Выдержка из текста работы
по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению бакалавр педагогики начальное образование (3,5 года обучения)
Контрольная работа по дисциплине состоит из двух частей: теоретической и практической. В вариативную часть задания выносится теоретическая часть — написание реферата. Тему реферата необходимо согласовать с преподавателем.
Примерная тематика рефератов
1. Возрастные этапы развития детского рисунка.
2. Преемственность в изобразительной деятельности шестилетних детей в условиях школьного обучения.
3. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и трудового обучения.
4. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и природоведения.
5. Лирический образ природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
6. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства.
7. Повышение эффективности уроков рисования с натуры в младших классах (можно на примере какого-то одного класса — 1,2,3,4 классов).
8. Изобразительные задачи уроков тематического рисования.
9. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
10. Роль книжной иллюстрации в развитии художественного творчества младших школьников.
11. Теоретические основы обучения декоративно-прикладному искусству в начальной школе.
12. Знакомство младших школьников с разными художественными материалами и развитие умений с ними.
13. Элементы цветоведения в различных видах работ на уроках изобразительного искусства.
14. Особенности изобразительной деятельности младших школьников.
15. Влияние научных достижений в области психологии и педагогики на совершенствование методики преподавания изобразительного искусства в школе.
16. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства.
17. Реализация воспитательных задач в процессе обучения детей рисованию.
18. Развитие воображения и образного мышления детей на уроках изобразительного искусства.
19. Методика ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства.
20. Использование литературных и музыкальных произведений на уроках ИЗО.
Реферат должен иметь титульный лист (без указания № страницы), содержание с выделением введения, основной части с подпунктами или разделами, заключение, список литературы и приложение. Страницы реферата должны быть пронумерованы, начиная со второго листа (содержание) и состоять из 6 — 9 листов текста (последним нумерованным листом считать лист «Приложение»). В приложение подшиваются таблицы, репродукции картин и т.п.
Практическое задание по рисованию включает в себя рисунки на формате А4 по заданию Студенты выполняют рисунки с натуры и по памяти, самостоятельно подбирая натурный материал:
Задание 1. Тема: «Техника рисунка»
Цель: Отработать технику рисунка. Закрепить знания об элементарных правилах построения рисунка, передачи объема средствами светотени.
Практическое задание №1: тренировка руки в штриховке, тональный рисунок простых геометрических тел (2 тела вращения, 2 – гранных), 1 рисунок на 1/2 альбомного листа (рисунки 5, 8).
Практическое задание №2: конструктивное построение бытовых предметов, в основе которых тела вращения – 2 шт., гранное тело – 2 шт, 1 рисунок на 1/2 альбомного листа (рисунки 9 — 14).
Задание 2. Тема: «Рисование предметов»
Цель: Закрепить знания об элементарных правилах линейной перспективы. Отработать методику изображения группы предметов — натюрморта, — в основе которой лежит развитие умения видеть форму, конструкцию, пропорции.
Практическое задание: конструктивный рисунок группы предметов – 1 шт., 1 лист (рисунки 8, 12, 13, 14).
Задание 3. Тема: «Акварельная живопись»
Цель: Закрепить знания о техниках работы акварелью, правилах воздушной перспективы.
Практическое задание№1: заливки акварелью (однотонная, с изменением тона в двух направлениях, с переходом из цвета в цвет) –1 лист (рисунки 21 — 24).
Практическое задание№2: изображение простого пейзажа с упором на изображение явлений воздушной перспективы –1 лист (рисунки 25 — 26).
Задание 4. Тема: «Линейная перспектива»
Цель: Закрепить знания об элементарных правилах линейной перспективы. Отработать методику изображения пейзажа во фронтальной перспективе (с одной точкой схода).
Практическое задание: конструктивный рисунок пейзажа – 1 шт., 1 лист (рисунки 1-7, 19, 20).
К. п. н., доцент Луканова Галина Петровна
Содержание и методические указания к выполнению контрольной работы №2
по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению бакалавр педагогики начальное образование (3,5 года обучения)
Контрольная работа по дисциплине состоит из двух частей: теоретической и практической. В вариативную часть задания выносится теоретическая часть — написание плана-конспекта урока по методике преподавания изобразительного искусства.
План-конспект должен иметь титульный лист (без указания № страницы), содержать собственно план-конспект урока изобразительного искусства по установленной форме, список литературы и приложение. Количество страниц: 6 — 9 листов текста (последним нумерованным листом считать лист «Приложение»). В приложение подшиваются рисунки детей, таблицы, репродукции картин, диск с презентаций и т.п.
Примерная тематика уроков для разработки
1. Мамин платок.
2. Изображать можно пятном.
3. Изображать можно в объеме.
4. Изображать можно линией.
5. Дом снаружи и внутри.
6. Строим город.
7. Мужской образ.
8. Женский образ.
9. В крестьянском доме.
10. Образ древних русских городов.
11. Декоративная работа «Узор из геометрических фигур».
12. Рисование на тему «Богатый урожай».
13. Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу».
14. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси лебеди».
15. Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и Медведь».
16. Рисование на тему «Наши зимние забавы».
17. Рисование на тему «Мой друг».
18. Рисование натюрморта с натуры.
19. Беседа по искусству «Красота природы в картинах русских пейзажистов».
20. Беседа по искусству «Виды и жанры в изобразительном искусстве».
Практическое задание по рисованию включает в себя рисунки на формате А4 по заданию Студенты выполняют рисунки с натуры и по памяти, самостоятельно подбирая натурный материал:
Задание 1. Тема: «Тематическое рисование»
Цель: Освоить с приемы изображения фигуры в движении, взаимодействии фигур между собой, отработать композиционные приемы.
Практическое задание: выполнить тематическую композицию — иллюстрацию к русской сказке с 2-мя, 3-мя персонажами, (предоставить материалы поиска композиции эскизы 2-3 шт.,1/4 листа) – 1 шт., 1 лист рисунки 27, 28).
Задание 2. Тема: «Декоративное рисование»
Цель: Освоить принципы, определяющие специфику народных росписей, научиться разрабатывать орнаментальные композиции одного из видов народной росписи.
Практическое задание: выполнить эскиз в полосе, круге или овале элементами одной из рассмотренных росписей (на выбор студентов: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.). – 1 шт., 1 лист (рисунки 29 — 31).