Содержание
1 Принципы рациональной организации трудовых и производственных процессов3
2 Типы организационной структуры и подходы к ее проектированию7
Список использованных источников14
Выдержка из текста работы
Начальные буквы фамилии |
Номера ситуаций контрольной работы для выполнения |
А,Б,В,Г,Д,Е,Ё |
1.1: 2.2; 3,3 |
Ж,З,И,К,Л,М, |
1.2;2.1; 3.2 |
Н,О,П,Р,С,Т,У, |
1.3; 2.3; 3.1 |
Ф,Х,Ц,Ч,Щ,Ш,Э,Ю,Я |
1.1; 2.1; 3.2 |
Задание 1. Дайте оценку приведенным ситуациям, проведите их анализ, ответьте на вопросы.
1.1. При проведении реконструкции производства мастер получил задание перевести 10 своих подчиненных на другую работу. Мастеру это поручение было крайне неприятно. Он не хотел бы, чтобы его люди были в претензии на него, поэтому размышлял, как лучше всего устраниться от этого дела. Наконец нашел выход: он предложил своему начальнику цеха всех своих подчиненных – 20 человек — и попросил его выбрать тех десятерых, которые ему покажутся подходящими. Увы, начальник на эту уловку не попался.
Вопросы:1. Как Вы думаете, какие принципы управления разъяснил при отказе начальник цеха мастеру? 2. Чем руководствовался мастер, обращаясь к начальнику цеха?
1.2. По производственной необходимости рабочего, имеющего высокую квалификацию, на один месяц перевели с участка на участок в пределах цеха без изменения специальности и характера работы. Выбор пал на него потому, что он раньше выполнял эту работу, о чем ему было сказано. Наблюдения показали, что рабочий не только не справлялся с заданием мастера, но и перестал выполнять норму выработки, мотивируя это тем, что уже отвык от когда-то выполнявшейся им работы. Однако своим товарищам он говорил, что делает это умышленно, дабы «научить начальство», т.е. исключить подобные переводы в будущем. Ради этого он даже жертвовал своей месячной зарплатой. Мастер вышел с предложением заменить этого работника другим, но после реальной оценки ситуации было решено поступить иначе.
Вопрос:Какое решение вы примете на месте руководства для устранения данной проблемы, чтобы выполнить принцип «двоецелия решений»? Обоснуйте свой ответ.
1.3.Мастер Беляков жалуется, что он целый день без перерыва на ногах. Если бы он сам обо всем не беспокоился, все шло бы наперекосяк. У него нет времени даже для того, чтобы перекусить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вечерами он приходит домой полностью «выжатый».
При анализе деятельности мастера Белякова выяснилось следующее: мастер систематически исключал из поля зрения своих бригадиров. Указания он давал непосредственно отдельным рабочим и детально проверял выполнение. Если работа была выполнена неудовлетворительно, он тут же вмешивался и начинал лично исправлять ошибку.
Вопросы:1. Выявите причины сложившейся ситуации. 2. Определите стиль управления мастера.
Задание 2. В ниже приведенных ситуациях студенты должны определить типы, причины конфликтов, а так же дать анализ их разрешения или предложить свои пути разрешения данного конфликта, если он не приведен. После этих действий студенты определяют последствия конфликтов.
2.1. Молодой специалист пришел к начальнику требовать повышения заработной платы, заявив, что за прошлый месяц он выполнил всю свою работу и часть работы других сотрудников, которые не успевали уложиться во временные рамки. Однако заработная плата у него такая же, как у остальных сотрудников.
Руководство компании проанализировало результаты труда всего коллектива, и в частности данного специалиста за последние полгода. В результате анализа руководство пришло к выводу о необходимости совершенствования системы мотивации и поощрения на данном предприятии, разработав новую программу премирования.
2.2. Рядовой инженер фирмы — Косов поссорился с ведущим инженером — Щербатовым. При этом многое было не понятно сотрудникам и руководству: прежде Косов всегда был дисциплинированным и никогда ни с кем не ссорился. А тут вдруг стал агрессивным, накричал на ведущего инженера, заявив, что никогда не сможет его уважать.
Но вскоре выяснилось, что незадолго до этого Щербатов стремился убедить Косова, будто его рацпредложение нецелесообразно и никому не нужно. Тогда Косов забрал рацпредложение, а ведущий инженер преподнес его идею, как свою. Предложение было принято и внедрено. Рядовой инженер об этом никому не рассказал, но некоторые сотрудники, присутствующие при разговоре, знали суть конфликта и не делали из этого тайны. Однако руководство фирмы не обратило на данную ситуацию должного внимания и в результате нагнетания обстановки рядовой инженер уволился.
2.3. Одно время в фирме сложилась следующая ситуация: приблизительно половина коллектива поддерживала одну авторитетную сотрудницу, а другая половина – другую ее коллегу. И хотя причин для конфликта этих групп нет, они все-таки возникали, поскольку неформальные лидеры постоянно боролись за сферы влияния, стараясь привлечь на свою сторону большинство.
В данной критической ситуации, когда происходил раскол коллектива, руководство пошло на крайние меры. Оценив личный вклад в трудовой процесс двух конфликтующих личностей, приняли решение об увольнении менее значимого сотрудника.
Задание 3. Выберите наиболее эффективный стиль управления в следующих ситуациях. Обоснуйте свой выбор.
Ситуация 3.1. Вы поручили своему работнику определенную задачу и описали, как именно нужно её выполнить. Однако он не обратил внимания на ваши инструкции и сделал задачу по-своему. В результате она оказалась выполнена неправильно и не будет закончена вовремя. Этот работник поступает так уже не первый раз. Какой стиль управления вы выберете?
Автократический стиль – вы поручите ему выполнить эту задачу снова, на этот раз именно так, как вы ему сказали, и будете постоянно контролировать его, чтобы убедиться, что он делает все так, как вы ему сказали.
Демократический стиль – вы обсудите с ним возникшую проблему и вместе постараетесь выяснить, почему ему так сложно придерживаться инструкций. Вы подумаете, какие стратегии можно использовать для предотвращения таких проблем в будущем.
Либеральный стиль – вы скажете работнику, что он сам должен разрешить проблему, которую создал, и будете периодически проверять, как у него это получается.
Ситуация 3.2. Света пришла на работу в компанию два года назад. У нее прекрасный послужной список. Однако вы заметили, что в последнее время качество и производительность её работы значительно снизились. Вы не знаете, с чем это связано. Какой стиль управления вы выберете?
Автократический стиль – вы скажете Свете, что заметили, как снизились качество и производительность ее работы. Вы скажете, что ее работа неудовлетворительна и она должна придерживаться стандартов.
Демократический стиль – вы обсудите со Светой причины недавнего ухудшения ее работы и вместе разработаете стратегию возвращения качества ее работы на прежний уровень.
Либеральный стиль – вы дадите Свете время, чтобы она снова стала соблюдать стандарты. Вы дадите ей понять, что заметили ухудшения в ее работе, но не станете указывать ей никакого направления. Вы скажете ей, что уверены в том, что она сама справится со своими проблемами.
Ситуация 3.3. Ваш руководитель просит вас написать специальный отчет. Иван – очень способный работник, которому обычно не нужны ни инструкции, ни поддержка. У него есть все навыки, необходимые для выполнения этой работы. однако когда вы поручаете ему написать отчет, он выражает сомнение с том, что сможет это сделать, потому что никогда не писал подобных отчетов раньше. Какой стиль управления вы выберете?
Автократический стиль – вы скажете Ивану, что написать отчет – это его работа. Вы ознакомите его с требованиями к отчету и будете тщательно контролировать его работу, чтобы отчет был написан как следует и вовремя.
Демократический стиль – вы выразите полную уверенность в том, что Иван в состоянии справиться с этой работой. Вы обсудите вместе с ним стратегии ее выполнения и будете иногда отслеживать, как у Ивана идут дела, чтобы вовремя заметить появление каких-то трудностей.
Либеральный стиль – вы опишете Ивану задачу и позволите ему самостоятельно найти лучшие способы ее выполнения. Вы скажете Ивану, что совершенно уверены в его успехе, и спросите, нужно ли ему что-нибудь от вас. Если нет, то вы предоставите ему полную свободу действий.
Для выполнения контрольной работы студенты обязаны изучить самостоятельно такие разделы дисциплины «Основы менеджмента»:
— функции и принципы управления;
— стили управления;
— управление конфликтами.
Список литературы:
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 4-е изд. М.: Экономистъ, 2008.
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник 5-е издание – М.: ИНФРА-М, 2008
- Глухов В. Менеджмент: учебник для вузов. Спб.: Питер, 2007.
- Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е издание: Пер.с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.