Выдержка из текста работы
Кризисы неизбежны: регулярные, закономерно повторяющиеся кризисы являются непременной фазой циклического развития любой системы. Они начинаются тогда, когда потенциал прогресса данных элементов преобладающей системы уже в основном исчерпан и в то же время родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл.
Основная задача кризис – менеджмента, как нацеливание системы управления предприятия на достижение поставленных (кризисом) целей.
Поэтому антикризисный менеджмент является очень сложной конструкцией, объединяющей в себе столь различные элементы, как постановка целей, учет, контроль, анализ хозяйственной деятельности, управление информационными потоками и выработка рекомендаций.
Антикризисный менеджмент – система мер, направленных на предотвращение банкротства.
Успех антикризисного менеджмента во многом зависит от того, удалось ли руководству предприятия своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Для обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния фирмы необходимо постоянное наблюдение за деловыми и финансовыми её показателями с помощью такого инструмента антикризисного управления, как финансовый менеджмент.
I.Теоретическая часть
Понятие и сущность антикризисного финансового менеджмента
Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. Основная причина рыночной несостоятельности – грубейшие просчёты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатиться за счёт трудового коллектива. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их трудовой коллектив.
Антикризисный менеджмент – это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Весьма важно точно определить и саму концепцию антикризисного управления. Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднение не могут иметь постоянный, стабильный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, т.к. должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того пока они не приняли необратимый характер.
Главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильных устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Оно должно быть способным решать самые разноплановые и разносторонние задачи.
Суть антикризисного управления – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной совокупности альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.
В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях деятельности предприятия. Антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой оказалось предприятие, можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося сегодня «мотором» рыночной экономики. Для российского менеджера приоритетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.
Важным также является и маркетинг. Суть антикризисного маркетинга — деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо по приемлемой цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабильности компании. Чтобы добиться фундаментального успеха в бизнесе, нужно в полной мере использовать возможности планирования: необходимы тщательно проработанные стратегические программы, в которых все основные аспекты бизнеса рассматривались бы в расчёте на перспективу, в комплексе, во взаимосвязи.
Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.
2. Цели антикризисного управления
С переходом России к рыночной экономике антикризисное управление стало одним из самых актуальных понятий деловой жизни. В наиболее общем виде антикризисное управление — система управления организацией, которая имеет комплексный характер и направлена на предотвращение и устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.
Система антикризисного управления оснащена всем потенциалом современных методов и приемов финансового менеджмента. Антикризисное управление основывается на постоянном мониторинге деятельности организации с целью ранней диагностики кризисных умений в финансовом состоянии и разработке программы восстановления финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности.
Целями антикризисного управления с позиции финансового менеджмента являются восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности организации, нарушенных кризисом, и минимизация потерь от снижения рыночной стоимости организации.
Эти цели определяют задачи антикризисного управления, стоящие перед финансовыми менеджерами организации:
— формирование финансовых ресурсов в объеме, необходимом для обеспечения финансового равновесия в краткосрочной и долгосрочной перспективах;
— повышение эффективности использования финансовых ресурсов;
— увеличение свободного денежного потока;
-оптимизация соотношения рисков и доходности по видам деятельности.
Процесс управления финансовым оздоровлением означает управление, направленное на вывод организации из кризиса, и включает систему мер по улучшению ее финансово-экономического положения, предотвращению банкротства, повышению конкурентоспособности и всемерному содействию устойчивому развитию. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» различают три вида финансового оздоровления организации: досудебная санация, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Для целей данной лекции особый интерес представляет финансовое оздоровление — процедура банкротства организации — должника, осуществляемая его прежним руководством в целях восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта….
2.1 Роль антикризисного финансового менеджмента в управлении
Заключение
И в заключении хотелось бы отметить, что антикризисное управление отличается от управления в обычном режиме. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте, то цели первого заключаются в устранении возможности банкротства предприятия, преодолении уже назревшего кризиса и обеспечении выживания в краткосрочном аспекте, вероятно, именно в такой трактовке антикризисное управление обретает реальный смысл.
Однако, учитывая многогранность направлений и сфер применения процесса управления в традиционном его понимании, в том числе и стремление менеджера, обеспечить стабильное функционирование и рост эффективности деятельности предприятия, возникает вывод о принадлежности антикризисного управления менеджменту как одной из составных его частей. Следовательно, систему антикризисного управления необходимо рассматривать не раздельно, а в качестве составного элемента всей управленческой теории и практики, так как определение обеспечивающей четкое разделение двух понятий не представляется возможным, и изучать его более углубленно именно в такой интерпретации.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные принципы, на которых базируется система антикризисного управления:
а) Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации;
б) Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие;
в) Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, при этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае не будет, достигнут ожидаемый эффект (при недостаточном действии механизмов), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (при избыточном его действии);
г) Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Список использованной литературы
Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: «ИНФРА-М», 2002
Антикризисный менеджмент / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: «Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». — Издательство «ЭКМОС», 2004
Родионова Н.В. «Антикризисный менеджмент». — М.: «ЮНИТИ», 2002
Стратегия и тактика антикризисного управления / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина, С.-Петербург, 2004
Теория и практика антикризисного управления. Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. — М.: «ЮНИТИ», 2005
II. Практическая часть
Вариант 4
Антикризисный финансовый менеджмент
2.1. Собственный капитал (СК) = 500, заёмный капитал (ЗК) = 500, средняя расчетная ставка процентов (СРСП)=15%, уровень прибыльности (УП)=20%, валюта баланса (ВБ)=1000. Определить рентабельность собственного капитала.
Решение:
Рентабельность собственного капитала – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Прибыль, получаемая предприятием =200, т.е.,…
2.2.. Имеются следующие данные о работе промышленного предприятия:
1) Объем продаж, шт. – 30 000;
2) Цена за единицу, руб. – 2 500;
3) Переменные затраты на единицу продукции, руб. – 1 600;
4) Постоянные затраты, тыс. руб. – 20 000.
Требуется:
а) Определить количество проданных изделий, необходимых для достижения критической точки;
б) найти критический объем реализации;
в) определить момент в отчетном году, когда будет достигнут порог рентабельности.
Решение:
а) определяем количество проданных изделий, необходимое для достижения критической точки:
q= (Постоянные затраты )/(Цена за ед.-Переменные затраты)
q= 20000000/(2500-1600)=22222 штук;…
2.3.В таблице указаны стоимости (в %-х годовых) и рыночные стоимости (в млн. руб.) источников капитала предприятия.
Источник капитала Стоимость Рыночная стоимость
Кредит 10 0.5
Обыкновенные акции 16 1.9
Облигационный заём 8 0.6
Определить средневзвешенную стоимость капитала предприятия.
Решение:
Определим средневзвешенную стоимость капитала предприятия заполнив таблицу:…
2.4. Годовой спрос D=14800 единиц, стоимость организации производственного цикла Cs=100 рублей, издержки хранения одной единицы Ch = 8рублей/год. Найти экономичный размер партии, издержки, число циклов за год, расстояние между циклами.
Решение:
1). Экономический размер партии равен:
q=v(2CsD/Ch),
q=v((2*100*14800)/8) ?608 ед…
2.5.Чему равны общие расходы по реализации баумоловской политики управления денежными средствами, если: расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги составляют 1250 руб., общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в деньги равно 7, приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям составляет 40 %, средний запас денежных средств = 90 000 руб.
Решение:
Сумма пополнения (Q) вычисляется по формуле
Q=v(2*V*с)/r, где…
2.6. Имеются два инвестиционных проекта, в которых потоки платежей на конец года характеризуются следующими данными (таблица 1). Сравнить проекты по величине NPV.
Проект Год
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
B -200
-400 -300
-100 100
100 300
200 400
200 400
400 350
400 –
Ставка сравнения (норматив рентабельности) равна 10%.
Решение:
NPVА= (-200) * 1.1-1+ (-300) * 1.1-2+ (100) * 1,1-3+ (300) * 1.1-4+ (400) * 1.1-5+ 400* 1,1-6+ 350 * 1,1-7= -429,75 + 933,8 = 504,05 …
2.7.Ликвидационная стоимость предприятия составляет 4,3 млрд. долл. Прогнозируемый среднегодовой чистый денежный поток — 540 млн. долл. Средневзвешенная стоимость капитала 12%. Необходимо определить экономическую стоимость предприятия. Что выгоднее: ликвидация или реорганизация?
Решение:
Решая вопрос, ликвидировать или реорганизовать предприятие, сопоставляют его экономическую стоимость с ликвидационной.
Если ликвидационная стоимость предприятия больше его экономической стоимости, то выгоднее ликвидировать предприятие; если же фирма больше стоит как действующее предприятие, то ставится вопрос о реорганизации. Необходимо спрогнозировать будущие доходы и расходы. Экономическая стоимость представляет собой настоящую стоимость чистых денежных потоков….