Выдержка из текста работы
Креационизм — идея сотворения мира богом из ничего. Ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их богом.
Концептуализм — Философское учение, которое, не приписывая общим понятием самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
Номинализм -от латинского «nomen» -«имя». Номинализм – особое внимание к единичному. номинализм (от лат. nominalis — относящийся к именам, названиям) — философская позиция, отрицающая реальность общего и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия. Денотатом термина может быть только единичное, которое — в зависимости от типа философии — понимается как физический объект или компонент опыта. Средневековый номинализм противостоял реализму, отрицая онтологический статус общих понятий (универсалий) и трактуя их как термины, вводимые для обозначения сходного в единичных явлениях.
Патристика — от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии.
Разум – невидимый орган человека. Мыслящий, комплексирующий информацию, осуществляющий управление телом, в котором из воплощения в воплощение копятся знания, называемые мудростью, которая проявляется как способности в каких-либо сферах знаний.
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.
Схоластика — происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога
Теизм – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.
Теодицея – богооправдание, объяснения существования зла. (учение, стремящееся согласовать идею всеблагого Бога и наличия в мире зла)
Теология – богословие, систематизация вероучения данной религии. Учение, разрабатывающее и оправдывающее религию.
Христианство — провозгласило равенство перед Богом всех верующих и предопределило дальнейшее свое развитие как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Универсалии (от лат. universalis – общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи).
Задание второе. «Средневековая философия — служанка богословия» (сочинение).
I. Общее понятие и важнейшие черты средневековой теологической философии.
2. Периодизация средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.
3. Догматы творения и откровения как основополагающие в философии средневековья. Ее теоцентризм.
4. Проблема теодицеи (добра и зла в мире).
5. Философия Аврелия Августина: учение о Боге, человеке и его внутреннем мире.
6. Взгляды А.Августина на человеческую историю и роль Церкви в ней. Смысл человеческой жизни и человеческой истории.
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.
Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира.
Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.
Средние века –это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности — феодализм и христианство — обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия — богословие. Средневековая философия — слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Начало синтезу христианской теологии и античной философии положил основатель еврейской философии Филон Александрийский (I в. до н.э. – I в.). Он попытался соединить языческое мировоззрение с основными понятиями философии Платона и осмыслить Бога как источник всего сущего, обосновав тем самым принцип монотеизма (единобожия)
Филон Александрийский подготовил, фундамент христианской теологии, его, по праву, называют «настоящим отцом христианства». Философия же в таком синтезе все дальше отходит от присущего ей абстрактно-теоретического объяснения мира. Изменяется ее предмет: уже не природа и Космос, как это было раньше, а особый мир божественного бытия и взаимоотношений человека и Бога становится объектом философского интереса. Философия обретает форму религиозной философии, превращаясь в «служанку богословия».
Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика. Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:
Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.
Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.
Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.
Схоластика(VII-XIV)
Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только……
Список используемой литературы:
1. Формирование средневековой философии” :латинская патристика./ Г.Г.Майоров — М,1979
2. Спиркин А. Г. Основы философии. Москва, 1988 г
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984
4. История философии. Учебник для вузов. В.П. Кахановский, В.П. Яковлев 2001г
5. Аврелий Августин Исповедь.
6. Аврелий Августин О граде Божием
7.Философия Алексеев П.В., Панин А.В.учебник для вузов
8.Учебно — практическое пособие ХГТУ М.Ф Пахомкина , Е.И. Фокин 2002