Выдержка из текста работы
На основании приказа министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03. 2005г. № 57 образовательный процесс в 2008-2009 учебном году в соответствии с Региональным базисным учебным планом учебным планом осуществляется также в 4, 8 классах общеобразовательных учреждений Нижегородской области.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в 4, 8 классах разработаны:
С. К. Тивиковой, В. Ф. Одеговой, Н. Ю. Яшиной — по начальной школе. В разработке методических рекомендаций принимали участие также В. Т. Чичикин, М. И. Голунова, Н. А. Юрлова, О. В. Плетенёва
Л. В. Шамрей – по образовательным областям «Филология» (русский язык и литература) и «Искусство».
Н. А. Юрловой – по образовательной области «Филология» (иностранные языки).
Б. Н. Ивановым, И. Г. Малышевым, М. А. Мичасовой – по образовательной области «Математика».
М. И. Голуновой, А. Г. Баханским — по образовательной области «Информатика».
В. К. Романовским, Е. Г. Калинкиной, Г. Б. Гречухиным, И. Н. Поповой, И. А. Вдовиной по образовательной области «Обществознание».
Е. В. Алексеевой, А. Ф. Беленовым. Л. И. Асановой – по образовательной области «Естествознание».
В. Т. Чичикиным, С. Ю. Кузнецовым – по образовательной области «Физическая культура».
В. Г. Соловьёвым – по образовательной области «Технология»
При организации образовательного процесса руководителям образовательных учреждений следует обратить внимание на следующие нормативные документы:
Закон РФ от 10.07. 1992 № 3266-1 (ред. от 9.02.2007) «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки России от 23.12.2004 № 141 « О Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки России от 12.07.2005 № 199 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 23.12. 2004 № 141 « О Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14.07. 2003 № 3022 «Об утверждении Примерного положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, реализующим региональный (национально- региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения, грифа органа управления образованием субъекта Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки России от 08.04.2005 № 107 « Об экспертизе учебников»
Приказ N 349 Министерства образования и науки России от 13.12.2007 года № 349
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год»
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 5.03. 2008 года № 316-01-52/792
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 03. 07. 2007 года № 404 – 01-54/559
Начальная школа (4 класс)
В 2008-2009 учебном году организация образовательного процесса в 4 классе общеобразовательных учреждений различного типа осуществляется в соответствии с Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на период с 2005 по 2010 год (Приказ от 04.03.2005 г. № 57).
Следует также руководствоваться методическим письмом Департамента образования Нижегородской области от 1.02.2006г. № 404-01-52/212 «О рекомендациях по организации учебной деятельности на ступени начального общего образования».
В 2008-2009 учебном году образовательное учреждение составляет учебный план для 4 класса в соответствии с одним из четырех предложенных региональным базисным учебным планом (с.8-11) вариантов, с учетом особенностей программ по отдельным предметам и УМК.
Образовательное учреждение имеет право использовать в учебном процессе учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году, а также УМК, имеющие сертификат областного экспертного совета или экспертное заключение научно – методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО.
Тематическое планирование по программам учебных курсов разрабатывается учителем самостоятельно и (или) методическим объединением учителей начальных классов в соответствии с учебной программой.
Учитель начальных классов может руководствоваться также тематическим планированием, предложенным авторами образовательных программ, представленных в методических пособиях.
Так же, как и в третьем классе, особое внимание следует обратить на изменение объёма учебной нагрузки в 4 классе по отдельным предметам. Так, на преподавание предмета «Литературное чтение» отводится различное количество часов в зависимости от варианта учебного плана:
3 часа – по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут;
4 часа – а) по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут;
б) по 6-дневной учебной неделе при продолжительности урока 40-45 минут;
5 часов — по 6 -дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования курс «Информатика и ИКТ » входит в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе.
В классном журнале указывается предмет «Технология», в рамках которого и преподаётся не отдельный предмет, а учебный модуль «Информатика и ИКТ». Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предельная продолжительность непрерывного занятие за компьютером учащихся 2-5 классов составляет 15 минут .
Начиная с 2006/2007 учебного года кафедрой теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО рекомендуется к использованию в ОУ Нижегородской области УМК «Информатика в играх и задачах» (авт. Горячев А.В. и др.). В качестве компьютерной поддержки уроков информатики в 4 классе рекомендуется использовать диск «Мир информатики 8-11 лет» компании «Кирилл и Мефодий».
Курс прошел экспертизу, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в образовательную программу «Школа 2100». Считаем возможным в 4-х классах закончить обучение информатике по вышеуказанному учебному комплекту (дата последнего присвоения грифа УМК А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах».)
В классах, начинающих изучение курса «Информатика и ИКТ» (как модуль в предмете «Технология»), следует использовать учебники, представленные в Федеральном перечне рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ на 2008/2009 учебный год. (Раздел I. Начальное образование. Технология (Труд).
Примерное поурочное планирование модуля «Информатике и ИКТ» в 4 класс
(в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»)
Объем – 1 час в неделю (35 ч. в год)
(УМК «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев)
Номер урока |
Тема урока |
I четверть |
|
1 |
Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «если-то») |
2 |
Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «если-то-иначе») |
3 |
Цикл в построчной записи алгоритма (команда «повторяй») |
4 |
Алгоритм с параметрами |
5 |
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма |
6 |
Подготовка к контрольной работе |
7 |
Проведение контрольной работы |
8 |
Повторение |
9 |
Повторение |
II четверть |
|
10 |
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов |
11 |
Схема состава объекта. Адрес составной части |
12 |
Массив объектов на схеме состава |
13 |
Признаки и действия объекта и его составных частей |
14 |
Подготовка к контрольной работе |
15 |
Контрольная работа |
16 |
Повторение |
17 |
Повторение |
III четверть |
|
18 |
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. |
19 |
Истинность высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» |
20 |
Описание отношений между объектами с помощью графов |
21 |
Пути в графах |
22 |
Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов |
23 |
Правило «ЕСЛИ – ТО» |
24 |
Схема рассуждений |
25 |
Подготовка к контрольной работе |
26 |
Контрольная работа |
27 |
Повторение |
28 |
Повторение |
IV четверть |
|
29 |
Составные части объектов. Объекты с необычным составом |
30 |
Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями |
31 |
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями |
32 |
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия |
33 |
Подготовка к контрольной работе |
34 |
Контрольная работа |
35 |
Повторение |
Технология
При разработке вариантов рабочих программ для 4 классов кафедра технологии и трудового обучения ГОУ ДПО НИРО предлагает учителям руководствоваться следующим:
1. Учитель выбирает комплект учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки;
2. При разработке рабочей программы учитель должен учитывать возможности материальной базы, особенность местных условий, обеспечивать на их основе дифференциацию обучения, при этом обязательно выполнять требования государственных образовательных стандартов по технологии.
3. Соотношение времени на теоретические и практические занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени.
4. При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских допускается деление на две подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
В качестве примера кафедра технологии и трудового обучения предлагает следующие варианты тематических планов, представленных в программах под ред. Симоненко В.Д.
Для сельских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)
Класс |
Блок* |
Учебные часы |
4 |
Работа на приусадебном участке (осенний период) Обработка материалов. Элементы техники Работа с электронными устройствами Работа на приусадебном участке (весенний период) Творческий проект |
6 8 5 7 9 |
Итого |
35 |
* Каждый блок может объединять несколько разделов программы.
Для городских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)
Класс |
Содержание раздела |
Учебные часы |
4 |
Культура дома Радиоэлектроника Обработка материалов и элементы техники Проект |
7 8 10 10 |
Итого |
35 |
Иностранный язык
Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 4 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349).
Все учебники для 4 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г).
В 4 классе на изучение иностранного языка отводится 2 часа в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление на подгруппы.
Физическая культура
При преподавании физической культуры в начальной школе обращаем внимание, что в условиях дефицита двигательной активности и в соответствии с Приказом министерства образования РФ от 16.07.02 №2715 общеобразовательное учреждение имеет право вводить (по решению педагогического совета) третий час физической культуры , имеющий особое значение для физического развития младших школьников.
Содержание занятий при наличии третьего часа физической культуры не является самостоятельным и реализуется в системе общей образовательной программы, единого планирования.
Возможно проведение третьего часа физической культуры, но при условии соответствующей квалификации преподавателя (повышение квалификации по программе « Теория и методика физического воспитания»)
Преподавание осуществляется в соответствии с содержанием образо-
вательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным
учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных)
Среди них:
— Комплексная программа физического воспитания под ред. В.И. Ляха. — М.: Просвещение, 2006.
— Физическая культура. Начальные классы. Сост. А.П. Матвеев. Программа. – М:. Просвещение, 2006.
— Физическая культура. Программа для учащихся специальной медицинской группы ООУ, 1-11 классы, сост. А.П. Матвеев. — М.: Дрофа, 2004.
— В.Т.Чичикин Физическая культура. Региональная программа для 1-4 классов. Рекомендована областным экспертным советом МО Нижегородской области
( протокол ОЭС от 20.02.2006 г.)
В организации физического воспитания учащихся начальных классов следует ориентироваться на региональные учебно-методические издания. В частности, на методическое пособие В.Т. Чичикина, П.В Игнатьева. «Физическая культура в 1-4 классах». — Н.Новгород: НГЦ, 2006
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классах общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с содержанием образовательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных к использованию).
В 2008 – 2009 учебном году в 4 классах рекомендуется работать по программе А.Т. Смирнова, изданной в 2006 году (тематический план в приложении № 1).
Региональный базисный учебный план предусматривает в общеобразовательных классах организацию изучения предмета ОБЖ в начальной школе следующим образом:
— интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир»;
— ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета по решению педагогического совета за счет часов школьного компонента.
Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.
Преподавание программы ведет учитель начальных классов или учитель ОБЖ.
Приложение № 1
Примерный тематический план программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся |
16 |
1.1 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
8 |
1.2 |
Безопасное поведение дома |
2 |
1.3. |
Безопасное поведение на природе |
6 |
2 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
6 |
2.1. |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь |
2 |
2.2. |
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи |
4 |
3 |
Основы здорового образа жизни |
4 |
3.1 |
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» |
1 |
3.2 |
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. |
1 |
3.3 |
Пути укрепления здоровья |
2 |
4. |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
6 |
4.1. |
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) |
1 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения |
1 |
|
Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени |
1 |
|
Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей» (практическое занятие по плану образовательного учреждения) |
3 |
|
Резервные часы |
3 |
|
Всего |
35 |
Национально-региональный компонент в начальной школе изучается в объеме 1 часа в неделю во 2-4 классах. Для образовательных учреждений Нижегородской области данный компонент является обязательной частью учебного плана ОУ.
Содержание национально-регионального компонента может быть представлено следующими учебными предметами
— гражданское образование и история;
— экономика;
— физическая культура (дополнительный третий час).
Преподавание предметов национально-регионального компонента возможно при наличии УМК и прохождения курсовой подготовки учителем.
Для преподавания курса «Экономика» рекомендуются следующие программы:
— «Экономика в начальной школе», авт. О.В.Плетенева, НИРО, 2005;
— «Достижения молодых. Экономика в начальной школе», авт. Н.Ф.Чурсина, И.А. Симонов, НИРО, 2000
Кафедра экономического образования ГОУ ДПО НИРО рекомендует следующий вариант планирования:
Раздел 3. Государство (4 класс-35 часов) |
||
Тема 1. |
Понятие о государстве |
5 |
1.1 |
Потребитель и производитель. |
1 |
1.2 |
Строим сообщество. |
1 |
1.2 |
Государство. |
1 |
1.3 |
Государство в рыночных отношениях. |
1 |
1.4 |
Повторение. |
1 |
Тема 2. |
Государство в экономическом кругообороте. |
4 |
2.1 |
Государство как владелец ресурсов. |
1 |
2.2 |
Государственная и частная собственность |
1 |
2.3-2.4 |
Взаимодействие государства, потребителей и производителей |
2 |
Тема 3. |
Роль государства в экономике |
6 |
3.1 |
Общественные товары и услуги. |
1 |
3.2 |
Необходимость защиты окружающей среды. |
1 |
3.3 |
Неравенство в доходах людей. |
1 |
3.4 |
Государственное регулирование. |
1 |
3.5 |
Защита конкуренции. |
1 |
3.6 |
Повторение. |
1 |
Тема 4. |
Роль денег в жизни государства. |
10 |
4.1 |
Деньги. |
1 |
4.2 |
Свойства и функции денег. |
1 |
4.3 |
Эмиссия денег. |
1 |
4.4 |
Инфляция |
1 |
4.5–4.6 |
Налоги. |
2 |
4.7 |
История налогов. |
1 |
4.8 |
Расходы государства |
1 |
4.9 |
Бюджет государства. |
1 |
4.10 |
Повторение |
1 |
Тема 5. |
Международная торговля. |
7 |
5.1-5.2 |
Мир вокруг нас. |
2 |
5.3 |
Мировое хозяйство. |
1 |
5.4 |
Международное разделение труда. |
1 |
5.5-5.6 |
Мировая торговля. |
2 |
5.7 |
Повторение. |
1 |
Резерв |
3 |
При изучении экономики в 4 классе рекомендуются следующие учебно- методические комплексы:
1 |
4 |
1 |
«Экономика в начальной школе» (Плетенева О.В., НИРО, 2004) «Достижения Молодых. Экономика в начальной школе» (Чурсина Н.Ф., Симонов И.А., НИРО — «Достижения Молодых»,2000) |
Начала экономики. Рабочая тетрадь. 1999 Москва МЦЭБО Семь шагов в мир экономики 1-4 кл. 1999. Просвещение |
Реализация курсов национально-регионального компонента «Гражданское образование и история» обеспечивается:
— УМК по курсу «Гражданское образование в начальных классах» (2-3 классы), авт. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина.
— УМК по курсу «Родная история» (4 класс), авт. Э.С.Иткин.
Кафедра начального образования НИРО рекомендует образовательным учреждениям в качестве школьного компонента следующие учебные курсы:
— «Речевое развитие младших школьников» , авт. С.К.Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2006 г.
Программа «Речевое развитие младших школьников» разработана на основе требований государственного стандарта общего начального образования и рассчитана на три года обучения (2-4-ый классы). По своему содержанию программа автономна, что позволяет использовать её, в зависимости от образовательной программы школы, по-разному: на проведение уроков речевого развития может отводиться как один, так и два учебных часа в неделю (34 или 68 часов в год).
Данная программа оставляет за учителем право отбора предлагаемого материала, составления собственного тематического планирования, сориентированного на конкретные педагогические условия. Материалы данного курса могут использоваться в рамках предмета «Русский язык» для развития устной и письменной речи младших школьников. Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей.
— «Образ и мысль», авт. Н.Г. Молодцова, С.К. Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2003г.
Курс «Образ и мысль» представляет собой трехгодичный цикл обучения в начальных классах (2-4 кл.). По своему содержанию курс «Образ и мысль» является автономным и может быть использован, в зависимости от образовательной программы школы, как локально (в течение одного года), так и целостно в течение трех лет. Курс способствует формированию познавательного интереса младших школьников к произведениям искусства, личностному развитию ребенка, а также развитию их визуального мышления.
Курс «Образ и мысль» решает такую важную проблему, как развитие коммуникативных навыков школьников, способности к диалогу в ситуации импровизации и к пониманию позиции других людей. Данный курс может также использоваться на факультативных и внеклассных занятиях.
Основная школа (8 класс)
Предметная область «Филология»
Русский язык и Литература
О преподавании русского языка и литературы
В 8 классе учебные часы по предметам русский язык и литература распределяются следующим образом: русский язык — 3 часа, литература — 2 часа.
Основная задача в изучении русского
языка – продолжить развитие орфографической и синтаксической грамотности
учащихся. Важно, чтобы они овладели приёмами рационального чтения, свободно
выражали свое отношение к прочитанному, писали сочинения разных жанров. Особенное
внимание необходимо уделить выработке навыков активного, осмысленного восприятия и
запоминания учебной информации, навыков общения, самоорганизации. Необходимо
интенсифицировать устную и письменную культуру речи; по литературе необходимо
продолжить развитие выразительного чтения, творческих способностей учащихся,
навыков анализа текста.
Следует обратить внимание на выразительность (экспрессивность) художественной
речи, на все способы её достижения (фонетические, морфологические,
словообразовательные, лексические, синтаксические).
Особая роль в овладении предметным знанием принадлежит терминам. Владеть
терминами — значит, с одной стороны, уметь правильно, в соответствии с языковыми
нормами, его употреблять, а с другой — знать место термина в соответствующей
понятийно-терминологической системе. Уровень владения терминами является
достаточно точным показателем уровня знаний в данной предметной области. При работе
с терминами следует обратить внимание на его семантическую и системную
характеристики. Необходимо уже в 8 классе готовить учащихся к новой форме экзамена в
9 классе. В содержании материалов этой работы на первый план выходит
• Обучение сжатому пересказу (изложению);
• Умение понимать смысловое значение слова, текста в контексте;
• Уметь формулировать значение фразеологизмов, идиом и пр.
• Уметь писать небольшие сочинения-рассуждения проблемного характера на
лингвистические темы.
• Уметь конструировать тексты с учётом разных стилей речи и редактировать
работы творческого характера.
В течение учебного года необходимо проводить диагностику лингвистического и
литературного развития, обращая особое внимание на расширение словаря в речи
учащихся, на увеличение связности в речи, логики в рассуждениях, на развитие
способности краткому пересказу в изложениях и устных ответах.
В течение учебного года необходимо увеличивать количество самостоятельных и
творческих работ учащихся, целью которых должны быть формирование
индивидуальных суждений учащихся о жизненных или художественных явлениях,
приближение к осознанию роли автора в произведении. Системность творческих работ
должна содействовать многоаспектному восприятию действительности, активизации всех
сфер восприятия (мышление, эмоции, воображение, память, внимание), яркости
вербальных процессов.
Особое внимание рекомендуем уделять качеству чтения учащихся, его выразительности; необходимо активнее обучать аргументации в суждениях
учащихся, формулировать и выявлять противоречия различного типа, выделять основного
конфликт в произведении и прослеживать его развитие в пределах текста, сопоставлять,
сравнивать, оценивать эпизоды, иллюстрации и пр.
Для определения уровня литературного развития важно: выяснить круг и
направленность чтения (картотеки, дневники, сочинения и др.); учитывать развитие
качества чтения (анализ); системность и осознанность знаний по теории литературы;
качество творческих работ.
Образовательное учреждение имеет право использовать при преподавании русского языка и литературы учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году,
Если учащиеся в 2007/2008 учебном году занимались по учебнику В. Г. Маранцмана, то в 8 классе рекомендуется преподавание литературы по данному учебнику, так как он имеет гриф Министерства образования и науки России.
Иностранные языки
Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 8 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349).
Все учебники для 8 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г). Программы для основного общего образования перечислены в перечне Регионального базисного учебного плана (стр. 164-168).
В основной общеобразовательной школе в 8 классе иностранный язык преподается в объеме трех часов в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление класса на подгруппы.
Образовательная область «Математика»
При планировании уроков математики в восьмом классе общеобразовательных учебных учреждениях следует руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349). Планирование по алгебре для линий учебников издательства «Просвещение»:
1. Башмаков М.И. Алгебра;
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра;
3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра;
4. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра;
5. Виленкин Н.Я. , Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра
опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты.
Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся).
По геометрии планирование для линий учебников издательства «Просвещение»:
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия;
2. Погорелов А.В. Геометрия;
3. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И., Ходот Т.Г. Геометрия;
4. Александров А.Д. и др. Геометрия (программа для углублённого изучения) опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты. Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся).
В связи с тем, что логическое построение курса алгебры 7-9 у разных авторов сильно отличается и существует определённое несовпадение тем в учебниках разных линий, то рекомендуется завершение какой-либо линии учебников, начатой в седьмом или восьмом классах ранее.
С другой стороны, переход на новую линию учебников в 8 классе не создаст больших проблем, так как во всех учебниках Алгебра-7 были пройдены практически те же темы (см. таблицу), что и в учебнике Алимова Ш.А., не включённого в федеральный перечень. При этом следует отметить, что он имеет гриф Министерства образования и науки РФ, который действителен в течение 5 лет со времени присвоения (год присвоения — 2006).
Предлагаем анализ содержания глав по параграфам (см. «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» ). Различных учебников по алгебре для учащихся 8 классов. При этом названия глав могут не совпадать.
№ |
Алгебра-7 |
Главы |
1 |
Алимов Ш.А. и др. |
1. Алгебраические выражения 2. Уравнения с одним неизвестным 3. Одночлены и многочлены 4. Разложение многочленов на множители 5. Алгебраические дроби 6. Линейная функция и её график 7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными 8. Введение в комбинаторику |
2 |
Макарычев Ю.Н. и др. |
1. Выражения, тождества, уравнения 2. Функции 3. Степень с натуральным показателем 4. Многочлены 5. Формулы сокращённого умножения 6. Системы линейных уравнений |
3 |
Никольский С.М. и др. |
1. Натуральные числа 2. Рациональные числа 3. Действительные числа 4. Одночлены 5. Многочлены 6. Формулы сокращённого умножения 7. Алгебраические дроби 8. Степень с целым показателем 9. Линейные уравнения с одним неизвестным 10. Системы линейных уравнений |
4 |
Дорофеев Г.В. и др. |
1. Дроби и проценты 2. Прямая и обратная пропорциональности 3. Введение в алгебру 4. Уравнения 5. Координаты и графики 6. Свойства степени с натуральным показателем 7. Многочлены 8. Разложение многочленов на множители 9. Частота и вероятность |
5 |
Башмаков М.И. |
1. Алгебраические выражения 2. Степень 3. Одночлен 4. Многочлен 5. Бином Ньютона 6. Разложение на множители 7. Рациональная дробь 8. Уравнение |
Образовательная область «Информатика»
Информатика и информационные компьютерные технологии
В 8 классе Региональным базисным учебным планом на изучение информатики и ИКТ выделен за счет часов федерального компонента 1 час в неделю (35 часов в год).
К использованию в образовательном процессе на 2008-2009 учебный год в 8 классе Министерством образования и науки России рекомендованы следующие учебники:
· Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 8, Дрофа;
· Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение;
· Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс,
· Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика, 8, Просвещение
· Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ, 8, Ассоциация XXI век.
Для школ, в которых преподавание информатики в 5-7 классах велось по УМК
Л. Босовой – Н. Угриновича, представляется целесообразным продолжить в 8 классах преподавание с использованием этого УМК, так как он имеет гриф Минобрнауки РФ.
УМК Быкадорова Ю. А. рассчитано на использование в классах, не изучавших пропедевтический курс информатики и ИКТ.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ
8 класс
Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)
(УМК Угринович Н.Д.)