Выдержка из текста работы
Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности каким-либо высшим моральным предписаниям – божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за своё поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определённой цельностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом.
В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побудитель, направляя нас на соблюдение нравственных требований, создавая некоторую положительную психологическую установку; во-вторых, она может действовать как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в-третьих, совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его; в-четвёртых, она всегда несёт в себе моральную оценку наших поступков, вызывая соответствующие нравственные переживания.
Совесть – феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупрёки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения. О ней говорят «муки совести», «угрызения совести».
Совесть формируется на основе моральных требований среды и отражает их объективный характер. Но она, прежде всего, личностная оценка фактов, выражение нашего субъективного отношения к морально оцениваемому явлению.
Современные исследователи разделяют зло на три вида:
- физическое или природное зло;
- зло в общественных процессах(классовая ненависть, противостояние интересов, борьба за земли, социальное отчуждение);
- собственно нравственное зло;
Нравственным злом, называется зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Нравственное зло выражается в виде пороков – нравственно осуждаемых качеств личности. Таким образом, пороки выступают как качества зла личности.
Современные исследователи выделяют две основные группы человеческих пороков: пороки враждебности и пороки распущенности. К враждебности относятся агрессия, насилие, разрушительность, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено во вне. Враждебный к другим человек сознательно стремиться нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их.
Распущенность даёт общее название другой группе человеческих пороков: малодушию, трусости, лени, холопству, неумению совладать со своими влечениями, желаниями и страстями. К распущенности можно также отнести жадность, обжорство, похотливость, неуемную страсть к самым разным удовольствиям.
2. Написать свободную предметную рецензию на художественное произведение: В.Шекспир «Сонеты».
Вильям Шекспир, английский поэт и драматург, является одним из титанов той замечательной эпохи в истории человеческой культуры, которая получила название Возрождения (XIV-XVIвв.). В средние века архитектура, живопись, музыка, литература испытывали сильное влияние идей христианского аскетизма. Так, например, живописцы отказывались изображать грешное человеческое тело, предпочитая писать изможденные лица святых, выражающие аскетический идеал. Музыка была связана с богослужением, а все усилия архитекторов были направлены на постройку храмов. Теперь искусство, вдохновляясь новым, жизнерадостным мироощущением и любовью к человеку, переживает невиданный расцвет. Развивается светская музыка, выражающая внутренний мир человека. Живописцы и скульпторы стремятся показать красоту человеческого тела и раскрыть его духовное богатство.
Наиболее полно и широко отражает все веяния эпохи художественная литература. Писатели-гуманисты, создавая новую литературу, обращаются за помощью к античности. В античной культуре гуманистов привлекало жизнерадостное земное мироощущение и глубокая человечность. Гуманисты не повторяли античность, не копировали её, а лишь черпали в ней материал для выражения своих эстетических идеалов.
В 1609 году отдельной книгой вышли 154 знаменитых сонета, в которых Шекспир выразил свои мысли о цели жизни, о любви и дружбе, о царящей вокруг несправедливости.
Две главные темы развиваются в сонетах – тема любви и тема времени.
Теме любви как жизнеутверждающей силе посвящены все сонеты В.Шекспира. В эпоху Возрождения появлялись произведения, воспевающие чувственную любовь. У В.Шекспира (впервые после античности) этот возврат к анализу человеческих страстей, низменных и высоких, приобретает ярко выраженный характер:
Мешать соединенью двух сердец
Я не намерен. Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане… (Сонет 116)
На радость и печаль, по воле Рока,
Два друга, две любви владеют мной:
Мужчина светлокудрый, светлоокий
И женщина, в чьих взорах мрак ночной… (Сонет 144)
Как видим, любовь приобретает у В.Шекспира драматический оттенок, который усиливается изменами, невниманием со стороны любимых, разлуками с ними, социальным неравенством и т.д., но в то же время, автор указывает на жизненную силу любви, воспевает любовь-самопожертвование, любовь-страдание:
Особенной любви достоин тот,
Кто недостойной душу отдаёт… (Сонет 150)
Таким образом, неправильно было бы считать, что любовь в трактовке Шекспира – это только торжество чувственного начала. Любовь раскрывается Шекспиром в её глубоко человечном содержании. Истинная любовь заставляет быть добрым и самоотверженным.
Раскрывая тему времени, В.Шекспир передаёт уничтожающую силу его быстротечности («Мы вянем быстро…» Сонет 11) и при этом использует яркие метафорические образы ночи, зимы, орудий смерти. Противостоять натиску времени может только любовь как жизнеутверждающее чувство. Поэт видит спасение в потомках:
…И если ты любви себя отдашь,
Она тебя верней увековечит,
Чем этот беглый, хрупкий карандаш.
Отдав себя, ты сохранишь навеки
Себя в созданье новом – в человеке. (Сонет 16)
Как истинный гуманист, поэт говорит о неподкупности человека, его индивидуальности и неповторимости, над которыми не властно даже время:
Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они – перелицовка старины.
Наш век недолог. Нас не мудрено
Прельстить перелицованным старьём.
Мы верим, будто нами рождено
Всё то, что мы от предков узнаём.
Цена тебе с твоим архивом грош.
Во мне и тени удивленья нет
Пред тем, что есть и было. Эту ложь
Плетёшь ты в спешке суетливых лет.
И если был я верен до сих пор,
Не изменюсь тебе наперекор. (Сонет 123)
В этом философском сонете воплотился и мужественный оптимизм поэта, и любовь к жизни, и страстная жажда счастья на земле, и непримиримая ненависть ко всему, что мешает его осуществлению.
Произведения В.Шекспира внесли новую, свежую струю в историю морали. Его сонеты основаны на принципе гуманизма, который проявляется прежде всего в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. Смысл жизни В.Шекспир видит в духовном становлении человека:
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой клад за счёт бегущих дней
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней. (Сонет 146)
Сонеты В.Шекспира – это вызов религиозному аскетизму и ханженской строгости, которые царили в средневековье. Поэт видел также несовершенство современного ему мира и с болью писал об этом:
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока… (Сонет 66)
В этом сонете ясно выражено жизненное кредо Шекспира, гневно обличающего общественные пороки. Болью поэта проникнута каждая строфа, но мы не находим в нем рабской покорности, наоборот, автор не может примирится со злом. Восстановление справедливости во всем мире, обличение пороков – вот главная его задача как гуманиста.
Итак, по сравнению с религиозной моралью средневековья, моральные нормы и ценности Возрождения были иными: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханженской строгости приходит откровенная свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности. Этот интерес выражается у В.Шекспира в двух аспектах: с одной стороны, это культ художника-творца («Моя немая муза так скромна…» Сонет 85 и др.), с другой стороны, это обращение к жизни конкретного рядового человека, любование и восхищение им («Я думал, что у красоты твоей…» Сонет 83 и др.). Двум темам ( любви и времени как жизнеутверждающему и разрушительному началам) посвящены все сонеты Шекспира. Гуманизм великого английского поэта привнес новый антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей и стал основополагающим критерием и принципом морали для современников.
3. Выполнить задание и рассмотреть несколько путей совершенствования природы морального сознания. Американский исследователь Л.Колберг подверг экспериментальной проверке когнитивно-генетическую теорию морального развития личности и выделил ряд фаз и стадий такого развития.
«Доморальной» фазе соответствуют стадия-0, когда хорошо то, чего я хочу и что мне нравится; стадия-1, когда послушание вытекает из страха наказания, и стадия-2, когда человек руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).
Фазе «конвенциональной морали» соответствуют стадия-3, когда «хорошее поведение» движимо желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия-4, когда важна установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
И, наконец, фазе «автономной морали», которая переносит моральное решение внутрь личности, соответствует стадия-5А, когда человек осознает относительность и условность нравственных правил и понимает их как продукт общественного договора. На стадии-5В релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Лишь после этого (стадия-6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
На какой стадии морального развития и почему, по Вашему мнению, находится типичный представитель современной молодежи? Предложите рассуждения (используя примеры из личного жизненного опыта) о путях совершенствования моральной природы современного молодого человека на разных стадиях его морального развития.
В начале, я хотел бы немного уточнить данный вопрос: думаю, что рассматривая теорию Л.Колберга нельзя говорить о типичном представителе современной молодежи вообще.
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источник нравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивида на социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.
Поэтому, я буду рассуждать о типичном представителе белорусской молодёжи 18-25 лет. Безусловно, подавляющее большинство, будет находиться на фазе «конвенциональной морали» к 18 годам (Многие дети уже к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль). Однако, так как низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13—16 лет, то отдельные представители молодёжи будут находиться на «доморальной» фазе. Постконвенциональныйуровень развития моральных суждений (фаза «автономной морали»), редко встречается даже у взрослых людей. Его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, поЖ.Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.
Что касается конкретной стадии, то я думаю к 18 годам им будет соответствовать стадия-4, с последующим развитием вплоть до стадии 5-А у большого процента молодёжи.
Таким образом, я не могу дать однозначного ответа на вопрос: «На какой стадии морального развития находится типичный представитель современной молодежи?» Это и 4-я и 5А стадии (постепенно молодой человек развивается и совершенствуется его моральное сознание).
Почему именно 4-я стадия? Логическое мышление ещё не сформировано, поэтому молодой человек подходит к источнику моральных предписаний не критически. Основную роль в моральных предписаний играет ориентация в своем поведении на авторитет, что связано как я думаю, с выбором будущей профессии.
В дальнейшем при изучении развития морального сознания следует учитывать ведущую деятельность. Если ранее у всех детей ведущая деятельность совпадала, то после 18 лет часть молодых людей идёт работать, часть служить, часть учится в высших учебных заведениях. Общим видом ведущей деятельностью остаются межличностные отношения.
В дальнейшем молодой человек постепенно отходит от ориентации в своём поведении на авторитет. Развивая свой интеллект, он подходит к источнику моральных предписаний, опираясь уже на него. Впоследствии, отбрасывает авторитет и начинает судить сам.
Литература
- Этика: Учеб. Пособие/ Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова, Н.И.Мушинский и др.; Под ред. Т.В.Мишаткина, Я.С.Яскевич. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2004. – 509 с.
- Основы этики: Учебное пособие / И.Л.Зеленкова. – Издание 2-е, стереотип. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 496 с.