Содержание
1.Происхождение и значение слов объяснить
2. Заимствованные слова . Составить слова юристов и написать значение.
3. Фразеологизмы.
4. Латинские слова и выражения.
5. Русские пословицы и поговорки.
Выдержка из текста работы
Выберите любое из предложенных ниже заданий. Тему можно выбирать свою(!), учитывая собственные интересы и опыт. Составьте план своей речи. Проверьте его логичность, соотношение смысловых и временных пропорций. Освоив необходимый фактический материал и руководствуясь планом, составьте конспект выступления. Проверьте, нужна ли корректировка плана после завершения работы над конспектом. Прорепетируйте перед друзьями или перед зеркалом свое выступление. Оцените его, руководствуясь критериями, изложенными в заданиях.
Задание № 1. Подготовьте информационную речь (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории, Придумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория –слушатели группы.
Материалы к заданию.
1. Примерные темы для информационной речи
– события в нашей стране
– события за рубежом
– новости культурной жизни города
– спортивные новости
– новинки литературы
– системы ЭВМ
– как стать интересным собеседником
– зачем нужно изучать риторику
– как бороться с плохим настроением
– как я отделался от дурной привычки
– что делает нас привлекательными
– как ладить с родителями
– удивительный характер
– человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)
– самые трудные минуты в моей жизни
– случай, который помог мне узнать себя (своего друга)
– как я утратил иллюзии
– новые достижения науки (медицины, техники…)
– что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть
честной
— быть руководителем – это значит…
– деньги в нашей жизни
– а счастье, что оно…?
– Хочу ли я стать политиком?
– Что значит для меня свобода?
– Семья или карьера?
– Моя совесть и я
Схема оценки информационной речи
1. Тема и цель (Интересны? Уместны? Актуальны?)
2. Вступление (интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?)
3. Главная часть (Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?)
4. Заключение (Ясно? Есть ли обобщение сказанного?)
5. Произношение (уверен ли говорящий в себе? Правильна ли его поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?)
6. Советы выступающему
Памятка
Информационная речь с первого до последнего слова – продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя. На целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка. Создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерение оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и установки
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).
Задание № 2. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.
Материалы к заданию
1. План агитационной речи
А. Привлечь внимание, вызвать интерес.
Б. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.
В. Привести аргументы для доказательства тезиса.
С. Сделать вывод. Сформулировать призыв.
Примерные темы для агитационной речи
– можно научиться быть счастливым
– я люблю «русское кино»
– «вредные» фильмы
– жизнь – любовь
– не в деньгах счастье
– книга, которую каждый должен прочитать
– позвоните (напишите) родителям
– не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)
– берегите здоровье
– занимайтесь спортом
– научитесь зарабатывать деньги
Схема оценки агитационной речи
1. Тема и цель (Подходят ли они аудитории?)
2. Введение (Интересно? Вызывает ли желательную реакцию?)
3. Главная часть. (Интересен ли материал? Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы? Целесообразны ли примеры?)
4. Заключение (Ясно? Убедителен ли призыв к действию?)
5. Произношение (Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?)
6. Советы выступающему.
Памятка
Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели – это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.
Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, – все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер)