум / С. Хокинг [и др.]; пер. с англ. А. Хачояна под ред. Ю. Данилова. – СПб.: Амфора, 2008. – 192 с.
5.Борзенков В. Проблема единства науки на рубеже веков / В. Борзенков // Высшее образование в России. – 2004. – №8. – С. 108-118.
6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991.
7.Генетически модифицированные организмы: наука и жизнь // Наука и жизнь. – 2008. — №6. – С. 12-26.
8.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2009. – 36 с.
9.Горюнов И. Темные материи: До последнего времени естествознание изучало всего пять
процентов вещества Вселенной / И. Горюнов // Поиск. – 2005. – №5. – С. 12.
10.Гриб А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А.А. Гриб. – М.:
БИНОМ, 2003. – 311 с.
11.Данилов-ДанильянВ., Рейф И. Траектория экологической мысли. На пути к современному пониманию биосферы // Наука и жизнь. – 2010. – №3.
12.Данилов-ДанильянВ. Кризис мировой цивилизации на весах научного подхода / В. ДаниловДанильян, К. Лосев, И. Рейф // Наука и жизнь. – 2005. – №9. – С.2-11.
13.Делоне Н. Хрупкость биосферы / Н. Делоне // Здравый смысл. – 2008. – №1. – С. 48-52.14.Дерягина М.А. Антропология: эволюция и биология человека. – М., 1994.
15.Ефремов Ю. Пределы научного знания / Ю. Ефремов // Здравый смысл. – 2006. – №2. – С. 2029.
16.Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопросы истории. – 1990. – №1. – С. 33-50.
17.Кириченко А.В. Введение в классическую и квантовую механику. – М., 1995.
18.Киселев Л.Л. Парадоксы биологии человека / Л.Л. Киселев // Человек. – 2004. – №4. – С. 42-48.19.Клягин Н.В. современная антропология / Н.В. Клягин // Высшее образование сегодня. – 2009. –
№2. – С. 39-48.
20.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. – 1992. – №12.
3
21.Концепции современного естествознания: словарь / сост. И.В. Солдатова, П.Е. Покревский. –
М.: МГИУ, 2008. – 48 с.
22.Концепции современного естествознания: словарь / учеб. для вузов / под ред. Л.А. Михайлова.
– СПб.: Питер, 2009. – 335 с.
23.Ксанфомалити Л. Темная Вселенная / Л. Ксанфомалити // Наука и жизнь. – 2005. – №5. – С. 5869.
24.Кузнецов В.И. Естествознание / В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис, В.Н. Гутина. – М.: Агар, 1996. – 384 с.
25.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М.,1992. 26.Лобановский М.Г. Основания физики природы. – М., 1990.
27.Миронов А.В. Концепции современного естествознания: математика, физика, астрономия, химия, науки о Земле, биология, человек, синергетика: учеб. пособие для юрид. вузов/ А.В.
Миронов. – М.: Пресс, 2003. – 204 с.
28.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / В.М.
Найдыш. – М.: Гардарики, 2003. – 476 с. |
|
|
29.Наумов Г. Ноосфера в прошлом и будущем / Г. Наумов // Наука и жизнь. – 2004. – |
№9. – |
С. 92- |
97. |
|
|
30.Оуэн Т. Одиноки ли мы в космосе? / Т. Оуэн // Международная жизнь. – 2004. – |
№4-5.– |
С. 3- |
21.
31.Панов А.Д. Завершение планетарного цикла эволюции? / А.Д. Панов // Философские науки. – 2005. – №3. – С. 42-49.
32.Попов В. Эволюция человечества и экономика / В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. – 2006. – №6. – С. 182-191.
33.Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой; Пер. с англ. / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. – 432 с.
34.Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии. – 1991. – №8.
35.Ройзен И. Новый сюрприз Вселенной: темная энергия / И. Ройзен // Наука и жизнь. – 2004. –
№3. – С. 38-42.
36.Рубцов А.С. Чарльз Дарвин и теория эволюции: интервью / А.С. Рубцов // Наука и жизнь. – 2009. – №1. – С. 47-52.
37.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин.
– М.: Гардарики, 2005. – 304 с.
38.Сабиров Р.Х. концепции современного естествознания: авторский курс лекций: учеб. пособие для вузов / Р.Х. Сабиров. – М.: АТиСО, 2008. – 686 с.
39.Савостьянов А. Вселенная за «черным коридором» / А. Савостьянов // Природа и человек
(Свет). – 2004. – №11. – С. 64-65.
40.Смирнов С.А. Современная антропология: Аналитический обзор / С.А. Смирнов // Человек. – 2004. – №2. – С. 67-78.
41.Смирнов С.А. Современная антропология: аналитический обзор / С.А. Смирнов // Человек. – 2004. – №3. – С. 79-88.
42.Старобинский А. Пробуем материю на ощупь?: Исследования космологов и астрофизиков помогут предсказать судьбу Вселенной: интервью / подготовил Ю. Дризе // Поиск. – 2006. –
№19-20.– С. 21.
43.Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / А.Д. Суханов, О.Н. Голубева; под ред. А.Ф. Хохлова. – Изд. второе, испр. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.
44.Физическое знание: его генезис и развитие. – М., 1993.
4