Выдержка из текста работы
Перед Вами контрольная работа за второй семестр по теме: «Субъект деятельности». Прежде чем Вы начнете эту работу, прочтите внимательно требования к оформлению и содержанию, которые предъявляются к выполнению.
1). Задания необходимо переписывать.
2). Внимательно читайте все поставленные вопросы в задании, и отвечайте на каждый из них.
3). Если в задании просят выбрать правильный ответ из предложенных, то это будет один правильный ответ, и достаточно указать букву этого ответа (вариант 2, № 10).
4). Если необходимо вставить пропущенное слово, то количество групп с точками обозначает количество слов, например, …. ….. – необходимо вставить два слова (вариант 1, № 9).
5). На все вопросы, за исключением №9 вариант 1; №10 вариант 2; №4 и №5 вариант 3, №8 вариант 4, необходимо давать полные и аргументированные ответы.
6). При ответе на вопросы №3 и №4 из 1 варианта; №1 из 3 варианта; №2 из 4 варианта Вам необходимо проанализировать различные точки зрения (пользуясь разнообразной литературой), выбрать вариант, который с вашей точки зрения является более правильным, и объяснить, почему Вы так считаете.
7). В ответе на 8 вопрос вариант 3 целесообразнее всего построить таблицу, распределив характеристики в два столбика.
8). Отвечая на 3 вопрос в 1 варианте, воспользуйтесь учебником Н.И.Шевардина «Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998 год».
9). Отвечая на большинство вопросов контрольной, необходимо аргументировать свою точку зрения, высказывать собственное мнение, доказывая его.
10). Вопрос 1 из 4 варианта – самый сложный, дискуссионный, не случайно исчерпывающий ответ на него оценен в 5 баллов. Отвечая на этот вопрос, Вам необходимо не только проанализировать приведенный отрывок текста, отвечая на поставленные в нем вопросы, но и изучить и сравнить определения личности, человека, индивида в разных науках: психологии, философии, социологии, педагогике, антропологии т.д. Вопрос – философский, поэтому постарайтесь, отвечая на него «выйти за рамки психологии». Именно это умение и будет оцениваться наиболее высоко.
11). В вопросе 4, вариант 4 требуется проанализировать какой-либо отрывок из литературного произведения….. Произведение, из которого вы возьмете отрывок может быть любым, не забудьте указать название этого произведения, год и место издания и страницы.
12). Отвечая на вопрос 7, вариант 4, используйте свои знания, полученные по предмету «Введение в профессию».
13). Ответы на многие вопросы потребуют от Вас изучение не только материала учебника, но и работу со словарем, интернет – источниками, знакомство с последними психологическими исследованиями и их анализ, в тексте вашей работы обязательно должны быть ссылки на эти источники, а в конце ее список используемой литературы, включая интернет – источники.
14). Максимальная оценка за контрольную работу 15 баллов, вопросы не одинаковы по сложности и поэтому оцениваются по-разному от 0,5 до 5 баллов.
Оценка заданий в баллах по вариантам:
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант |
1 — 1 балл |
1 — 1 балл |
1 — 4 балла |
1 — 5 баллов |
2 — 1 балл |
2 — 1 балл |
2 — 2 балла |
2 — 1 балл |
3 – 3 балла |
3 – 2 балла |
3 – 1 балл |
3 – 0,5 балла |
4 – 2 балла |
4 – 0,5 балла |
4 – 1 балл |
4 – 1 балл |
5 – 2 балла |
5 – 1 балл |
5 – 0,5 балла |
5 – 1,5 балла |
6 – 0,5 балла |
6 – 1 балл |
6 – 1,5 балла |
6 – 1 балл |
7 – 0,5 балла |
7 – 3 балла |
7 – 1,5 балла |
7 – 3 балла |
8 – 2 балла |
8 – 3 балла |
8 – 0,5 балла |
8 – 1 балл |
9 – 1 балл |
9 – 2 балла |
9 – 2 балла |
9 – 0,5 балла |
10 – 2 балла |
10 – 0,5 балла |
10 – 1 балл |
10 – 0,5 балла |
Итого: 15 балл. |
Итого: 15 балл. |
Итого: 15 балл. |
Итого: 15 балл. |
Вариант 1.
- Дайте определения понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
- По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности? Особое внимание обратите на роль активности личности.
- Современная психология выделяет несколько подходов развития личности: психоаналитический (З.Фрейд, Э.Эриксон и др.), когнитивный (Ж.Пиаже, А.Валон, Л.Кольберг и др.), поведенческий (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, А.Бандура и др.), гуманистический (А.Маслоу и др.), деятельностный (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Т.В.Драгунова и др.), системный (Б.Г.Ананьев и др.), интегральный (Э.Берн, А.В.Петровский, В.А.Петровский и др.). В чем сущность каждого из них? Назовите принципиальные различия в оценке движущих сил, обеспечивающих развитие личности, в каждом подходе.
- Что такое способности? Являются ли они врожденными особенностями личности или полностью приобретаются при жизни? Или врожденными являются некие возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков? Иначе говоря, могут ли развиваться способности у человека, например, к математике или к музыке, к технике или к управленческой деятельности, если вначале никаких задатков замечено не было?
- Как соотносятся темперамент и индивидуальный стиль деятельности и общения?
- Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента в следующей ситуации: «Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок».
- Чем отличается личностное поведение от индивидного (биологического)?
- Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?
- Человек в той мере субъект, в какой он – личность; организм – не субъект.
- Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
- Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
- Личность субъект и объект общественных отношений.
- Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
- Личность – это человек в совокупности его …. качеств, формирующихся в различных видах …. …. и отношений.
- Личность – это не только продукт, но и …. общественных отношений.
- Понятие …. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
- Прочитайте два отрывка. Первый:«Он постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека… пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам… А та женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца…наверняка славная особа» (О.Ренуар).Второй отрывок: «…В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами… приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи» (Е.А.Климов).
В каком отрывке описаны движения? В каком – действия?
Дайте качественную характеристику и движений, и действий. Используя эти отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий.
Вариант 2.
- Под влиянием каких факторов складывается образ «Я»? Какова его роль в осуществлении регуляции поведения?
- Что такое притязания личности и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему, и в каком плане?
- В чем Вы видите основные принципиальные различия в понимании активности человеческой личности, представленные в различных научных направлениях – психоанализе, бихевиоризме, гуманистической, отечественной психологии (имеются в виду содержательно-психологические различия)?
- Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от приспособительного поведения (иногда называемого деятельностью) животных?
- Каковы критерии личностной зрелости? Перечислите их, проанализировав каждый.
- Назовите и охарактеризуйте структурные компоненты личности.
- Как взаимосвязаны способности, характер и темперамент в личности и деятельности одного и того же человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?
- Русский историк М.С.Соловьев, рассуждая о том, что историк не может не обсуждать такой, казалось бы, мелочи для исторического процесса, как введение Петром Первым новых образцов одежды пишет:
«Одеждой человек дополняет свое существо, потребностью одежды отличается от других животных и тем прямо указывает на отношение одежды к высшей, чисто человеческой стороне своей природы; в одежду человек кладет свою мысль, в одежде отражается его внутренний, духовный строй. Говорят, человек, погруженный во внутренний, духовный мир свой, занятый преимущественно его интересами, мало заботится об одежде, которая и тут не теряет своего значения; одежда выразит, и ненравственное побуждение человека в пренебрежении ею, как было замечено об одном древнем философе, что через прорехи его неряшливой одежды виднеется его тщеславие: таким образом, одежда, назначенная для прикрытия тела, обнажает сокровенное духа» (М.С.Соловьев).
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Аргументируйте свою точку зрения.
Какой социально-психологический смысл заложен в народной пословице: «Встречают по одежке – провожают по уму»?
Подтверждается ли эта пословица в наши дни?
- Охарактеризуйте изменения мотивационной структуры девушки по приведенному отрывку. Объясните смысл и значение такой перестройки.
Все существенно лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг стала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой.. А во время твоих отлучек…. моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл» (С.Цвейг).
- Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
- Человека как индивида характеризуют….а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
- Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, это…. а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
- Личностные свойства, обусловленные социально, — это….. а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны, ж) все ответы неверны.
- Важнейшими элементами психологической структуры личности являются….. а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
Вариант 3.
- Сравните следующие определения личности:
- «Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» (Р.С.Немов. Психология. Книга 1, с.557);
- «Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного и не умалишенного) – так сказано в учебнике «Общая психология». Под ред. А.В.Петровского – М., 1976, с.97;
- «Личность – термин, обозначающий: а) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или б) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания» (Психологический словарь – М., 1983, с.178);
- «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения» (Краткий психологический словарь – М., 1985, с.165)
Прочтите и другую литературу, где даются определения понятию личности, и, сравнив их с приводимыми выше, проанализировав заложенное в них научное содержание, ответьте на следующие вопросы:
- Можно ли подвести под определение личности, данное Немовым, любого индивида, в том числе умалишенного или новорожденного?
- Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии? Аргументируйте свой ответ.
- Попытайтесь сформулировать свое определение (исходя из имеющихся в литературе) более лаконично и более точно.
- Тот факт, что эмоции вызывают ярко выраженные изменения в деятельности внутренних органов, побудило Джеймса и Ланге выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений. Докажите несостоятельность этих воззрений. Какие еще теории эмоций вы знаете? Какая, на ваш взгляд, теория наиболее верно отражает эмоциональные реакции? Почему?
- Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?
- Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.
Какие механизмы воли проявляются в данном случае?
- В каких особенностях личности наиболее отчетливо проявляются динамические характеристики, такие, как быстрота и интенсивность реакции, легкость и трудность их возникновения?
- Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чем общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а социальными закономерностями.
- Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?
- Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как личности, а какие – как к индивиду?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, нравственность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, подвижность, честность, вера, страх, благородство, лень, авторитет, речь, темперамент, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, музыкальный слух, гуманность.
- С.Л.Рубинштейн писал: «Для человека другой человек – мерило, выразитель его «человечности».
Как вы понимаете эту мысль? Раскройте и покажите на примере сущность этого высказывания.
- Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента.
- Десятиклассник Виктор Л., по мнению учителей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, но интересы его односторонни.
- Таня А., ученица 4 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо.
- В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в Армии учился в Москве. Теперь он видный художник.
Вариант 4.
- В одной из своих книг К.Юнг сказал, что «ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ЗАГАДКОЙ ДЛЯ САМОГО СЕБЯ». Попытайтесь сформулировать свое представление о личности, отталкиваясь от круга вопросов, очерченных работой В.В.Налимова «Спонтанность сознания».
«Развивая вероятностно ориентированную философию, мы готовы встретиться лицом к лицу с основной проблемой – проблемой существования.
Что есть личность?
Это — фундаментальный вопрос не только для психологии, социологии и антропологии, но также и для философии и теологии. Это роковой вопрос для человека. Умение выстоять перед этим вопросом, не испугаться его, не уклониться от него, будет определять возможность человека выжить в этом Мире, быстро идущем в непонятное будущее.
Как идентифицировать человека?
Что остается неизменным на протяжении всей жизни, если все непосредственно воспринимаемое нами изменяется во времени? Какую роль в идентификации личности играет тело человека, если мы знаем, что в результате метаболического круговорота в мозге в течение нескольких месяцев почти все атомы оказываются замененными? Не является ли личность только процессом – может быть, точнее – случайным процессом, возможность развития которого определяется наличием физического тела? В чем различие в представлениях о личности в различных культурных традициях? Как связана личности с предельной (инвариантной времени) реальностью Мира? Остается что-либо содержательное от представления о личности, если снять с нее покровы, наброшенные на нее культурной средой и, соответственно, личной историей? Внесла ли современная наука что-то существенно новое в понимание природы личности?…
Являются ли личность и мир вечными?
Являются ли личность и мир имеющими конец?
Являются ли душа и тело идентичными?» (По В.В.Налимову).
- Что такое характер? Сравните черты характера, названные в разных психологических трудах, с нравственными (моральными) качествами человека и сделайте вывод: почему одни и те же понятия (например, требовательность, трудолюбие, тщеславие, самолюбие, гордость, скромность и т.д.) употребляются для обозначения свойств (черт) характера и моральных качеств личности?
- Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
- Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?
- Представьте конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства (по три ситуации на каждое чувство):
- нравственные;
- интеллектуальные;
- эстетические;
- религиозные;
- национальные.
- Охарактеризуйте соотношение природного и социального в способностях. Определите место способностей в структуре личности.
- Опишите основные задачи, которые приходится решать представителям вашей будущей профессии. Определите, какие способности вам нужно развивать для того, чтобы достичь вершин профессионального мастерства. Какие упражнения и тренировки необходимы для этого? Какие из профессиональных способностей развиваются на учебных занятиях?
- Какие особенности чувств – сила, глубина, устойчивость и др. – проявляются в приведенных примерах?
- Коля М. – ученик 8 класса. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Дома долго не мог успокоиться…
- Сережа Т. – ученик 6 класса. Получив двойку, готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носиться по коридорам.
- Аида Н. – ученица 5 класса. Ее трудно развеселить, или расстроить, или рассердить. Когда все в классе громко смеются, она молчит. После большой неприятности, узнав, что будет оставлена на второй год, продолжает спокойно работать.
- Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с вашей точки зрения. Аргументируйте свой ответ.
- В основе темперамента лежит тип нервной системы.
- Темперамент определяется конституцией человека.
- Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.
- Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.
- Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.
Образец: СПОСОБНОСТИ: ЗАДАТКИ
Темперамент: ….. (активность, деятельности, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг).