Выдержка из текста работы
Бакенбарды, бандероли, ботинки, ботфорты, вуали, голосины, жирафы, манжеты, мозоли, молодчины, плацкарты, погоны, проруби, рельсы, рояли, сандалии, тапки, туфли, тюли, шампуни.
Авеню, АТС, бра, Батуми, безе, Бизе, боа, визави, Дели, жюри, какаду, какао, Капри, кенгуру, КГБ, кольраби, коммюнике, кофе, крупье, ЛДПР, Миссисипи, ООН, пенальти, пони, салями, сулгуни, табу, ТЭЦ, хиппи, цеце, цунами, ЧелГУ, Чили, ЮНЕСКО.
Укажите слова, которые не соответствуют литературной норме. В каком случае нельзя подобрать пару по родовому признаку.
Агроном, адвокат, аспирантка, балерина, генерал, директриса, доярка, директор, кондуктор, корреспондент, космонавт, маникюрша, певец, секретарь, спортсмен, юбиляр.
Категория числа
От данных существительных образуйте форму мн. числа. Какие существит. имеют варианты? Образец: автор – авторы.
Бухгалтер, вексель, директор, договор, инженер, инспектор, катер, кондуктор, лектор, мех, образ, повар, пропуск, профессор, слесарь, соболь, токарь, тормоз, трактор, хлеб, шофер, якорь.
Образование падежных форм
Образуйте от данных существительных форму Род. падежа мн. числа.
Образец: баклажаны – баклажанов.
Англичане, апельсины, баклажаны, вафли, гектары, грузины, дно, заморозки, калмыки, кии, килограммы, кочерги, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи, туркмены, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли.
Раскройте скобки, употребив имена и фамилии в нужной форме.
Встреча с (Иван Петрович Петух, Нинель Павловна Солоп, Даниель Дефо, Томас Майн Рид, Павел Александрович Долгих, Петр Ремень, Даниленко, Немирович-Данченко, Татьяна Друбич, Виктор Друбич, Фенимор Купер).
Имя прилагательное
1. Образуйте от данных прилагательных три формы: краткую, простые формы сравнительной и превосходной степени. Образец: хороший – хорош, лучше, лучший.
Плохой, естественный, торжественный, искусственный, золотой, красивый.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена полной формы прилагательного краткой формой, а в каких – нет? Объясните.
Белый снег – белый стих, глухой согласный – глухой человек, круглый шар – круглый сирота.
Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных. Исправьте ошибки.
1) Он был горяч, полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4) Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5) Один брат шумный, другой – тих. 6) Более быстрее развивается машиностроение. 7) Этот ребенок склонный к простуде. 8) Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 9) Дипломная работа должна быть переплетенная. 10) Поведение его было далеко не безупречно. 11) Наш край богатый талантами. 12) Указанный признак здесь более сильнее. 13) Этот дом более высок. 14) Отец у Коли более строже.
Местоимение
Отметьте нарушения норм употребления местоимений.
1) На ихней стоянке горел костер. 2) Когда в университет приходит новое поколение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки. 3) Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года. 4) Группа попросила переэкзаменовать их в первую очередь. 5) Лицо у ней круглое. 6) Мать попросила дочь принести свое платье. 7) Нога провалилась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать. 8) Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг интеллигенция. 9) Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия? 10) В это день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 11) Курсовая работа студентки Остаповой дает право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.
Имя числительное
Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы.
1. Радостно встретились после долгой разлуки (два/двое друг). 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. В семье было (три/ трое сын), все (три/трое) — прекрасные охотники. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. В обоих странах скоро будут выборы. 6. Трое работниц не смогли выйти на работу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. У обоих ворот стояли постовые. 9. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать четыре яслей.