Содержание
Вопросы
1. Что такое диалектика? Раскройте основные признаки и категории.
2. Охарактеризуйте сущность концепции ноосферы В.И.Вернадского и ее роль в становлении современной российской цивилизации.
Выдержка из текста работы
Целью контрольной работы является обоснованное раскрытие актуальной темы по философии на основе ознакомления с соответствующей литературой и изложения собственного отношения к рассматриваемой проблеме.
Тема контрольной работы выбирается самим студентом из списка, представленного в рабочей программе по дисциплине.
Для обоснованного анализа необходимо реферирование не менее пяти источников по избранной теме (монографий и статей). При использовании интернет-ресурсов обязательным является указание соответствующих сайтов.
Контрольная работа должна состоять из следующих структурных элементов: плана; введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи, определяется предметное поле работы; 2-3 глав (разделов), при необходимости разбитых на параграфы; заключения, где подводится итог и формулируются выводы; списка литературы. Каждый элемент контрольной работы должен начинаться с новой страницы.
Содержание контрольной работы должно быть обоснованным, логичным, соответствовать плану, цели и задачам.
Объем работы от 15 до 20 страниц, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный. Бумага: формат А4, отступ сверху и снизу – 2 см., слева – 3 см., справа – 1,5 см. Нумерация страниц – по центру сверху, первая страница (план) не нумеруется. Контрольная работа должна иметь титульный лист (образец в приложении 1) и быть так или иначе сброшюрована.
Оценка контрольной работы предполагает использование системы зачет/незачет. Для получения зачета контрольная работа должна отвечать следующим критериям: соответствие содержания теме, достаточность и современность привлеченной литературы, аналитичность и логичность работы, обоснованность выводов, соответствие научному стилю изложения и требованиям к оформлению.
Получение зачета за контрольную работу является необходимым условием для допуска к экзамену по дисциплине.
1. Философия как теоретическое самосознание исторической эпохи (раскрытие темы предполагает анализ природы философского знания, исследование противоречивого соотношения автономии философа-творца и необходимость ответа на насущные социальные проблемы, характерные для данного исторического времени)
2. Философия и мораль (работа должна раскрыть сложный характер соотношения философии как мировоззренческой системы и морали как стихийного, неинституционального общественного явления. При этом следует обратить особое внимание на роль и действенность морали в науке и в философии)
3. Философия буддизма (необходимо краткое описание условий зарождения учения Сиддхартхи Гаутамы, основные положения его учения в области космологии, теории познания, этики, а также теоретическая специфика отдельных ответвлений буддизма – тхеравады, тантризма и дзен)
4. Философия школы веданта (контрольная работа должна раскрыть мифорелигиозные истоки веданты, прокомментировать основные положения концепции Шанкары, оценить современное состояние школы)
5. Социальная философия школы Фа-цзя (необходимо раскрыть истоки и условия зарождения школы, осветить суть теоретической позиции Хань Фей-цзы по вопросам этики и политики, роль этого учения в китайской истории)
6. Философия даосизма (требуется раскрыть истоки и условия зарождения школы, осветить суть теоретической позиции Лао-цзы по вопросам космологии, натурфилософии, этики, а также положение даосизма в современном мире)
7. Философия античных досократиков: Анаксагор, Эмпедокл (контрольная работа должна начинаться с обзора досократической философии, необходимо указать место и роль в ней Анаксагора и Эмпедокла, раскрыть логику и суть их учений)
8. Философские идеи античных софистов (контрольная работа должна начинаться с обзора софистической философии, нужно указать место и роль софистов Протагора, Горгия, Продика, Прокла в античной философии, раскрыть логику и суть их учений)
9. Философские идеи античных стоиков (контрольная работа должна начинаться с обзора идей и персоналий стоической философии, необходимо указать их место и роль в античной культуре, раскрыть логику и суть их учений)
10. Философские идеи античных эпикурейцев (работа должна начинаться с обзора идей и персоналий эпикурейской философии, нужно указать ее место и роль в античной культуре, раскрыть логику и суть их учений)
11. Религиозно-философская концепция Блаженного Августина (в работе следует отразить основные вехи жизненного пути, главные идеи произведений Аврелия Августина, их место и роль в истории христианства)
12. Философские идеи восточных отцов христианской церкви: Ориген Александрийский, Иоанн Дамаскин (в работе следует отразить основные вехи жизненного пути, главные идеи произведений упомянутых отцов церкви, их место и роль в истории христианства)
13. Философия Абуль Валид ибн Рушда (Аверроэса) (контрольная работа должна содержать характеристику личности Аверроэса, причины и обстоятельства его творческого пути, его основные идеи, их роль в истории перипатетизма)
14. Философские идеи западноевропейских схоластов: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скотт Эриугена (следует отразить основные особенности средневекового реализма и показать их проявление в работах выдающихся схоластов)
15. Философские идеи западноевропейских схоластов: Дунс Скотт, Вильям Оккам (следует отразить основные особенности средневекового номинализма и показать их проявление в работах выдающихся схоластов)
16. Философская система Фомы Аквинского (в контрольной работе следует отразить исторический контекст творчества Фомы, основные положения «Суммы теологии», их роль в эволюции католицизма)
17. Социальная философия эпохи Возрождения: М. Монтень, Т. Кампанелла (в контрольной работе следует отразить исторический контекст эпохи Возрождения, причины интереса к социально-философской проблематики, показать проявление этого интереса в творчестве Монтеня и Кампанеллы)
18. Философия Ф. Бэкона (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
19. Философия Т. Гоббса (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
20. Философия Дж. Локка (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
21. Философия Д. Юма (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
22. Философия Р. Декарта (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
23. Философия Г. Лейбница (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
24. Философия Ш.Л. Монтескье (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
25. Философия Д. Дидро (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
26. Философия П.А. Гольбаха (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
27. Философия Ж.Ж. Руссо (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
28. Философия И. Канта (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
29. Философия И.Г. Гердера (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
30. Философия Г.В.Ф. Гегеля (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
31. Философия Л. Фейербаха (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
32. Философия К. Маркса (в работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
33. Марксистская философия в ХХ веке: ленинизм, Франкфуртская школа (в работе должны быть представлены основные представители течения, теоретические проблемы, решавшиеся ими, основные положения их теорий, их роль и значение в истории философской мысли)
34. Философия американского прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс (в работе должны быть представлены основные представители течения, теоретические проблемы, решавшиеся ими, основные положения их теорий, их роль и значение в истории философской мысли)
35. Философия Г. Спенсера (в контрольной работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
36. Философия Э. Маха (в контрольной работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
37. Философия Л. Витгенштейна (в контрольной работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
38. Философия А. Шопенгауэра (в контрольной работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
39. Философия Ф. Ницше (в контрольной работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)
40. Философия экзистенциализма: М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
41. Русская религиозная философия: П. Флоренский и С. Булгаков (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
42. Русская религиозная философия: Н. Лосский и С. Франк (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
43. Пантеизм (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
44. Скептицизм (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
45. Интуитивизм (в контрольной работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)
46. Проблема движения материи: история и современность (необходимо дать анализ понятий материи, движения, развития, показать, как изменялись научные и философские представления об этом комплексе проблем, их современное состояние)
47. Концепция множественности миров: история и современность (работа должна содержать основные положения концепции и ее аргументацию, историко-философское развитие и основных представителей)
48. Многомерность временных потоков: философский аспект (работа должна содержать основные положения концепции и ее аргументацию, историко-философское развитие и основных представителей)
49. Феномен внимания как гносеологическая проблема (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
50. Происхождение сознания: теоретические альтернативы (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
51. Мышление и язык: диалектика цели и средства (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
52. Верификационистская и фальсификационистская концепции истины (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
53. Диалектика, логика и софистика (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
54. Сила и слабость здравого смысла (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
55. Географический фактор общественного развития. Географический детерминизм (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
56. Биологический фактор общественного развития. Биологический детерминизм (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
57. Этологический фактор общественного развития: концепция К. Лоренца (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
58. Демографический фактор общественного развития. Демографический детерминизм (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
59. Человеческая жизнь и история общества: единство и противоречие (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
60. Патология личности как философская проблема (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
61. Сущностные силы человека: проблема определения и развития (необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)
Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Центр социально-политического и гуманитарного образования
Кафедра философии и культурологии
Значение значения
(контрольная работа по дисциплине «Философия»)
Выполнил: студент гр. С-42
П.П. Рыдалин
Проверил: старший преподаватель,
к.филос.н. А.П. Никитин
Абакан, 2011