Выдержка из текста работы
Период со второй половины IV века является новым историческим этапом в развитии Российского государства. Основной тенденцией, определившей впоследствии коренные политические и социально — экономические изменения в развитии Российского государства является процесс объединения земель удельных княжеств и политическая централизация вокруг Московского княжества.
Уничтожение старой удельно-княжеской системы в процессе формирования централизованного Московского государства объективно вело к преобразованию всей политической системы, созданию нового порядка управления страной и как следствие к изменению форм феодального землевладения, являвшегося экономическим базисом государства того времени.
Феодальное землевладение в период существования обособленных удельных княжеств характеризовалось следующими основными чертами:
— значительный рост крупного землевладения и борьба феодалов за землю крестьян;
— сокращение свободных крестьян – общинников и появление новых групп феодально-зависимых людей;
— усиление связи между владением землёй и политической властью;
— утверждение иерархической структуры земельной собственности и порождаемой ею феодальной лестницы внутри господствующего класса (вассальная зависимость);
— утверждением дворцово-вотчинной системы управления;
— предоставление иммунитетных привилегий боярским вотчинам.
В удельные века содержание немногочисленного служилого люда при княжеских дворах обеспечивалось тремя главными источниками. То были: 1) денежное жалованье, 2) вотчины, приобретению которых служилыми людьми содействовали князья, 3) кормления, доходы с известных правительственных должностей, на которые назначались служилые люди. В XV и XVI вв. эти удельные источники были уже недостаточны для хозяйственного обеспечения все разраставшегося служилого класса. Возникала настоятельная нужда в новых экономических средствах. Но московское объединение Северной Руси не дало таких средств, не сопровождалось заметным подъемом народного благосостояния; торговля и промышленность не сделали значительных успехов. Натуральное хозяйство продолжало господствовать. Успешным собиранием Руси Московской государь – хозяин приобрел один новый капитал: то были обширные пространства земли, пустой или жилой, населенной крестьянами. Только этот капитал он и мог пустить в оборот для обеспечения своих служилых людей.
С другой стороны, свойства врагов, с которыми приходилось бороться Московскому государству, особенно татар, требовали быстрой мобилизации, постоянной готовности встретить неприятеля на границах.
Отсюда, естественно возникла мысль рассыпать служилых людей по внутренним, особенно по крайним, областям с большей или меньшей густотой, смотря по степени их нужды в обороне, сделать из землевладельцев живую изгородь против степных набегов. Для этого и пригодились обширные земельные пространства, приобретенные Московским государством.
Таким образом, земля сделалась в руках московского правительства средством хозяйственного обеспечения ратной службы; служилое землевладение стало основанием системы народной обороны. Из этого соединения народной обороны с землевладением выработалась поместная система. Эта система является в истории русского общественного строя с половины XV в. вторым коренным фактом, вышедшим из территориального расширения московского государства, считая первым фактом усиленный набор многочисленного служилого класса. В российской истории немного фактов, имеющих такое значение в образовании государственного порядка и общественного быта, какое имела эта поместная система.
Поместной системой являлся порядок служилого, т.е. обязанного ратной службой землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв. В основании этого порядка лежало поместье, которым являлся участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условие службы, т.е. как вознаграждение за службу и как средство для службы.
Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.
Поместное землевладение складывалось в качестве особой, но в правовом отношении недостаточно определившейся формы землевладения уже в XIV — XV вв. В тот период поместные выделы осуществлялись из княжеских (дворцовых) земель в пользу непосредственно связанных с княжеским двором лиц.
Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому необходимо было ввести определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг.
Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия, с середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам (вдовам помещиков и их дочерям) производились до момента нового замужества (вдовы) или до совершеннолетия (дочери), а с начала XVII в. — уже вплоть до смерти вдовы и детей. Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование.
Поэтому распоряжение этим имуществом было связано с рядом специальных ограничений. Например, вплоть до Соборного Уложения разрешался только обмен поместья на поместье, с 1649 г. был допущен обмен поместий на вотчины (при соблюдении необходимых обменных эквивалентов), но только с санкции государства (гл. XVII, ст. 2-7).
К концу XVII в. устанавливается практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что в скрытой форме означало уже фактическую куплю-продажу поместий. Официальная продажа поместий (за долги) была допущена в XVII в., тогда как сдача поместий в аренду за деньги разрешалась уже ст. 12 гл. XVI Соборного Уложения.
Сближение правового статуса вотчины и поместья, завершившееся к середине XVII в., указывало на консолидацию имущественных прав.
Вотчины по праву XVI — XVII вв. делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения; дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие.
Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или частных земельных фондов князей. Последние складывались чаще всего как результат приобретений, осуществлявшихся в ходе и результате различных сделок: купли, получения в дар или по завещанию (исключение здесь составляло законодательство Новгорода, запрещавшее князьям приобретать земли в частную собственность в пределах новгородских территорий). При этом законодатель и практика различали правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных («казны»). Такое разделение сохранялось достаточно долго, пока в лице верховного субъекта собственности не слились государство и князь (как персона). Тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли.
Уже с XVI в. государство предприняло ряд мер, направленных на сокращение церковного землевладения. На Стоглавом соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства.
На Соборе 1572 г. было запрещено богатым монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Собор 1580 г. запретил такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.
Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта — волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы.
По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, выслуженные и купленные.
В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. В XVI-XVII вв. единый комплекс родового имущества постепенно распадается на составные части, по отношению к которым отдельные представители рода наделяются только правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало, например, такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельными членами рода.
Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели явное преимущество перед другими.
Уже к XVI в. родовые права на имущество ограничивались главным образом правом родового выкупа и правом родового наследования. Право родового выкупа впервые было официально закреплено в Судебнике 1550 г. (ст. 85), а затем подтверждено Соборным Уложением 1649 г. (гл. XVII) и первоначально распространялось только на имущества, отчужденные посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены. Только во второй половине XVII в. оно было распространено на безвозмездные сделки.
Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI).
Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной вотчины. Отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.
Право родового выкупа не распространялось на купленные вотчины, отчужденные при жизни их владельца. Здесь индивидуальная воля получала определенное преимущество: «а до купель дела нет: кто куплю продаст, и детям, и братьям, и племянникам тое купли не выкупати» (ст. 85 Судебника 1550 г.).
Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых.
Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчины приобретался супругами совместно на их общие средства. Отчуждение таких вотчин не представляло особых сложностей и было ограничено лишь солидарной волей супругов. После смерти одного из супругов купленная вотчина переходила к пережившему супругу.
Выслуженные (жалованные) вотчины давались за службу или какие-либо заслуги, круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте. К началу XVII в. законодатель уравнял правовое положение жалованных вотчин с родовыми, однако сам акт пожалования относился к вполне конкретному лицу, что сближало этот вид вотчины (способ ее получения) с поместьем.
В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй — поместное землевладение.
Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян. Отходы крестьян совершались чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий независимо от их вида — вотчина или поместье — их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: разрешается обмен поместья на вотчину, передача поместья в приданое, в наследство. С XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.
Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.
Таким образом, создание единого Российского централизованного государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI — XVII веках на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян.
Продолжался процесс развития сельскохозяйственного производства. Феодальные хозяйства устанавливали все более тесные связи с рынком. В связи с ростом товарно-денежных отношений все большее развитие получила денежная рента, замена натурального оброка денежным. Возросло внеэкономическое принуждение, усиливалась власть феодалов над крестьянами. Развитие товарно-денежных отношений привело к увеличению барской запашки и развитию барщинной повинности крестьян, вынужденных обрабатывать своим инвентарем землю, отобранную у них помещиками.
Социально-экономические и политические процессы в XVI веке определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI века начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью, для решения важнейших вопросов, представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения.
Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.
Поместное дворянство стремилось к ликвидации боярских междоусобиц, укреплению власти над закрепощаемым крестьянством, проведению активной внешней политики. Оно стало главной опорой главы централизованного государства.
2. Характеристика советского конституционного законодательства в период авторитарного режима. (1930 – 1941 гг.)
За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения.
Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни). Сильные трансформации произошли в среде крестьянства.
Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.
Изменения социально – политического и экономического характера вызвали необходимость переработки положений Конституции 1924 г.
В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП (б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).
Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции — 5 декабря — был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.
Считалось, что Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Она закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, установив всеобщее избирательное право.
По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось государственное устройство СССР.
Конституция СССР 1936 г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I Конституции рассматривала вопросы общественного устройства (ст. 1 — 12). В ней отражалось наличие в нашем обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом согласно Конституции осуществляет рабочий класс, как передовой класс. Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2). Закреплялось в Конституции полновластие советского народа: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся» (ст.З). Конституция СССР установила, что экономическую основу СССР составляют: социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожение эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность имеет форму либо государственной собственности (всенародное достояние), либо колхозно-кооперативной собственности.
Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность советского гражданина.
Государственное устройство страны определялось как федеративное {союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками.
Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.
Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.
Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.
В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов.
По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
Глава 9 Конституции была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.
В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное).
Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.
Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик по утверждению Прокурора СССР сроком на пять лет.
По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.
Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.
С 30-х годов все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП (б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК).
Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения.
В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.
Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.
В августе 1938 г. принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система.
Контрольная работа по дисциплине «История государства и права России» — Стр 2
Состав судов всех инстанций стал включать судью и двух народных заседателей. Первой инстанцией являлся народный суд, в качестве судов второй инстанции (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали: краевой, областной, окружной суды и суд автономной области.
Высшими судебными инстанциями были: верховный суд автономной республики, верховный суд союзной республики и Верховный Суд СССР.
Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.
Особое место в системе государственных органов отводилось органам государственной безопасности. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ.
Судебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР.
На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.
XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. была утверждена Конституция РСФСР. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I Конституции РСФСР 1937 г. дословно повторила аналогичную I главу Конституции СССР 1936 г. В главе II «Государственное устройство» говорилось, что РСФСР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной добровольно объединилась с равноправными, советскими социалистическими республиками в союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик. РСФСР обеспечивала за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определявшиеся статьей 14 Конституции СССР. Вне пределов этой статьи РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, «сохраняя полностью свои суверенные права». Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без согласия РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся гражданином СССР. Граждане всех других союзных республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.
Ведению РСФСР в лице ее высших органов власти и органов управления подлежали: установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением; утверждение Конституций автономных республик; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; утверждение границ и районного деления автономных республик и областей, краев и областей; законодательство РСФСР; охрана государственного порядка и прав граждан; утверждение народнохозяйственного плана и государственного бюджета РСФСР; установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов, неналоговых доходов; руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; руководство страховым и сберегательным делом; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; законодательство о труде; руководство здравоохранением, социальным обеспечением, начальным, средним и высшим образованием, культурно-просветительскими и научными организациями и учреждениями РСФСР, физической культурой и спортом; организация судебных органов РСФСР; предоставление прав гражданства РСФСР; амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР.
Как видим, решение важнейших вопросов являлось прерогативой СССР.
Анализ положений Конституции РСФСР 1937 г. показывает, что она была построена в полном соответствии Конституцией СССР 1936 г. и практически дублировала установленные ей нормы.
Исследователями по-разному оценивается Конституция СССР 1936 г., некоторые отмечают демократический характер её положений, отличавший Конституцию СССР от основных законов других государств того времени. Однако демократическая по форме конституция была бездействующим законом, она была перечеркнута чрезвычайными мерами, реалии политической, социальной и экономической жизни советского государства в период 30-х, начала 40-х годов были далеки от принципов, декларируемых Конституцией 1936 г., особенно в сфере гражданских и политических прав и свобод, существенно ограниченных, а во многих случаях прямо попираемых авторитарным советским режимом.
Список литературы:
1. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2003.
2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. VI. Специальные курсы. — М.,
1989.
3. Титов Ю.П. История государства и права России. – М., 1997.
4. Сборник законодательства по конституционному праву Российской
федерации. Учебное пособие. Ростов – на — Дону, 1997.
5. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской
Конституции. – М., 1980.