Содержание
1. а) Поставьте ударение в словах.
Договор, досуг, ломоть, мусоропровод, оптовый, свекла, статуя, искра, каучук, феномен.
б) Образуйте от существительных форму род. падежа ед. числа и поставьте ударение.
Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, жезл, клок, торт, казак, гусь.
2. а) Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить-предоставить
1) Мне … квартиру.
2) … Вам самим право решать такие вопросы.
3) Нужно срочно … отчет о работе.
4) Отца … к ордену.
5) Меня все … чудаком.
6) Фильм … на фестивале.
7) Этот дом … собой небольшой замок.
б) Укажите случаи тавтологии и плеоназма (выпишите тавтологические и плеонасти-ческие выражения и укажите тип ошибки).
Образец: Традиционные экономические теории традиционно(чаще всего) учитывали только низшие потребности. (Традиционные … традиционно — тавтология).
1) Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в типичный губернский городишко, где занимается странным делом: скупает мертвые души крестьян.
2) В романе «Отцы и дети» Тургенев с большим мастерством реалиста впервые в русской ли-тературе запечатлел вступление в жизнь разночинцев-демократов.
3) Перед нами новый человек, не подсудимый, а грозный судья самодержавия и буржуазного строя.
4) Его творчество посвящено поколению 30-х годов, которое он описывал в своих произве-дениях и стихотворениях.
5) Тема стихотворения — тема свободы, «вольности святой».
3. а) Найдите ошибки в употреблении числительных и напишите правильные варианты.
1) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
2) Обои студентки получили наконец стипендии.
3) Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
4) Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.
-9-
5) Для ремонта ограничились пятисот рублями.
6) Наживал на каждой паре по тридцати копеек.
7) Он вернется из-за границы в двухтысячно седьмом году.
б) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.
Согласно (приказ, решение, постановление, желание, указание)
Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение)
Вопреки ( просьба, предположение, уговор, усилие).
Выдержка из текста работы
1. Поставьте ударения в словах. В случаях затруднения используйте словари. Диалог, досуг, осведомиться, километр, цыган, средства, центнер, договор, баловнику, намерение.
2. Укажите, в каких словах ЧН произносится как
А) [шн]
Б) [чн]
В) вариантно
В случаях затруднения используйте «Орфоэпический словарь русского языка». Спичечный, пшеничный, прачечная, полуночный, подсвечник, Фоминична.
3. Дайте определение следующих иноязычных слов (при затруднении обращаться к Словарю иностранных слов): Позиция, инфляция, маневры, кодекс, маркетинг, прецедент, инцидент, конъюнктура, масштаб.
4. Составьте словосочетания с данными словами Осудить — обсудить, освоить — усвоить, опасный — опасливый.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа. Анчоусы, носки, гланды, браслеты, ошметки, очистки, консервы, сапоги, чулки, дебаты.
6. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Чай, какао, крупье, рантье, Дели, Торонто, леди.
7. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи, когда соответствия нет. Агроном, конькобежец, член-корреспондент, тракторист, учитель, машинист.
8. Употребите числительные в нужной форме. От 946 отнять 27, 18, 92.
9. От данных слов образуйте форму множественного числа. Директор, токарь, инструктор, слесарь, шофер, редактор.
10. Напишите резюме.
1. Поставьте ударения в словах. В случаях затруднения используйте словари.
Диалог, досуг, осведомиться, километр, цыган, средства, центнер, договор, баловнику, намерение.
Диало?г; досу?г; осве?домиться; киломе?тр; цыга?н; сре?дства; це?нтнер; догово?р; баловнику?; наме?рение.
2. Укажите, в каких словах ЧН произносится как
А) [шн]
Б) [чн]
В) вариантно
В случаях затруднения используйте «Орфоэпический словарь русского языка». Спичечный, пшеничный, прачечная, полуночный, подсвечник, Фоминична.
Б) Спичечный, пшеничный, полуночный
В) Подсвечник, прачечная, Фоминична
3. Дайте определение следующих иноязычных слов (при затруднении обращаться к Словарю иностранных слов): Позиция, инфляция, маневры, кодекс, маркетинг, прецедент, инцидент, конъюнктура, масштаб.
Позиция (лат. positio — положение) —
1. Положение, расположение.
2. Место, служащее для расположения войск в бою.
3. Положение, необходимое для дальнейшего развития каких-нибудь событий.
4. Точка зрения, принципиальное отношение к чему-нибудь, определяющее характер действий, поведения.
5. Положение тела, поза при каких-нибудь определенных действиях, упражнениях (спортивных).
6. В танцах — определенное положение ног.
7. В игре на струнных музыкальных инструментах: определенное положение рук, пальцев.
8. Расположение фигур в игре (в шахматы, шашки).
9. Состояние денежных счетов, наличия кассы, кредита, обязательств на определенный момент.
Инфляция (латин. inflatio — вздувание, пучение) — Чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, сопровождающееся обесценением их.
Маневры — (фран. Manњuvre) —
1. Передвижение войск (или флота) на театре войны или на поле боя с целью нанести удар противнику (воен).
2. Ловкое действие, прием (неодобрит).
3. Специальные упражнения значительного количества войск (или флота) в обстановке, соответствующей боевым условиям.
4. Передвижение паровозов или вагонов на станционных путях для составления поездов (ж. -д).
Кодекс — (латин. Codex) —
1. Систематизированный свод законов (право).
2. Общая совокупность правил, привычек, убеждений.
3. Старинная рукопись в переплете.
Маркетинг — (от англ. marketing < market — рынок; сбыт) — деятельность на рынке. Система взаимосвязанных между собой видов предпринимательской деятельности, управление производством и сбытом на основе тщательного исследования рынка. Главная цель — приспособление производства к спросу потребителей и требованиям рынка для получения максимальной прибыли.
Прецедент — (от латин. praecedens — идущий впереди) — Случай, поступок в прошлом, служащий примером или оправданием для последующих поступков того же рода. || Решение суда или иного органа государственной власти, ставшее образцом для разрешения сходных вопросов на последующее время (право).
Инцидент — (от латин. incidens, букв. Падающий) — Недоразумение, неприятное происшествие, столкновение.
Конъюнктура — (латин. conjunctura — связь) —
1. Совокупность условий, влияющих на что-н., обстановка, ситуация.
2. Совокупность условий, определяющих положение товарного хозяйства (экон).
Масштаб (нем. MaЯstab, от MaЯ — мера, размер и Stab — палка), отношение длины отрезков на чертеже, плане, аэрофотоснимке или карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре. Определяемый так численный М. — отвлечённое число, большее 1 в случаях чертежей мелких деталей машин и приборов, а также многих микрообъектов, и меньшее 1 в других случаях, когда знаменатель дроби (при числителе, равном 1) показывает степень уменьшения размеров изображения объектов относительно их действительных размеров. М. планов и топографических карт — величина постоянная; М. географических карт — величина переменная.
Для практики важен М. линейный, то есть прямая линия, разделённая на равные отрезки с подписями, указывающими длины соответствующих им отрезков в натуре.
Для более точного нанесения и измерения линий на планах строят так называемый поперечный М. Это линейный М., параллельно которому проведён ряд равноотстоящих друг от друга горизонтальных линий, пересечённых перпендикулярами (вертикали) и наклонными линиями (трансверсали).
Принцип построения и использования поперечного М. ясен из рисунка, приведённого для численного М.1: 5000. Отрезку поперечного М., помеченному на рисунке точками, соответствует на местности линия 200 + 60 + 6 = 266 м. Поперечным М. называют также металлическую линейку, на которой очень тонкими линиями высечено изображение такого рисунка, иногда без каких-либо надписей. Это позволяет легко использовать её в случае любого численного М., применяемого на практике.
4. Составьте словосочетания с данными словами: Осудить — обсудить, освоить — усвоить, опасный — опасливый.
Осудить за кражу; обсудить кинофильм; освоить местность; усвоить тему урока; опасный поворот; опасливый человек.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа. Анчоусы, носки, гланды, браслеты, ошметки, очистки, консервы, сапоги, чулки, дебаты.
Анчоусы — анчоусов, носки — носок, гланды — гланд, браслеты — браслетов, ошметки — ошметков, очистки — очисток, консервы — консервов, сапоги — сапог, чулки — чулок, дебаты — дебатов.
6. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Чай, какао, крупье, рантье, Дели, Торонто, леди.
Черный чай, горячее какао, ловкий крупье, пожилой рантье, древний Дели, красивый Торонто, железная леди.
7. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи, когда соответствия нет. Агроном, конькобежец, член-корреспондент, тракторист, учитель, машинист.
Агроном (агрономша), конькобежец (конькобежка), член-корреспондент (не склоняется), тракторист (трактористка), учитель (учительница), машинист (машинистка).
8. Употребите числительные в нужной форме. От 946 отнять 27, 18, 92.
От девятисот сорока шести отнять двадцать семь, от девятисот сорока шести отнять восемнадцать, от девятисот сорока шести отнять девяносто два.
9. От данных слов образуйте форму множественного числа. Директор, токарь, инструктор, слесарь, шофер, редактор.
Директор — директора, токарь — токаря, инструктор — инструкторы, слесарь — слесари, шофер — шоферы, редактор — редакторы.
10. Напишите резюме.
Аминова Елена Александровна
Домашний телефон: 258-258
Сотовый телефон: 8-9-22-48-79-388
Дата рождения: 08.07. 1988г., (20лет)
Семейное положение: не замужем
Цель: получить должность экономиста, на постоянной
основе
Образование: Тобольский рыбопромышленный техникум по
специальности — менеджер, свидетельство об
окончании курсов 1С: Предприятие 7.7 Комплексная
конфигурация
Опыт работы: без опыта по специальности менеджер
Дополнительная информация:
Свободно владею персональным компьютером
(Microsoft Word, Microsoft Excel, Internet, e-mail,
1С: Предприятие7.7).
Знание делопроизводства, статистики.
Имею водительское удостоверение кат. «В».
Личные качества:
Доброжелательность, работоспособность,
аккуратность, целеустремленность.
1 ноября 2008г.
Список используемой литературы
1. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. С.Г. Бархударова и др. — 15-е изд. — М.: Рус. яз., 1978. — 480с.
2. Первый толковый большой энциклопедический словарь (БЭС): RIPOL-NORINT., Изд: Норинт, 2006. — 2144 стр. ISBN 5-7905-4831-8.
3. Электронная книга: “Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка” Включает 7 томов текста: 45000 словарных статей.
4. Свыше 215000 слов.
5. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. — М.: «Азбуковник», 2003.
6. Поисковая система INTERNET: http: // inf. by/resume/26/ (как составить резюме).
7. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Ушаков Д. Н. — изд. АСТ. — М.: содержит 86000 статей. 1995. — 1280с.
8. Словарь ударений русского языка: Разниченко И., 70х100/16. — изд. Аст-Пресс. SBN: 9785462007156., 2007. — 944с.