Содержание
1. Установите, в каких отношениях попарно могут находиться следующие понятия. Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем:
1.1 Треугольник; 1.2 Прямоугольный треугольник; 1.3. Непрямоугольный треугольник; 1.4. Геометрическая фигура.
Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными. Если они неправильные, то какие ошибки в их построении допущены. Изобразите отношения между приведенными суждениями с помощью круговых схем:
2.1 Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим;
2.2 Экономические преступления – общественно опасные деяния;
Подделка финансовых документов – экономическое преступление;
2.3 Все рыбы дышат жабрами;
3. Какой является формула ((р → ⌐q) → ⌐r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной, выполнимой, но не тождественно-истинной?
4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:
«Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он не удовлетворен работой».
5. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?
«Политика – это деятельность в сфере отношений между большими группами людей».
Выдержка из текста работы
Остапенко В.С. , к.ф.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия
Одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №9 от 18 апреля 2007 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………… |
4 |
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ, |
4 |
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………… |
4 |
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………………… |
5 |
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………… |
6 |
ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………………………… |
6 |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ …………… |
7 |
ОБРАЗЦЫ: |
|
Приложение 1. Титульный лист ………………………………………………… |
9 |
Приложение 2. Содержание ……………………………………………………… |
10 |
Приложение 3. Библиографический список (литература) …………………… |
11 |
ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАТНОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ……………………………. |
12 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольные работы по логике выполняются каждым студентом заочной формы обучения в соответствии с учебным планом Российской академии правосудия. Выполнение студентом контрольной работы — составная часть учебного процесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента.
Задачами выполнения контрольной работы являются:
— самостоятельное изучение соответствующей темы (раздела) учебной дисциплины;
— формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов и материалов юридической практики, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов по конкретной теме;
— выявление способности решать задачи юридического характера по изучаемой дисциплине.
— контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы студента.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ, РАЗРАБОТАННЫМ КАФЕДРОЙ
Тематика контрольных работ по логике разрабатывается кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с программой учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры. Темы контрольных работ отражают вопросы или отдельные аспекты дисциплины «логика», отвечают ее основному содержанию и целевым установкам. Порядок закрепления тем за студентами устанавливается по последней цифре номера зачетной книжки. В исключительных случаях допускается выход студента с инициативной темой, предварительно согласованной с преподавателем.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приступая к написанию работы, студент должен изучить дисциплину в объеме, установленном учебным планом Академии, и в соответствии с программой курса.
Выполнение работы осуществляется поэтапно:
— выбор темы;
— ознакомление с заданием;
— составление плана;
— подбор и изучение литературы, рекомендованной кафедрой по данной теме или варианту задания;
— в случае необходимости — подбор практического материала по теме работы;
— письменное оформление работы.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Структура контрольной работы, выполняемой по вариантам, разработанным кафедрой, включает:
— содержание (оглавление)[1] ;
— теоретический вопрос (если теоретических вопросов в задании более одного, то каждый теоретический вопрос выносится в оглавление отдельно);
— практическое задание (задачи) — каждая из задач выносится в оглавление отдельно;
— список литературы, использованной в процессе написания работы.
Работа открывается титульным листом[2] .
После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.
В случае, если задание контрольной работы состоит из теоретического вопроса и выполнения задач, то в содержании указывается наименование темы теоретического вопроса и каждая задача (например, задача 1, задача 2 и т.д.) с указанием номеров страниц[3] .
Во введении формулируются цели и задачи работы, указывается объект изучения, приводится обоснование значения темы, определяется ее структура. При необходимости дается краткий обзор научной литературы по теме работы.
В основной части раскрывается содержание темы работы: освещаются теоретические положения, анализируется основные аспекты темы. Структурно основная часть работы представлена разделами, которые, в свою очередь, могут включать подразделы. Оптимальное число разделов — 2-3. В каждом разделе должна раскрываться определенная часть темы, в каждом подразделе — отдельный вопрос темы работы.
В случае, если задание контрольной работы состоит из теоретического вопроса и выполнения задач, то теоретический вопрос раскрывается тематически (текстуально), а далее приводится подробное и аргументированное решение каждой задачи. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание или задачу начинать с нового листа.
В заключении приводится краткое обобщение содержания основной части, формулируются краткие выводы по изученной теме.
Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются источники, которые были использованы при написании работы (учебные издания, монографии, сборники статей, публикации в периодических изданиях). При составлении списка литературы сначала приводится список специальной, а затем научной литературы в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником)[4] .
Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, -таблицы, схемы, графики и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст работы, помогающие раскрытию основных вопросов, — помещается в приложении. Каждый документ располагается на отдельном листе.
Разделы располагаются в тексте работы в порядке, указанном в плане-содержании.
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по логике должна быть структурно четко выстроена, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Она должна отразить собственное понимание студентом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 10-12 страниц печатного текста). При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании литературных источников, простом пересказе учебников, учебных пособий, механической компиляции литературных источников.
При выполнении практических заданий (задач) необходимо приводить ссылки на соответствующие нормативные правовые акты или конкретные нормы закона, которые следует применить при аргументировании решения задачи.
ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Желательно, чтобы контрольная работа была представлена в печатном виде[5] . Для компьютерной верстки — полуторный интервал, размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом.
Объем работы составляет 10-12 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:
верхнее поле — 25 мм;
нижнее поле — 25 мм;
левое поле — 35 мм;
правое поле — 15 мм.
Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). 1-я страница — титульный лист — не нумеруется.
Не допускаются вставки на полях и между строк.
Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным моментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора курсовой работы. Цитата приводится в кавычках; цитирование какого-либо источника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Сноски даются постранично и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В сносках на издания литературы указываются: фамилия автора (если коллективный труд — наименование, указание на то, под чьей редакцией издан; если на обложку вынесены фамилии нескольких авторов, то в сносках, как и в списке литературы, указываются фамилии всех авторов); название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы (страниц). Для публикаций в периодических изданиях указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодического издания, год издания, выпуск, номер страницы (страниц)[6] .
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями, представляется на соответствующую кафедру не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. Факт представления контрольной работы фиксируется в журнале учета на кафедре: на титульном листе проставляется номер и дата представления работы (при условии соответствия темы или варианта представленной работы теме или варианту, закрепленному за студентом), после чего работа передается для проверки преподавателю.
Непредставление студентом контрольной работы является основанием для недопуска его к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине.
В случае несвоевременного представления контрольной работы — не в установленный срок, но до начала сессии, — вопрос о допуске студента к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине решается преподавателем.
Преподаватель проверяет контрольную работу, результат проверки доводится до студента до начала зачета или экзамена.
Студент допускается к зачету или экзамену только при условии получения положительной оценки за контрольную работу.
Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата контрольной работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведения зачета или экзамена. Если до начала зачета или экзамена доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к зачету или экзамену решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета или экзамена, студент обязан представить работу после проведения зачета или экзамена, в срок, согласованный с преподавателем, и пройти в течение текущей сессии защиту данной контрольной работы.
Контрольная работа может быть не зачтена в случаях, если:
— содержание темы не раскрыто в полном объеме;
— работа выполнена не в соответствии с планом;
— работа выполнена не самостоятельно;
— работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);
— работа написана неразборчиво, оформлена небрежно, наспех.
Оценка за контрольную работу («зачтено») проставляется преподавателем в ведомость, соответствующая запись вносится в зачетную книжку студента.
Контрольная работа уничтожается на кафедре по акту по окончании зачетно-экзаменационной сессии.
Приложение 1
Титульный лист
(образец)
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «_____________________ »
наименование дисциплины
Вариант №
Выполнил (а):
Студент (ка) ____ курса
заочной формы обучения
______________________
фамилия, и., о.
Преподаватель:
_______________________________
ученая степень, ученое звание, должность
____________________________________
фамилия, и., о
Дата представления работы
« » ____________ 200 _ г.
ВОРОНЕЖ
200__
Приложение 2
Образец
СОДЕРЖАНИЕ
№ стр.
Теоретический вопрос 1 (наименование темы теоретического вопроса) …
Теоретический вопрос 2 (наименование темы теоретического вопроса) …
и т.д.
Задача 1 …………………………………………………………………
Задача 2 …………………………………………………………………
Литература ……………………………………………………………………
Приложение 3
Библиографический список
(Литература)
Специальная и научная литература[7]
Фамилия, и., о. автора, наименование издания, место издания, год издания.
Наименование издания, место издания, год издания (для работ, выполненных коллективом авторов).
Специальная и научная литература
1. Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок / Е.Р. Азарян. – СПб. : Юрид. центр. Пресс, 2004. – 229 с. – (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса).
2. Дворянсков И.В. Эффективность альтернативных наказаний: компенсационная модель : учебно-методическое пособие для студентов вузов / И.В. Дворянсков ; под ред. А.М. Никитина. – М. : ЮНИТИ, Закон и право, 2005. – 96 с.
3. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – 541 с.
4. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для студентов вузов / под ред. М.Н. Марченко. – М. : Юристъ, 2005. – 656 с.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
1. Балеев С. Соучастие в преступлении: формы и классификация / С. Балеев // Уголовное право. – 2006. – № 5. – С. 8-11. – Библиогр. : 19 назв.
2. Прудникова А.Е. Правовая природа лизинга / А.Е. Прудникова // Ученые записки : сб. ст. / Рос. акад. правосудия ; Северо-Кавказ. фил. / редкол. А.Н. Жеребцов, А.Г. Эртель, В.В. Янова. – Краснодар, 2003. – Вып. 1. – С. 162 – 177.
3. Ткачевский Ю.М. Замена одного уголовного наказания другим в процессе его исполнения / Ю.М. Ткачевский // Вестник Московского университета. Сер.11. Право. – 2006. – № 2. – С. 20-35.
ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ 1
Задание 1.Составьте конспект 1 учебной темы.
Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:
На этом острове много птиц. – На этом острове обитает всего два вида птиц.
Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:
Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.
Задание 4. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".
Задание 5. Произведите ограничение понятия "Населенный пункт".
Задание 6. Заключено ли в следующем примере деление понятий? Установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.
Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
Задание 7. Является ли правильным следующее определение:
Состав преступления, как и содержание любого понятия, составляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления.
Задание 8. Преобразуйте следующие суждения путем превращения:
Москва – столица России.
Большинство из нас хорошо учится.
Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:
Если на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна, то на нем имеет место хищение зерна. На хлебоприемном пункте имеет место хищение зерна. Следовательно, на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна.
Задание 10. Обосновано ли вывод в следующем умозаключении:
Преступление может быть совершено путем действия или путем бездействия. Это преступление не совершено путем действия. Следовательно, это преступление совершено путем бездействия.
Задание 11. Можно ли сделать выводы из следующих посылок, если можно, то какой? Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:
Все планеты вращаются вокруг Солнца. земля вращается вокруг Солнца. Следовательно…
Задание 12. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:
Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителя ми сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…
Задание 13. Может ли быть получено следующее заключение при помощи полной индукции?
Ни один студент группы не является неуспевающим.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
2. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература
1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
2. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Составьте конспект 2 учебной темы.
Задание 2. Объясните, в чем заключается ошибка следующего рассуждения:
Мне нравится все зеленое. Эта картина зеленая. Мне нравится эта картина.
Задание 3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующая пара суждений:
Все слушатели группы подготовлены к семинару. – Некоторые слушатели группы не подготовлены к семинару.
Задание 4. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия:
Орудие преступления. Огнестрельное оружие. Пистолет. Нож.
Задание 5. Произведите обобщение понятия "Тайное похищение личного имущества граждан".
Задание 6. Правильно ли произведено следующее отрицание? Исправьте допущенные ошибки:
Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.
Задание 7. Могут ли быть одновременно истинными суждения каждой из следующих пар?
Все протоколы составлены. – Некоторые протоколы составлены.
Все вещественные доказательства собраны. – Не все вещественные доказательства собраны.
Задание 8. Является ли правильным следующее умозаключение:
Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.
Задание 9. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма, установите, следуют ли полученные выводы с необходимостью:
Все курсанты вузов МВД РФ изучают логику. Иванов не курсант вуза МВД РФ. Следовательно…
Задание 10. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма.
Административное правонарушение – антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением. Следовательно…
Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление. Следовательно…
Задание 11. Определите метод умозаключения:
Дикое животное в неволе пользуется хорошим уходом и питанием, но болеет. Следовательно, причина болезни – неволя.
Задание 12. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:
Кто одержал победу в сражении при Бородино в 1812 году?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
4. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература
3. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 3
Задание 1. Составьте конспект 3 учебной темы.
Задание 2. Нарушены ли законы формальной логики в следующем рассуждении?
Иванов хорошо выполняет свои обязанности. – Иванов достоин повышения в должности.
Задание 3. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:
Пистолет. Оружие. Орудие. Патроны. Огнестрельное оружие.
Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:
Учебник – Новый учебник – Книга – Печатное издание.
Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
Преступление – должностное преступление – халатность – получение взятки.
ГУВД – отделение милиции – 12-е отделение милиции.
Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание
деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.
Гражданский кодекс РФ состоит более чем из четырех сотен статей.
Сделки бывают односторонние и двусторонние.
Задание 7. Являются ли следующие высказывание определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.
Паспортный режим есть важное средство наведения порядка в обществе.
Задание 8. Произведите отрицание следующего сложного суждения:
Если просыпать соль, то произойдет несчастье.
Задание 9. Преобразуйте следующее суждение путем обращения:
Некоторые дни в феврале достаточно теплые для этого времени года.
Задание 10. Является ли правильным следующее условно-категорическое умозаключение?
Если в магазине при ревизиях систематически обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти, то в данном магазине реализуются похищенные запчасти. В магазине при ревизиях не обнаруживаются одни и те же безучетные запчасти. Следовательно, в данном магазине не реализуются похищенные запчасти.
Задание 11. Соблюдены ли общие правила силлогизма в следующем примере? Проверьте выводы с помощью круговых схем:
Все люди с повышенной температурой – больные. Этот человек не имеет повышенной температуры. Следовательно, он не болен.
Задание 12. Правильно ли построен следующий силлогизм? Выясните допущенные ошибки, если они есть:
Русские изобрели радио. Попов – русский. Следовательно, Попов изобрел радио.
Задание 13. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:
"Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в особо крупных размерах?"
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
5. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
6. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
5. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 4
Задание 1. Составьте конспект 4 учебной темы.
Задание 2. Требование какого формально-логического закона нарушено в следующем рассуждении?
Некоторые слушатели нашей группы Андреев и Владимиров плохо подготовились к экзамену по логике и не сдали его. Совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по истории Отечества.
Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:
Автомобиль. Механизм. Карбюратор. Легковой автомобиль. Модель автомобиля.
Задание 4. Ограничьте понятия "Особо опасный преступник".
Задание 5. Проверьте правильность следующего объявления с помощью операции умножения понятий:
Безбилетный проезд и бесплатный провоз багажа наказывается штрафом.
Задание 6. Улучшите стиль речи:
Милиционер, сержант милиции П., прошел лечение в госпитале и приступил к службе.
Задание 7. Является ли правильным следующее определение:
Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.
Задание 8. Правильно ли произведено превращение?
Всякое конъюнктивное суждение можно разложить на совокупность простых. – Ни одно конъюнктивное суждение не относится к таким суждениям, которые нельзя было бы разложить на совокупность простых суждений.
Задание 9. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в каждой из пар?
Каждое гражданское дело имеет свои особенности. – Некоторые гражданские дела никаких особенностей не имеют.
Преступник не может не оставить следов. – Преступник может не оставить следов.
Задание 10. Можно ли сделать однозначный вывод из следующих посылок:
Если Икс совершил преступление, то он был на месте преступления. Икс был на месте преступления.
Задание 11. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:
Ни один курсант нашей группы не курит.
Задание 12. Определите состав и фигуру следующего силлогизма:
Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Слушатель изучал логику, следовательно, он ее знает.
Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:
Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.
Задание 14. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:
Является ли логика вашей любимой учебной дисциплиной?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
7. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
8. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
6. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
7. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 5
Задание 1. Составьте конспект 5 учебной темы.
Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:
Профессор, обращаясь к аудитории, говорит: " Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один — в Национальном музее, другой — у меня.
Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими двумя группами понятий:
Уголовное право. Право. Гражданское право.
Получение взятки. Незаконное изготовление спиртных напитков. Вооруженное ограбление. Преступление.
Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:
Огнестрельное оружие – оружие – орудие преступления – орудие.
Столица – большой город – город – населенный пункт.
Задание 5. Улучшите стиль речи:
После восстановления вступили в строй школы, больницы, учебные заведения.
Задание 6. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.
Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.
Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.
Задание 7. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.
Конституция – свод законов, являющихся основными в конкретном обществе.
Законопослушный гражданин – человек, не уличенный в совершении противоправных действий.
Задание 8. Признав первое суждение в каждой из пар ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.
Все виды лжи заслуживают порицания. – Некоторые виды лжи не заслуживают порицания.
Некоторые граждане не соблюдают паспортный режим. – Все граждане соблюдают паспортный режим.
Задание 9. Определите качество и количество следующих суждений. Выразите соотношение между терминами с помощью круговых схем:
Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют.
Не все то золото, что блестит.
Задание 10. Могут ли быть одновременно ложными оба суждения в следующих парах суждений?
Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. – Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.
Некоторые правовые акты не являются нормативными. – Все правовые акты являются нормативными.
Задание 11. Можно ли сделать правильный вывод из следующих посылок:
Кончил дело — гуляй смело. Иванов гуляет. Следовательно …
Задание 12. Проверьте правильность силлогизма:
Все преступления осуждаются общественностью. Данное деяние не преступление. Следовательно, оно не осуждается общественностью.
Задание 13. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:
Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки — должностное преступление.
Задание 14. Определите вид вопроса, его логическое строение, правильность:
Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищение в особо крупных размерах?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
9. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
10. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
8. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
9. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 6
Задание 1. Составьте конспект 6 учебной темы.
Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:
Вор не желает ничего дурного. Приобретение хорошего — дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
Задание 3. С помощью логических кругов покажите отношения между следующими группами понятий:
Понятие. Абстрактное понятие. Общее понятие. Единичное понятие. Содержание понятия.
Правонарушение. Преступность. Кража. Хищение государственного имущества. Понятие кражи.
Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений:
Криминология – юридическая наука – наука.
Одиночный выстрел – выстрел – залп.
Задание 5. Проверьте правильность следующих ограничений:
Техника – аудиотехника – видеотехника – магнитофон – видеомагнитофон.
Время – время года – весна – май – май 1999 года.
Задание 6. Является ли правильным следующие определения:
Логика ¾ это наука о логическом в мышлении.
Философ ¾ это человек, разрабатывающий научную методологию.
Задание 7. Правильно ли произведены следующие отрицания? Исправьте допущенные ошибки:
Иванов хорошо учится и он прекрасный спортсмен. – Иванов учится плохо и он плохой спортсмен.
Колумб открыл Америку, а Магеллан первым совершил кругосветное плавание. – Или Колумб не открыл Америку, или Магеллан совершил не первым кругосветное плавание.
Задание 8. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из суждений:
Все сотрудники занимаются огневой подготовкой.
Некоторые государства не являются федеративными.
Задание 9. Является ли правильным следующее умозаключение:
Если не зафиксировано изъятие следов преступной деятельности в протоколе, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Следовательно, изъятие следов преступной деятельности не зафиксировано в протоколе.
Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?
Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.
Статья 181 УК РФ распространяется на лиц, давших заведомо ложные показания. Свидетель К. заведомо ложных показаний не давал, следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется.
Задание 11. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:
Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки ¾ должностное преступление.
Задание 12. В какой ложной посылке выражается некорректность следующего вопроса:
"Как Вы можете выступать за сохранение смертной казни, если сами не согласились бы привести смертный приговор в исполнение?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
11.Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
12. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
10.Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
11.Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 7
Задание 1. Составьте конспект 7 учебной темы.
Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:
Собакевич, характеризуя чиновников губернского города, отзывается о прокуроре так: "…Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья".
Задание 3. Содержание какого понятия богаче в следующей паре понятий:
Тихий океан. Часть земной поверхности, покрытая водой.
Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:
Високосный год – год – часть столетия – столетие.
Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основа ние деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:
Учебник логики состоит из двенадцати глав.
Углы бывают тупые, острые и вертикальные.
Задание 6. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.
Праздность – мать всех пороков.
"Человек ¾ смеющееся животное" (Аль-Фараби).
Задание 7. Сделайте логический вывод путем обращения и путем превращения следующего суждения:
Ни один сотрудник правоохранительных органов не имеет права заниматься частной коммерческой деятельностью.
Задание 8. Произведите отрицания следующего сложного суждения:
Птицы появились над морем – близко земля.
Задание 9. Определите логическую структуру следующего умозаключения. Проверьте правильность вывода.
Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.
Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какое именно правило нарушено?
Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Следовательно, данное доказательство не имеет юридической силы, так как оно получено с нарушением закона.
Задание 11. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью:
Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Иванов имеет высшее юридическое образование. Следовательно …
Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:
Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением.
Задание 13. Носят ли выводы в следующих умозаключениях по аналогии логически правильный характер, если нет, то почему?
Слово "мышление" имеет такое же строение, как и слово "крушение". В слове "крушение" ударение падает на второй слог. Следовательно, в слове "мышление" ударение тоже падает на второй слог.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
13.Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
14. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
12.Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
13.Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 8
Задание 1. Составьте конспект 8 учебной темы.
Задание 2. Какой методологический принцип формальной логики нарушен в следующем высказывании:
Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, надо принимать как можно больше лекарств.
Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:
Европа. Европейская страна. Англия. Франция. Столица Франции.
Задание 4. Проверьте правильность следующего обобщения:
Учебник – новый учебник – книга – печатное издание.
Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильном делении укажите, какие правила нарушены:
Леса делятся на лиственные, хвойные, смешанные, еловые и сосновые.
Год делится на двенадцать месяцев.
Задание 6. Произведите отрицания следующих сложных суждений:
Много будешь знать – скоро состаришься.
Или на тело не действует сила, или оно не движется с ускорением.
Задание 7. Выясните, являются ли следующее высказывание определением.
Кобра – очковая змея, водится в Южной Азии; очень ядовитая.
Задание 8. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:
Не имеющие аттестата зрелости не могут быть приняты в институт.
Некоторые правонарушения являются проступками.
Задание 9. Восстановите следующие высказывания до условно-категорических умозаключений в утверждающем и отрицающем модусах:
Внезапно стало темно, значит, затмение солнца наступило.
Если он не решил эту задачу, то логику он не знает.
Задание 10. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то какое именно правило силлогизма нарушено?
Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности. Гражданин Т. привлекается к уголовной ответственности. Следовательно, он совершил должностной подлог.
Задание 11. Определите правильность следующего силлогизма:
Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. Данная доверенность недействительна. Следовательно, в данной доверенности не указана дата ее совершения.
Задание 12. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм:
Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур.
Задание 13. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:
На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
15.Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
16. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
14.Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
15.Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 9
Задание 1. Составьте конспект 9 учебной темы.
Задание 2. Нарушено ли требование закона достаточного основания в каком-либо из следующих суждений?
Д. не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Это правонарушение не является умышленным, значит, оно относится к неосторожным правонарушениям.
Человек в театре видит, что место впереди него имеет номер 22, поэтому он решает, что его место тоже номер 22.
Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы:
Движение. Скорость. Ускорение. Вращение. Медленное движение.
Задание 4. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:
Отрезок – отрезок прямой линии – прямая линия.
Предмет – учебный предмет – логика – раздел логики.
Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:
Понятия делятся на единичные, общие, абстрактные, конкретные, положительные и отрицательные.
Земной шар делится на западное и восточное полушария.
Задание 6. Какое суждение являются отрицанием следующего суждения:
Все задачи, заданные на дом, трудны.
Задание 7. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений:
Состав преступления при квалификации противоправного деяния имеется в полном объеме.
Некоторые свидетели не дают правдивых показаний.
Задание 8. При помощи "логического квадрата" выведите суждения, противоположные и подчиненные данному:
Слова могут быть разделены на слоги.
Задание 9. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру силлогизма. Правильно ли сделан вывод? Если нет, то какие правила силлогизма нарушены?
Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин Д. от уголовной ответственности освобожден. Следовательно, гражданин Д. не является лицом, совершившим преступление в состоянии опьянения.
Задание 10. Определите логическую структуру следующих умозаключений; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.
Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщаемые свидетелем, в данном случае могут служить доказательством. Следовательно…
Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не обнаружено прямого умысла. Следовательно…
Задание 11. Какие суждения предполагает постановка следующего вопроса:
Много ли книг в Вашей домашней библиотеке?
Задание 12. Подвергните критике следующую аналогию:
И. Кеплер писал о том, что Земля подобно человеку имеет внутреннюю теплоту, в этом убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно сосудам живого тела на земле имеются реки. Существует еще целый ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению И. Кеплера, Земля тоже имеет душу.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
17.Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
18. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
16.Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
17.Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
ВАРИАНТ 10
Задание 1. Составьте конспект 10 учебной темы.
Задание 2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
Каждый человек получает удовольствие от жизни. – Только некоторые люди получают удовольствие от жизни.
Задание 3. Определите отношения между следующими понятиями и выразите их с помощью круговой схемы:
Окно. Оконная рама. Оконный проем. Створка оконной рамы.
Задание 4. Проверьте правильность следующих обобщений понятий:
Морской хищник – хищник Арктики – хищник – морское животное.
Животноводство – отрасль сельского хозяйства – сельское хозяйство.
Задание 5. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила нарушены:
Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоброжелательными.
Первый курс делится на три учебные группы.
Задание 6. Является ли правильным следующее определение:
Бочка – сосуд для хранения жидкостей и сыпучих веществ.
Задание 7. Правильно ли произведены следующие преобразования суждений путем обращения? Если обращение неправильное, укажите ошибки и выполните преобразование суждения правильно:
Паук – не насекомое. – Некоторые насекомые не являются пауками.
Силлогизм есть вид умозаключений. – Некоторые умозаключения не являются силлогизмами.
Задание 8. Составьте схему умозаключения и проверьте его логическую правильность. Если допущены ошибки, укажите, в чем они состоят:
Он или не купил билет, или опоздал к началу сеанса. Он опоздал к началу сеанса. Следовательно, он купил билет.
Задание 9. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма:
Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно…
Задание 10. Определите состав, фигуру и модус следующего силлогизма; найдите вывод, термины, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем.
Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.
Задание 11. Определите логическую структуру следующего умозаключения; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность.
Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным.
Задание 12. Какие суждения предполагает постановка следующих вопросов:
К какому виду придаточных предложений относится выделенная часть предложения?
Насколько способствует напряженное чтение возрастанию остроты зрения?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
19.Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для студентов вузов/ – М.: Дело, 2005.–264 с.– (Серия «Российское право: теория и практика»)
20. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. — М.: Проспект, 2006. — 184 с.
Дополнительная литература:
18.Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. — 3-е изд., испр. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 416 с. — (Высшее юридическое образование)
19.Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2006. — 256 с.
[1] См. Приложение 2.
[2] См. Приложение 1,2.
[3] См. Приложение 2.
[4] См. Приложение 3.
[5] При отсутствии доступа к печатающим устройствам возможно представление работы в рукописном виде; в этом случае параметры страницы должны соответствовать приведенным требованиям, работа должна быть написана аккуратно, четким, разборчивым почерком.
[6] См. Приложение 3.
[7] Список источников приводится в алфавитном порядке авторов и названий.