Содержание
дисциплина «Системы защиты среды обитания» , вариант 8, ТГУ
Содержание
Мусоросжигание. Основные типы сжигающих устройств, их характеристика.
Задача.
Рассчитать максимальную приземную концентрацию вещества СМ (мг/м3) при горячем и холодном выбросах газовоздушной смеси (ГВС), определить расстояние от источника выброса ХМ (м), на котором достигается величина максимальной приземной концентрации вредных веществ, рассчитать опасную скорость ветра UM (м/с), концентрации вредных веществ при скоростях ветра, отличных от опасной, а также произвести расчет концентрации вредных веществ в любой точке на оси факела:
Литература
Выдержка из текста работы
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. В настоящее время отсутствует единая и законченная теория памяти, и изучение закономерностей памяти остается одной узловых проблем науки.
Мнемические процессы, или процессы памяти, изучают различные науки, рассматривающие физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Память представляет собой совокупность процессов, которые пронизывают каждый миг нашей жизни. Память — это не только пассивное сохранение полученной когда-то информации. Человек пользуется памятью каждый раз, когда что-то делает, произносит слово, слышит звук. И неудивительно, что явление памяти интересует ученых, начиная с древности и до наших дней. Еще в античные времена великие философы Аристотель и Платон обращали свое внимание к проблеме памяти.
Позднее память изучали такие религиозные мыслители, как Фома Аквинский и Блаженный Августин. Один из создателей экспериментальной психологии известный в ХIХ веке немецкий ученый Герман Эббингауз (Ebbinghaus) долгое время изучал закономерности процесса запоминания разных словосочетаний и вывел целый ряд законов запоминания. Им были разработаны первые экспериментальные методы изучения памяти и выведены важные закономерности. В дальнейшем фактически все школы и направления психологической мысли включали исследование памяти в свои научные программы.
И в настоящее время память остается в центре внимания ученых. Ежегодно в специализированных журналах публикуются тысячи статей, посвященных исследованию памяти.
Человек постоянно пользуется памятью, которая связывает его прошлое с настоящим и будущим — это основа психической деятельности. Большое значение памяти в сохранении его индивидуально-личностных и деловых качеств. Человек, который полностью лишен способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить прошлый опыт своей жизни, фактически перестает быть личностью. Память — это особый процесс, играющий роль своеобразного «интегратора» по отношению ко всем остальным психическим познавательным процессам. По словам известного польского афориста В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память… Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой».
Трудно не согласится с этим. Невозможно представить свою жизнь без памяти. Человека не мучила бы совесть за совершенные ранее аморальные поступки, он не гордился бы тем, чего достиг, никогда бы не познал радость уважения к себе и чувство любви.
Малейшее ухудшение памяти вызывает у любого человека личные переживания. Именно с памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, свою работоспособность, способность выполнять профессиональные обязанности.
Больший вклад в изучение вопросов памяти человека внесли многие ученые прошлого и современности: Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский, П. Жане, А.А. Смирнов П.И. Зинченко, и т.д.
Объект исследования данной курсовой работы: память.
Предметом исследования являются виды памяти.
Цель курсовой работы состоит в углубленном изучении основных видов памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
дать понятие и общую характеристику памяти;
раскрыть основные положения известных теорий памяти;
изучить основные виды процессов памяти;
раскрыть индивидуальные различия, присущие памяти.
1. Понятие и общая характеристика памяти. Теории памяти
Память — это психический процесс, который проявляется в способности человека сохранять свой прошлый опыт, а также позволяющий повторно применить его в своей жизни и деятельности. Память — следовое психическое отражение прошлого. Она позволяет соединить в единый процесс настоящее, прошлое и будущее. Именно благодаря памяти человек усваивает опыт предыдущих поколений, приобретает новые знания, навыки и умения.
Данное выше определение памяти является общим и отражает ее психологическую сущность, но оно далеко не единственное. Многие исследователи дают свои определения этому понятию, которые более применимы в рамках решаемых ими конкретные задачи. Например, психолог, исследуя поведение крысы, которая «по памяти» движется в ту или иную сторону в зависимости от освещенности пути, может дать такое определение памяти: память — это способность подопытного животного длительно хранить информацию и реагировать на усвоенные сигналы соответствующим образом. Понятно, что память человека не соответствует такому определению. Например, процессы памяти дипломата, обдумывающего смысл давней беседы с министром иностранных дел страны пребывания, отличаются от «реактивной» памяти крысы.
Определения памяти человека несколько иные. Например:
Память — процесс организации и сохранения человеком своего прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности.
Память — это совокупное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
Память — психическая функция сохранения информации о стимулах, событиях, идеях, образцах и т.д. после того, как оригинальные стимулы больше не представлены.
Но чтобы успешно оперировать понятием «память», изучая различные ее аспекты, подобных определений явно недостаточно. Память многолика, поэтому термин «память» обычно употребляют вместе с прилагательным (генетическая, ассоциативная и др.). Это дает возможность определить четкие границы его применимости для каждого конкретного случая.
Память была большой ценностью для людей во все времена. Неслучайно уже в греческой мифологии уделено большое внимание Мнемозине — богине памяти. Мнемозина была богиней первого поколения, дочерью Урана (неба) и Геи (земли) и согласно поэту Гесиоду, она знает «обо всем, что было, есть и будет». Она являлась матерью девяти муз, родившихся от бога неба Зевса. Подчеркивая роль памяти в жизни людей, российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) отметил, что не будь у них памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь новорожденными, каждую секунду заново познавая окружающий мир. Они были бы существами, не способным чему-то научиться, чем-то овладеть. Не секрет, что люди, известные всем своими высокими профессиональными качествами, обладали хорошей памятью.
Память является необходимым условием психического развития человека. Любые изменения в его психике всегда основаны на предыдущих достижениях, на прошлом опыте, зафиксированном в памяти.
Благодаря памяти человек осознает единство прошлого и настоящего, сохраняется целостность человеческого "Я". Без определенного объема памяти невозможны умственная деятельность, воображение, создание образов, ориентация в среде вообще.
Основные процессы памяти — это сохранение, узнавание, забывание и воспроизведение информации. Узнавание является более простым процессом по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, тогда как воспроизведение — в его отсутствие.
Понятно, что человеку легче выбрать из нескольких объектов тот, который он уже видел, чем вспомнить его со всей совокупностью характерных черт.
Более сложный характер воспроизведения демонстрирует и онтогенетическое развитие памяти — узнавание людей, предметов замечено уже у детей 4-х месяцев, а воспроизведение — у 9-и месячных.
Целью большинства экспериментов по исследованию памяти было изучить закономерности процессов забывания и сохранения, так как именно от них зависят наша повседневная жизнь, способность к обучению, возможность ориентировки в известных ситуациях, наши воспоминания о прошлом в жизни. А все это во многом является основой нашего самосознания, осознания цельности себя и своего пути.
Немецкий ученый Г. Эббингауз (1850-1909), изучая процессы памяти, построил кривую забывания и показал, что более 60% информации забывается очень быстро, уже через 3-4 часа после заучивания. А оставшаяся информация сохраняется долго, практически всю жизнь. Дальнейшие опыты показали существование так называемого эффекта реминисценции, когда через какое-то время (примерно через 1-2 дня) вроде бы забытая информация всплывает в памяти и остается в ней уже надолго. Причем чем более важной является информация, тем сильнее явление реминисценции.
Первые попытки дать научное объяснение памяти на психологическом уровне предприняли исследователи ассоциативного направления психологии. Центральным понятием ассоциативной психологии является понятие ассоциации, обозначающее связь, объединение.
Ассоциация является обязательным принципом для всех психических образований. Механизм ассоциации устанавливает связи между впечатлениями, одновременно возникающими в сознании. И в зависимости от условий, которые необходимы для их создания, ассоциации подразделяются на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.
Ассоциация по смежности отражает в мозгу человека связи между предметами и явлениями, которые следуют, друг за другом во времени (смежность во времени), или находятся рядом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве).
Она возникает, когда человек вспоминает события, свидетелем которых он был при заучивании учебного материала и т.п.
Ассоциация по сходству возникает, когда мозг отражает связи между предметами, похожих между собой в каком-то отношении (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомого).
Ассоциация по контрасту отражает в мозге человека предметы и явления объективной действительности, связанные между собой противоположными признаками (высокий — низкий, веселый — грустный, быстрый — медленный и т.д.). Выделяют также причинно-следственные ассоциации, которые порождены потребностями познавательной деятельности и жизни человека. Они отражают не только совпадение раздражителей в пространстве и времени, их сходство и отличия, но также причинные связи между ними и являются основанием для логических и мыслительных построений.
Ассоцианизм как направление психологии, объясняя механизм разных типов ассоциаций, не смог объяснить того, чем определяется этот процесс, что является ипричиной его избирательность.
Новая теория гештальт-психология подвергла ассоциативную теорию решительной критике. Ее основным понятием стало понятие "гештальт", образ как целостно организованная структура, не сводящаяся к сумме ее отдельных частей. В силу этого создание связей основывается на организации материала, определяющей и аналогичную структуру следов в мозге человека по принципу сходства по форме.
Согласно учению российского физиолога И.П. Павлова (1849-1936), материальный носитель памяти — это пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность по созданию новых временных нервных связей, условных рефлексов. Физиологический механизм памяти — это создание, укрепление и затухание временных нервных связей. Происходит запоминание и сохранение не столько образа, сколько "следа", временных нервных связей, образовавшихся в ответ на действие раздражителя. Физиологическое основание памяти и закономерности высшей нервной деятельности тесно связаны.
Учение о создании временных нервных связей представляет собой теорию запоминания на физиологическом уровне. Условный рефлекс является актом создания связей между новым и ранее закрепленным содержанием и представляет собой механизм акта запоминания. Важное значение для понимания причинной обусловленности памяти имеет понятие подкрепления. Подкрепление — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида.
В других случаях — это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет».
Существуют также физическая и биохимическая теории памяти.
Согласно физической теории памяти, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след, что выражается в механических и электронных изменениях синапсов (место соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.
Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры.
Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.
Установлено, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов.
Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов.
Биохимическая теория памяти выражается гипотезой о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть его состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия) раздражителя, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках.
Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды (минуты) и является механизмом кратковременного запоминания.
Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.
Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов полученных впечатлений.
. Виды памяти и краткая характеристика
Виды памяти классифицируют по следующим признакам: степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер психической активности, продолжительность сохранения образов, цели исследования, характер связи с целями деятельности. Характер психической активности зависит от того, какие виды анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга включены в процессы памяти. Исходя из этого выделяют память: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти:
слуховую (звуковую, аудиальную;
вкусовую;
обонятельную;
тактильную.
Имеется статистика, показывающая относительные возможности данных видов памяти в учебном процессе. Так, после одноразового прослушивания лекции (когда используется только слуховая память) студент на другой день может повторить только 10% ее содержания. Самостоятельное зрительное изучение лекции (применяется только зрительная память) повышает эту цифру до 30%. Пересказ и наглядность доводят цифру до 50%. А практическая отработка материала лекции с использованием всех перечисленных выше видов памяти позволяет достичь 90% успеха.
Двигательная (она же моторная) память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные характеристики движения, их амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность (езда на велосипеде, плавание, игра в волейбол и пр.).
На этом виде памяти базируются трудовые навыки и любые целесообразные двигательные акты.
Эмоциональная память — это память на. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Эмоциональная память относится к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный!» — говорим мы о человеке, который долго не в состоянии забыть нанесенную обиду и не может простить обидчика.
Данный вид памяти воспроизводит чувства, ранее испытанные человеком, (вторичные чувства). Нередко эти чувства не только не соответствуют своим оригиналам (то есть первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но даже меняют свой знак на противоположный. Например, ранее мы чего-то опасались, а теперь это стало желанным.
Или, на работе новый начальник воспринимался в начале как более требовательный, чем предыдущий, что вызывало определенное недовольство у работников. После же оказалось, что это не совсем так: такая требовательность начальника способствовала профессиональному росту сотрудников и закономерному увеличение их заработной платы.
Недостаток эмоциональной памяти приводит к т.н. «эмоциональной тупости», когда человек становится в глазах окружающих неинтересным, непривлекательным существом, подобным роботу или зомби.
Умение выражать свои эмоции, радоваться и страдать является необходимым условием психического здоровья человека.
Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает название. Данный вид памяти по степени участия мышления делят на механическую и логическую.
Память называют механической в том случае, когда запоминание и сохранение информации происходит преимущественно путем многократного повторения без осмысления ее содержания.
С возрастом такая память имеет свойство ухудшаться. Примером механической памяти может быть «насильственное» запоминание слов, которые не связанны по смыслу между собой.
В отличии от механической, логическая память основывается на применении смысловых связей между запоминаемыми объектами, явлениями или предметами. Ее постоянно применяют, например, преподаватели, когда излагают новый лекционный материал, то они периодически напоминают студентам ранее введенные понятия, упоминаемые в лекции.
По степени осознанности запоминаемой информации также выделяют имплицитную и эксплицитную виды памяти.
Имплицитной является память на материал, который человеком не осознается. Процесс запоминания идет в данном случае независимо от сознания, неявно, и потому недоступно для непосредственного наблюдения. Такая память требует своеобразного «запуска» и таким стартером может стать необходимость решения какой-то важной для данного момента задачи. При этом человек не осознает те знания, которыми он обладает.
Например, в процессе социализации человек воспринимает ценности и нормы общества, не осознавая основные теоретические принципы, которые лежат в основе его поведения. Это происходит у него как бы само по себе.
Эксплицитная память, напротив, основана на сознательном применении человеком ранее полученных знаний. И при решении какой-либо задачи эти знания извлекаются из сознания на основе узнавания, припоминания и т.п.
Существует также деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память — запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. В детстве данный вид памяти более развит, а с возрастом слабеет. Примером непроизвольной памяти может служить запоминание картины длинной очереди в кассу кинозала.
Произвольная память требует волевых усилий человека и цели запоминания и осуществляется с помощью специальных приемов.
Например, заучивание стихов. Или запоминание работником полиции внешних признаков в облике разыскиваемого преступника с целью его опознания при встрече и ареста. Нужно отметить, что сравнение характеристик произвольной и непроизвольной видов памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.
По длительности сохранения образов память человека делят на мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.
Мгновенная (или сенсорная) память удерживает информацию, воспринятую органами чувств без ее дальнейшей переработки. Управлять этим видом памяти практически невозможно. Она делится на следующие подтипы:
иконическая послеобразная память — после краткого предъявления объекта образы сохраняются в памяти короткий промежуток времени (если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1 — 0,2 с образ увиденного и будет содержанием этого вида памяти);
эхоическая послеобразная память — в данном случае образы сохраняются в течение 2 — 3 с после короткого слухового раздражителя.
Кратковременной (или рабочей) является память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и последующего немедленного (в первые же секунды после восприятия) воспроизведения.
Данный вид памяти зависит от количества воспринимаемых знаков (символов), их физической природы, но не от их информационного содержания. Эксперименты выявили следующую формулу кратковременной памяти человека: «7±2».
То есть при однократном предъявлении объектов (цифр, букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти человека остаются 5-9 объектов данного типа. Информация удерживается в кратковременной памяти в среднем 20-30 с.
При оперативной памяти, родственная кратковременной, след образа сохраняется только лишь на время выполнения текущей операции (действия). Например, последовательное считывание символов какого-то сообщения с экрана монитора и удержание их в памяти до завершения всего сообщения.
Долговременная память — это память на образы, предполагающая длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное применение в будущем. Долговременная память составляет основу прочных знаний. Извлечение информации из долговременной памяти может быть двух видов: или по собственному желанию, или с помощью внешнего раздражения определенных участков коры головного мозга (например, гипноз или раздражение определенных участков головного мозга слабым электрическим током). Наиболее ценная информация хранится в долговременной памяти человека в течении всей жизни.
Замечено, что кратковременная память по отношению к долговременной выполняет роль своеобразного «контрольно-пропускного пункта», через который воспринимаемые образы попадают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.
Некоторые исследователи вводят понятие «промежуточной памяти» и приписывают ей функцию первичной обработки входной информации: более интересная часть информации задерживается в ней на несколько минут и если за это время она не будет востребована, то вероятна полная ее потеря.
Наконец, в зависимости от целей исследования подразделяют память генетическую (биологическую), эпизодическую, реконструктивную, репродуктивную, ассоциативную, автобиографическую.
Генетическая (биологическая) память — это память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.
Она обусловливается механизмом наследственности и сохраняет склонность человека к образцам действия и определенным видам поведения в конкретных ситуациях. Именно через генетическую память передаются инстинкты, элементарные врожденные рефлексы и даже элементы физического облика человека. Эпизодическая память хранит отдельные фрагменты информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (место, время, способ). Например, человек в поисках покупок наметил определенный маршрут обхода торговых мест, фиксируя подходящие предметы по местам расположения, отделам магазинов, этажам и лицам продавцов, которые там работают.
Репродуктивная память — это повторное воспроизводство путем припоминания сохраненного ранее оригинального объекта. Например, живописец по памяти рисует (на основе припоминания) картину лесного пейзажа, которую он наблюдал, будучи в творческой командировке. Известно, например, что И.К. Айвазовский (1817-1900) все свои картины создавал по памяти. Реконструктивная память заключается не столько в воспроизводстве объекта, сколько в восстановлении нарушенной последовательности стимулов в ее изначальной форме. Например, инженер-технолог восстанавливает по памяти утерянную технологию изготовления сложной детали. Ассоциативная память базируется на любых установленных функциональных связях (ассоциациях) между запоминаемыми объектами. Например, человек, проходящий мимо кондитерского магазина, вспоминает, что дома ему поручили купить продукты на ужин. Автобиографическая память — память о событиях собственной жизни (в какой-то мере ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти). Все виды памяти, хотя и относятся к разным классификационным основаниям, тесно связаны между собой. Например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень эффективности долговременной памяти.
В то же время объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.
3. Процессы памяти
Выделяют следующие процессы памяти:
) запоминание — процесс памяти, в результате которого новое закрепляется путем его связывания с ранее приобретенным; запоминание всегда имеет избирательный характер — в памяти человека сохраняется не все, что воздействовало на его органы чувств, а только то, что имело значение для него или вызвало у него интерес и наибольшие эмоции;
) сохранение — процесс переработки и удержания информации;
) воспроизведение — процесс извлечения из памяти ранее сохраненного материала;
) забывание — процесс избавления от давно полученной и редко используемой информации.
Как уже говорилось, запоминание образов в памяти имеет избирательный характер. Человек лучше запоминает объекты, связанные со значимыми для него целями, мотивами и способами деятельности. Процесс запоминания (и сама память), бывает произвольный и непроизвольный (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременный, оперативный и долговременный (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).
Выделяют также ассоциативное запоминание (воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом); осмысленное запоминание (ведущими являются процессы мышления и осознания логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями); механическое запоминание (является результатом простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа).
Сохранение- это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Данный процесс осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регулированию.
Доказано, что интенсивная переработка информации осуществляется во сне. Существует гипотеза, что память человека хранит все богатство его жизненного опыта, но человеческое сознание просто не способно воспроизвести всю накопленную информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо материала в памяти требует его систематического переструктурирования, реорганизации под влиянием нового опыта. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.
Существуют несколько форм сохранения информации в памяти, их названия совпадают с соответствующими видами памяти:
реконструктивное,
репродуктивное,
эхоическое,
эпизодическое.
Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в деталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.
Репродуктивное сохранение информации основывается на запоминании оригинального элемента объекта.
Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, которые касаются времени, места и условий ее приема.
Эхоическое сохранение информации очень непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется всего 2-3 с.
Воспроизведение- это актуализация в сознании ранее сформированного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержание.
Воспроизведение может быть в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение выполняется путем извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную память.
Воспроизведение и запоминание процессы несовместимые: человек может в конкретный момент времени осуществлять или один процесс, или другой.
Существуют следующие виды воспроизведения:
узнавание — воспроизведение образа или при его повторном восприятии (узнавание по памяти), или на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
реминисценция — слабо изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда большое) время после ее получения (например, сложный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, часто воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
припоминание — преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
воспоминание — это воспроизведение информации, которое касается прошлого из жизни человека.
Ошибки воспроизведения тесно связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация — склонность человека вносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями и др.
Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
высокому — человек не может сам восстановить образ объекта, но относительно просто делает это после повторного опыта;
среднему — полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко выполняется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы он восстановил в памяти почти все написанное);
низкому — человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.
Как показали исследования памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.), быстрее забывается информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании. Дольше удерживается информация, несeщая основную смысловую нагрузку. Высокие темпы забывания имеют место сразу после заучивания материала. Чтобы длительно удержать в памяти информацию важно с самого начала обеспечить качественное ее запоминание и закрепление с помощью повторения в первые дни после того, как она была получена.
Важное условие продуктивного запоминания — это осмысленность и понимание того, что является его предметом.
Каждый человек имеет свои индивидуальные отличия памяти, проявляющиеся в разных сферах его мнемической деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в точности, скорости, качестве запоминания и готовности к воспроизведению информации. Скорость запоминания информации определяется количеством повторений, которое необходимо для запоминания нового материала.
Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.
Прочность запоминания выражается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания).
Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимую информацию.
Индивидуальные отличия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности.
Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, это обусловливает точность и прочность запоминания информации.
При сильном, но медленном торможении дифференциация впечатлений происходит медленно, что отражается на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны определенные привычки — точность, аккуратность, ответственность, то отрицательные проявления, которые обусловленны типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.
Индивидуальные отличия памяти могут проявляться и в том, какой материал лучшее запоминается — образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой.
В связи с этим в психологии различают наглядно — образный, словесно-абстрактный, смешанный, или промежуточный типы памяти. Эти типы памяти обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главную роль играют условия жизни и требования профессиональной деятельности.
Например, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, музыкантов, писателей, словесно-абстрактный — у философов, ученых.
Смешанный тип памяти встречается у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.
В учебной работе важно учитывать индивидуальные отличия памяти, чтобы можно было максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память.
Заключение
Делая вывод по этой теме, а именно по теме Основные виды памяти и их характеристика, можно выделить главное это то, что человеческая память- это не просто какая-то единая функция. В ней участвуют много различных процессов. Вот, например, П. Линдсей и Д. Норман считают, что существует три различных типа памяти, или три ее системы, первая — как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая — кратковременная память, и наконец третья — долговременная память.
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
память ассоциация информация воспроизведение
Глоссарий
№ п/пПонятиеОпределение1Генетическая памятьтакая, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.2Двигательная памятьзапоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.3Долговременная памятьпамять, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.4Зрительная памятьпамять, способная сохранять и воспроизводить зрительные образы.5Кратковременная памятьспособ хранения информации в течение короткого промежутка времени.6Мгновенная памятьполное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.7Мнестическая деятельностьпроцесс преднамеренного заучивания и воспроизведения следов.8Непроизвольная памятьтакое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.9Оперативная памятьрассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.10Память психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.11Произвольная памятьпамять при которой мнемическая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Список использованных источников
1Башаева, Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет [Текст].- Ярославль: Академия развития, 2008.- 208 с. — ISBN 978-5-7797-1126-5.
Блонский, П.П. Память и мышление/ [Текст]. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-318-00216-1.
Горячев, М.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие/ [Текст]. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. — 187 с. — ISBN 978-5-7755-1905-6.
Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.- ISBN 978-985-441-668-7.
Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник. — М.: Проспект, 2005. — 495 с. — ISBN 5-482-00235-7.
Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]. — СПб.: Питер, 2005. — 592 с.- ISВN 5-272-00062-5.
Максименко, С.Д. Общая психология [Текст]. — М.: Рефл-бук, 2006. — 528 с. — ISBN 5-87983-081-0.
Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся [Текст]. — Т. 3. Память / В.В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. — 320 с.- ISBN 5-7695-2420-0.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. — Т. I. — СПб: Питер, 2008. — 594 с. — ISBN 5-691-00553-7.
Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].- Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с. — ISBN 5-87854-355-9.
Узнадзе, Д.Н. Общая психология/ [Текст]. — СПб: Питер, 2004. -413 с. — ISBN 5-89357-121-5.
Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 20 с.- ISBN 5-7797-0007-9.
Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет[Текст].- М.: Академия развития, 2008.- 144 с.- ISBN: 978-5-7797-0640-7.
Щербатых, Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен/ [Текст]. — СПб.; Питер, 2003. — 272с.- ISBN 978-5-388-00230-3.