Содержание
Введение3
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики4
2. Классики элитистской теории:5
а) В. Парето и теория элит5
б) Г. Моска и концепция управляющего класса6
в) Р. Михельс и «железный закон олигархии»7
3. Научные школы современной элитологии7
а) концепции макиавеллистской школы7
б) ценностные элитарные теории8
в) теории демократического элитизма9
г) концепции плюрализма элит10
д) леволиберальные концепции элит10
4. Структура политических элит11
5. Современные системы рекрутирования политических элит12
6. Основные типологии современных политических элит13
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития14
8. Региональные элиты в Российской Федерации15
Заключение16
Список литературы17
Выдержка из текста работы
Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.
Государственно-политический режим —это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация — это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.
Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).
Государственно-политический режим — это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки:а) народ — основной источник власти;
б) юридическое равенство всех граждан;
в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;
г) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.
Демократия — (от греч. demokratia, буквально — народовластие)— политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.
Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе — догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.
Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).
Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.
Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями — парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).
Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:
— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
— наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
— ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества:
— функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;
— существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
— наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.
Главное в политическом режиме — порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим — это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.
Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом — в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.
Основные черты антидемократических режимов:
Тоталитаризм— это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.
Авторитаризм— это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.
Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и
Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.
Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.
Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.
Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.
Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.
Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.
В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.
Виды политических (государственных) режимов:
1. демократический режим:
— наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;
— критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;
— осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;
— требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;
— развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.
2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.
— в основном демократические методы формирования гос. органов;
— исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;
— нарушена система сдержек и противовесов;
— плохая защита прав и свобод человека;
— политическая оппозиция не одобряется;
— низкая политическая активность граждан;
— плохая связь общества с государством.
3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия
— небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);
— неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
— игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
— монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).
4. тоталитарный режим:
— идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);
— единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);
— организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);
— монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие);
— централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики);
— милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
В юридической литературе отмечается[74], что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы. Формы (источники) права как понятие характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими отношениями[75].
Понятие формы (источника) права может означать следующее::
· источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права;
· под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права[76];
· источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли»,способа установления правовых велений или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила».
Одним из объективных свойств права как социального регулятора является его формальная определенность, т.е. определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, внешне выражены, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзя признать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнего объективирования не смогут регулировать поведение[77].
Если содержанием права является совокупность правил поведения (норм), а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, илиисточник права,есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.
Формы выражения правовых норм, как показывает мировая практика, могут быть различны: они могут быть выражены в общем виде, абстрактно на основе властного решения, либо на примере разрешения конкретного дела, которому придается общеобязательное значение при разрешении всех последующих аналогичных дел, либо выражены как результат договорной практики правотворческих органов, а могут быть просто санкционированы государством и т.д. В этой связи, следует говорить о формировании круга правовых документов, которые следует рассматривать в качестве источников права (нормативный акт, санкционированный правовой обычай, нормативный договор и др.). Таким образом, именно с определением документальной характеристики источника следует связывать специально-юридический (формальный) аспект понятия источник права[78]. Под формальным источником права имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права[79].
В мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм)позитивного права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный текст («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативный правовой акт, правосознание, общие принципы права.
1. Исторически первой формой (источником) права является
правовой обычай, под которым понимается санкционированное государством в качестве общеобязательных норм права правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока не попало в орбиту государственных интересов.
Достоинства правового обычая:
— возникает не сверху, а снизу и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
— выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;
— доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком;
— в большинстве случаев исполняется добровольно, поскольку основан на привычках;
— позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.
Недостатки правовых обычаев:
— относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;
— неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;
— небольшая сфера распространения, его локальный характер[82].
2. Юридический прецедент– это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.
Достоинства правового прецедента:
— является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
— имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;
— имеет гораздо больший динамизма, чем нормативный акт.
Недостатки судебного прецедента:
— не имеет того авторитета и обязательности, который присущ нормативному акту;
— не исключает возможность произвола;
— не определен объем его действия[83].
3.Юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».
4. Религиозные тексты в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права(христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и Сунна, иджма, кияс, фетва и др. являются главными источниками мусульманского права.
5.Нормативно-правовой договор как источник права — это соглашение между различными субъектами права, содержащие правовые нормы. Такие договоры не только устанавливают права и свободы сторон, но могут быть направлены на установление норм права, которым обязуются на будущее время подчиняются их участники. Они имеются как в сфере частного, так и публичного права.
Виды договоров нормативного содержания:
1. По числу участников: двусторонние и многосторонние.
2. По предмету правового регулирования: в международном праве, конституционном праве, трудовом праве, гражданском праве и других отраслях.
Особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.
Контрольная работа.Правоведение.МИППС. вариант 98 — Стр 2
Договорное право является приоритетным источником права в международном публичном праве и в ряде отраслей национальных систем права – конституционном, трудовом, международном частном праве.
По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:
1. Федеративный договор от 31 марта 1992 года – договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов;
2. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
3. Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.
6.Нормативный правовой акт– это письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Этим он и отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие, — актов применения права, актов толкования права. На практике можно встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.
Признаки нормативно-правового акта:
1) Нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных органов. Это, как правило, государственные органы. В особых случаях нормативный правовой акт может быть принят в результате прямого народного волеизъявления (референдума).
2) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. В юридической литературе наиболее распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли.
3) Официальный характер нормативного правового акта. Официальный характер нормативные правовые акты получают ввиду их связи с государством. Нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений
4) Все виды нормативных правовых актов образуют систему, основанную на иерархической подчиненности. Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества.
Каждый вид актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Этот уровень определяется главным образом исходя из нормативно закрепленного положения нормативного правового акта в правовой системе Российской Федерации, как правило, исходя из соотношения с законом.
5) В нормативных правовых актах устанавливаются нормы права, которые представляют собой общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение.
6) Документарная форма и особая структура нормативного правового акта. В нормативном правовом акте в обязательном порядке должны содержаться определенные характеристики, в частности, указание на наименование органа, лица его принявшего, вид акта, название вопроса, которому он посвящен, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.
7) Процедурная природа нормативного правового акта.
8) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений и гарантируется принудительной силой государства.
Существует множество видов нормативных правовых актов:
1. По юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей.
Признаки закона:
1) Закон может быть принят только органами народного представительства(законодательными органами государственной власти)или непосредственно народом на референдуме(всенародном голосовании).
2) Закон может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленным в Конституции или законе.
3) Закон обладает наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам. Высшая юридическая сила означает, что содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам.
4) Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа.
5) Закон — это акт, содержащий главным образом общие нормы, т.е. нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы других актов.
6) Закон служит основанием для разрешения конкретных дел в судебном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
— по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные));
— по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);
— по сфере действия (федеральные и субъектов РФ)
— по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);
— по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);
— по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-ограниченные);
— по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);
— по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в законе; по истечении установленного срока в порядке общей процедуры правотворчества).
Подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.
Основными признаками подзаконного акта являются:
1) Закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции.
2) Подзаконные акты должны быть приняты на основании и во исполнение закона, не должны противоречить закону, и в соответствии с законом и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.
3) В данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм.
4) Подзаконным нормативным правовым актам присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.
5) Подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.
Классификация подзаконных актов:
— По сфере действия подзаконные нормативные правовые акты можно подразделить на общерегулятивные, отраслевые (ведомственные) и местные.
— По органам их издающим: нормативные указы Президента Российской Федерации; нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации; ведомственные нормативные акты; система нормативных правовых актов органов местного самоуправления; локальные нормативные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различной формы собственности.
2. По уровням принятия нормативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты: органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления (референдума или плебисцита).
3. По степени обобщенности нормативного материаламогут встречаться: кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.).
4. По их действию во времени(постоянные, временные, исключительные), впространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта федерации, муниципального образования), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства и акты внешнего действия, направленные на иных лиц).
5.По органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, организаций (локальные нормативные правовые акты).
В юридической литературе отмечается, что различное множество договоров возникает в управленческой сфере между федеральными министерствами, ведомствами и исполнительными органами субъектов федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.[98].
7.Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Выступало формой права в период Якобинской диктатуры и Парижской коммуны во Франции, первые годы советской власти.
8.Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.
задача
Два брата петр и андрей получили по наследству жилой дом по договоренности
Два брата, Петр и Андрей, получили по наследству жилой дом. По договоренности между братьями Петр с семьей пользовался тремя комнатами, выходившими на южную сторону, а холостяк Андрей — двумя комнатами с окнами на север. Кухня в доме находилась в общем пользовании.
Андрей пожелал уехать на Север, в связи с чем подыскал покупателя на выделенную ему часть дома. Петр, однако, заявил, что не допустит продажи части дома постороннему лицу. При этом он ссылался на то, что между братьями была лишь устная договоренность о порядке пользования домом и что дом в натуре вообще разделить нельзя без существенной перепланировки. Вместе с тем от приобретения части дома, которой пользовался Андрей, Петр отказался, поскольку не имеет для этого средств, а трех комнат ему с семьей вполне достаточно. Нотариус отказался удостоверить договор купли-продажи и рекомендовал братьям для разрешения спора обратиться в суд.
Насколько видно из вопроса между Андреем и Петром существует лишь устная договорённость о порядке пользования квартирой. Во первых необходимомо оформить в судебном порядке жилое помещение в долевую собственность. После переоформления жилой площади в долевую изменяется порядок распоряжения домом. В частности, правила продажи доли. Главным принципом в данном случае является соблюдение преимущественного права покупки. Что это означает? При продаже доли постороннему лицу остальные участники имеют преимущественное право на покупку продаваемой доли по цене, за которую она выставлена и на прочих равных условиях. Продавец обязан известить остальных участников долевой собственности о своем намерении продать долю. Делается это обязательно в письменной форме, с указанием цены и других условий продажи. Если в течение одного месяца остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю, продавец имеет право реализовать ее любому лицу. В случае, когда продавец нарушил данное правило, другой участник долевой собственности может в течение трех месяцев требовать перевода прав и обязанностей покупателя на него. Для этого ему необходимо обратиться в суд. В остальных случаях (дарение, залог, аренда) преимущественное право не действует. При подаче документов на государственную регистрацию надо приложить подтверждение отказа остальных участников долевой собственности от покупки доли. Если данный документ отсутствует, то орган, который осуществляет регистрацию, обязан приостановить ее, пока не пройдет месяц со дня извещения продавцом остальных участников долевой собственности.
Поскольку имеет место быть долевая собственность, то Андрей имеет полное право продать свою долю в праве общей собственности, предварительно предложив ее купить брату Петру.
Если Петр откажется от покупки или не приобретет продаваемую долю в течение месяца, Андрей вправе продать свою долю любому лицу. (ст. 250 ГК РФ) . Обратите внимание, продать он может долю, а не часть дома, так как выдела доли не было.