Выдержка из текста работы
(Номер темы определяется номером в журнале посещения занятий, при несогласии с темой разрешается выбор от номера 35 до 76, при этом следует избегать повторов – одинаковых тем)
1. Философия как наука, форма культуры и общественного сознания.
2. Исторические предпосылки, условия возникновения философии.
3. Философия и мировоззрение. Функции философии.
4. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема. Предмет философии.
5. Структура философского знания. Роль философии в познавательной и практической деятельности.
6. Характер и особенности философии Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая. Основные направления и школы, их краткое содержание.
8. Античная философия, основные периоды ее развития.
9. Проблемное единство, тематическое и методологическое разнообразие античной философии, ее основные этапы и тенденции развития.
10. Философия Сократа. Учение Сократа о диалектике и добродетели. Социально-философские взгляды Сократа.
11. Философия Платона. Учение Платона об идеях. Социально-философские идеи Платона.
12. Философия Аристотеля. Аристотель как систематизатор древнегреческой философии.
13. Основные школы и наиболее выдающиеся мыслители Древнего Рима.
14. Средневековая философская мысль. Основные проблемы патристики и схоластики.
15. Основные черты и принципы философии Средних веков. Развитие христианских идей от Августина Блаженного до Фомы Аквинского.
16. Социально-культурные предпосылки философии Возрождения. Характерные черты и выдающиеся представители гуманизма эпохи Возрождения.
17. Философская мысль в культуре Древней Руси и Московского царства, основные периоды ее развития.
18. Философские идеи Г.Сковороды, М.Ломоносова, А.Радищева, П.Чаадаева.
19. Западничество и славянофильство как направления русской философии XVIII-XIX вв.
20. Философия русского космизма (идеи Н.Федорова, К.Циолковского, В.Вернадского).
21. Религиозный характер отечественной философской мысли конца XIX- начала ХХ века, основные темы и характерные особенности.
22. Эмпиризм и рационализм в западноевропейской философии XVII-XVIII вв. Учения Ф.Бэкона и Р.Декарта о методе познания.
23. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этические идеи И.Канта.
24. Философия Г.Гегеля. Учение Гегеля о развитии бытия, мышления и познания.
25. Философские идеи К.Маркса и Ф.Энгельса. Русский марксизм как философия: основные идеи и характерные черты. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин как философы.
26. Поиск философией своего места в духовной жизни современного человечества.
27. Основные школы и направления философии XX-XXI вв.
28. Основные идеи позитивизма, экзистенциализма, феноменологии, религиозной философии.
29. Бытие, его сущность. Основные формы бытия и их содержание.
30. Материя, ее сущность. Основные свойства материи, их характеристика.
31. Материя и движение. Многообразие форм движения.
32. Пространство как форма существования материи. Основные свойства пространства.
33. Время как форма существования материи. Основные свойства времени.
34. Философская, религиозная и научная картины мира. Онтологическая картина мира и деятельность в системе ФСИН
35. Религия, ее сущность, структура и функции.
36. Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции.
37. Многоаспектность трактовки сущности сознания, его активность и важнейшие черты.
38. Познание как предмет философского анализа, ее решение в истории философии.
39. Мышление, логика, язык. Основные виды языка.
40. Понятие об объекте и субъекте в процессе познания. Виды познания, основные формы и способы.
41. Структура научного познания, его методы и формы. Отличие научного познания от других видов познания.
42. Истина и знание в деятельности человека. Соотношение истины, заблуждения, ошибки и лжи. Основные виды и критерии истины.
43. Развитие как процесс закономерных качественных изменений. Понятие о концепциях развития.
44. Метафизическая и диалектическая концепции развития, основное содержание и принципиальное отличие.
45. Основные формы и типы развития. Проблема профессионального развития в системе ФСИН
46. Закон, его сущность. Основные законы развития, их роль в деятельности специалиста службы ФСИН.
47. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, его характеристика. Роль закона в практической деятельности специалиста службы ФСИН
48. Закон диалектической противоречивости, его характеристика. Значение закона в жизни и деятельности специалиста службы ФСИН.
49. Закон диалектического синтеза. Значение закона в жизни и деятельности специалиста службы ФСИН.
50. Основные категории диалектики. Методологическое значение основных парных категорий философии для анализа проблем современности.
52. Природа, основные проблемы и противоречия взаимодействия природы и общества.
53. Сущность и специфика современных экологических проблем. Понятие об экологическом кризисе и возможных путях его разрешения.
54. Общество как объект философского познания. Общественные отношения, их виды и содержание.
55. Общество как социальная система. Структура общества. Основные социально-философские концепции общества.
56. Основные сферы жизнедеятельности общества: характеристика взаимодействия и взаимосвязей.
57. Сфера материально-производственной жизни общества: основные структурные элементы и функции.
58. Сфера социальной жизни общества: сущность, структура, основные функции.
59. Сфера политической жизни общества: структура и основные функции.
60. Сфера духовной жизни общества: основное содержание, системообразующие элементы и функции.
61. Понятие об общественно-экономической формации. Способ производства материальных благ.
62. Антропологические проблемы в современной философии. Смысл человеческого бытия.
63. Проблема личности в философии. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности личности в условиях службы в системе ФСИН.
64. Феномен общественного сознания. Соотношение общественного бытия и общественного сознания.
65. Сущность общественного сознания: уровни, структура и основные функции.
66. Характеристика форм общественного сознания, их взаимосвязь.
67. Ценность, ее сущность. Система ценностей и ценностные ориентации.
68. Классификация ценностей. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе воспитания и обучения личного состава в системе ФСИН.
69. Культура как объект философского познания, функции культуры.
70. Культура как совокупность ценностей. Культура и деятельность. Структура культуры. Основные формы и типы культуры.
71. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Проблема соотношения войны и культуры.
72. Цивилизация, ее сущность. Основные современные типы цивилизаций.
73. Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
74. Характеристика основных глобальных проблем современности, перспективы их разрешения. Стратегия будущего.
75.Основные мировые религии, их краткая характеристика.
76. Национальная безопасность: содержание, структура. Проблема обеспечения национальной безопасности страны в современных условиях.
1. Рекомендуемая литература (основная):
1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 519 с.
2. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
3. Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
4. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 828 с.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с. (Классический университетский учебник.)
6. Вундт В. Введение в философию / В. Вундт. – М.: Добросвет, КДУ, 2006. – 356 с.
7. Каверин Б.И. Философия: Учебник. М.: ВУ, 2004. – 330 с.
8. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов на/Дону: Феникс, 2007. – 576с.
9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. – 272 с.
10. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. – СПб: Издательство «Лань», 2004. – 384 с.
11. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.
12. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.